-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32875
        Написано: 47775


        ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (Часть 83 - МАНЕ И ОБИТАТЕЛИ ЕГО "БАЛКОНА")

        Четверг, 08 Октября 2015 г. 22:41 + в цитатник
        Открыть что-то новое в творчестве Эдуарда Мане просто нереально. Художнику посвящены книги, исследования, целые сайты. Но одна из моих читательниц «подбросила» мне информацию о картине французского импрессиониста Мане, которая очень смахивает на картину великого испанца Гойи. И, казалось бы, можно было пополнить новым материалом мою рубрику «Идеи витают в воздухе». Но копнув информацию о работе Мане, я нашел в ней и в истории создания много интересного, поэтому решил вам отдельно рассказать о картине.



        Édouard Manet (French, 1832–1883) Le balcon. 1868-1869 гг. Musée d'Orsay

        Картина «Балкон» (Le Balcon) была написана французским импрессионистом Эдуардом Мане (Édouard Manet, 23 января 1832 - 30 апреля 1883) в 1868 году и в мае следующего года выставлена на Парижском Салоне. В искусствоведческой литературе также встречается второе название - «На балконе». На картине изображены четыре фигуры - две женщины в белоснежных платьях - одна из них сидит, а другая стоит; позади них стоит нарядно одетый мужчина, а на заднем плане можно различить фигуру еще одного юноши. Оказывается, все изображенные персонажи – реальные, причем, хорошо знакомые художнику люди.




        Персонажи картины

        Слева Мане написал сидящую на стуле художницу Берту Моризо (Berthe Morisot, 14 января 1841 - 2 марта 1895), которая входила в круг импрессионистов.



        Berthe Morisot
        Edouard Manet (French, 1832–1883) Berthe Morisot with a Bouquet of Violets. 1872 г.

        С Моризо художник познакомился в том же 1868 году, уже в сентябре она начала позировать ему для будущей картины «Балкон». С Бертой Моризо Мане сближают не только профессиональные интересы, и даже не родственные связи - в 1874 году Моризо стала женой брата Мане – Эжена, а как утверждают некоторые историки – взаимные чувства. Об этом была даже документально-художественная статья в журнале «Караван историй», об этом пишет Анри Перрюшо в своей книге о Мане, но об этом в следующий раз. Замечу, что в конце 1860-х - начале 1870-х годов художник написал более десятка портретов своей будущей невестки. Вот пара не очень известных из них.



        Édouard Manet (1832–1883) Portrait of Berthe Morisot. 1869 г.



        Édouard Manet (1832–1883) Portrait de Berthe Morisot with a Fan. 1873 г.

        Посетив выставку Салона 1869 года, Берта Моризо написала в письме своей сестре Эдме: «Его картины, как всегда, производят впечатление дикого или даже слегка недозрелого плода, но я не могу сказать, что они не нравятся мне. В «Балконе» я получилась скорее странной, чем некрасивой, кажется, среди любопытных распространился эпитет «роковая женщина».

        В центре картины «Балкон» на втором плане Мане изобразил известного французского художника-пейзажиста Жана Батиста Антуана Гуийеме (Jean-Baptiste-Antoine Guillemet, 30 июня 1843 – 19 мая 1918), своего друга, который в течение многих лет являлся членом жюри Парижского Салона.



        Édouard Manet (French, 1832–1883) Le balcon (Detail. Portrait of Jean-Baptiste-Antoine Guillemet). 1868-1869 ГГ. Musée d'Orsay

        Правда, Перрюшо в книге о Мане пишет, что «Гуийеме всё быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что сеансы ему надоели, и он решил говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего»».

        Справа на балконе Мане написал стоящей скрипачку Фанни Клаус (Fanny Claus, 1846–1877). Фанни была лучшей подругой жены Мане – Сюзанны Леенхофф (1830-1906) и женой художника (также пейзажиста) Пьера-Эрнеста Принса (Pierre-Ernest Prins, 26 ноября 1838 – 21 января 1913).



        Pierre-Ernest-Prins
        Édouard Manet (1832–1883) Portrait of Mademoiselle Claus (detail). 1868 г. Ashmolean Museum

        Тот же Перрюшо уточняет, что на тот момент «крошка Фанни» была еще только невестой «застенчивого великана» Пьера Принса, бывшего хорошим приятелем Мане. Влюбленная парочка вынуждена была встречаться вечерами на улице С.-Петербург, вдали от любопытных глаз. Поэтому сеансы позирования для «Балкона» могут служить оправданием для встреч влюбленных в мастерской Мане на улице Гюйо. Клаус была концертирующей скрипачкой, участницей первого женского струнного квартета под названием «Квартет Святой Цецилии», историки пишут, что Фанни даже позировала другим художникам (но не указывают – кому конкретно). Клаус описывают, как веселую компанейскую девушку, но в 30 лет она умерла от туберкулеза.
        При работе над картиной «Балкон» Мане написал подготовительный этюд «Портрет мадемуазель Клаус» (1868), который считается сейчас отдельной готовой работой. На этой картине Фанни Клаус изображена на том же балконе, но только сидящей.



        Édouard Manet (1832–1883) Portrait of Mademoiselle Claus. 1868 г. Ashmolean Museum

        После смерти Мане в 1883 году, портрет Клаус был куплен у вдовы художника в 1884 году американским живописцем Джоном Сингером Сарджентом (John Singer Sargent, 12 января 1856 - 15 апреля 1925), который всю свою творческую жизнь прожил в Европе, и в частности - в Англии. Картина долгие годы являлась собственностью семьи Сарджента и выставлялась только один раз. В результате картину в 2012 году приобрел музей Ашмола (The Ashmolean Museum) в Оксфорде, чтобы поместить ее в постоянной экспозиции музея и не дать вывезти работу известного французского импрессиониста из Великобритании.

        Четвертый персонаж картины – юноша на заднем плане у буфета. Это, по мнению экспертов и историков, сын Мане – Леон Леенхофф (Léon Leenhoff, 29 января 1852 – 1927), которого некоторые историки почему-то называют приемным.



        Léon Koëlla-Leenhoff
        Édouard Manet (1832-1883) Young Boy Peeling a Pear (Portrait of Léon Leenhoff). 1868 г. Nationalmuseum Stockholm, Sweden

        История Леона запутана до сих пор от начала до конца, начиная с вопроса отцовства. Его мать, голландка Сюзанна Леенхофф (Suzanne Leenhoff, 30 октября 1829 - 8 марта 1906) с 1849 года была репетитором - учительницей музыки в семье юриста Огюста Мане, обучая игре на фортепиано младших братьев Эдуарда - 16-летнего Эжена (1833-1892) и 14-летнего Гюстава (1835-1884).



        Suzanne Leenhoff
        Édouard Manet

        Когда началась связь между 17-летним Эдуардом и 20-летней Сюзанной, осталось неизвестным. Но 19 января 1852 года у Сюзанны родился сын. Официальная версия гласит, что отцом ребенка был Эдуард. Правда, современные историки полагают, что это «согрешил» 55-летний папаша Эдуарда, известный юрист Огюст Мане (Auguste Manet, 1797-1862).



        Édouard Manet (1832–1883) Portrait de M. et Mme Manet. 1860 г. Musee d'Orsay

        Как бы там ни было, «грех» дочери взяла на себя мать Сюзанны, записав мальчика своим младшим сыном и дав ему имя некого Коэлла, о котором ничего не известно. Эдуард же стал крёстным отцом мальчика, он обеспечивал свою «тайную семью», но женился на Сюзанне, когда Леону было уже 11 лет. Версия в пользу отцовства Мане-старшего основывается еще и на том факте, что Сюзанна Леенхофф стала мадам Мане только 28 октября 1863 года - через год после смерти отца Эдуарда. Складывается такое ощущение, что Мане словно ждал смерти отца, чтобы, наконец, жениться на Сюзанне. Впрочем, известно также, что Мане сына так и не усыновил, Леон по-прежнему считался крестником художника и младшим братом своей матери. Удивителен и тот факт, что после смерти Сюзанны Мане в 1906 году Леон Леенхоф официально поменял себе имя на Леон Коэлла. В возрасте 54 лет он женился на некой мадам Фантилльон, переехал жить в Нормандию, где и умер в 1927 году, не оставив наследников.
        Тем не менее, Леон всю жизнь питал теплые чувства к своему «крёстному отцу». Когда Мане из-за болезни оказался прикованным к постели, Леон за ним заботливо ухаживал. А после смерти художника именно он помогал в организации большой мемориальной выставки и предоставил биографам Мане много информации об истории создания картин, помогал также в их идентификации.
        Напоследок сообщу, что Леон был моделью на многих полотнах Мане, начиная с совсем юного возраста. Художник изобразил его в семнадцати своих работах. Например на картине «Завтрак в мастерской» (1868), выставленной в Салоне вместе с «Балконом», или на картине «Чтение», созданной между 1865 и 1871 годами.



        Édouard Manet (1832-1883) Luncheon in the Studio. 1868 г. Neue Pinakothek, München



        Édouard Manet (1832-1883) La lecture (Portrait of Suzanne Manet and her son Léon Leenhoff). between 1865-1873 гг. Musée d'Orsay

        Впрочем, для того, чтобы разобраться – сын или не сын, почему он остался на фамилии матери и не был усыновлен, стоит, наверное, поподробней поговорить о личной жизни художника Эдуарда Мане отдельно. Сразу оговорюсь, не ради любопытства «покопаться в чужом грязном белье», а для того, чтобы понять для себя реалии или надуманность разных версий и мнений, и чтобы упорядочить события жизни художника, которому, безусловно, посвящены книги, трактаты, диссертации, статьи и целые сайты. О личной жизни художника я уже писал в своем дневнике здесь. Но тема постоянно обрастает подробностями, ранее неизвестными фактами, поэтому к рассказу о «семейных тайнах» Мане можно вновь вернуться и поговорить еще раз.

        Судьба «Балкона»

        Возвращаясь к самой картине «Балкон» мне осталось сказать, что после смерти Мане картина была продана на распродаже мастерской Мане в Отеле Друо (4-5 февраля 1884) французскому коллекционеру и живописцу, известному представителю импрессионизма Гюставу Кайботту (Gustave Caillebotte, 19 августа 1848 - 21 февраля 1894).



        Gustave Caillebotte (French, 1848-1894) Self-Portrait. 1888-1889 гг.

        После смерти в 1874 году отца – богатого текстильщика, Гюстав получил солидное состояние, что позволило ему заниматься живописью, не заботясь о продаже своих работ. Он также участвовал в финансировании выставок импрессионистов, поддерживал своих друзей-художников, покупая их работы. В своем завещании художник подарил большую коллекцию из шестидесяти восьми картин импрессионистов французскому правительству с условием размещения картин в Люксембургском дворце, где находились тогда работы современных художников, а затем и в Лувре. Французское правительство не сразу согласилось с таким условием. Но в феврале 1896 года было заключено соглашение с Ренуаром, который являлся душеприказчиком Кайботта, и тридцать восемь картин были размещены в Люксембургском дворце. Среди этих картин был и «Балкон» Мане.
        Остальные двадцать девять картин (одну Ренуар взял в качестве оплаты за свои услуги душеприказчика) предлагались французскому правительству ещё дважды - в 1904 и 1908 годах, и оба раза был получен отказ. Когда же правительство в 1928 году решило поместить в музейные фонды оставшиеся работы, то оно получило теперь отказ от вдовы сына Кайботта, которая продала эти картины американцу C. Альберту Барнсу, и в настоящее время они принадлежат Фонду Барнса в Филадельфии.
        У картины «Балкон» на фоне этих событий сложилась «счастливая судьба». В 1929 году ее передали в постоянную экспозицию Лувра, в 1947 году картина перешла в национальную галерею Же-де-Пом (Jeu de Paume), а с 1986 года находится в коллекции Музея Орсе в Париже.

        Мане и Гойя

        И последнее. Многие историки пишут, что сюжет и композиция картины «Балкон» навеяны Мане картиной великого испанца Франсиско Гойи (Francisco José de Goya y Lucientes, 30 марта 1746 - 16 апреля 1828) «Махи на балконе» (The Majas at the balcony, 1808-1814).



        Francisco de Goya y Lucientes (Spanish, 1746–1828) Majas en el balcón. 1805-1812 гг. Metropolitan Museum

        Сравнив обе картины, в этом нет сомнения. Но не «слепое» повторение или подражание тому причина, а обожание живописи испанцев и дань уважения таланту Гойи, который наряду с Диего Веласкесом, был одним из любимых художников Мане. Историки пишут, что в 1840-х годах в Лувре собралась огромная коллекция испанской живописи (Лувр даже в шутку стали называть «испанским музеем»). Неудивительно, что Мане еще подростком проводил в музее много времени, вдохновлялся творчеством испанцев, полюбил «испанскую тему», пластику испанских танцев и тореадоров. Спустя много лет вдохновение Махами Гойи выразилось в его «Балконе».

        Послесловие

        В Большом универсальном словаре XIX века, выпущенном в 1878 году, о картине Мане "Балкон" написали:
        Эта картина была выставлена в Салоне 1869 года и является одной из тех работ, которые внесли свой вклад в формирование репутации реалистичной эксцентричности и оригинальности в живописи. Эта репутация «плохого вкуса» была закреплена за господином Мане. Контраст цветов (полностью черный фон, белые лица и одежда, синий галстук у мужчины и зеленые перила балкона) способствует созданию атмосферы «тайны». Пресса рассматривала картину, как «несогласие» с официальным искусством.
        Добавлю, что непризнанные импрессионисты были вынуждены объединяться, чтобы отстаивать свои права, так возник Салон «несогласных» (или Салон отверженных), благодаря которому импрессионизм со временем сумел не только завоевать сердца французов, но и распространиться по всему миру.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  Семьи художников
        Метки:  

        Процитировано 5 раз
        Понравилось: 11 пользователям

        Москва-Хайфа   обратиться по имени Пятница, 09 Октября 2015 г. 08:22 (ссылка)
        Чрезвычайно интересные сведения! Вами проделана грандиозная работа! Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 09 Октября 2015 г. 11:45 (ссылка)
        Ольга, рад, что материал понравился! В общем-то обо всем этом есть разрозненные сведения и упоминания в Сети, о картине Мане даже писали некоторые блогеры, мое дело было - собрать информацию в энциклопедиях, галереях и на сайтах, отредактировать и упорядочить. ))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Mitape   обратиться по имени Пятница, 09 Октября 2015 г. 13:38 (ссылка)
        Готовые картины - результат мыслей, идей, пристрастий и симпатий художника, а истоки зачастую неизвестны. Спасибо за познавательную (просветительскую) работу. Узнать что-то новое в биографии широко известного художника, мотивы написания той или иной его картины - это радость. Вы обогатили моё представление об Эдуарде Мане, за что я Вам очень благодарна.
        Большое спасибо )
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 09 Октября 2015 г. 15:08 (ссылка)
        Mitape, рад, что материал Вам понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        вереница   обратиться по имени Суббота, 10 Октября 2015 г. 09:47 (ссылка)
        Мои любимые художники! Очень рада каждому Вашему материалу! Всегда так всё продумано, последовательно. Картина, конечно, знакома, но такие подробности - нет. Как говорится "на ловца и зверь бежит!" Здорово всё у Вас получается. Спасибо огромное за Ваши труды.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 10 Октября 2015 г. 12:09 (ссылка)
        вереница, спасибо за добрые слова! Рад, что материал понравился!
        Ответить С цитатой В цитатник
        garder   обратиться по имени Суббота, 10 Октября 2015 г. 20:41 (ссылка)
        Великолепный пост! Спасибо за труд!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку