В сегодняшнем посте я хочу "убить двух зайцев" - продолжить тему окон в живописи художников и познакомить вас с биографией Берты Моризо, картины которой и собраны в этой тематической подборке, хотя пару картин художницы уже представлены в серии "Окна".
Берта Мари Полин Моризо
Berthe Marie Pauline Morisot
14 января 1841 Бурже – 2 марта 1895 Париж
Берта Моризо Автопортрет
Эдуард Мане Портрет Берты Моризо с букетом фиалок
Французская художница, представитель импрессионизма.
Живопись не была для Берты Моризо источником существования, как для многих ее друзей-импрессионистов. Художница происходила из состоятельной семьи, ее отец был префектом в городе Бурже, где в 1841 году и родилась Берта. Когда ей исполнилось 16 лет, девушка заявила о своем желании заниматься живописью не только ради развлечения, и родители не препятствовали ее призванию. Вместе со старшей сестрой Эдмой она берет уроки рисования у лионского художника Жозефа Гишара, который сразу предупреждает мать девушек о том, что, обладая таким талантом, они могут стать профессиональными художницами. А ведь это же катастрофа для добропорядочной буржуазной семьи! Тем не менее, занятия продолжаются. Сестры Моризо копируют картины в Лувре, им дает советы всеми уважаемый мэтр Камиль Коро, под руководством которого они пишут пейзажи на пленэре. Правда, со временем Эдма выйдет замуж за морского офицера и поставит крест на карьере живописца. «Папаша Коро», как его называли, на протяжении нескольких лет давал советы Берте и даже, вопреки своей обычной замкнутости, стал по понедельникам обедать у ее родителей.
Знакомство Берты Моризо с Эдуардом Мане, который был тогда кумиром всех молодых художников, произошло в залах Лувра в 1868 году. Их представил друг другу художник Фантен-Латур, хотя заочно они уже были знакомы. Берта восхищалась Мане и считала его гениальным живописцем. Теперь же она попала под обаяние его личности. Он пленил ее и как мужчина. Сам художник заметил Берту еще несколько лет назад, потом видел ее пейзажи, один из которых понравился ему настолько, что он написал картину с того же места, что и она. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Мане, лидера оппозиции академизму. К моменту знакомства с Мане Берте Моризо было двадцать семь лет.
Б. Моризо Интерьер 1872 г.
Берта Моризо быстро стала любимицей в кружке Мане.
Эдуард Мане, весьма чувствительный к женской красоте, по-настоящему увлекся Бертой. Вскоре он попросил ее позировать для своей новой картины «Балкон», и девушка стала приходить в мастерскую художника, но... всегда в сопровождении матери. Когда картина была показана в Салоне 1869 года, Берту стали называть «роковой женщиной», хотя сама она находила себя скорее странной в изображении Мане. В течение нескольких лет Берта Моризо продолжала позировать художнику, но, даже оставаясь наедине с ним, умела держать себя в руках. Удивительно, что Мане, легко и не раз изменявший своей жене Сюзанне, в данном случае строго придерживался правил, принятых в респектабельном обществе. Его невысказанная любовь вылилась в полотна. Художник изобразил свою любимую модель в четырнадцати картинах, большая часть из которых осталась в его мастерской. Последняя работа серии была написана в 1874 году. Именно в конце этого года Берта Моризо вышла замуж за младшего брата Эдуарда Мане и больше никогда не позировала ему.
Б. Моризо Портрет сестры у окна 1879 г.
Почему же она согласилась стать женой Эжена Мане? Возможно, чтоб быть ближе к любимому человеку, а может быть, поддавшись на уговоры матери. Мадам Моризо, хоть и считала Эжена «на три четверти сумасшедшим», полагала, что лучше, принеся некоторые жертвы, выйти замуж (в 33 года), чем оставаться независимой, но одинокой. Этот брак оказался на удивление удачным. Эжен Мане тоже был художником, но отказывался выставлять свои работы, зато он постоянно поддерживал Берту, помогал советами, готовил ее картины на выставки. В их доме на улице Вильжюст постоянно бывали многие художники, поэты и музыканты. В доме супругов Мане часто бывали Ренуар, Дега, поэты Анри де Ренье, Стефан Малларме. Художники, ее товарищи, высоко ценили Берту и как живописца, и как человека.
А с рождением их единственной дочери в творчестве Берты появляется новая тема, она создает хронику детства Жюли, глядя на нее внимательными и любящими глазами матери.
Светлый колорит работ Моризо, например таких картин, как «Женщина за туалетом» (ок. 1875, Чикаго, Художественный институт) и «Девочка с корзинкой» (1892, частное собрание), оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей.
Б. Моризо После завтрака 1881 г.
Б. Моризо На веранде 1884 г.
Ее работы принимались Салоном – выразителем официального академического стиля, но позже художница отказалась экспонироваться там в знак поддержки импрессионистов.
Среди тридцати участников первой выставки импрессионистов, вызвавшей невероятный скандал и язвительную критику, была единственная женщина — это была Моризо.
Она показала девять своих работ и в том числе картину «Колыбель», в которой изобразила свою сестру, склонившуюся над ребенком, лежащим в колыбели. Несмотря на, казалось бы, сентиментальный сюжет, художнице удалось создать произведение искреннее и задушевное. Картина выполнена в мягких, светлых тонах, свободными, легкими мазками и вся пронизана светом. Впоследствии она стала самым известным произведением Берты Моризо и сейчас хранится в музее д’Орсэ в Париже. Но тогда, в 1874 году, бывший учитель Берты Жозеф Гишар, посетивший выставку, прислал ее матери письмо, в котором писал, что у него сжалось сердце при виде работ ее дочери в «таком нездоровом окружении». Он был совершенно убежден, что мадемуазель Берта стала «жертвой помешательства, и у нее несколько свихнулись мозги». Однако были и те, кто доброжелательно оценил работы художницы, в частности известный критик Жюль Кастаньяри.
Б. Моризо На кухне 1886 г.
Б. Моризо Девочка в красном переднике 1886 г.
Берта Моризо была одним из самых верных членов группы импрессионистов. Она пропустила только одну из восьми совместных выставок в 1879 году (из-за рождения дочери), а до этого в течение четырех лет была единственной женщиной в группе. Импрессионисты, которые порой бывали несправедливы друг к другу, высоко ценили Моризо и были ей преданы.
Берта Моризо Девочки у окна 1892 г.
Ее внезапная смерть от инфлюэнцы в возрасте 54 лет глубоко потрясла художников. Ренуар, находившийся в это время в другом городе, немедленно выехал в Париж, даже не захватив вещей. Поэт Поль Валери, хорошо знавший Берту Моризо, писал, что «она вела жизнь простую, чистую и наполненную упорным трудом — жизнь скорее замкнутую, но замкнутую в элегантности».
Художественное наследие Берты Моризо составляет около четырехсот произведений. Это живопись, акварель, рисунок, гуашь и даже две скульптуры.
Подтверждением ее заслуг как профессиональной художницы станет приобретение в 1894 году одной из ее картин для Музея современного искусства в Париже.
До конца своей деятельности художница сохраняла верность импрессионизму. Ценную часть ее наследия представляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуара Мане.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...