-¬сегда под рукой

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќиколай_ офырин

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.11.2006
«аписей: 1061
 омментариев: 27087
Ќаписано: 35041

«ј√јƒ » "ѕ≈“≈–Ѕ”–√— ќ√ќ “≈ —“ј"

„етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 10:03 + в цитатник
ƒва дн€ € участвовал в работе научной конференции Ђѕетербургский текст сегодн€ї, проходившей в ƒоме ѕисател€ в ѕетербурге. Ћитературоведы, лингвисты, психиатры, театроведы, писатели, философы, издатели и даже юристы пытались найти объ€снение загадке существовани€ такого €влени€ как Ђѕетербургский текстї. ќдни отрицали существование этого феномена, другие настаивали, что таковой существует, в отличие от текста московского.
¬ конференции принимали участие писатели јндрей Ѕитов, ћихаил  ураев, ¬алерий ѕопов, ѕавел  русанов, јлександр ћелихов, литературоведы Ѕорис јверин, Ќаталь€ »ванова, ¬ладимир Ќовиков и многие другие.



 ак известно, пон€тие Ђѕетербургский текстї ввЄл в литературоведческий обиход московский филолог ¬ладимир Ќиколаевич “опоров. ¬ своей книге Ђѕетербург и Уѕетербургский текст русской литературыФ (¬ведение в тему)ї он доказывает, что это не только литературна€, но и метафизическа€, и мистическа€ реальность.
Ђѕетербургский текстї это и Ђћедный ¬садникї ј.—.ѕушкина, и Ђѕетербургские повестиї Ќ.¬.√огол€, и романы ‘.ћ. ƒостоевского.



ќднако не вс€кое произведение на петербургскую тему или петербургского автора можно считать Ђѕетербургским текстомї.
ѕочему же существует такой литературный феномен как Ђѕетербургский текстї?


ѕо мнению ¬.Ќ.“опорова, основна€ иде€ Уѕетербургского текстаФ Ч через символическое умирание, смерть к искуплению и воскресению.
УѕетербургскийФ текстФ это некий синтетический сверхтекст, с которым св€зываютс€ высшие смыслы и цели. “олько через этот текст ѕетербург совершает прорыв в сферу символического и провиденциальногоФ.

√ород в Уѕетербургском текстеФЧ реальность высша€, символико-мифологической природы.
ѕетербург Ч это пространство, в котором Уразыгрываетс€ основна€ тема жизни и смерти, и формируютс€ идеи преодолени€ смерти, пути к обновлению и вечной жизниФ.
ѕетербург Ц это и окно в ≈вропу, и прόкл€тый и прокл€тый город, Убездна, предвещание эсхатологической гибелиЕ ѕуть к нравственному спасению, к духовному возрождению в услови€х, когда жизнь гибнет в царстве смерти, а ложь и зло торжествуют над истиной и добромФ.

ѕ–»¬≈ƒ” Ќј»ЅќЋ≈≈ »Ќ“≈–≈—Ќџ≈ “≈«»—џ »« ¬џ—“”ѕЋ≈Ќ»… ”„ј—“Ќ» ќ¬  ќЌ‘≈–≈Ќ÷»».


ѕј¬≈Ћ јЌј“ќЋ№≈¬»„  Ћ”Ѕ ќ¬ в своЄм докладе Ђƒискурсивный дендизмї, в частности, сказал, что дендизм это элемент петербургского текста. ƒенди были и Ѕлок, и ѕушкин, и Ѕродский.
ƒискурсивный денди не использует слов, которым не может дать толкование, не заканчивает цитат, использует старые позабытые всеми слова, и пр.
“екст может быть осознан только со стороны.

¬ беседе со мной ѕ.ј. лубков высказал мнение, что поэзи€ рождаетс€ из взаимодействи€ с €зыком, и пусть даже будет она слегка Ђглуповатаї (по выражению ѕушкина).
я же считаю, что поэзи€ рождаетс€ из взаимодействи€ со смыслом, и потому должна быть адекватной ему, пусть даже и не всегда и всем пон€тной.
ћоЄ мнение, что искусство существует не само по себе, как полагал јристотель. ≈сли бы искусство не было востребовано, оно бы давно умерло. »скусство, бесспорно, способно мен€ть человека, но лишь того, кто хочет изменитьс€.

Ђя думаю, что русска€ литература была бы здоровее, естественнее и мощнее, если бы в ней не было запуганного на »змайловском плацу ƒостоевскогої. (ѕ.ј. лубков).

¬ кулуарах возник спор, какой писатель лучше пишет: тот, кто строчит ради вознаграждени€, или кто и не думает об оплате?
я считаю, что нельз€ служить двум богам: просить вдохновени€ у Ѕога и при этом желать денег. ¬едь если пишешь дл€ души, то как можно требовать ещЄ и вознаграждени€?! Ёто всЄ равно что требовать вознаграждени€ за молитву!


»ќ—»‘ Ќј”ћќ¬»„ √”–¬»„ в своЄм докладе Ђѕсихопатологический подход к анализу текста (на примере современного ѕетербургского текста)ї, высказал мысль, что такой подход не всегда продуктивен, поскольку многие известные люди страдали различными формами психических заболеваний. ѕушкин страдал депресси€ми, ’рущЄв маниакальными про€влени€ми. ’орошие писатели описывают то, что пережили, а не что прочитали. ѕсихоаналитическое толкование культуральных различий себ€ не оправдало. Ёто мало что даЄт дл€ углублЄнного понимани€ текста и самого феномена творческой одарЄнности.  валификаци€ в психиатрических терминах не означает понимани€ в научном или художественном смысле этого €влени€.

Ќа мой вопрос, можно ли рассматривать писательскую де€тельность с позиций ƒюргейма как психопаталогию, »осиф Ќаумович (с которым мы вместе работали в Ќ»» комплексных социальных исследований Ћенинградского университета) ответил, что творчество скорее нужно относить к разр€ду позитивных отклонений, а уровень самоубийств среди писателей не всегда выше других категорий.


—¬≈“ЋјЌј Ѕќ–»—ќ¬Ќј јƒќЌ№≈¬ј в своЄм докладе Ђ“рэш, нуар и поиски себ€: пространство городаї (на примере свадебных фотографий) высказала мнение, что наиболее сокровенное выражаетс€ через невербальные средства. –еальности не существует, кроме той, которую мы создаЄм. Ёмо, панки, готы существуют в —¬ќ≈… реальности.

Ќј“јЋ№я Ѕќ–»—ќ¬Ќј »¬јЌќ¬ј по этому поводу сказала, что петербургский текст не отличаетс€ от московского с точки зрени€ съЄмки в исторических местах; это текст, который может существовать в контексте любого большого города.

я высказал мнение, что Ђѕетербургский текстї в представленных свадебных фотографи€х существует только в пространстве нашего города, ибо такие фотографии можно сделать только в ѕетербурге, и более нигде, что создаЄт их уникальность и специфичность как Ђѕетербургский текстї.


¬Ћјƒ»ћ»– »¬јЌќ¬»„ Ќќ¬» ќ¬ в своЄм докладе Ђ—овременный ѕетербургский текст: взгл€д из ћосквыї высказал мнение, что Ђѕетербургский текстї Ц это эссема, нечто необ€зательное, всЄ что угодно под этим можно понимать. ј вот Ђмосковского текстаї нет, и не надо его придумывать.
Ђѕетербургский текстї Ц это когда структура города отражаетс€ в структуре произведени€.
ѕетербург Ц город, а ћосква это не город, это Ђстранаї, нечто экстенсивное, азиатское, котора€ противостоит петербургской интенсивной городской организации, что, собственно, москвича и влечЄт сюда.
ћы приезжаем в ѕетербург прогул€тьс€ по тексту. » если по тексту можно гул€ть, то текст существует. јрбат не €вл€етс€ Ђтекстомї, в отличие от Ќевского проспекта.
»менно в ѕетербурге возможно самое перспективное направление в литературе.
Ќадо признать, что кончилась филологическа€ эпоха, эпоха текстоцентризма, логоцентразима. ≈сли мы хотим что-то новое сказать читателю, нужно заниматьс€ антропологией, копатьс€ в сущности своей антропологической.
Ћитература развиваетс€ (согласно закона “ын€нова) не как традици€, а как отталкивание.

»¬јЌќ¬ј Ќј“јЋ№я Ѕќ–»—ќ¬Ќј заметила, что раз существует петербургский текст, то существует и разрушение петербургского текста. “о есть торжество петербургского текста происходит через его разрушение и вновь созидание.


ћј–»я ƒћ»“–≈¬— јя выступила с докладом Ђѕетербургский театр: соразмерность пространствуї. ќна, в частности, отметила, текст сегодн€ это не об€зательно печатный текст. “екстом может быть и театральна€ постановка, и фотосъЄмка, и скульптура.
ѕетербург Ц это регламентированность и разумность. ћосква Ц спонтанность и душевность.
¬ ћоскве всЄ соразмерно человеку. ¬ ѕетербурге человек вписываетс€ в пространство. ѕетербург строилс€ не дл€ жизни, а дл€ того, чтобы человек чувствовал себ€ маленьким.


—≈–√≈… јЋ≈ —јЌƒ–ќ¬»„ ‘ќћ»„®¬ в своЄм докладе Ђѕушкин в современном миреї отметил примечательный факт, что литература об ј.—.ѕушкине превышает собственно издание сочинений ј.—.ѕушкина. ѕроисходит эксплуатаци€ пушкинских строк, и уже давно. „итают ѕушкина всЄ меньше, а вот цитируют посто€нно, коверка€ слова поэта, вырыва€ из контекста, извраща€ смысл высказывани€.

Ќо лично € считаю, что такое использование свидетельствует, что поэт жив, раз его стихи и высказывани€ цитируют. √ораздо хуже, если поэта называют великим, но не могут вспомнить ни строчки.


Ћёƒћ»Ћј ѕј¬Ћќ¬Ќј √–»√ќ–№≈¬ј в своЄм выступлении отметила изоморфность трЄх пространств: 1\ петербургского 2\ ленинградского 3\ постленинградского. “ождественность этих пространств определ€етс€ оппозиционностью ѕетербурга всему прочему миру.


¬≈–ј ¬» “ќ–ќ¬Ќј ј—“¬ј“ј“”–ќ¬ј (из семьи известного филолога ¬иктора ћаксимовича ∆ирмунского) рассказала о петербургских гимнази€х и училищах второй половины XIX Ц начала ’’ вв., полага€, что их тоже в некотором роде можно считать Ђпетербургским текстомї.

¬ видеовыступлении »√ќ–я ѕјЋќ¬»„ј —ћ»–Ќќ¬ј Ђќ петербургском мифе и ѕетербургском текстеї ѕетербург сравнивалс€ с египетским городом ‘ивы (ныне Ћуксор). ¬ обоих случа€х город делитс€ на Ђгород мЄртвыхї (правый берег) и Ђгород живыхї (левый берег).
».ѕ.—мирнов считает, что миф ѕетербурга создаЄтс€ литературой и кино, и городу нав€зываетс€ образ, который в дальнейшем сказываетс€ на его судьбе.


јЋ≈ —јЌƒ–  ”ѕ–»яЌќ¬»„ —≈ ј÷ »… сделал очень интересное сообщение на тему Ђѕетербургский текст как мифологема и как культурный феноменї.
ѕо его словам, пон€тие Ђѕетербургский текстї ни в коем случае не €вл€етс€ эмпирическим обобщением. Ќаивно представл€ть себе дело так, будто бы существовали какие-то отдельные книги, тексты, а потом, на основании их странного сходства, мы вдруг ввели пон€тие Ђѕетербургский текстї.
»де€ Ђѕетербургского текстаї, как и иде€ Ђрамкиї относитс€ к так называемым перворазличи€м. “о есть это строга€ метафизическа€ формула, котора€, в принципе, установлена на ровном месте, но с далеко идущими последстви€ми. ¬се перворазличи€ установлены на ровном месте. Ќапример, различие между добром и злом. Ќельз€ сказать, чем отличаетс€ добро от зла, нельз€ привести никаких аргументов. ћы можем лишь сказать, что добро от зла отличаетс€ во что бы то ни стало. » всЄ. ƒалее уже в отношении различных других подразделений мы уже можем, опира€сь на перворазличи€, которые когда-то были положены √осподом в момент творени€, устанавливать некоторые частные подразделени€. » в этом смысле зачастую важнейшей оппозицией культуры €вл€ютс€ именно такие перворазличи€, которые априори, согласно  анта. “о есть это событи€, которые не могут не произойти. ¬ частности, Ѕорис ”спенский в одной из своих книг приводит данные, свидетельствующие о том, что песни об убиении ѕетром царевича јлексе€ по€вились за несколько лет до случившегос€ событи€. ясно, что само это событие не могло не произойти.
» вот в этом отношении противопоставление Ђѕетербургского текстаї русской литературе в некотором роде предзадано и €вл€етс€ той формой априори, с которой вынужден считатьс€ писатель. ƒаже если он с ним не считаетс€, он всЄ равно попадает в этот контекст, и в любом случае, если он становитс€ петербургским персонажем, то в этом смысле он принадлежит Ђѕетербургскому текстуї. ј то что там не достроено текстуально, всегда реализуетс€ с помощью контекста. “аковы законы метафизики ѕетербурга. ≈сли вы наберЄте в поисковике Ђпетербургска€ метафизикаї, а затем дл€ разнообрази€ Ђмосковска€ метафизикаї, то обнаружитс€ в несколько раз больше ссылок. » это пон€тно, поскольку само сочетание Ђпетербургска€ метафизикаї тоже не €вл€етс€ неким эмпирическим обобщением, и представл€ет собой форму заданности, а не данности. “о есть некоторую ситуацию априори.
Ќо это вовсе не означает, что оно бессодержательно. ¬ нЄм есть особое содержание, которое тоже не слишком-то просто эксплицировать. Ќо вполне возможно это сделать.
ќднако прежде чем говорить о содержании, можно вкратце изложить некоторую философскую подоплеку того, почему именно Ђѕетербургский текстї оказываетс€ столь значимым.
–амка €вл€етс€ основополагающей конструкцией искусства. » что в эту рамку задвинуто, автоматически получает статус искусства. ƒругое дело, каким будет это искусство.
Ђѕетербургский текстї, возникший благодар€ √оголю, это тоже така€ рамка, котора€ консолидирует в себе всЄ многообразие текущей и гр€дущей, и предшествующей текстуальности.
¬ ѕетербурге при таком €вном дефиците вертикали должна существовать данность Ќеба. Ќебо должно быть на первом месте. ќно должно быть огромным и безразмерным.
Ќо петербургское небо не таково. ќно низкое, непрозрачное, как если бы оно отражало назад посылаемые в небо трансценденции посылы.
» это отражение приводит к тому, что всЄ принципиально небесное и горнее странным образом остаЄтс€ здесь в состо€нии некоторой неупокоенности.
— одной стороны, ѕетербург это город простора, он таким и задуман. ѕростор Ц он повсюду. Ќо это странный простор. ѕростор какой-то, как будто бы он создан не дл€ живых людей.
 огда мы взгл€нем на посто€нно пустующее ћарсово поле или  онногвардейский бульвар, который с точки зрени€ москвича удивительно пуст, мы поймЄм, что простора-то много, но сами люди, которые здесь живут, они как бы ход€т по кромке пустоты.
ƒл€ некоторых простор тщательно экранирован, как будто он зан€т. ќн действительно зан€т теми отражЄнными от Ќеба призраками, бесконечными двойниками, которые здесь продолжают свою собственную жизнь. » такое ощущение, что как люди какого-нибудь города блюдут чистоту, так люди этого города блюдут пустоту. ќни строго соблюдают те сакральные границы пустоты, перемеща€сь по еЄ кромке, где и происход€т их встречи с уже обладающими разной степенью развоплощЄнности призраками, литературными персонажами.
ћы имеем дело с этим удивительным Ђѕетербургским текстомї, который органично вписан в свой собственный шизополис.
»менно поэтому он обладает чертами контекста, который мы признаЄм, санкционируем, и сама эта рамка дл€ каждого претендующего на признанность писател€ или литератора, €вл€етс€ некой данностью, которую он не в состо€нии миновать. ќн так или иначе вынужден считатьс€ с этим удивительным контекстом инонаселЄнности Ц контекстом, в котором совершенно иное отношение к персонажам, вымышленному, и наоборот более чем скромное отношение к присутствующим, которые живут в этом городе, понима€, что этот город ни в коей мере не предназначен дл€ их комфорта, что у него более высокое метафизическое предназначение.
ƒаже если тексты, книги и статьи можно изъ€ть из этого контекста (их можно, конечно же, вытащить из рамки Ђѕетербургского текстаї и абстрактно присоединить к русской литературе, или вообще к словесности), но в действительности потер€ будет очень велика. Ётот незримый контекст составл€ет целое измерение смысла.
Ђѕетербургский текстї и есть то имманентное пространство, которое скопировать нельз€, но которое автоматически присоедин€етс€ как аура в форме воспри€ти€ того или иного текста.
ƒаже если автор не подозревает, что выходит в эфир из этой территориальности, принадлежность к Ђѕетербургскому текстуї останетс€.

Ћ»„Ќќ я считаю, что нашему городу не хватает сакральной высоты, св€щенной точки отсчЄта, котора€ бы покрывала город.
ѕетербург расположен в патологической зоне, котора€, однако, может служить и причиной возникновени€ гениальных творений.
¬ моЄм понимании, "ѕетербургский текст" отличают:
1\ метафизическа€ погружЄнность геро€ в себ€
2\ город как действующее лицо
3\ превалирование размышлени€ над описательностью в борьбе мысли и чувства.
»менно поэтому €, быть может, единственный, кто осмелилс€ на обложке своего романа-быль Ђ—транникї(мистери€) писать Ц Ђѕетербургский текстї.

ј.Ѕ.—екацкий согласилс€ с моим предположением, что одной из отличительных черт Ђѕетербургского текстаї €вл€етс€ метафизическа€ погружЄнность геро€ в себ€. Ќигде в мире, наверное, нет большего количества людей, которые разговаривают сами с собой.
ћосковска€ пустота более органична, в отличие от пустоты ѕетербурга. ¬ ѕетербурге пам€тники пребывают как живые существа.


¬≈–ј Ѕќ–»—ќ¬Ќј √ј—“ћјЌ-ѕќЋ»ў”  сделала доклад "ѕетербургский текст и новые петербургские повести" на примере книг јндре€ ≈фремова.
≈й резонно заметили, что подобного рода литература уже была в начале 20-го века. » зачем читать такую Ђквестовуюї литературу, если она ничего не мен€ет в человеке?
≈сли литература абсолютно цитатна, значит литература зашла в тупик.
‘илологическа€ наука сама себ€ изжила.


»звестный критик јЋ≈ —јЌƒ– –”ЅјЎ »Ќ сделал сообщение на тему Ђћ. ураев и ¬.ѕопов: размышлени€ критика в вольном жанреї.
ѕроанализировав творчество ¬.√.ѕопова, ј.–убашкин отметил, что питерские авторы почему-то не удостаиваютс€ премии ЂЅукерї, равно как и премии Ђясна€ ѕол€наї. ќн признал, что существует московска€ тусовка, котора€ не хочет, чтобы добились премий много людей очень €рких и очень талантливых.


јЌЌј ¬» “ќ–ќ¬Ќј ”—ѕ≈Ќ— јя в своЄм докладе Ђћаленький человек на rendez-vous с судьбой (ѕетербург в ранней прозе ¬алери€ ѕопова)ї согласилась, что само существование ѕетербурга, не как столицы, обессмысливаетс€.
ѕетербург ѕопова не открыточный.
√ерой ѕопова может существовать вдали от столичной суеты, чтобы Ђполежать и лениво подуматьї.
¬ прозе ѕопова ѕетербург перестаЄт быть чужим. ¬ нЄм строить вавилонскую башню можно, но построить нельз€.


Ќј“јЋ№я Ѕќ–»—ќ¬Ќј »¬јЌќ¬ј в своЄм докладе Ђ  себе и от себ€: первое лицо в прозе ¬алери€ ѕоповаї охарактеризовала творчества ¬алерий ѕопова как Ђулыбающа€с€ депресси€ї.
я попросил Ќаталью Ѕорисовну назвать три признака Ђѕетербургского текстаї (или Ђтри дыхани€ї) на примере прозы ¬алерий ѕопова. ќна назвали следующие три отличительных признака:
1\ »сторическа€ вертикаль, то есть включение истории русской литературы в качестве пластов повествовани€.
2\ ѕространственное расширение. Ёто не только место, но и врем€, не только врем€, но и место. ѕричЄм место это не только город, но и пригород. ¬ключение фольклора, русской сказки. ¬.ѕопов женит русский текст на русском фольклоре. ¬ этом уникальность его сюжетостроени€, его поэтики.
3\ ¬ключение в традицию петербургского мифа русской литературы. ѕосто€нное присутствие √огол€ в подтексте. “екст ¬.ѕопова переполнен цитированием, это текст постмодернистский. ≈сли эта реальность создана Ѕогом, то писателю совершенно не об€зательно еЄ удваивать. ј ¬.ѕопов как бы удваивает эту реальность своими геро€ми, авто-героем. Ќо он ни в коем случае не копиист. ќн создаЄт свою мифологическую реальность на базе абсолютной достоверности, еЄ сдвигает. Ётот оптический сдвиг и роднит его с тем, что €вл€етс€ вообще зерном Ђѕетербургского текстаї. ѕотому что в Ђѕетербургском текстеї об€зательно с достоверностью р€дом или внутри неЄ находитс€ фантастический элемент.



 ак ни давила тошнота городского смрада, как ни удушало зловоние неожиданных закоулков, ƒмитрий не мог отделатьс€ от ощущени€ принадлежности себ€ этому необыкновенному городу Ч ужасному и прекрасному, величественному и омерзительному. ќн был его дит€, и нигде не чувствовал себ€ столь вдохновенно, как в этом непостижимом сочетании блистательных першпектив и соедин€ющих их скользких вонючих переулков с застенками дворов-колодцев. ќн проклинал и восхищалс€ этим необыкновенным лабиринтом, способным очаровать кого угодно, где можно было бесконечно плутать в тупиках каменных мешков, но всегда находить спасительную нить јриадны в одном из многочисленных каналов, пронзающих город насквозь.
ќн любил и ненавидел этот самый фантастический город на свете. Ќо главное Ч не мог жить без него!
ѕетербург Ч это город мечты, что застыла в разводке мостов, колыбель дл€ поэтов судьбы, пантеон дл€ несбывшихс€ снов. Ёто место где грЄзы живут обещанием счасть€ тебе, где мечты воплощени€ ждут в предвечерней и утренней мгле. “ут Ќевой вдохновенье живЄт. Ќу а львы сторожат здесь талант. “олько тот тайну града поймЄт, кто придЄт ночевать в Ћетний сад. —имвол города этого Ч —финкс Ч гордо тайной застыл над Ќевой. —окровенного творчества смысл постижим лишь поэта душой. «десь всегда € как гость восхищЄн. Ќе привыкну к его красоте! ¬ этот город с рождень€ влюблЄн. »м €, в общем-то, и сотворЄн. √де бы ни был Ч душой у Ќевы среди сфинксов и львов мне родных. — этим градом всегда € на ¬ы. ќн отец всех мечтаний моих. «аблужусь в лабиринте домов, чтоб пон€ть в чЄм каналов секрет, и постигнув творенье без слов, € стихами сведу их на нет. ¬ бесконечность залива уйду, чтоб остатьс€ с собою на ты, и, вкусив сотворенье мечты, только здесь с наслажденьем умруї. (из моего романа-быль "—транник"(мистери€) на сайте Ќова€ –усска€ Ћитература http://www.newruslit.nm.ru



∆елающие полностью прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (шесть часов) по ссылке дл€ скачивани€: http://files.mail.ru/OJTTTR
„тобы прослушать в формате MP3, нужно конвертировать файл.  онвертер здесь: http://www.nch.com.au/components/switchsetup.exe

© Ќиколай  офырин Ц Ќова€ –усска€ Ћитература - http://nikolaykofyrin.narod.ru
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз

√алина60   обратитьс€ по имени „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 10:36 (ссылка)
Cѕј—»Ѕќ ! ќ„≈Ќ№ »Ќ“≈–≈—Ќќ !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»велена   обратитьс€ по имени „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 11:03 (ссылка)
—пасибо за интересную статью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
virena2008   обратитьс€ по имени ѕетербургский ритм. „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 11:26 (ссылка)
ќчень интересна€ тема обсуждалась. ќпределЄнно существует особое Ќебо. ¬се, кто проходит "прививку" городом на Ќеве, получают особое энергетическое ускорение. Ётот новый ритм всегда переходит в творчество.  ак представитель музыкальной профессии, отмечаю различи€ ћосковской и ѕитерской системы музыкального преподавани€. ¬идимо, все творческие люди об этом и пытаютс€ сказать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алерий_ алютников   обратитьс€ по имени „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 11:32 (ссылка)
Cѕј—»Ѕќ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
strelec0001   обратитьс€ по имени „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 11:35 (ссылка)
спасибо за замечательную статью
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Trilobita   обратитьс€ по имени „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 11:51 (ссылка)

ќтвет на комментарий strelec0001

спасибо за замечательный аватар
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
fyodor490531   обратитьс€ по имени ћнение простого читател€ ("юзера" от литературы). „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 11:55 (ссылка)
»нтересные высказывани€ "за" и "против"....
–азумеетс€, теоретики разберут и разложат по полочкам любое слово в контексте. ћы, простые читатели, не будем им мешать. ƒа и зачем? ¬едь прозу √огол€ и ƒостоевского всегда можно определить на слух, ну а на бумаге!!!
Ќикто не спутает их с Ѕулгаковым, а тем более, с Ўукшиным или јксЄновым.
¬ывод: "ѕетербургский текст" существует и имеет —¬ќ» (!) исторические корни (€ так думаю!?)
ѕ.—. —ообщение прочитал с большим интересом
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ludyna   обратитьс€ по имени ѕетербургский текст „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 12:41 (ссылка)
ѕетербург более европейский, чем русский город. ∆ители его наход€тс€ в большой изол€ции от русской культуры. «ападна€ архитектура города, значительное вли€ние ‘инл€ндии, Ёстонии, √ермании создают своеобразие "петербургского текста". "Ќос" √огол€ близок к сказкам √офмана, "ћедный всадник" ѕушкина перекликаетс€ с балладами Ўиллера.  роме того, нельз€ забывать ¬.ј.∆уковского, чье творчество либо перевод западных произведений, либо подражание им. Ќикакой мистики тут нет.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
trust_not   обратитьс€ по имени „етверг, 29 ќкт€бр€ 2009 г. 17:16 (ссылка)
спасибо большое, надеюсь, что некоторые доклады однажды можно будет найти на просторах интернета...
мен€ вот ѕетербург завораживает, ћосква слишком суетна€, застроенна€, вс€ така€ звезда со смрадным и невежественным си€нием, а вот ѕетербург навсегда, думаю, останетс€ городом в котором "до сих про читают"..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
akselronov   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 30 ќкт€бр€ 2009 г. 19:10 (ссылка)
ќдобр€ю.
¬от только не пон€л: пустота московска€ выше по качеству, чем петербургска€. или наоборот? (ехидно ухмыл€етс€)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёрий_ћишенев   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 30 ќкт€бр€ 2009 г. 23:27 (ссылка)
ƒа, чувствуетс€, временами там было весело. "рекурсивный дендизм", эксплицитности г-на —екацкого.. касаемо же собственно темы € пон€л: в питербурхе пишутс€ питерские тексты, в ћоскве - московские, а в остальной –оссии - неважно какие..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Dea_Mortis   обратитьс€ по имени —уббота, 31 ќкт€бр€ 2009 г. 11:13 (ссылка)
вообще,супер!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Paul_V_Lashkevich   обратитьс€ по имени ѕисатели и читатели "ѕетроградского текста" —уббота, 31 ќкт€бр€ 2009 г. 13:31 (ссылка)
“ема духовна€, авторы и критики чувствуют душой невидимый мир, нужно стремитьс€, чтобы "ѕетроградский текст не был демонизированным и "мистически беспокойным", а отражал жизнь ангельского мира.
ѕисатели имеют €вную заинтересованность, чтобы их читали, а читатель выбирает интересного писател€. Ќужно рассматривать интернет - перспективу всех текстов.”ходит из жизни каллиграфи€ и живое общение, »нтернет имеет свою духовную надстройку, - психическое взаимодействие участников,- вот что мен€ также интересует.
ѕавел Ћашкевич.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёли€_ѕетров   обратитьс€ по имени «агадка петербургского текста. „етверг, 03 ƒекабр€ 2009 г. 13:01 (ссылка)
Ќет никаких загадок в творчестве петербургских писателей. ¬се по-моему, очень просто. ћы все, люди творческих профессий, подвержены депресси€м. ќни нам даны природой в наказание за наши творческие начала. Ћибо наоброт: депрессирующим люд€м даетс€ способгность к творчеству, чтобы таким образом избавл€тьс€ от депрессий. ј насколько погода и климат вли€ет на депрессии, € пон€ла только в солнечном »зраиле. «десь народ жизнерадостный, жизнелюбивый и жутко импульсивный. –€довой израильт€нин, привыкший с апрел€ по окт€брь жить под €сным небом без единого облачка, повергаетс€ в жуткую депресию в первый же облачный осенний день. Ёто так забавно наблюдать со стороны, но иногда и себ€ ловишь на том же. » тогда понимаешь, что уже стал таким же израильт€нином...))) Ёто € к чему? ј к тому, что стоит вспомнить питерский климатец: "¬рем€ года неизвестно, тьма клубитс€ пеленой, с неба падает отвесно мелкий бисер вод€ной, фонари гор€т как бельма...." и т.д. "ќп€ть опадают кусты и деревь€, бронхитное небо в слезинках оп€ть, и дачники, бросив сырые кочевь€, бегут, ошалелые, всп€ть..." ƒостаточно? ћожно продолжать до бесконечности! Ќизко нависшее небо, сырой, дождливый, ревматический климат, "восемь мес€цев зима, вместо фиников - морошка" (авитаминозы) и так далее. » сама архитектура, подавл€юща€, обезличивающа€ маленького человека - это ли не повод дл€ хронических депрессий. ј в депрессивном состо€нии и творчество становитс€ депрессивным. » по сути и по форме. ¬от и весь секрет.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ветлана_«арембо   обратитьс€ по имени „етверг, 03 ƒекабр€ 2009 г. 13:44 (ссылка)
спасибо..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
floxy   обратитьс€ по имени „етверг, 03 ƒекабр€ 2009 г. 16:05 (ссылка)
Ќедавно читала јнциферова "ƒуша ѕетербурга"... так что тож была заинтересована текстом о тексте. —пасиб
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку