Альбрехт Альтдорфер, «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия» |
Многие сотни поколений людей жили в эпоху, о которой мы имеем самые смутные представления. Кто знает, чем отличается житие горожанина начала XIV от его пребывания в конце оного столетия? Более того, нам трудно различить быт и нравы начала и конца отрезка длиной в тысячу лет! Целые столетия смазаны для нас в одно время, мрачное и дикое. Средневековье.
Такое имя историческому периоду дали мыслители Возрождения, обозначив период от падения античного Рима до их времени, которое они естественно назвали Новым. Так же естественно вся культура раннего Возрождения переплавляла в себе жизнь и наследие ближайшего прошлого.
Немецкий гравёр и художник Альбрехт Альтдорфер (1480 — 1538) считается ярким представителем германского Возрождения. До 1507 года он гравёр, а потом пробует себя в живописи. «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия» — одна из первых его картин. И вот оно, Возрождение: подавляющая часть композиции занята величественным сказочным лесом, и лишь малая часть наполняется символами средневековья. Святой Георгий, весьма почитаемый католичеством персонаж, убивает (?) не дракона (дьявола), как это передаётся нам древними писаниями, а жабу, тоже порождение дьявола, но более широкий образ. Изображение жабы, в качестве символов серы, колдовства, ведьм и чёрной магии — давняя традиция. Да взять того же василиска с петушиной головой, змеиным хвостом и туловом и глазами жабы. Сам Босх частенько рисовал сатану в жабьем обличии.
Фрагмент картины Иеронимуса Босха «Несение креста» (1516)
Итак, святой Георгий и жаба. На картине Альтдорфера не видно, чтобы святой убивал жабу, как это принято изображать в его битвах со змеем. Но, во всяком случае, он, маленькая фигурка на фоне огромного леса, сражается с нею.
Паоло Уччелло, «Битва Святого Георгия со змеем» (1456)
И хотя чаща суть олицетворение таинственного враждебного человеку мира, можно всё-таки говорить о переходе к чистому пейзажу, к изображению натуры, не обременённой глубоким символизмом.
Искусствоведы говорят, что акварельные пейзажи Альбрехта Дюрера не имели продолжения в его творчестве, и поэтому немецкая живопись начала XVI века находилась на пороге пейзажа. Альтдорфер со своей картиной «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия», следовательно, может считаться пионером немецкого пейзажа.
Рубрики: | История картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |