-Цитатник

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? - (0)

Пробуждение сознания или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время кот...

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы - (0)

Купленный за 172 000 долларов портрет может стоить миллионы Открыта новая картина РембрантаПочему...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2) - (0)

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)   Шатровый зал ...

Замки Бельгии:Стеркхоф - (0)

Замки Бельгии:Стеркхоф В XVI веке жил в Антверпене могущественный род Стер...

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре - (0)

Дом князя Оболенского на Новинском бульваре На Новинском бульваре стоит ореставрированный в совет...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромлена

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) АРТ_АРТель Чортова_Дюжина

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2010
Записей: 2861
Комментариев: 2522
Написано: 6250


Дирк Боутс (Dirk Bouts) - нидерландский живописец

Четверг, 06 Января 2011 г. 22:19 + в цитатник

Дирк Боутс,  Баутс (нидерл. Dirk Bouts, Дирик, Тьерри Баутс; около 1415, Харлем — 6 мая 1475, Лёвен) — нидерландский живописец.


 

О детстве, юности и первых годах творчества Дирка Боутса почти ничего не известно. Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» упоминает о том, что Баутс родился в Харлеме, жил и работал в Лёвене. В 1447 году он впервые упоминается в документах города Левена в связи с женитьбой на местной горожанке Катерине ван дер Брюгхен, принесшей ему солидное приданоеПосле женитьбы он переехал в Левен. У Дирка Боутса было четверо детей. Сыновья художника, Дирк Младший и Альберт, тоже стали живописцами и работали в мастерской отца. Как свидетельствуют документы того времени, Боутс был очень состоятельным жителем Лёвена. Получил звание городского художника в 1468 году. Художник, скорее всего, не покидал Левена до самой своей смерти.

Влияние Рогира ван дер Вейдена в творчестве Дирка Баутса прослеживается особенно отчётливо, из чего некоторые исследователи предполагают, что Дирк был его учеником. В оценке творчества художника существует немало разночтений. Некоторые работы приписывали другим мастерам, а потом возвращали их авторство Боутсу. Но существуют подтвержденные документами работы художника, которые позволяют составить мнение об основных чертах творчества Дирка Боутса. Одна из них - ясное построение пространственной перспективы. Фигуры на его картинах готически удлиненны, а тщательное исполнение деталей говорит о связи художника с искусством миниатюры. Его работы элегичны и лишены драматизма, а святые малоподвижны и молитвенно благочестивы. Лица святых у мастера имеют черты конкретных людей, видимо, заказчиков его произведений. На основе стилистического анализа его работ можно причислить художника к группе мастеров, бывших также под сильным влиянием Яна ван Эйка.

К картинам Боутса, авторство которых подтверждено документами, относятся триптих "Таинство причащения" (1468, Левен, ц. св. Петра) и две картины, первоначально предназначенные для городской ратуши и иллюстрирующие легенду об императоре Оттоне ("Суд императора Оттона III", Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Вокруг этих произведений можно расположить многочисленные произведения, среди которых самыми близкими по стилю являются "Мучение св. Эразма" (Левен, ц. св. Петра), выполненное для того же братства, что и "Таинство причащения"; "Мужской портрет" (1462, Лондон, Нац. гал.), в котором можно обнаружить суровость брюссельских картин. Более драматичными и по сюжету, и по исполнению являются триптих "Снятие с креста" (Гранада, собор) и картины "Пьета" (Париж, Лувр) и "Положение во гроб" (Лондон, Нац. гал.). Все эти произведения свидетельствуют о близком знакомстве художника с великими творениями Рогира ван дер Вейдена, у которого Боутс заимствовал композиционную схему, удлиненные формы и некоторую патетику. Другие картины мастера следуют урокам ван Эйка, например "Богоматерь с младенцем" (Лондон, Нац. гал.); полуфигура Богоматери представлена здесь на фоне шелковой драпировки, рядом с окном, открывающимся в тщательно выписанный пейзаж, - формула, ставшая очень популярной. Аналогичное решение характерно для таких композиций, как "Коронование Марии" (Вена, Собрание Академии художеств), "Мученичество св. Ипполита" (Брюгге, ц. Спасителя), "Неопалимая купина" (Филадельфия, Музей искусства) и особенно "Ессе Agnus Dei" (Мюнхен, частное собрание). Следует упомянуть и две алтарные створки "Рай" и "Ад" (Лилль, Музей изящных искусств) и "Алтарь жизни Марии" (Мадрид, Прадо), считающийся первым из известных произведений Боутса. Многие другие картины, приписываемые Боутсу, находятся в частных и государственных собраниях в Германии ("Взятие под стражу", "Воскресение", Мюнхен, Старая пинакотека), США, Великобритании, Нидерландах. Существуют многочисленные реплики с картин Боутса, одни повторяют композицию "Богоматери с младенцем" (Лондон, Нац. гал.), другие воспроизводят формулу диптиха с полуфигурами Христа, увенчанного терновым венцом, и молящейся Марии. Эти реплики свидетельствуют об успехе, которым Боутс пользовался при жизни.

 


Christ in the House of Simon (1440, Staatliche Museen, Berlin, Germany)
 


Жизнь Девы Марии. Алтарь  (1445, Museo del Prado, Madrid)



Благовещенье (1445, Museo del Prado, Madrid)
 


The Visitation (1445, Museo del Prado, Madrid)
 


Рождество (1445, Museo del Prado, Madrid)
 


Поклонение волхвов  (1445, Museo del Prado, Madrid)


Благовещение (1450 - 1455, The J. Paul Getty Museum)
 


Коронование девы Марии (1450, Liechtenstein Museum)


Положение во гроб (1450, National Gallery, London)
 


Взятие Христа под стражу (1450-е, Alte Pinakothek, Munich, Germany) 


Воскресение (Norton Simon Museum of Art, Pasadena, California, United States)



Снятие с креста. Триптих (центральная часть) (1455, Museo de la Capilla Real, Granada, Spain)
 


Снятие с креста. Триптих (боковые створки) (1455, Museo de la Capilla Real, Granada, Spain)
 


Мученическая смерть св. Эразма. Триптих (1458, Лёвен, собор Св. Петра )
 


Мученическая смерть св. Эразма (центральная часть)
 


Оплакивание Христа (1460, Лувр, Париж)
 


Портрет мужчины (1460-1470, Metropolitan Museum of Art , New York)


Портрет мужчины (1462, National Gallery, London)
 


Се Агнец Божий (1462-1464, Мюнхен, Фонд Виттельсбахов, экспонируется в Старой пинакотеке)  


Таинство св. Причастия. Алтарь  (1464-1467, Лёвен, собор Св. Петра)

Искусство Боутса предельно реалистично и полно скрытого драматизма: даже трагическим сюжетам художник придаёт облик внешнего бесстрастия. С особенной силой это раскрывается в самом значительном произведении Боутса - алтаре "Таинство Святого Причастия" (1464-67). В изображении Тайной вечери и символически связанных с ней сцен поражает ясность в построении пространства центральной композиции, пластичная выразительность фигур и глубокое поэтическое чувство.  


Тайная вечеря
 


Праздник Пасхи (1464-1467)
 


Илья Пророк в пустыне (1464-1467)


Сбор манны (1464-1467)


Встреча Авраама и Мельхиседека. (1464-1467. Лёвен. Церковь святого Петра) 


Благовещение (1465, Calouste Gulbenkian Museum)
 


Жемчужина Брабанта: Иоанн Креститель, Поклонение волхвов, Св. Христофор. Алтарь (1465, Старая Пинакотека, Мюнхен)


Поклонение волхвов. (Ценральная чась алтаря Жемчужина Брабанта)


Святой Христофор. (Правая часть чась алтаря Жемчужина Брабанта )


Алтарь святого Ипполита (1468, Брюгге, церковь Христа Спасителя )
 


Мадонна с младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом (Лондонская Национальная Галерея)

"Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Петром и Павлом" - произведение зрелого периода творчества мастера, но в нем отразились достоинства и недостатки Боутса. В работе точно в соответствии с перспективным сокращением выстроены диагонали - балдахин над троном Мадонны, само кресло трона, его подиум, шашечки пола. Все они сходятся в одной точке в центре картины. Неподвижно и прямо восседает на троне Дева Мария. Тип ее лица напоминает образы Рогира ван дер Вейдена. Но Мадонна у Боутса спокойна и задумчива, она как бы преодолела душевную напряженность. Одной рукой она касается книги, которую держит Святой Петр, а другой придерживает Младенца, тянущего ручки к цветку гвоздики в руках Святого Павла. Эти детали носят в произведении символический характер. Так, книга в руках Святого Петра - книга судеб, гвоздика - символ вознесения на небо. Апостолы так заняты происходящим, что отложили в сторону свои неизменные атрибуты - ключ Святого Петра и меч Святого Павла. В этом небольшом по размеру полотне Боутс сумел достигнуть полной гармонии з изображении замкнутого пространства и пейзажа, природы и человека.


Мадонна с младенцем (Лувр, Париж) 


Мадонна с вишнями


Мадонна с младенцем (1460-е, Художественное собрание, Веймар)
 


Мадонна с младенцем (1465, National Gallery, London)
 


Мадонна с младенцем (Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия)


Мадонна с младенцем (Metropolitan Museum of Art, New York,)


Мадонна с младенцем (1465, National Gallery of Art, Washington)
 


Мадонна с младенцем (1475)
 


Святой Лука пишет портрет Девы Марии (Penrhyn Castle, Bangor, North Wales)

В 1468 г. художник получил заказ на изготовление для городской ратуши серии картин, посвящённых теме правосудия под общим названием "Суд императора Оттона III", которые украшают ныне залы брюссельского музея. Они бросаются в глаза сразу же, выделяясь и большими размерами, и драматическим сюжетом, и замечательным мастерством. Их тема посвящена делам правосудия. Сюжет заимствован из преданий о жизни императора Оттона III. Он успел написать только одну картину - "Испытание огнём". В ней представлена казнь графа, отвергшего любовь императрицы и оклеветанного ею перед Оттоном. В ней— вдова казненного доказывает невиновность мужа, подвергнув себя испытанию огнем. В левой руке она держит раскаленный брусок железа, в правой — голову мужа. Ее лицо покрыто смертельной бледностью, округлившиеся глаза устремлены на одного из придворных. В этом застывшем от горя и боли взгляде, гордом спокойствии позы, легкости, с которой рука держит раскаленное железо, выражена большая душевная стойкость. Сочувствие и душевная потрясенность читаются на лицах собравшихся. В глубине картины можно видеть костер, на котором сжигают заживо императрицу по приказу разгневанного Оттона. Вторая же, "Казнь графа", осталась незаконченной и была дописана его учениками после смерти художника, однако это нисколько не умаляет ее очевидных достоинств.  Действие в ней происходит за городскими воротами, что позволило художнику развернуть панораму крепостных стен с башнями и замком. В картине Боутс совместил два события: шествие на казнь и сцену казни. Выразительно передан образ невинно осужденного, обращающегося к жене с последними словами. Лица, присутствующие при казни, погружены в молчание и тягостное раздумье.  Боутс использует спокойный четкий геометрический рисунок интерьера как контраст к сдержанно взволнованному состоянию людей. Он скуп на жесты и движения. Он пытается предельно малыми средствами, в основном мимикой лиц, достигнуть драматического эффекта.


Испытание огнем графини перед Оттоном III (1468-75, Брюссель, Королевский музей изящных искусств)


Казнь графа (1468-75, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) 


Вознесение избранных. Падение проклятых (1470, Palais des Beaux-Arts de Lille)

Эти две картины являются одним из шедевров Дирка Боутса, они представляют собой две створки триптиха, посвященного Страшному Суду. 


Рай. Вознесение избранных. (1470, Palais des Beaux-Arts de Lille)   


Ад. Падение проклятых (1470, Palais des Beaux-Arts de Lille)  


Christ Crowned with Thorns (ок.1470, The National Gallery, London)


Мастерская Дирка Боутса. Mater Dolorosa / Christ Crowned with Thorns (1485 - 1495, The National Gallery of Canada)


Мастерская Дирка Боутса. Mater Dolorosa (Скорбящая Дева), (1480/1500, The Art Institute of Chicago) 
 


 Рождество (Philadelphia Museum of Art)


Неопалимая купина  (Филадельфия, Музей искусства)
 

Ссылки:

www.artrenewal.org/pages/artist.php

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%83%D1%82%D1%81

www.artcyclopedia.com/artists/bouts_the_elder_dieric.html

www.bibliotekar.ru/slovar-impr/115.htm

www.mirizo.ru

www.getty.edu/art/gettyguide/artMakerDetails

www.artic.edu/aic/collections/artwork/110673

nationalgallery.org.uk/artists/dirk-bouts

cybermuse.gallery.ca/cybermuse/search/artwork_e.jsp 

smallbay.ru/artholland/bouts.html

www.liechtensteinmuseum.at/en/pages/1553.asp

www.nga.gov/fcgi-bin/timage_f

www.pba-lille.fr/spip.php

www.philamuseum.org/collections/results.html

 

Рубрики:  Живопись/нидерландская и фламандская живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку