-Метки

"лунная ночь" 15 октября 1814 года родился михаил лермонто 30 лучших цитат джорджа бернарда шоу xix съезд компартии китая — событие «матка давай яйки курка млеко!» а моя богиня америка не обязывалась воевать за украину американское оружие едет на украину бабник бешенцы битва за русские земли которая нам предстоит в ес впервые осудили сша в. авагян: валерий ободзинский венера перед зеркалом. веласкес. генералы угольных карьеров гумилёв николай степанович денис давыдов. романс. дидюля – арабика дмитрий лекух о поляках и польше дмитрий рогозин после операции доклад маргарет тэтчер о развале ссср. сша донбасс европейское единство с козлом-провокатором жалко загадки марса закрытие проекта зачем сивке бурка зинаида гиппиус. "нет!" зыбучий сепаратизм татарский из цикла стихов а. блока или бессмертие интернет-нытики как феномен истерика вокруг российского газа. "и вот опять" история песни "мрачное воскресение" как там статуя свободы и её демоны поживают? катастрофа западной цивилизации кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой китайские художники средних веков корни личности: как гены влияют на характер край одичалых кувыркается европа и лазейки ищет ладно загадывай! лжепатриарх непризнанного "киевского патриархата" максим кононенко. побег в никуда. малограмотная марк шагал «библейские сюжеты» мир перевернулся мои дела ужасно хороши! н.рубцов. моя душа на кончике смычка мультфильмы режиссёра александра петрова мы русские... над пропастью во лжи не может быть! недопокаяние неприкаянные души художника адама хоуи несовременная "империя" которую мечтают поделить нет - не носят ангелы пальто ничего особенного. нытики о перспективах войны и формате компромиссного мира объективно говоря.. однако до дна ещё далеко и «дали будэ»… осторожнее со словом обращайтесь в гневе сказанном планета объединяется против сша повелитель эллипсов под новый год. поляки строго предупреждают почему украина - это типичный failed state придётся всей украине говорить на суржике рогулей провидец медведев и феерия прогнозов на 2023 год ! проклятие зеленского радужные перспективы российских олимпийцев разгильдяйство по-европейски релакс россия русская женщина и геополитика рф о ходе сво (21.09.2022) саша чёрный. стилизованный осёл. сегодня украина – выгребная яма в центре европы сказка о монахе менделе слом системы сльозы на очах сотрудничество россии и ирана: страхи запада социализм и империализм. стратегия страха схемка "у реки..." от мариэлла_32 тайны «азовстали» танго тишины хочу трагикомический «зашквар» три года одной жизни. пржевальский. часть 2 три фронта россии и наше одиночество на них украинское военно-прикладное мифотворчество уходя гасите всех хорватский сценарий для галичины художник caitlin hackett. сюр. чтоб не сновали туземцы по российским дорогам шансон татьяны кабановой экспрессиониз

 -Рубрики

 -Я - фотограф

К сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране Чудес"

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Князева

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 113480


Без пояса в бесчестии

Понедельник, 13 Сентября 2010 г. 19:55 + в цитатник

П. Чистяков. Софья Витовтовна срывает с Василия Косого пояс Дмитрия Донского

• По русским обычаям, человек считался униженным, когда с него прилюдно срывали пояс. В 1433 г. состоялась свадьба великого князя московского Василия II по прозванию  Темного (правил 1425-1462 гг.) и Марии, дочери князя Ярослава Владимировича Боровского. Во время пира княгиня-мать Софья Витовтовна, чтобы показать превосходство своего сына, сорвала с удельного князя звенигородского Василия Косого (правил 1421-1448 гг.) шитый золотом с дорогими каменьями пояс. Тем самым она нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней междоусобной войны между двоюродными братьями за власть. История этого самого знаменитого в Древней Руси пояса восходит ко временам суздальского князя Дмитрия Константиновича (1321-1383 гг.), который дал его в приданое за дочерью Евдокией, ставшей женой Дмитрия Донского (1350-1389 гг.). Московский тысяцкий Василий Вельяминов подменил этот пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии Марии. Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал в боковую княжескую линию и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достался Василию Косому. В этом поясе тот и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна считала пояс собственностью своего семейства, поэтому и сорвала его со звенигородского гостя .

Без пояса в бесчестии

В мифах и преданиях многих народов мира пояс является знаком принадлежности к миру положительных героев. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются только отрицательные персонажи. Отсюда выражение «распоясаться», то есть попрать нормы нравственности. Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческий облик (русалок, лихорадок и др.) выдает отсутствие пояса. Действующие лица многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, описываются «распоясками».

• Коварная жена былинного богатыря Добрыни Никитича Марина Игнатьевна, призывая в свой терем Змея Горыныча, высовывалась в окно в одной рубашке без пояса.

• По старорусским поверьям, тот, кто вышел без пояса «беспоряхою», становится жертвой нечистой силы, чаще всего лешего.

• На Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что означало «лишить воинского звания».

• Снятие крестильного пояса означало приобщение к потустороннему миру, поэтому его снимали вместе с крестом при добывании «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения языческих обрядов против эпидемий и падежа скота.
• Во многих странах существовала вера в то, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.
• По поверьям поляков и белорусов, с помощью скрученного пояса ведьма могла «оборотить» весь свадебный пояс в волков.

Васи́лий Ю́рьевич Косо́й (г.р. неизвестен - ум. 1448) — князь звенигородский (1421—1448), Великий князь Московский (1434), старший из четырёх сыновей великого князя Юрия Дмитриевича.

До великого княжения Василий Косой начинает упоминаться в летописях с 1433. В этом году,  вместе с братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой, он пировал в Москве на  свадьбе великого князя Василия Васильевича, во время которой Софья  Витовтовна публично сорвала с Василия Юрьевича золотой пояс, якобы  украденный в прошлом у Дмитрия Донского тысяцким Василием Протасьевичем и со временем попавший к Василию Косому. Оскорблённые Юрьевичи немедленно ушли к отцу в Галич; по дороге они «пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша». В том же году Косой участвовал в битве отца своего с великим князем на  берегу реки Клязьмы. По занятии Юрием Москвы, народ стал перебегать к  великому князю Василию в Коломну, данную ему Юрием по совету боярина  Семёна Морозова. Юрьевичи убили этого боярина, считая его виновником  неблагоприятного для них оборота дел, и бежали в Кострому. Между тем  отец их примирился с Василием, уступив ему Москву и обещавшись не принимать к себе двух своих старших сыновей и не помогать им.

В произошедшей затем на берегу реки Кусь битве Юрьевичи взяли верх, а в 1434 г. великий князь разорил Галич за то, что — в противность договору — войска Юрия участвовали в битве при реки Куси. Это обстоятельство восстановило связь между отцом и детьми.

Великое княжение
После битвы в Ростовском княжестве Юрий Дмитриевич занял Москву, но вскоре скончался (5 июня 1434 г.), а его старший сын Василий Косой объявил себя великим князем, о чём извещал младших братьев своих, бывших тогда во Владимире, в погоне за Василием Васильевичем.

Младшие Юрьевичи не признали его княжения и послали в Нижний Новгород  звать Василия Васильевича на великокняжеский стол, а старшему брату отвечали: «Если Богу не угодно было, чтобы княжил наш отец, то тебя-то  мы и сами не хотим». При приближении соединённых князей к Москве, Василий Юрьевич, забрав казну отца, бежал в Новгород. Пробыв в Новгороде месяца полтора, Косой пошёл в Заволочье, потом в Кострому и начал готовиться к походу на великого князя. Побитый на берегу реки Которосли, он бежал в Кашин.

Продолжение борьбы с Василием II

После недолговременного мира великий князь выступил против Василия Косого с его же братом, Димитрием Красным.

 Враги сошлись у села Скорятина, в Ростовской области. Не надеясь на свои силы, Василий Юрьевич пустился на хитрости: желая «искрасти великого  князя», он предложил ему перемирие до утра, что и было принято. Великий князь распустил своих ратников «кормов деля» (на фуражировку), а Косой, пользуясь этим, хотел напасть на него. Но Василий Васильевич был вовремя извещен о грозившей ему опасности, и московские полки успели благовременно собраться: Косой был разбит, схвачен и приведён к великому князю, который отправил его в Москву. Часть вятчан, не успевшая вовремя прийти на помощь Косому, ярославского князя Александра Брюхатого взяла в плен. Взяв с него окуп, вятчане, однако, не освободили князя. Василий  Васильевич, узнав о таком вероломстве сподвижников Василия Юрьевича,  приказал ослепить последнего (после чего, по одной из версий, князь и получил прозвище «Косой»). Затем летописи не говорят более о Василии Косом до самой кончины его, последовавшей, очевидно, в заточении, в 1448 году.

[/more[


Рубрики:  История.
Королевская рать.
Метки:  

hntg   обратиться по имени Понедельник, 13 Сентября 2010 г. 20:32 (ссылка)
Очень интересный материал!
Ответить С цитатой В цитатник
Алевтина_Князева   обратиться по имени Вторник, 14 Сентября 2010 г. 04:58 (ссылка)

Ответ на комментарий hntg

Благодарю за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку