НАРОДЫ СИМБИОНТЫ: Еврейская религиозная мысль часть 11 |
(продолжение)
После Антигона в трактате «Авот» перечисляются пять «пар» мудрецов, которые действовали до начала Iв. н. э. Мудрецы, входившие в каждую «пару», жили в одно время и тесно сотрудничали друг с другом.
В конце эпохи Второго Храма и после его разрушения (приблизительно со 160 г. до н. э. по 425 г. н. э.) во главе еврейской общины в Стране Израиля стояло учреждение под названием Синедрион (Санхедрин). В состав Синедриона входило около 70 мудрецов, избранных из числа ученых мужей своего времени. Синедрион играл центральную роль в жизни евреев Страны Израиля. Это был и высший орган политического руководства, и верховный суд, и главный бейт-мидраш, в котором мудрецы изучали Тору, толковали ее и устанавливали законы, касавшиеся различных аспектов жизни еврейского народа (в этом смысле многочисленные иешивы и бейт-мидраши, действовавшие по всей стране, были своего рода «филиалами» Синедриона).
Во главе Синедриона стоял Патриарх («наси»). Власти других государств (например, Римской империи) обычно признавали его официальным руководителем всего еврейского народа. Вместе с Патриархом Синедрионом руководил Глава суда («ав бейт-дин»). Мудреіш, занимавшие эти должности, пользовались наивысшим авторитетом и в политическои, и в религиозной сфере.
В трактате Мишны « Хагига» (глава 2, мишна 2) сказано, что двое мудрецов, составлявших «пару», как правило, занимали должности Патриарха Синедриона и Главы суда. Они руководили различными направлениями деятельности Синедриона. Патриарх, по всей видимости, занимался вопросами политического руководства и возглавлял Синедрион в качестве центрального бейт-мидраша, в то время как Глава суда - заместитель Патриарха - руководил Синедрионом, если он выступал как верховное судебное учреждение, в задачу которого входило и установление законов.
Деятельность «пар» мудрецов продолжалась около двухсот лет -с середины II в. до н. э. до начала I в. н. э. Первая «пара» действовала во времена Антиоха Эпифана, накануне и сразу после восстания Хасмонеев, а последняя - в царствование Ирода. Это был беспокойный период быстрых политических перемен: от власти эллинистической династии Селевкидов, через независимую Иудею, гражданскую войну - к римскому завоеванию и правлению царя-марионетки, которого народ ненавидел. Такого рода события стали одной из главных причин того, что значительная часть учения «пар» до нас не дошла, а рассказы о них носят легендарный характер. Не следует забывать также, что период деятельности мудрецов, входивших в «пары», все еще был в полном смысле слова периодом Устной Торы. Она еще не фиксировалась на письме, и поэтому многое забылось и было утрачено. Сохранились -главным образом в трактате «Авот» - лишь некоторые суждения и высказывания мудрецов, входивших в «пары»; известны также их законодательные постановления.
Йоси бен-Йоэзер из Цреды (местонахождение этого города сегодня неизвестно, но он упоминается в Танахе в книгах «Мелахим Алеф», в русской традиции - «3-я книга Царств», 11: 26 и «Диврей ха-Ямим Бет», 4: 17), а также Йоси бен-Йоханан из Иерусалима. Из Мишны (трактат «Хагига», глава 2, мишна 7) мы узнаем, что Йоси бен-Йоэзер был коhеном (его именуют «праведником на священнической службе»). Согласно легенде, сына сестры Йоси бен-Йоэзера звали Яким; принято считать, что он и упоминаемый в 1-й книге Маккавеев (гл.7-9) «Элькимос-злодей» (враг Йехуды Маккавея, ярый сторонник эллинизации) - это одно и то же лицо. Отсюда можно сделать вывод, что первая «пара» мудрецов действовала во времена восстания Маккавеев и в первый период правления Хасмонейской династии, т.е. в 160-х -140-х гг. до н. э.
Вторую «пару» мудрецов составили Йехошуа бен-Пархия и Ниттай ха-Арбели; последний был уроженцем города Арбель, находившегося в Нижней Галилее, на берегу озера Киннерет (Тивериадского). Вторая «пара» мудрецов действовала главным образом в период правления царя Йоханана Гиркана из династии Хасмонеев (135-104 гг. до н. э.). В Вавилонском Талмуде (трактат «Киддушин», лист 106; трактат «Санхедрин», лист 1076) есть легенда о том, что Йехошуа бен-Пархия был вынужден бежать в Египет из-за того, что Йоханан Гиркан присоединился к саддукеям и стал преследовать мудрецов-фарисеев.
В третью «пару» входили Йехуда бен-Таббай и Шимон бен-Шетах. О них мы знаем немного больше, чем о первых двух «парах»; в особенности это касается законодательных вопросов.При жизни третъей «пары» мудрецов - Шимона бен-Шетаха и Йехуды бен-Таббая - развернулась острая борьба между фарисеями и саддукеями.
В четвертую «пару» входили мудрецы Шемайя и Автальон. Они жили, по-видимому, в середине I в. до н. э. и, согласно устной традиции, были прозелитами (иноверцами, принявшими иудаизм). Их современник Йехуда бен-Дортай назвал Шмайю и Автальона «двумя величайшими [мудрецами] своего поколения и великими толкователями» (Вавилонский Талмуд, трактат «Псахим», лист 706).
Гиллель и Шамай, составившие пятую «пару» мудрецов, жили в период правления Ирода, в конце I в. до н. э. До нас дошло несравненно больше сведений о них, чем о мудрецах предшествующих поколений. Достоверная история Устной Торы начинается лишь с Шамая и Гиллеля и с созданных ими школ -«бейт Гиллель» («дом Гиллеля») и «бейт Шамаи» («дом Шамая»), которые оказали огромное влияние на развитие Галахи.
Вконце правления царицы Шломит Александры Санхедрин возглавляли Шемая и Автальон.И во время войн между Гирканом и Аристобулом они были духовными вождями народа. С большим умом и тактом Шемая и Автальон примирили различные школы мудрецов, благодаря чему Тора в Израиле выдержала и период гражданских войн, и крушение государства, и разрушение Храма. В Шемае и Автальоне народ видел истинных духовных вождей. Бескомпромиссные приверженцы Торы - они сильно отличались от первосвященников, которых наместники назначали по собственному усмотрению. Талмул рассказывает, что «однажды, на исходе Йом кипура народ сопровождал первосвященника на пути к его дому. В это время мимо проходили Шемая и Автальон. Толпа бросила первосвященника и последовала за мудрецами».
Трактат Авот доносит до нас высказывания, которые часто повторяли эти знаменитые мужи.
Шемая говорил: «Люби труд, ненавидь высокое положение и не становись известен властям».
Автальон говорил: «Мудрецы, будьте осторожны в словах, чтобы не быть осужденными на изгнание и будете высланы в место с гнилой водой; напьются ученики, идущие за вами, и умрут, и так осквернится Имя Б-жье»,
Когда Помпей в 3697 году (63 год до н.э.) захватил Иерусалим и его полководец Габиний упразднил Санхедрин, мудрецы (главы Санхедрина) пользовались титулом наси только для того, чтобы освящать новомесячья и провозглашать високосные годы.
С упразднением Санхедрина центром еврейской жизни стала большая йешива в Иерусалиме, которую после смерти Автальона и Шемаи возглавил Шамай.
(продолжение следует)
Рубрики: | Религии/Иудаизм История и этногенез/Народы-симбионты Народы-симбионты - это термин Гумилева по отношению к Татарам и Русам. Но не только они... Это все те, с кем мы жить не можем... и без кого жить не можем. Наша слава и боль...Евреи и Израиль |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |