-Метки

Дубай австрия азия англия архитектура бельгия вена венеция весна ветер странствий видео всемирное всемирное наследие юнеско германия город города горы грузия дворцы деревня документальный документальный фильм достопримечательности европа египет животные замки замок зоопарк интерьер ирландия испания история италия казахстан карелия кельн китай красноярск красота красоты зарубежья красоты наших городов красоты россии крым кэшлс мальта милан море москва музей музыка наследие норвегия оаэ озеро описание осень отдых париж парк пекин подмосковье польша португалия прага природа птицы путешествие путешествия растения рим россия санкт-петербург сибирь сицилия средневековье стамбул стокгольм страны сша тбилиси титаник традиции транспорт украина усадьба фильм финляндия фото фотографии фотография франция хорватия цветы чехия швейцария швеция юнеско япония яркое великолепие природы

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Geo_club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 116590


Федоскино - родина шкатулок из папье-маше

Четверг, 15 Апреля 2010 г. 19:47 + в цитатник
LiveInMskru все записи автора





Начало федоскинскому промыслу было положено в 1795 году, когда купец Коробов в селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству козырьков для военного обмундирования из папье-маше (прессованного картона). Для этих целей он вывез нескольких мастеров из немецкого Брауншвейга с фабрики Штобсвассера. Производились так же и табакерки. В целях экономии изделия украшались простым орнаментом, либо на крышки под лак помещалось бумажное изображение. Надо отметить, что материал папье-маше выбран неслучайно, так как после высушивания он становится тверже и долговечнее, чем дерево. 





 



В 1817 году фабрика переходит к его зятю - Лукутину, который существенно расширяет производство и нанимает мастеров живописи лаковой миниатюры. В 1828 году Лукутин получает право клеймления своих изделий золотым орлом и инициалами Лукутиных, что свидетельствует высокому качеству продукции. И вскоре изделия фабрики Лукутиных получают мировую известность. 






В прейскурантах Лукутиных значились: альбомные пластины, которые затем монтировались с семейными фотоальбомами; бювары настенные; коробки для сладостей, выложенные внутри оловом; "барабаны для чаю и табаку"; "бочонки", декорированные под черепаху, под ясень, под малахит; запонки из перламутра с живописью и запонки из папье-маше, оправленные в металл и украшенные миниатюрами; игольники-шкафчики; копилки различных форм и размеров; кольца для салфеток с мотивами троек, "русскими типами", с видами Московского Кремля; мольберты настольные для писем и визитных карточек; кронштейны для украшения комнат; марочницы; очешники; пресс-папье; мужские и дамские папиросники на шарнирах, открывающиеся на две половины; порттабак с ландшафтами; портмоне с муаровой отделкой внутри для визитных карт; подносики и стаканы для сигар, папирос, шпилек, булавок; пудреницы; пеналы для карандашей и перьев; сигарницы настольные и карманные; спичечницы для кабинета и столовой; табакерки мужские "рококо", овальные с рантом, гладкие; чайницы двойные с двумя вставными чайницами и с местечком для полдюжины чайных ложечек, рассчитанные на фунт чая, на полфунта, на четверть фунта и так далее и так далее.  






Художники федоскинского промысла работают масляными красками, смешивая две техники - "по-плотному" и "по-сквозному". В первой технике рисунок наносится плотными непрозрачными красками на матовый белый грунт слой за слоем. При второй технике прозрачные краски наносятся на грунт из порошков алюминия, бронзы, сусального золота, перламутра, создавая эффект свечения красок.




Лукутинская миниатюра вначале украшалась портретами и пейзажами. Так же на изделиях запечатлелись архитектурные памятники. Но со второй половины 19 века  на миниатюрах все чаще изображаются народные мотивы - крестьянские гулянья, сенокос, чаепития, тройки.






Но в конце 19 века распространение фотографии убивает жанр лаковой миниатюры, и в 1904 году фабрика Лукутина закрывается.






Но уже в 1910 группа художников организует артель и пытается восстановить промысел. Революционные годы Москве федоскинским изделиям присуждается диплом 1 степени за высокую художественную технику. Теперь изделия активно экспортируются.






Промысел растет и расширяется, и в 1931 году при Федоскинской фабрике открывается художественная школа, что позволяет расширить художественную тематику лаковой миниатюры за счет пейзажей, портретов исторических лиц, картин по мотивам русских сказок и копий картин известных художников.






Современное производство принадлежит государству, и масштабы уже не рассчитаны на экспорт.  Все изделия делаются в ручную и ограниченным тиражом. Однако качество их подкрепляется сертификатом и столетней гарантией.






Сначала папье-маше (размоченный картон, скрепленный клейстером подбивается на основу и высушивается.






Затем основа пропитывается горячим льняным маслом и просушивается в печи при большой температуре.




Затем изделие шлифуют до идеально ровной поверхности и наносят грунт. Снаружи изделие обычно покрывают черным лаком, а внутри - красным. Все это занимает от 4 до 6 месяцев. После этого изделие переходит в руки художникам.






Художники-живописцы в большинстве своем работают на дому, и на одно изделие уходит от нескольких недель, до нескольких месяцев.






Первой стадией живописи является подмалевок, который создается на грунте плотными красками сцепляющимися друг с другом и создающими только общее впечатление о будущем рисунке. Подмалевок покрывается светлым лаком и просушивается при температуре около 60 градусов. Образовавшиеся пузырьки удаляются с помощью шлифовки пемзой.






Далее накладывается лепершлевк - второй слой живописи. В нем уточняется и детализируется изображение. Лепершлевк также покрывается лаком, сушится и шлифуется.






Далее идет лессировка прозрачной краской для придания большей формы и объема рисунку.






И, наконец, бликовка - заключительные мазки светлой краской, отражающие блики на предметах и придающие изделию законченный вид.






На корпусе тонким стальным перышком рисуется орнамент, а на внутренней стороне художник пишет свое имя и дату.






Далее изделия попадают в руки полировщиков и лакировщиков, где они покрываются до десяти слоями лака с обязательной просушкой и очисткой. После этого изделие шлифуется зернистой пемзой и полируется до зеркальной поверхности.






И вот уже почти готовое изделие скрепляется шарнирами. Все! Шкатулка готова!



Рубрики:  Города
Достопримечательности
Метки:  

Процитировано 6 раз

Mes_7_seM   обратиться по имени Четверг, 15 Апреля 2010 г. 20:33 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Martiny   обратиться по имени Четверг, 15 Апреля 2010 г. 21:35 (ссылка)
Спасибо! Даже подумать не могла, какой это трудоемкий процесс.
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Есипова   обратиться по имени Четверг, 15 Апреля 2010 г. 22:20 (ссылка)
Действительно, кропотливая работа.
Ответить С цитатой В цитатник
irisen   обратиться по имени Пятница, 16 Апреля 2010 г. 01:13 (ссылка)
Такие красивые работы! Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку