-Рубрики

 -Метки

2014 адмирал азбука туриста актриса англия анекдот арт балкон бельгия ванная винница винтажные открытки вов водопад германия гороскоп гороскоп отношений гороскоп с юмором горы гостиная греки греция дворец день ангела деревня деревянное зодчество домашние достопримечательности други европа еда по знаку зодиака женственность живописец заброшенные места замки замки и дворцы замки и крепости замки украины замок знаки зодиака измаил иллюстрации индия интерьер испания исторические здания исторические факты история история в фотографии история и археология история картины история украины италия карпаты карты киев кино колористика корейская мифология корея костел коттедж крепость крым кухня лондон львов люди малогабаритка математика места силы мечеть минимализм мифические существа модерн монастырь море москва мост музей мусульмане необычная архитектура нумерология о жизни одесса особняк отель отношения париж парк петербург подол польское восстание польша порода собак прага природа притча прихожая прованс россия руины святошин сказочные персонажи скульптура славянский гороскоп собор спальня ссср сюрреализм тест топ-гороскоп туризм украина фотограф фотопрогулка фотопутешествие франция храм церковь чехия шебби-шик шотландия шуточный гроскоп

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать

      Показать все (1)

       -Я - фотограф

       -Поиск по дневнику

      Поиск сообщений в Кель_РА

       -Подписка по e-mail

       


      Культурное наследие Российской Федерации: Императорские дворцы Часть 2

      Понедельник, 11 Июля 2016 г. 15:09 + в цитатник
      Таврический дворец


      Таврический дворец в Санкт-Петербурге — выдающееся произведение русского классицизма конца XVIII века.
      Был построен в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова. Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.
      В настоящее время дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём находится также петербургский филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир». Комплекс Таврического дворца



      В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792—1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.
      Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858—1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).
      В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793—1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.
      В 1783—1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.



      Внутреннее убранство

      Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи).



      Бенжамин Петерсен, «Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)



      Думка — 1000 рублей Временного правительства 1917. Самая крупная купюра России в 1917. Изображён Таврический дворец Резиденция Потемкина
      Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по его титулу Князь Таврический, который был пожалован ему в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Таврии). От названия Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка. После Екатерины После смерти Потёмкина Таврический дворец взят в казну, был одной из любимых резиденций Екатерины II. В 1797 году по указу Павла I имущество Таврического дворца перенесено в Михайловский замок, а сам дворец передан Конногвардейскому полку. В 1801 году Таврический дворец был восстановлен как одна из резиденций императоров.


      Государственная дума


      Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце, Санкт-Петербург
      В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).
      С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.
      После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг).
      Сейчас Таврический дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
      Потёмкинские вечера
      В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартует проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь будет звучать европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing».


      Чесменский дворец

      Чесменский дворец в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры, императорский дворец, созданный архитектором Фельтеном по заказу императрицы Екатерины Второй в стиле псевдоготики.



      Назван в честь победы России в Чесменском сражении. Расположен в черте города Санкт-Петербурга по адресу улица Гастелло, 15. В плане дворец — треугольник, на углах которого расположены башенки.



      Местность, занимаемая в наше время дворцом, была весьма болотистой и называлась лягушачье болото или Кикерики (фин. kikerikesen). В результате Северной войны, эти земли достались России, во владения царской семье. В 1717 году к Царскому селу был проложен Царскосельский тракт, который и дал жизнь этому имению. XVIII век



      Пулеметный ДОТ у Чесменского дворца
      В 1774 году, на 7-й версте Царскосельского тракта, Екатерина II велела построить путевой дворец, чтобы отдыхать во время путешествий в летнюю резиденцию. Строительство дворца было поручено Юрию Фельтену. Сооружение Чесменского дворца вместе с Чесменской церковью[1] (Церковь Иоанна Предтечи) завершилось к 1777 году. Императрица часто посещала дворец и отмечала в нём престольный праздник соседнего храма.



      Круглый зал на втором этаже использовали георгиевские кавалеры для встреч с императрицей. Главным военным орденом России здесь были награждены Кутузов, Суворов и многие другие.



      "Чесменский дворец близ Петербурга". Худ. Ж. Б. де ла Траверс. 1780-е гг.



      Бытует легенда, согласно которой, именно когда императрица проезжала 7-ю версту тракта, к ней пожаловал гонец, принёсший весть о победе России в Чесменской баталии. Однако такое развитие событий маловероятно. На это указывает тот факт, что первые 9 лет своего существования дворец называли Кекерикитским от финского названия местности. Чесменским дворец стал в 1780 году в день десятилетней годовщины победы России в соответствующей баталии.



      В 1796-м, Екатерина умерла, и дворец перешёл во владение Павла I. Последний предпочитал Царскому селу Гатчину, и потому по прямому назначению дворец не использовал. Тогда император совершил попытку переквалифицировать дворец под богадельню и лечебницу. Однако идея не нашла применения. В 1799 году особая комиссия нашла дворец неподобающем местом «для устроения в нём лазарета Мальтийского ордена…»



      Отказ был аргументирован нехваткой воды, хотя чаще это решение объясняют нелюбовью Павла ко всему Екатерининскому. В результате дворец вернули в ведение Придворного ведомства.



      Дворец и прилегающая территория были созданы по образцу готических построек и в конце 18-го века весь комплекс представлял собой одну из красивейших «романтических» резиденций. В ансамбль Чесменского дворца входил дворец, служебные постройки и церковь.



      Чесменская церковь всегда была холодной, проводить службы зимой было сложно. Поэтому 11 декабря 1811 года на нижнем этаже восточной башни дворца была освящена тёплая Рождественская церковь. Сюда из Императорского Эрмитажа были переданы ценная церковная утварь и походный иконостас царя Алексея Михайловича.



      Будучи путевым дворцом, резиденция нередко пустовала. За время правления императора Александра I он использовался всего лишь два раза, и то не по прямому назначению — в качестве дачи для обучавшихся в Екатерининском институте девушек.



      Весной 1826 года опасающийся восстаний император Николай I приказал перевезти в Рождественскую церковь дворца из Царского села тело брата Александра. Именно здесь в ночь с 5 на 6 марта августейшее тело переложили из ещё таганрогского деревянного гроба в новый, бронзовый, укрыли бездыханного царя мантией и поставили саркофаг на траурную колесницу, отправившеюся в столицу на похороны. 12 — 14 июля того же года в резиденции находилось тело Елизаветы Алексеевны. В 1830 году история дворца, как императорского путевого особняка закончилась — здание перевели из ведения придворного ведомства во владение Комитета о раненных. В бывшей резиденции открылась богадельня. Вскоре, в 1831 году, богадельня поменяла хозяина. Теперь дворец принадлежал Военному ведомству.



      Начались работы по перестройке дворца под нужды богадельни для инвалидов-ветеранов Отечественной войны 1812 года. Архитектор А.Е. Шауберт в течение 6 лет с 1831 по 1836 руководил работами по перестройке дворца. К каждой из трёх башенок резиденции пристроили по двухэтажному флигелю. Зубчатые парапеты были уничтожены, башни закончены полукруглыми куполами. Зимнюю церковь перенесли на второй этаж, в Круглый зал. Ранее там заседали георгиевские кавалеры. 23 июня 1832 года в присутствии императора Николая I церковь освятили.



      В целях рекреации и реабилитации перед дворцом на месте дикого леса был разбит большой лечебный парк. Основу зелёной зоне составили посаженные в 1834 году 500 берёз. Старые готические каменные ворота снесли, возведя на их месте новые. Со стороны Московского тракта парк огородили чугунной изгородью.



      Через 4 года и 4 дня после освящения зимней церкви, Николай I торжественно открыл богадельню. Впоследствии её нарекли Николаевской. Первоначально богадельня была рассчитана на 400 мест для рядовых и 16 для офицеров. Позже каждый флигель надстроили двумя этажами. Вместимость пансиона естественно увеличилась.
      В советское время дворец был частично перестроен, в нем разместился Государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)[2].



      Георгиевский зал Чесменского дворца
      С Чесменским дворцом связывают знаменитый Чесменский сервиз (Сервиз «Зеленая лягушка»), находящийся в настоящее время в Государственном Эрмитаже. Сервиз был создан по заказу императрицы Екатерины II специально для дворца на фабрике Дж. Веджвуда «Этрурия».
      Основное здание ГУАП находится на реке Мойке напротив Юсуповского дворца, где был убит Григорий Распутин. Для вскрытия тело «старца» было привезено в богадельню, находящуюся в Чесменском дворце (ныне второй корпус ГУАП).


      Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XXвв

      .



      Елагин дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на территории Елагинского острова, является одним из красивейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Северной столице. Сейчас это Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова.
      .


      Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.
      В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».



      Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818-1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
      Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.



      Впрочем, особняк в своем первоначальном виде до нашего времени не дошел, поскольку в начале XIX века он был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины.



      Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.



      Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
      Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.



      Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.



      Видно пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города



      Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.



      Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше - Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.



      П.Столыпин с семейством
      После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и И. Л. Горемыкин.



      До 1917 года дворец принадлежал императорской семье. После революции 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома.



      С 1918 по 1929 год Елагиноостровский дворец становится Музеем истории и быта. Его коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из расформированных дач на Каменном и Крестовском островах. В 1930 году дворец был закрыт, коллекция разрознена, некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации.



      В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован Культурно-воспитательный центр.
      Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару.



      Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца. Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла.




      Интерьер и декор дворца

      Фотографии интерьера Елагина дворца, сделанные американским фотографом Брэнсоном Де Ку в 1931 году






      Расположенный в восточной самой высокой части острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов этого времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.



      . Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже - Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.




      Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов.




      Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.



      К. И. Росси. Михайловский дворец. Белоколонный зал. 1819—1825 гг.



      Парадные залы составляли анфиладу и располагались на первом этаже дворца. Центром композиции служил большой Овальный зал, к нему симметрично примыкали две гостиные - Голубая и Малиновая. Через Малиновую гостиную гости проходили в Столовую залу. Из Голубой гостиной можно было попасть в Кабинет, Опочивальню и Туалетную Марии Федоровны. Анфилада завершалась служебными помещениями: Камер-юнгферской (Фрейлинской) и Проходной - с одной стороны, комнатами для Буфета - с другой.


      Парадная Передняя открывала вход во дворец со стороны Масляного луга. Рядом располагалась Лестничная. Отсюда по деревянной лестнице владельцы дворца поднимались в жилые покои второго этажа. На третьем этаже находилась домовая церковь во имя святого Николая Чудотворца.



      В интерьерах дворца огромная роль отводилась декоративному оформлению. Скульптура и живопись играли одинаково большую роль и способствовали созданию торжественных и изящных парадных интерьеров.





      Особенно восхищали вдовствующую императрицу и ее гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I на втором этаже была, к тому же, отделана украшениями из бронзы.




      Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца.



      Здесь работали скульпторы С.Пименов и В.Демут-Малиновский, живописцы-декораторы Дж.-Б.Скотти, А.Виги, Б.Медичи, мраморщики Ф.Трискорни и С.Модерни, мастер по искусственному мрамору Я.Щенников, лепщики Н.Апарин и Н.Саягин, мебельщики Г.Гамбс, И.Бауман, А.Тур, В.Бобков, бронзовых дел мастера А.Шрейбер, И.Дипнер, обойщики, резчики по дереву. Современники отмечали, что убранство дворца представляло своеобразную выставку произведений искусства русской художественной промышленности.



      К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952-1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.



      В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже, комнатами отдыха и бильярдными залами на втором и танцевальным залом в помещении церкви во имя св. Николая на третьем.


      Лишь в 1987 году дворцу был возвращен статус музея, начата большая работа по возвращению утраченных предметов, созданию дворцовой коллекции.



      В настоящее время на первом этаже дворца в Парадных залах представлены художественные интерьеры в стиле ампир.



      Посетители могут познакомиться с произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства первой трети XIX века из фондов Елагиноостровского дворца-музея. На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства.
      В начале «перестройки», когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.



      Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея - стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.
      Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция "Русь", ваза "Нептун" (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза "Ленинградская", созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.
      Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.



      Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.
      Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

      Архитектура и интерьер

      Рубрики:  История Архитектуры/История Отечественной Архитектуры
      Метки:  

       

      Добавить комментарий:
      Текст комментария: смайлики

      Проверка орфографии: (найти ошибки)

      Прикрепить картинку:

       Переводить URL в ссылку
       Подписаться на комментарии
       Подписать картинку