-неизвестно

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Эвглен

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.03.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 24619


Детство Майи – 8...

Пятница, 19 Августа 2016 г. 23:14 + в цитатник

                                                                  Майя Негина                                                     

                                               Продолжение. Начало находится здесь: http://www.liveinternet.ru/users/807341/post396464006//

                                             Другая жизнь на родном Дальнем Востоке

 И вот этот день настал. Мама приехала за своими любимыми дочками. Родители обосновались где-то в Комсомольском районе на станции Болонь. Работа маме досталась не учительская, завмагом в продуктовый магазин, поселили в квартире в этом же здании. Шла  война, жить стало труднее, ввели продуктовые карточки, продуктов не хватало. Взять что-то в магазине просто так, но без карточек, хоть и за деньги, нельзя, могут и в тюрьму посадить. Довольствовались тем, что дают по карточкам. Но этого недостаточно, чтобы все были сытыми. Прежде чем уехать за детьми в Забайкальск, мама успела посадить огород и вызвала свою маму- пра-пра-бабушку Марию Петровну, чтобы сторожить огород и помогать с детьми. Вскоре отца призвали на оперативную службу в милицию на 5 лет и отправили служить в районный город, где нужно было организовывать охрану грузов для фронта на железной дороге. Жить становилось всё труднее и труднее. Маминого заработка не хватало содержать семью. Через пару лет такой голодной жизни маме с детьми пришлось переехать поближе к месту службы отца, но не в сам город, а в 40 километрах от него (так называемая станция "35-й километр"). В 3-х километрах от неё располагался колхоз с тремя деревнями и школой.

                                  "Колхозная" жизнь бабушки Майи в годы войны

 Это был колхоз с тремя деревнями колхозных жителей и одной небольшой школой на всех. Неграмотных и детей, и взрослых, очень много, в начальных классах в основном совсем неграмотные переростки, которым некогда было ходить в школу, они с 8-10 лет работают, помогают родителям в колхозе и в домашнем хозяйстве. Договорились так, что "малышня" будет учиться днём, а совсем переростки и желающие учиться взрослые - вечером. Мама (Майкина) обрадовалась учительской работе, с утра до ночи работала в школе. За такую кипучую деятельность, хороший контакт с учениками, их родителями, а также со школьным и колхозным начальством, маму назначили директором. Вся семья вместе с пра- пра- бабушкой Марией Петровной поселилась в квартире для директора при школе. Всё почти так, как на Сахалине, но без того обилия рыбы и без щедрого, (довоенного) снабжения продуктами. Магазина здесь не было, отоваривать продуктовые карточки надо было ездить в районный город на пригородном поезде, который ходил один раз в сутки (утром туда, вечером обратно) и не каждый день. Только стремительно мчались военные составы. Считалось, что населению надо работать, а не мотаться по поездам. Время-то военное, "всё для фронта, всё - для победы". Колхозники пекли себе хлеб сами, у них были запасы муки и зерна, они не страдали отсутствием хлеба. Учителям приходилось экономить выдаваемую по карточкам муку : пару раз хлеб испечёшь и всё, жди когда дадут на следующий месяц. Поэтому баба Мария хлеб не пекла, готовила простенькие лепёшки, их доставалось чуть больше, но оказывалось не так сытно, как с хлебом. Надеялись, что война скоро закончится. А война растянулась на 4 года!

Часто мама ездила к папе в город, привозила от него милицейский паёк на детей и "иждивенку" бабу Марию. В пайке было много всяких вкусностей, но понемножку, хватало только попробовать, кушать от этого хотелось ещё больше. Поэтому мама комбинировала все вкусности, чтобы сварить из них хотя бы суп повкусней и питательнее. Мы не обижались, понимали, что лучше быть сытым от супа, чем проглотить вкуснятину и остаться голодным. Пайка до конца месяца всё равно не хватало, часто мы ели только кисель из отходов овсяных отрубей, которые можно было достать в колхозе, да "колючими" лепёшками из мёрзлой картошки с добавлением тех же просеянных отрубей. Эту перемёрзшую в земле картошку собирали всей семьёй по весне на колхозных полях, где осенью колхозники выкопали картошку. Потери при этом всегда были, их никто не учитывал, просто снова вспашут поле и посадят что-то другое. А из промороженных остатков картошки получался крахмал, из которого варили кисель или добавляли для экономии муки в тесто для лепёшек.

Дело в том, что учителя в состав колхозников не входили, муки и зерна не получали, хозяйства своего у них ещё не было, огородик маленький, овощей с него получали немного, на зиму не хватало. В следующий сезон семьям учителей дополнительно дали землю, и все стали выращивать овощей значительно больше, картошки хватало на зиму, заимели курочек, молоко стали выдавать из колхоза в достаточном количестве. Мама повеселела. Младшую Элю приняли в колхозный сад-ясли, там она хорошо питалась. Алёна пошла в первый класс. Колхоз выделил для всех учеников одноразовое питание из колхозной столовой, которая кормила колхозников, работающих на отдалённых полях, а также драгоценных в условиях войны механизаторов. Майка питалась дома вместе с мамой и бабой Марией из остатков пайка. Кушать хотелось всегда.

Когда наступало лето, становилось совсем хорошо. Во-первых, жарко светило солнышко, не надо кутаться во всякие одёжки, чтобы выйти погулять на улицу, пока всё найдёшь да напялишь на себя, расхочется вообще идти гулять. А летом, в чём был, хоть в одних трусах и тапочках или босиком, пожалуйте на улицу. Во-вторых, летом всегда можно найти что-нибудь поесть. В этом были особенно изобретательны колхозные мальчишки. У Майки появились два "рыцаря", оба Пети, оба рыжие, у них даже фамилии одинаковые, только отчества были разные, они - двоюродные братья. По возрасту им лет по десять, один из них, Петрович, он старший сын в семье, другой - Иваныч, наоборот, самый младший в многодетной семье. Так их и звали в школе по отчеству, даже учителя. Друзья они были неразлучные. У Иваныча старшие два брата и отец были на фронте, все - танкисты, у Петровича - только сестрёнка грудная. В школе оба учились в первом классе, были отличниками. Очень подружились с Майкой в школьных спектаклях, которые организовывала учительница - Майкина мама. Братья быстро освоили программу первого класса и их среди учебного года перевели во второй класс. Плохо давалось только чистописание, не умели освоить правильное написание письменных букв. Вот Майка и заставляла их всё время писать после уроков на доске мелом. Сама ещё дошкольница, ей седьмой год пошёл, а в школу брали с 8 лет, читала и писала свободно с 5 -ти лет.

Она нашла у бабушки Марии старые брошюры без картинок про советы против морщин и решила, что бабушке она уже не нужна, а писать на ней очень удобно, от строчки до строчки получаются ровные по размеру буквы, бумага хорошая, довоенная, чернила не расползаются. На доске они писали мелом крупно с трудом, а надо было учиться писать мелко ручкой или карандашом, это плохо получалось. После уроков Майка настойчиво заставляла их писать. Тетради были в большом дефиците. Выдавали только на уроке для классной работы. Вот эти самодельные "брошюрки-тетрадки" очень помогали. К концу учебного года оба Пети уже хорошо и быстро писали.

Наступило лето. Мальчишки приходили по привычке к школе, вызывали Алёну и Майку, считали, что с "городскими" интересней играть, ведь они ничего, привычного для деревенских, не умеют, девчонок тоже надо учить всем житейским делам. Тут уж они были на высоте. Командовали, куда и когда надо идти, как одеваться и обуваться при этом. Девчонки слушались и подчинялись. Для начала всегда надо было найти чего-нибудь поесть. Они с помощью рогаток, сачков и каких-то силков быстро "настреливали" голубей, воробьёв. Обжигали их на костре, лихо потрошили и жарили на вертеле из прутиков. Запах стоял очень вкусный, как от настоящей дичи. Солидно, по-взрослому, угощали сначала городских. Видя блаженные от вкуса угощений лица девчонок, лихо уплетающих за обе щёки вкуснятину да ещё при этом говорящих такие искренние слова благодарности, мальчишки приступали угощаться и сами. Потом, сытые, все вместе отправлялись на местную речушку, ловили на заводях или речных ямах мелкую рыбёшку, иногда попадалась и достаточно крупная рыба. Тогда рыбалка растягивалась надолго, азартно ловили на "перегонки", кто больше поймает. Улов честно делили на всех поровну. Девчонок отводили домой с добычей, вежливо, через забор, раскланивались с встречающей, встревоженной бабушкой или учительшей и убегали к себе.

Дома девчонок не ругали, хвалили за улов и просили, чтобы в следующий раз предупреждали куда идут и на сколько. А как предупредить, если заранее не знаешь, куда им придётся идти за добычей и на сколько. Иногда бродили по лесу или отдалённому лугу в поисках грибов, первых ягод или не зрелых ещё орехов. Всегда что-то находили, всё время что-то жевали. Характерно то, что проблем с животом никогда не возникало. Мальчишки хорошо владели житейской мудростью с пелёнок и никогда не тянули в рот что-то неизвестное, тем более опасное.

Когда мальчишки были заняты домашними делами, Майке нравилось выполнять бабушкино поручение по прореживанию посевов моркови. Выдёргивать не трудно, зато набирается много мелких, молоденьких морковочек. Ешь их почти весь день. Рядом была грядка с огурцами, они ещё недавно начали цвести, появились первые завязи огурчиков с мизинчик величиной, скоро вырастут, будем есть в салате. Чтобы поскорей это свершилось, поливала их из лейки попутно и радовалась, что огурчики попили свежей водички.

                                                                 Окончание следует…

Рубрики:  Былое
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку