-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234860


Женщины - сюрреалисты Ч.4

Четверг, 24 Марта 2016 г. 06:47 + в цитатник
babeta-liza все записи автора

Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim)


(1913-1985)


 


 Немецко-швейцарская художница-сюрреалистка, получившая мировую известность в Париже и Нью-Йорке.



Школьная тетрадка 16-летней Мерет однажды оказывается исписанной не упражнениями, а гротескными идеями и умозаключениями. "X = заяц", – это необычное уравнение Мерет рисует в красно-белой гамме. На что отец девушки, врач по профессии, отправляет дочь на консультацию к другу - знаменитому психиатру Карлу Густаву Юнгу (Carl Gustav Jung). После беседы с "пациенткой" светило психоанализа успокаивает коллегу. Просто его дочь, сообщает Юнг в письме, изучая окружающий мир, делает собственные выводы. Это длительный процесс, предполагает врач, который, вероятнее всего, со временем приобретет еще более глубинный характер

.В 18 лет Мерет бросает школу, покидает семью, живущую в Швейцарии, и отправляется в Париж, чтобы стать там художницей. На брегах Сены юная девушка действительно учится живописи. Но гораздо интереснее учебы - художники-мужчины, сплошь - сюрреалисты. Макс Эрнст (Max Ernst), Жан Арп (Hans Arp), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), Марсель Дюшан (Marcel Duchamp), Курт Зелигман (Kurt Seligmann) вскоре становятся ее "братьями по разуму". Объединяет их то самое нестандартное мировосприятие, которое юная Мерет пару лет назад облекла в форму "заячьего уравнения".

Юность Мерет Оппенгейм прошла в кругу парижских гениев-сюрреалистов. Собственно вся ее семья отличалась высокой образованностью, любовью к искусству, а бабушка была известной и популярной писательницей в Швейцарии

Приехав в 1932 году в 18-летнем возрасте в Париж, Мерет Оппенгейм заинтересовала своими работами и своей нестандартной внешностью художников из круга парижских сюрреалистов. Ман Рей создал знаменитую серию фотографий с ней в главной роли. Но быть почетной музой для движения сюрреалистов художнице было недостаточно. В 23 года девушка стремительно захватила себе место под сюрреалистическим солнцем  создав хрестоматийный артефакт направления - чайный меховой набор.




 

 

 


После нескольких очаровательных и неуверенных работ в мае 1936 года Мерет Оппенгейм приняла участие в выставке сюрреалистических предметов, проходившей в парижской галерее Шарля Раттона. Её «Меховой чайный прибор» (созданный в том же 1936 году), показанный на этой выставке, а также перенесённый осенью того же года на нью-йоркскую общую выставку сюрреалистов, произвёл буквально сенсацию и стал вообще «гвоздём» выставочного сезона в Париже и Нью-Йорке. Мерет Оппенгейм, которой в этом момент исполнилось 23 года, стала шумно знаменитой.

Меховой чайный прибор» стал признанной классикой жанра и эталоном для нескольких поколений сюрреалистов, работавших в жанре «предмета». Практически у всех позднейших художников-сюрреалистов (включая Сальвадора Дали) так или иначе можно найти цитаты, мотивы или отклики на этот предмет.

 


Ее молодость и привлекательность, свободный дух и бесшабашное поведение (например безумные прогулки по карнизам высотных зданий) создали Мерет Оппенгейм имидж идеальной сюрреалистичной женщины, красивой, независимой и творческой. Сюрреалисты мечтали о неограниченной свободе от запретов и мужского господства и считали, что в одобрении и прославлении природы инстинктов заключена потенциальная сила, способная покончить с неравноправием. Прославление сюрреалистами любви, открытой сексуальности, и огромное значение, которое они придавали концепции "женщины", помогло ускорить прием в их ряды представительниц прекрасного пола как независимых и способных творцов.


Мерет Оппенгейм смирилась с "мужской природой" сюрреализма как с обычной исторической практикой. Будучи свободной от предрассудков, она считала, что ничего оскорбительного в условиях приема женщин в ряды сюрреалистов нет. Роль женской "музы", которую она играла перед фотокамерой Ман Рея, можно рассматривать просто как попытку помочь мужчине преодолеть в себе женское начало.

 


мерет оппенгейм, Mйret Oppenheim


Легендарный "Чайный меховой прибор" – апогей абсурда и эталон предметного сюрреализма - в 1936 году стал одним из знаковых экспонатов Нью-Йоркского музея современного искусства.

Знаменитая швейцарка была не только любимой моделью для фотографий Мана Рэя в стиле ню. Именно она в 1936 году создала реди-мэйд-объект «Меховой завтрак», ставший символом и квинтэссенцией сюрреализма. Как-то Пикассо обратил внимание на ее браслет, сделанный из проволоки с мехом. Художница с юмором заявила, что практически любую вещь можно покрыть мехом: «Даже эту чашку с блюдцем» — и воплотила это утверждение в арт-объект, обыграв несовместимость разных видов чувств: мех приятен коже, но отвратителен языку.

Ранний успех сыграл с ней злую шутку. Художнице досталась долгая депрессия из-за неспособности превзойти свой дебют. Для преодоления которой потребовались годы, замужество с коммерсантом,  тяжелые поиски новых способов для самовыражения и недюжинная сила характера.

Свободу не дают — ее нужно брать самому!



 


С кроваво-красным маникюром 1936г



 


Пара 1956г


В 1937 г. Оппенгейм была вынуждена покинуть Париж и возвратиться в Швейцарию. Там у нее участились приступы депрессии, которые препятствовали творчеству. Но в середине 50-х она сново начинает заниматься живописью и скульптурой, используя наброски прошлых лет и стараясь таким образом переосмыслить прошлое. Оппенгейм верила в силу бессознательного и часто обращалась к своим сновидениям как к материалу для творчества. Она также была убеждена в том, что искусство не имеет пола, и стремилась к сбалансированности и синтезу разных сторон своей психики, женской и мужской.


Когтистые меховые перчатки, растворяющиеся в тумане фигуры, пивная кружка с беличьим хвостом, гротескная рентгенограмма собственной головы, – Мерет Оппенгейм (Meret Oppenheim) не придерживалась какого-то одного стиля. Каждая новая мысль реализовывалась в новом амплуа. Многообразие форм и материалов, отражающих характер художницы, представлено на выставке работ великой сюрреалистки в Берлине.

 


Бабочки 1976

 


Война и мир 1943г

 


 


Каменная женщина, 1938



Das Ohr von Giacometti, 1977  

Моя няня 1936

 

Das Leiden дер Genoveva, 1939  


 


Труп в лодке 1936г

 


Termitenkönigin, 1975 

Daphne und Apoll, 1943



 1959 году Андре Бретон предложил Оппенгейм воспроизвести для сюрреалистической выставки «E.R.O.S.» (проходившей в парижской галерее Даниэля Кордье) её сделанную пятью годами ранее композицию «Весенний праздник» (1954). Эта инсталляция представляла собой полностью обнажённую женщину, прямо на теле которой был накрыт ужин на шесть персон. Этот живой сюрреалистический «предмет» совершенно вписывался в концепцию выставки и эстетики сюрреализма, соединявшей в себе скандальный эпатаж, сексуальность и абсурд. Несмотря на то, что живая натурщица (модель), богато декорированная угощением, присутствовала на вернисаже только в первую ночь на 16 декабря 1959 года, а в следующие дни её заменили просто манекеном голой женщины, эта композиция имела широкий резонанс и была вписана в историю сюрреализма как одна из ярких страниц.

 


В 1985 году, практически за полгода до погибели, к ней пришло и запоздалое «академическое признание». Берлинская Академия искусств уже совершенно на короткий срок приняла Мерет Оппенгейм в свои члены.


Клод Каюн

(1894–1954)

Claude Cahun

Среди художниц французского сюрреализма загадочная Каюн стала настоящей «тайной жемчужиной». В то время как большая часть талантливых женщин удостаивалась роли второй скрипки при своих мужьях, становясь их моделями, помощницами или музами, неординарная Каюн уверенно пробовала свои силы в разных областях искусства. Писательница, фотограф, художник перформанса и скульптор, Каюн известна, прежде всего, своими автопортретами. На них женщина чаще всего предстает в образе бесполого травести. Она настолько глубоко входила в эту роль, что многие зрители не сомневались: автор и модель — мужчина.

Писательница, актриса, художница и фотограф-самоучка. Настоящее её имя – Люси Рене Матильда Швоб. Тогда же в восьмидесятые сначала специалистам, а потом публике стали известны её многочисленные автопортреты (впрочем, большая часть работ Каон пропала во время войны), которые заставили говорить о ней, как о весьма своеобразной художнице, работающей с вопросами самоидентификации.

Как художник Каон находится вполне в русле сюрреалистических практик, занимается типичными сюрреалистическими вопросами и так же, как её коллеги, обожает куклу, манекен, автомат, искусственное в естественном и наоборот. Но то, что она является женщиной, неизбежно ставит её в особое положение. Женщина для сюрреалиста – это Муза, Медуза, объект вожделения, любовница или модель. Женщина-сюрреалистка, независимо от сексуальных предпочтений, неизбежно становится сама себе женщиной, сама себе мужчиной, сама себе субъектом и объектом и идёт дальше всех по этому пути.

Клод Каон (настоящее имя – Люси Рене Матильда Швоб) родилась 25 октября 1894 года в зажиточной еврейской семье. Её мать страдала душевной болезнью и содержалась в психиатрической лечебнице, а отец женился второй раз.

Марсель Швоб, известный писатель-символист и один из основателей «Меркюр де Франс» (в которой Каон неоднократно публиковалась), был родным дядей Клод.

В 1898 году Клод Каон пережила острый душевный кризис, после чего неоднократно лечилась от психических расстройств, предпринимала попытки самоубийства.

C 1908 по 1909 год была в любовной связи с Сюзанной Малерб (дочь второй жены отца), с которой не расставалась практически всю жизнь.

С 1911 года взяла себе мужской псевдоним, под которым и стала известна.

В 1919 году Клод познакомилась с Филиппом Супо (французский поэт и прозаик), скульпторами Ханой Орловой и Жаком Липшицем. Хана Орлова создала скульптурный портрет Клод Каон.

В 1918 году Каон поселилась в Париже, а в 1920 году они там жили уже с Сюзанной.

Клод писала и печатала рассказы и статьи в известном журнале «Mercure de France», была знакома с известными личностями: Анри Мишо, Робером Десносом, Сильвией Бич, Иваном Мозжухиным, Людмилой и Жоржем Питоевыми.

В 1929 году были опубликованы первые снимки Каон. Но помимо писательства и фотографии Каон увлекалась театром и выступала на театральной сцене как актриса.

В 1930 годы вошла в Ассоциацию революционных писателей и художников и в группу сюрреалистов, участвовала в их выставках в Париже и Лондоне.

В 1937 году вместе со своей подругой переехала на Джерси, где они жили как отшельники, а Клод под влиянием Сюзанны создавала серию фантасмагорических автопортретов.

Все творчество Клод пропитано поиском себя, сменой сексуальных ролей, она поднимает вопрос не только противопоставления женщины и мужчины, но и вопросы души, места человека на земле и в высших сферах.

В годы Второй мировой войны участвовала в Сопротивлении, распространяла антинацистские листовки, коллажи и прокламации.

В 1944 Клод и Сюзанну арестовали и приговорили к смерти. Сестры чудом избежали смертного приговора и в мае 1945 года были освобождены; но за время их заключения значительная часть работ Клод Кахун была уничтожена или расхищена. Клод планировала вернуться в Париж, к своей работе с сюрреалистами, но болезнь помешала этому сбыться. Она прожила на "Ферме без названия" до своей смерти в 1954 году.

Творчество Клод(а) Каон(а) (в некоторых источниках – Каюн) – драматический вариант травестирования. Может быть потому, что в его/ее биографии были оккупация, Сопротивление, арест, попытка суицида, смертный приговор, по счастью, не приведенный в исполнение. Может быть потому, что, стремясь к общению, Каон мог(ла) выносить только общество одиночек, и единственным близким человеком, заключившим в себе всю вообще возможную человеческую близость была сводная сестра-подруга-супруга Сюзанна Малерб.

 

«Работа Каона представляет собой беспрецедентный для рубежа 1920−1930-х годов опыт постоянного существования в двух и более личностных проекциях разного гендера. Существенной частью его фотонаследия являются игровые (театрализованные) или документальные автопортреты, фиксирующие разные фазы его трансмаскулинной и/или агендерной самопрезентации. Перед нами денди, моряк, ребенок, авиатор, боксер, инопланетное существо с обритой головой и носом-клювом: «женщина, одетая, как мужчина, одетый, как женщина». Каон примеряет разные маски и роли, умножает и фрагментирует изображения своего лица, соединяет их в причудливые композиции, включает в фотомонтаж зеркала, пейзажи, натюрморты, иногда трактует собственное тело как неживой объект. «Спутаем карты. Мужской? Женский? Это зависит от ситуации. Средний − вот единственный род, что подходит мне во всех случаях», − писал художник. Приняв гендерно нейтральное имя Клод Каон, она иногда подписывала свои тексты и «цисгендерными псевдонимами», используя мужское имя (Даниэль Дуглас), или обыгрывала женское имя, данное ему при рождении, − Люси Швоб».

 Большинство ее работ представлено автопортретами и небольшая  часть - фотомонтажи и портреты друзей .


 

Гид по сюрреализму. Изображение №39.Гид по сюрреализму. Изображение №40.Гид по сюрреализму. Изображение №41.Гид по сюрреализму. Изображение №42.Гид по сюрреализму. Изображение №43.Гид по сюрреализму. Изображение №44.Гид по сюрреализму. Изображение №45.

Claude Cahun. Self Portrait, 1913

Гид по сюрреализму. Изображение №46.Гид по сюрреализму. Изображение №47.Гид по сюрреализму. Изображение №48.

 

 Self-portrait as a young man,  1920

 

 


Источник:

http://www.all-art.org/art_20th_century/oppenheim1.html

http://magazines.russ.ru/nz/2015/99/17p.html

http://fotograf-school.ru/klod-kaon-claude-cahun/

http://www.achugunov.com

http://www.dali-genius.ru/library/dadaizm-i-surrealizm

http://agnesvogeler.livejournal.com/132086.html

http://genderfree.net/viewtopic.php?p=1790

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://surfingbird.com/surf/doqdAC2A#!/getlink

http://femart.livejournal.com/3059.html

 

Продолжение следует...

 

Рубрики:  искусство
живопись, графика, акварель
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям

Valentina23513   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 07:07 (ссылка)
Доброе утро! Спасибо большое. Очень нравится! Хорошего дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 16:51ссылка
Спасибо!Доброго вечера!
olychca   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 10:09 (ссылка)
babeta-liza, Спасибо! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 16:52ссылка
Пожалуйста! Доброго уютного вечера!
КЛИМ1   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 17:09 (ссылка)
Зачот...
по персонам....
Имха не прав был Юнг...
желчь унд зависть к д. Зигги детектед...
Вторая пассажирка зачотная, но имха она явно пришелец ...
таков наш примар...
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 17:18 (ссылка)
Эта (этот) "пришелец" скорее несчастный человек, продукт неудачного опыта природы , старалась как-то выделиться и реализовать себя...а работы ее, признали только в конце 20-го столетия...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 20:38ссылка
у природы нет плохой погоды...
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 21:30ссылка
Погоды не бывает, а опыты,к великому сожалению, бывают неудачные...
Galyshenka   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 22:16 (ссылка)
babeta-liza, Сложная серия. Спасибо большое за труд и за знакомство. Пожалуй вы хорошо подготовите здешнее общество на предмет сюра. Пожалуй после окончания вашей серии решусь выставить одну современную художницу, работы которой мне очень близки. Только один раз меня уже за неё растерзали...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 22:25ссылка
Я последнюю серию отправила уже с современными 3 художницами, больше не осилила, тема настолько объемная, на меня уже муж косо смотрит, что я так много времени за компом провожу ...на этом я свою серию закончу...потом попозже может еще кого-нибудь выставлю...а у вас что за художница?
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 22:30ссылка
babeta-liza, Вот кто рыцарь настоящий (это о вашем муже).
Имя не помню, латвийская по-моему.
Еще раз спасибо вам большое за серию. Очень интересно и неожиданно. Много открытий.
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Марта 2016 г. 22:33ссылка
Благодарю! Я рада, что вам понравилось...
Капочка_Капа   обратиться по имени Четверг, 24 Марта 2016 г. 23:22 (ссылка)
Никогда не думала, что столько женщин писали в сюрреализме..
А может быть то время так влияло?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Марта 2016 г. 13:11ссылка
Добрый день Оксана! Да, я думаю, что в то время женщины как-то старались быть более независимыми и это отразилось в живописи...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку