ОТКРЫТОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО
участников дорожного движения Республики Беларусь
Президенту Республики Беларусь
Лукашенко Александру Григорьевичу
Приемная: г. Минск, ул.Кирова, д.43.
Совет Министров Республики Беларусь
Приемная: г. Минск, ул. Советская, 9
Конституционный суд Республики Беларусь
Приемная: г. Минск, ул. К.Маркса, 32
12 и 13 марта 2008 года средствами массовой информации Республики Беларусь была распространена информация об инциденте, произошедшем десятью днями ранее – 2 марта 2008 года – на 8-м километре шоссе Минск-Микашевичи, вызвавшем среди автомобилистов Беларуси огромный резонанс. В результате действий сотрудников ГАИ, целью которых была остановка транспортного средства, управляемого нетрезвым водителем, пострадали случайные граждане, проезжавшие в тот момент по указанной выше трассе и использованные по указанию ГАИ в качестве «живого щита».
Данное событие, на наш взгляд, является вопиющим фактом неквалифицированных действий сотрудников ГАИ Минска и Минской области, результатом которых явилось нарушение закрепленных Конституцией Республики Беларусь законных прав граждан Республики Беларусь, а также материальный, моральный и физический урон, причиненный потерпевшим. Более детальные факты происшедшего известны и излагать их в данном обращении считаем нецелесообразным.
Реакция представителей руководства Министерства внутренних дел и, в частности, руководства Государственной автомобильной инспекции Республики Беларусь, города Минска и Минской области, доведенная до сведения широкой общественности посредством обращений начальника УГАИ г. Минска и заместителя начальника УГАИ МВД РБ, нуждается в доскональном расследовании и разбирательстве со стороны вышестоящих органов государственного контроля.
По имеющейся неподтвержденной информации, подобная практика использования автомобилей гражданских лиц в качестве преград для поимки и задержания нарушителей на дорогах давно применяется органами правопорядка. Вопиющим, на наш взгляд, является и тот факт, что потерпевшим даже не позволили покинуть свои автомобили, тем самым подвергнув их жизни и жизни их родных и близких по сути смертельной опасности.
Кроме того, сложившаяся в настоящее время на дорогах Республики Беларусь ситуация, выражающаяся в постоянном росте дорожно-транспортных происшествий с постоянно увеличивающимся количеством жертв и растущей тяжестью последствий, на наш взгляд, нуждается в незамедлительном рассмотрении со стороны руководства МВД РБ.
Мы осуждаем действия, по сути, нашего коллеги - водителя, который многократно нарушил требования ПДД, подвергнув опасности многих, кто двигался в тот день вечером по трассе Минск-Микашевичи.
Ввиду того, что первостепенным виновником произошедшего явился нетрезвый водитель, считаем, что кроме акцентирования внимания на действиях сотрудников ГАИ, а также методиках и процедурах, примененных ими на дороге 2 марта, необходимо уделить большее внимание профилактике, предупреждению и своевременному пресечению случаев нахождения нетрезвых водителей за рулем транспортных средств. Однако данный факт, на наш взгляд, не может является оправдательным по отношению к фактам произошедшей трагедии.
В связи с вышеизложенным, мы, нижеподписавшиеся граждане Республики Беларусь, владельцы транспортных средств, водители и пешеходы, постоянно участвующие в дорожном движении на дорогах нашей страны, обращаемся к Вам со следующими просьбами и предложениями:
1. Просим на уровне высшего руководства Министерства внутренних дел и Президента Республики Беларусь инициировать и проконтролировать доскональное, тщательное и объективное расследование инцидента использования автомобилей гражданских лиц в качестве преграды для задержания нарушителя, произошедшего 2 марта 2008 года на трассе Минск-Микашевичи.
2. Предоставить общественности, посредством публикации в средствах массовой информации и письменного ответа на данное обращение, результаты проверки, а также подтвердить или опровергнуть факт использования гражданских автомобилей в качестве преград для поимки нарушителей.
3. В случае подтверждения фактов существования инструкций, правил или иных документов и нормативов, позволяющих использовать автомобили граждан в качестве "живого щита" для поимки правонарушителей, выступаем с инициативой внесения Советом Министров РБ на рассмотрение Конституционного суда вопроса о правомерности и законности данных инструкций (правил, нормативов) и просим непосредственно Конституционный Суд дать оценку соответствия подобных инструкций Конституции Республики Беларусь в плане соблюдения прав человека.
4. В случае подтверждения применения подобной практики использования транспортных средств граждан в качестве преград или иным, потенциально опасным для сохранности имущества, здоровья и жизни граждан образом, просим Конституционный Суд РБ инициировать внесение изменений в необходимые законодательные акты, нормативные документы, инструкции и правила, с целью исключения возможности применения подобных мер со стороны государственных органов правопорядка.
5. Совет Министров просим инициировать доскональное рассмотрение действий представителей органов правопорядка, в частности заявлений Начальника УГАИ г. Минска и заместителя начальника УГАИ МВД РБ, заявивших 12 марта 2008 года в обращениях к гражданам через средства массовой информации о невиновности сотрудников ГАИ, проводивших 02.03.2008 операцию по задержанию преступника на трассе Минск-Микашевичи, на предмет соответствия занимаемым должностям (с учетом факта признания Министром внутренних дел 13.03.2008 безоговорочной вины сотрудников ГАИ, создавших опасную для жизни и здоровья граждан ситуации). Провести проверку наличия внутренних документов УГАИ МВД РБ, позволяющих использование имущества и самих граждан в роли "живого щита" с целью задержания правонарушителей, и, при наличии подобных документов, инициировать проведение оценки Конституционным судом РБ соответствия подобных инструкций Конституционным правам граждан.
6. Считаем целесообразным и оправданным последствиями в следствие произошедшего 2 марта инцидента, Министру внутренних дел рекомендовать начальнику УГАИ и зам. начальника УГАИ МВД РБ публично признать необъективность и преждевременность выводов, сделанных в заявлениях от 12 марта 2008 года и принести извинения автомобильной общественности.
7. Предлагаем для разрешения сложившейся сложной ситуации на дорогах страны высшему руководству Министерства внутренних дел рассмотреть возможность создания коллегиального консультационного органа, в который, в обязательном порядке должны входить представители организаций и объединений автомобильного движения страны и рядовые автомобилисты, обладающие достаточным опытом и знаниями. Целью работы подобного органа явилось бы принятие актуальных, разумных, целесообразных и обдуманных решений по внесению изменений в правила дорожного движения, а также иные документы, инструкции и правила, регламентирующие поведение участников дорожного движения и инспекторов ГАИ на дорогах.
8. Просим Президента Республики Беларусь, являющегося, согласно Конституции, гарантом соблюдения прав человека принять ряд мер для скорейшего и объективного расследования произошедшего, стимулирования наведения порядка на дорогах нашей страны, а также в рядах Государственной Автомобильной Инспекции. Взять под личный контроль расследование вопиющего инцидента, описанного выше и едва не приведшего к травмам, увечьям и гибели ни в чем не повинных граждан нашей страны.
9. Поскольку, произошедшее ДТП является исключительным случаем, требующим, по нашему мнению, повышенного внимания и досконального проведения расследования, просим Совет Министров инициировать и проконтролировать проведение тщательного и объективного расследования по факту произошедшего 2 марта 2008 года на трассе Минск-Микашевичи, дорожно-транспортного происшествия, проконтролировать соответствующие органы в выполнении расследования и оценке действий неподчинившегося требованиям сотрудников ГАИ водителя, а также его пассажиров. Ввиду последних комментариев участников происшествия-пассажиров автомобиля Гольф, опубликованных в СМИ, подобные заявления можно расценивать как прямой вызов и(или) насмешку над законодательством, Правилами Дорожного Движения и участниками автомобильного движения в целом.
Как известно, дорога не прощает ошибок – будь то ошибки неопытного водителя либо непродуманное правило или норматив. Ввиду постоянно увеличивающегося количества транспортных средств на дорогах, считаем крайне необходимым принятие безотлагательных мер по корректировке Правил Дорожного Движения, а также инструкций, правил и иных документов, так или иначе, касающихся безопасности дорожного движения. Принятие решений, руководствуясь мнением только одной стороны, безусловно, является малоэффективным и это подтверждает статистика увеличения ДТП, в том числе, и с тяжелыми последствиями. Только совместными усилиями органов контроля и непосредственно самих участников дорожного движения можно навести порядок и максимально обезопасить водителей, пассажиров, пешеходов, имущество, здоровье и жизни всех нас.
Мы убедительно просим прислушаться к мнению автомобилистов страны, выраженных в данном письме и принять верное решение.
О результатах рассмотрения данного обращения просим сообщить инициативной группе: ФИО, почтовый адрес, телефон ...
Подписи:
1. ФИО, подпись
... ... ...
---
Оригинал: http://lifeshield.ucoz.org/