История России в музыке С.Прокофьева. |
iskusstvo-zvuka.livejournal.com
С.С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"
Кантата "Александр Невский", монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра, создана в 1938 - 1939 годах на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текст поэта В. Луговского и самого композитора.
В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер:
"Русь под игом монгольским"
"Песня об Александре Невском"
"Крестоносцы во Пскове"
"Вставайте, люди русские"
"Ледовое побоище"
"Мертвое поле"
"Въезд Александра во Псков"
1-я часть. "Русь под игом монгольским". Это небольшая вступительная оркестровая картина.
Дикая монгольская тема - словно тяжелая пята, придавившая русскую землю. И безрадостные, протянутые русские напевы.
Замечательна выразительность этой музыки, создающая образ равнинного скупого пейзажа и печали, стоящей над разоренной Русью. Ощущение пустынного пространства. Русскую тему ведут гобой и бас-кларнет.
Знакомые песенные национальные черты лежат в основе русских напевов.
2-я часть - "Песня об Александре Невском" - для мужского хора, дополненного альтами, и оркестра .
Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами: "А и было дело на Неве-реке" - и о готовящемся новом испытании: "Не уступим мы землю русскую". "Кто придет на Русь, будет насмерть бит" - такова основная мысль этой части.
3-я часть - "Крестоносцы во Пскове"
В оркестровом вступлении "Крестоносцев" устрашающие диссонансы - словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе.
Облик рыцарей - смесь ханжества и жестокости. Мрачное оркестровое вступление сменяется тихим "святым" пением - хоралом крестоносцев.
При втором проведении хорал звучит уже фанатически-исступленно. В оркестре новые угрожающие темы - военный сигнал крестоносцев.
Все это вместе сливается в потрясающую симфонию ужаса и разрушения.
Горькой печалью пронизана ответная русская тема .
2-я и 3-я части кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил. Вслед за ними идет гневный призывный хор "Вставайте, люди русские" -
4-я часть."Вставайте, люди русские".
Русь угнетенная, величавая и скорбная предстает теперь с другой стороны - героической. Хор замечателен своей активностью и ритмической энергией. Этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны. Он действительно является боевой патриотической песней.
Как тревожный набат возникает краткое вступление к хору. Главная мелодия его содержит чеканные призывные интонации,
и пластичностью своей она воплощает образ Родины: "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу". Эта тема будет звучать еще в 5-й и 7-й частях "Александра Невского".
5-я часть. - "Ледовое побоище".
Она представляет собой грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы, звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы заключающие в себе огромный драматизм.
Вначале дан сумрачный зимний пейзаж - застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон (струнные), окрашенный глубокими мрачными сопоставлениями трезвучий, зловещие "каркающие" звуки у альтов.
Слышится отдаленный звук тевтонского рога - сигнал крестоносцев. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме "Скок свиньи" ("Свинья" - боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный изобразительный прием - чередующиеся равномерно аккорды у струнных басов - передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда.
Начинается новый, чисто батальный эпизод. Возникает острая скоморошья тема , отчетливо различимая среди звуков боя:
Затем следует новый раздел: Andante, - более высокая ступень драматического напряжения. Ожесточенной и грозной становится музыка крестоносцев, более уверенной и стремительной - музыка русских. Появляется новая тема, полная задора и удали.
Вновь слышится героическая русская тема (из хора "Вставайте, люди русские").
Яркая изобразительная картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны, заливающие поле битвы.
Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего. Заканчивается картина "Ледового побоища" нежнейшим "рассветным" звучанием темы - "На родной земле не бывать врагу".Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.
6-я часть - "Мертвое поле" - песня для меццо-сопрано и оркестра .
Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. "Мертвое поле" - один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей "славных соколов, женихов своих, добрых молодцев".
7-я часть."Въезд Александра во Псков".
В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора "Вставайте, люди русские".Одновременно с хором мелодия звучит и в оркестре.Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая плясовая тема у хора ("Веселися, пой, мать родная Русь") и скоморошьи наигрыши из 5-й части.
В "Александре Невском" чрезвычайно убедительно самим ходом музыкального развития утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.
Материал из музыковедческого сайта Vita Brevis, Ars Longa
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Музыка/Хоровая |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий рутелия
рутелия, и все же эта музыка, оказывается, очень хорошей, даже интересной. Она живописная. Когда ее слушаешь, то живо представляешь все события, этого отрезка времени. Очень интересная музыка боя с крестоносцами, музыка наступления крестоносцев на русских, да , вообще, интересна вся музыка этого произведения, я даже и не ожидала, что она мне так понравится. Я тоже не любительница его музыки, но эта мне очень понравилась. Ее только надо послушать. Спасибо за отклик.Ответ на комментарий nomad1962
nomad1962, большое спасибо за теплый и точный отзыв о произведении. Мне очень оно понравилось.Ответ на комментарий танялев
танялев, пожалуйста. Очень рада Вашему комментарию. Да, эта музыка из этого фильма. Где то я прочитала, что музыка к кинофильмам может стать самостоятельным произведением, если она окажется замечательной музыкой. С этой музыкой к кинофильму так и получилось. Большое спасибо за отзыв.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |