-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖЗЛ (МАРИЯ БАШКИРЦЕВА: ЖИЗНЬ, ПОДОБНАЯ ЯРКОЙ КОМЕТЕ (ЧАСТЬ 2))

        Среда, 11 Февраля 2009 г. 03:30 + в цитатник
        ГЛАВА 2. ПАРИЖ. МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

        В 1877 году семнадцатилетняя Мария Башкирцева переехала в Париж.
        С театральными грезами со временем пришлось расстаться: тяжелое заболевание горла почти полностью лишило ее голоса, к тому же с восемнадцати лет девушка начала глохнуть... После долгих раздумий она приняла решение стать художницей.



        Мария Башкирцева

        В Дневнике есть запись: «Если бы я стала великой художницей, это заменило бы для меня все. Я представляла бы из себя нечто. Я могла бы быть ничем и все-таки чувствовать себя счастливой только в том случае, если бы сознавала себя любимой человеком, который составил бы мою славу. Но теперь надо добиться чего-нибудь самой».




        Мария сначала попыталась попасть в ученицы к Леону Бонна. Из Дневника за 15.12.1877 г.: «Швейцарки и я, переодетые, идем к господину Бонна, чтобы он нас взял в свою мужскую мастерскую. Но он нам объясняет, что у него работает пятьдесят молодых людей, и без присмотра, значит, он не может нас взять».

        В конце 1877 года она поступает в частную Академию живописи Рудольфа Жюлиана. Это была очень известная школа, которую позже окончили Морис Дени и Пьер Боннар, и которая имела специальное женское отделение.
        Среди сокурсниц Башкирцевой были швейцарские художницы Луиза Катерина Бреслау и Софи Шейппи, француженки Амели Бери-Сорель и Дженни Зилльхардт, шведка Анна Нордгрин.



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) В студии. Мастерская Жюлиана. 1881 г. Днепропетровский художественный музей, Украина

        Окружающие сначала восприняли это как экстравагантный шаг молодой русской аристократки, как бездумное увлечение, которое быстро пройдет. Но после первых же занятий профессор Жюлиан отмечает успехи новой ученицы: "Я думал, что это каприз балованного ребенка, но я должен сознаться, что она действительно работает, что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться, то через три месяца ее рисунки могут приняты в Салон".
        "Я хочу от всего отказаться ради живописи. Надо твердо помнить об этом, и в этом будет вся жизнь" – запишет она в Дневнике.
        Правда первые уроки рисования она получила еще в Женеве, десятилетней, но, как это нередко бывает в детстве, из тех уроков ровно ничего не вышло: карандаш и кисть нагоняли на нее тоску (ведь тогда еще не было запретов со стороны здоровья занятиям музыкой и вокалом).



        Мария Башкирцева Игра. 1877 г. Музей Жюли Шере, Ницца

        "В контурах видна неопытность, - говорил ей ее учитель, профессор Робер-Флёри, - это и понятно, но удивительно правдиво и гибко. Конечно, теперь вам недостает опытности, но у Вас есть то, чему нельзя научиться. Понимаете? Все, чему нельзя научиться… Работайте, Вы способны выполнить то, что задумаете".

        Для справки: Тони (Антуан) Робер-Флёри (Tony Robert-Fleury, 1837-1911) — французский художник, ученик Леона Конье. По рекомендации Конье работал в мастерской известного художника-академиста Поля Делароша. Робер-Флёри в своём творчестве предпочитал историческую тематику, писал также портреты и произведения жанровой живописи.

        За два года (1877-1879) Мария окончила курс Академии, рассчитанный на 7 лет. Она работает, полубольная, по 12-14 часов в день, почти ночует у мольберта и холстов. Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы, оскорбительно выпытывают, ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки.



        М.Башкирцева пишет портрет молодой женщины.

        Здесь речь идет о рисунке, но при переходе к живописи у Марии возникли серьезные затруднения, ей не давались краски. Из Дневника: "Живопись меня останавливала; пока дело шло о рисунке, я приводила профессоров в изумление, но вот два года, что я пишу: я выше среднего уровня, я это знаю, я даже выказываю удивительные способности, как говорит Тони (Робер-Флёри), но мне нужно было другое, а этого нет…".
        "С некоторого времени образовывалась какая-то граница, которой Вы не можете перешагнуть, это нехорошо - сказал мне сегодня утром Роберт-Флёри. Я сама это отлично знаю! Я перейду границу, о которой говорит мастер! Главное - это быть убежденным в том, что нужно достигнуть и что действительно достигнешь".



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) At the Couturier.

        И огромная работоспособность в сочетании с выдающимися данными принесла первые плоды. Уже через одиннадцать месяцев после начала курса одну из картин Марии Башкирцевой выставили в Салоне среди ученических работ. Весьма строгое жюри единогласно присудило ей первую золотую медаль.
        Еще 9 октября 1877 года Мария записала в Дневнике: «Я так жажду чести увидеть одну из моих картин выставленной! А если выставят, то люди непременно будут смеяться надо мною, женское творчество, мол, несерьезное дело».



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Портрет Дженни. 1882 г. Музей Острава



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Женский портрет.Третьяковская галерея

        ГЛАВА 3. БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ

        Занимаясь в академии Р.Жюльена, Мария Башкирцева испытала особое влияние Жюля Бастьен-Лепажа (1848-1884), который был одним из ее наставников.



        Жюль Бастьен-Липаж (1848-1884) Автопортрет. 1880 г. Музей д'Орсе, Париж



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Автопортрет в черно-белом. 1879 г.

        По Академии даже ходили слухи, что почти все ее картины принадлежат художнику Бастьену–Лепажу - признанному лидеру французских мастеров реалистического пейзажа. "Это не только живописец, это поэт, психолог, метафизик, творец" – говорила о нем Башкирцева.

        Среди русских его поклонников были молодые В.А.Серов и М.В.Нестеров. "Я каждое воскресенье хожу к С.М.Третьякову смотреть "Деревенскую любовь" Бастьен-Лепажа," - признавался В.А.Серов. "Картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу более русская, чем французская", - писал М.В.Нестеров. Влияние искусства Бастьен-Лепажа оказалось довольно обширным, коснувшись не только русских, но и шведских, финских, венгерских, итальянских художников.

        Еще при жизни Башкирцевой ей часто ставили в упрек подражание Бастьену. Она отвечала: «Бастьен-Лепаж не может долго вдохновлять как учитель. Если я повторяю Бастьен-Лепежа, то это - пагуба. Сравняться с тем, кому подражаешь – невозможно».



        Jules Bastien-Lepage (French, 1848-1884) Les Foins (Сенокос). 1877 г. Musée d'Orsay, Paris



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Весна. 1884 г.
        Картина "Весна", кстати, является последней картиной художницы, которую она закончила незадолго до своей смерти...

        Некоторые современные искусствоведы пытаются придать любовную окраску их взаимоотношениям, мол, у "одержимой" русской был с ним, якобы, роман. Хотя многочисленные высказывания Марии явно этому противоречат. "Я страшно высоко ставлю его живопись, а между тем на него нельзя смотреть как на учителя. Вид его обманул мои ожидания" – пишет Мария в Дневнике.

        На самом деле Марию с ее учителем Лепажем связывали непростые отношения. Тяжелая болезнь приковала этого французского художника к постели, но даже тогда, когда он не мог двигаться, его потребность видеть ее, говорить с ней вынуждала его близких приносить мастера в дом Башкирцевых.
        Последние два года жизни умирающего от чахотки художника были одарены восторженной признательностью коллеги - Марии Башкирцевой. Но не следует думать, что даже и в этом случае, осложненном лирической патетикой, влияние Бастьена было подавляющим: искусство Башкирцевой было сильнее и мужественнее, богаче поисками, и она достаточно быстро поняла ограниченность художественной концепции Бастьена.

        Но именно он находился рядом с Марией в ее последние, предсмертные дни. Мария умрет на полтора месяца раньше Бастьена-Лепажа.

        ГЛАВА 4. «ПОЭЗИЯ СТОПТАННЫХ БАШМАКОВ»

        В 1879 году Мария получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов.
        «Поразительная сила кисти, оригинальность замыслов, глубокая правдивость исполнения» - таковы единодушные отзывы печати о ее таланте каждый раз, когда произведения ее появлялись на суд публики.



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Карнавал в Нице I (этюд). 1882 г.



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Карнавал в Нице II (этюд). 1882 г.

        "Радости от побед нет, потому, что это достигнуто долгим, кропотливым трудом, в них нет ничего неожиданного, а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет," - напишет позднее Мария по поводу присуждаемых ей медалей.



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Молодая женщина с букетом сирени. 1880 г. Русский музей, СПб



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Портрет мадам П.Б. (Портрет Александрины Патченко, жена Павла Башкирцева). 1881 г. Рейксмузей, Амстердам



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Павел Башкирцев (Портрет брата Павла). 1876 г. Музей изящных искусств, Ницца

        Трудно поверить, глядя на произведения Марии, что их автор – не зрелый мастер, а юная двадцатилетняя девушка. Продолжая совершенствоваться, она много ездила по городам Европы, побывав в Италии, Испании и Германии, где проводила целые дни в картинных галереях, изучая творения старых мастеров. Со времени отъезда из России она лишь три раза ненадолго приезжала на родину (1876, 1881, 1882)— на Украину, в Петербург и Москву.



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Гренада. 1881 г. Красноярский Культурный центр

        Во французской прессе появились первые отзывы о ее творчестве. Критики отмечали оригинальность и своеобразие работ, безупречное владение карандашом и кистью, а также душевную мягкость и теплоту в изображении персонажей.



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Портрет итальянки. 1879 г. Русский музей, СПб



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Портрет итальянца. 1879-1880 гг. Русский музей, СПб

        «Мадемуазель Башкирцева, – писала в 1884 году французская газета «Журналь дез артист», – постигла поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз... Эта умная и неустрашимая художница много работает и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда несколько недоверчивой по отношению к женщине».



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Жоржетта. 1881 г



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Митинг. 1884 г. Музей д'Орсе, Париж

        С 1880 Мария регулярно выставляла свои работы в парижском Салоне, пользуясь обычно псевдонимом "Мари Константин Рюсс". «Мне сказали, что я не могу подписать эту картину, иначе поднимется скандал. Картина провокационная, люди будут кричать, особенно если узнают, что ее нарисовала женщина, девушка» - написала она в Дневнике 21.10.1880 года. К сожалению, нет информации, о какой картине идет речь.

        Иногда художница подписывала картины мужским именем. Из Дневника за 3.5.1884: «Все говорили: Ах, как силен этот г-н Башкирцев! Тогда я сказала, что художник - женщина, девушка, и добавила - красивая девушка. О, нет, этому поверить не могли!».



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Портрет неизвестной 1881 г. Русский музей, СПб



        Башкирцева Мария Константиновна (1860-1884) Парижанка. Портрет Ирмы, модели Академии Жюлиана. 1882 г. Музей Petit Palais, Париж

        А вот запись 24.6.1880 года: «... мне говорят, что мне следует только одно... поехать в Россию и выйти там за богатого человека, вернуться сюда и наслаждаться жизнью, вместо того, чтобы портить молодость и мазать полотна».

        В 1880 году Башкирцева поместила в газете "La Citoyenne" ("Гражданка") статью в защиту женского равноправия, где сетует на то, что Академия Художеств не доступна девушкам, но, правда, подписывается псевдонимом.
        Со временем она все больше и больше дистанцируется от окружающего ее мира, от светской комедии; она активно участвует в движении за права женщин, она хочет, чтобы женщины-художницы признавались полноценными творцами.


        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        Женщины-художницы
        Метки:  

        Процитировано 2 раз
        Понравилось: 1 пользователю

        ВЕнеРИН_БАШМАЧОК   обратиться по имени Среда, 28 Июля 2010 г. 13:54 (ссылка)
        Интересный материал.Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку