Эдвард Хоппер
Edward Hopper
22 июля 1882 — 15 мая 1967
Э.Хоппер Автопортрет 1906 г.
Э.Хоппер Автопортрет 1925-30 г.г.
Американский художник, основной представитель прецизионизма и магического реализма, предшественник послевоенного неореализма и поп-арта.
Родился в небольшом городке Найак (штат Нью-Йорк) в семье владельца галантерейной лавки. Семья была не чужда искусству, по выходным отец, мать и дети иногда приезжали в Нью-Йорк, чтобы посетить художественные выставки или сходить в театр. Впечатления записывались в толстую книгу.
Когда Хопперу было 12 лет, он вырос за год на 30 сантиметров. И его рост стал 180 сантиметров. В школе его, мальчика по фамилии Хоппер, дразнили естественно грассхоппеер - то есть, кузнечик. Один из друзей писал: "Наблюдать за тем, как Хоппер встает из глубокого кресла - это все равно, что смотреть на подъемный кран в процессе его сборки".
С этого злосчастного роста и худобы началась и навсегда сохранилась болезненная стеснительность, замкнутость и молчаливость Хоппера. Его жена писала в дневнике: "Говорить что-нибудь Эду - все равно, что бросать камень в бездонный колодец. Не услышишь всплеска".
Окно отеля
Тем не менее, с самого детства, со времен художественной школы, у Хоппера появилось несколько верных, на всю жизнь, друзей. Один из них, будущий известный критик Гай Дюбойс, писал о нем в юности:
"Эд - самый талантливый среди нас. И сила духа есть. Но что-то стопорит пока его талант. Слишком много англосаксонской сдержанности. При том, что он это в себе ненавидит, любит свободу латинского характера, читает только по-французски, Верлена знает наизусть. Но говорит так мало, что я чувствую себя балаболкой. А когда говорит - точно и умно. Такая искренность в суждениях! Но какой-то голод снедает его. Я бы так хотел видеть его другим, счастливым".
Смешно, что упоминается англосаксонская сдержанность Хоппера, который был американцем голландских и французских кровей.
Эдвард с детства любил рисовать все, что его окружало, особенно море, которое он видел, когда его семья выезжала летом на побережье Массачусетса. Рисовать он начал очень рано, а в десять лет уже стал датировать и подписывать свои рисунки.
Женщина, шьющая на машинке 1921 г.
Интерьер Ист-Сайда 1922 г.
Комната в доме 1923 г.
Родители с пониманием относились к увлечению сына, но хотели как-то совместить его хобби с бизнесом. Когда Эдварду понадобились деньги, чтобы учиться живописи, отец их дал, но посоветовал сыну заняться графикой, которая может пригодиться в рекламном деле, которое сулило надежный доход. Так Хоппер оказался в Нью-Йоркской школе графики. Он быстро осваивал все, чему его там учили, но душа его тянулась к большому искусству, и в 1900 году он поступил в Нью-Йоркскую художественную школу (1900–1906), где его главным наставником стал Р.Генри (Хенрай). В его работах этого периода отчетливо проявляется главная тема – одиночество маленького человека в большом городе.
Полночь 1926 г.
Кафе-автомат 1927 г.
Ночные окна 1928 г.
Предполагая стать книжным иллюстратором, Хоппер в 1906-10 гг. трижды посещал художественные столицы Европы (в 1906 году, в 1909-м и в 1910-м годах). В основном, он жил во Франции. Но поездил по Голландии, Бельгии и Испании. Тем не менее, когда он говорил Европа, он всегда имел в виду Францию. Он стал настоящим франкоманом, испытал большое влияние французского импрессионизма. И он говорил, что по возвращении в Америку, ему понадобилось 10 лет, чтобы освободиться от чар французского искусства и взглянуть на тот мир, который его окружал - на Америку. Хоппер писал в одном из редких своих писем. "Мы заплатили уже достаточным восхищением и вниманием французскому искусству. Пора оставить его в стороне. Пора оторваться от материнской французской груди и сделать первые шаги по своему собственному пути". Больше он ни разу не ездил в Европу и вообще упрямо сопротивлялся любому европейскому влиянию.
Chop Suey 1929 г.
В молодости Хоппер примыкал к натуралистической «школе мусорного ведра», главой которой был его учитель Генри. В 1913 г. принял участие в скандально известном Армори-шоу в Нью-Йорке, но в целом остался равнодушным к авангарду.
Его называли изоляционистом. Рядом с другими американскими художниками, которые в соответствии с модой становились кубистами, футуристами, сюрреалистами, абстракционистами, и вообще, авангардистами, Хоппер был безнадежно старомоден и консервативен. Истеблишмент его времени считал его скучным и маргинальным художником, поскольку он не принимал участия в экспериментах своего времени.
В 1910-1920 годах Хоппер жил в Нью-Йорке, зарабатывал на жизнь иллюстрациями для журналов, работал над рекламными постерами и гравюрами для нью-йоркских изданий.
В 1913 году он снял студию в богемном квартале Гринич-Виллидж, которую сохранил за собой до конца жизни. Его первая персональная выставка принесла ему одни расстройства, никто не купил ни одной его картины, а критика отнеслась к его творчеству очень жестоко. Однако он продолжал работать и как живописец.
Освоив техники офорта и литографии, до 1924 зарабатывал на жизнь в сфере рекламы и книжно-журнальной иллюстрации.
Материал из энциклопедий «ВИКИПЕДИЯ» и «Кругосвет»,
а также с сайта Андрея Евпланова:
http://rockkent.narod.ru/Hopper/Hopper.htm
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...