Представлять "отца импрессионизма" Эдуара Мане не надо. Впрочем, и картина, о которой пойдет речь, не нуждается в представлении - она является своеобразной визитной карточкой художника, связанной со стремительным и скандальным взлетом карьеры Мане.
Напомню, лишь некоторые факты и объясню, в связи с чем эта картина стала героиней поста.
Весной 1863 года жюри официального Салона отвергло три тысячи из представленных пяти тысяч полотен. Оно стремилось всячески ограничить приток новых художников, считая, что они могут стать "серьезной опасностью для общества".
Луи Наполеон повелел выставить все отвергнутые произведения в расположенном рядом с Салоном Дворце промышленности. Эта параллельная выставка получила название "Салон отверженных".
Среди представленных там работ были полотна Писсарро, Сезанна, американского художника Уистлера. Но подлинным центром притяжения стала самая первая крупная работа
Эдуарда Мане – картина
"Завтрак на траве".
Эдуар Мане Завтрак на траве 1863 г. музей Д’Орсе, Париж
Все хотели видеть изображение двух молодых мужчин и двух женщин, - одна из которых была полуодета, а вторая совершенно обнаженной, - устроивших пикник на лесной поляне. Обнаженная при этом смотрела на зрителя с такой обескураживающей беспечностью, что критики почти лишались чувств при виде подобной непристойности. Скандал был полным. Весь Париж стоял на голове.
Наполеон III и императрица, посетившие Салон отверженных, также были возмущены. Император распорядился впредь другого «Салона отверженных» не открывать.
Для широкой публики, привыкшей к тому, что в картине обязательно должен быть интригующий литературный сюжет, "Завтрак на траве" оставался непостижимым.
Мане был поражен и оскорблен реакцией на свое произведение.
Картину критиковали также за то, что художник построил композицию на основе уже существующего произведения. Группа людей, изображенная в картине, была полностью заимствована из гравюры
Маркантонио Раймонди "Суд Париса" (1515/16, гравюра на меди), сделанной по рисунку Рафаэля (который, увы, утерян!).
Маркантонио Раймонди The Judgment of Paris 1514-18 г.
Маркантонио Раймонди The Judgment of Paris (деталь) 1514-18 г.
Вдохновленная античностью картина демонстрирует способность Рафаэля точно представлять изученные им человеческие пропорции и анатомию, а также умение создавать композиции различных групп.
Мане превратил героев древнего мифа в современников.
Хотя, нужно признать, что в среде художников всегда было принято, в целях совершенствования своего мастерства, копировать работы великих мастеров, но при этом каждый интерпретировал другого художника в свойственной ему манере.
Веласкес, который был величайшим примером для Мане, копировал многие полотна Тициана. Великий фламандский портретист ван Дейк, ученик Рубенса, также использовал в своих религиозных композициях 1617-1621 годов приемы своего прославленного учителя.
Создавая "Завтрак на траве", Мане был далек от того, чтобы низвергать традиции европейской живописи или заниматься явным плагиатом. Тем не менее, тема заимствования еще долго обсуждалась современниками.
Источник:
Биография Э.Мане