-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


Рахманинов. Опера "Алеко"

Четверг, 28 Марта 2013 г. 08:52 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

 

Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман

  Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно, и после окончания консерватории по классу сочинения в 1892 году был награжден большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним окончил консерваторию и Скрябин, получивший малую золотую медаль, так как большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям. На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (1882) по мотивам поэмы Пушкина «Цыганы», написанную им всего за 17 дней. За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами.      



  «Во время обучения в Московской консерватории по классу фортепиано, я почувствовал внутреннюю потребность сочинять. Я изучал музыкальную науку и искусство композиции у профессоров Танеева и Аренского. К окончанию консерватории я написал мою первую оперу «Алеко». Меня очень поддерживал Чайковский. Он был так добр и так помогал мне как композитору, что даже приходил на репетиции «Алеко», чтобы поделиться со мной своим богатым запасом мудрости, знаний и опыта. «Алеко» впервые был поставлен в апреле 1893 года в Большом театре в Москве. Мне было тогда двадцать лет. Оперой «Алеко» я предстал перед миром как композитор. Она хорошо была принята критикой и публикой. Это побудило меня продолжать занятия композицией и дальше» - писал в воспоминаниях Рахманинов.         

 

  Музыка оперы,получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась», - писал он своему брату. Рахманинов часто с  общался с Чайковским в последние годы жизни композитора, творчество которого он высоко ценил.

  «Алеко» — камерная лирико-психологическая опера с напряженным драматическим действием. Образы героев драмы предстают на фоне колоритных картин природы и цыганского быта. Музыка оперы покоряет искренностью выражения и мелодической щедростью, юношеской страстностью и драматической силой, богатством и выразительностью мелодий,

  В оркестровой интродукции мелодии флейт и кларнетов, овеянные чистотой и покоем, противопоставлены мрачным, зловещим мотивом, связанным в опере с образом Алеко. Хор «Как вольность весел наш ночлег» проникнут безмятежным лирическим настроением. Рассказ старика «Волшебной силой песнопенья» отмечен благородством и мудрой простотой. Яркие краски, темпераментные ритмы вносит в музыку цыганская пляска; в женском танце плавное, сдержанное движение сменяется задорно оживленным; мужской танец, основанный на подлинной цыганской мелодии, завершается бурным, неистовым плясом. В последующих номерах оперы драма начинает стремительно развертываться.

 

  Песня Земфиры «Старый муж, грозный муж» очерчивает ее характер, сильный и страстный, своевольный и дерзкий. Каватина Алеко «Весь табор спит» создает романтический облик героя, томимого муками ревности; при воспоминании о любви Земфиры возникает широкая и обаятельно красивая мелодия. Оркестровое интермеццо живописует поэтичную картину рассвета.

  Романс Молодого цыгана «Взгляни, под отдаленным сводом», написанный в движении вальса, проникнут радостным ощущением полноты жизни. В момент роковой развязки звучит скорбная мелодия одиночества Алеко.



http://www.belcanto.ru/opera.html 

В 1987 году Рахманинова пригласили на должность второго дирижёра в театре Мамонтова. Он пробыл там только год, но этот год сыграл важную роль в его жизни: там он встретился с выдающимися русскими художниками и артистами - Серовым, Коровиным, Забелой - Врубель, там же завязалась тесная дружба с Шаляпиным.

 Событием явилась постановка о "Алеко" с Шаляпиным, Ершовым и Дейшой-Сионицкой (1897) в Петербурге.

 

Каватина Алеко "Весь табор спит" относитсяк шедеврам оперного искусства.

Весь табор спит. Луна над ним
Полночной красотою блещет.
Что ж сердце бедное трепещет?
Какою грустью я томим?

Я без забот, без сожаленья
Веду кочующие дни.
Презрев оковы просвещенья,
Я волен так же, как они,
Я волен так же, как они.

Я жил, не признавая власти,
Судьбы коварной и слепой.
Но, Боже, как играют страсти
Моей послушною душой!

Земфира! Как она любила!
Как, нежно преклонясь ко мне,
В пустынной тишине
Часы ночные проводила.

Как часто милым лепетаньем,
Упоительным лобзаньем
Задумчивость мою
В минуту разогнать умела!

Я помню, с негой, полной страсти,
Шептала мне она тогда:
"Люблю тебя, в твоей я власти!
Твоя, Алеко, навсегда!"

И всё тогда я забывал,
Когда речам её внимал,
И, как безумный, целовал
Её чарующие очи,
Кос чудных прядь темнее ночи,
Уста Земфиры...

А она, вся негой, страстью полна,
Прильнув ко мне, в глаза глядела...
И что ж?..
И что ж?
Земфира неверна!
Земфира неверна!
Моя Земфира охладела!


Дружеские отношения с Федором Шаляпиным Рахманинов поддерживал  всю жизнь.



http://www.belcanto.ru/opera.html

Рубрики:  Композиторы
Опера
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 3 пользователям

ампель   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 11:51 (ссылка)
Замечательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 14:23 (ссылка)
Замечательный пост! Большое спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 15:57 (ссылка)
Отличный пост! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 16:33 (ссылка)

Ответ на комментарий ампель

Спасибо, Ольга Михайловна, за поддержку
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 16:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Спасибо, Наташа, за отзыв. Я выполняю свою программу
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 16:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Большое спасибо за комментарий!
Ответить С цитатой В цитатник
ампель   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 17:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Прости за краткость...замучилась с собакой - нет куража.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 21:33 (ссылка)

Ответ на комментарий ампель

Да у меня самой, Оля, он куда то пропал, и собаки у меня нет
Ответить С цитатой В цитатник
ампель   обратиться по имени Четверг, 28 Марта 2013 г. 23:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Притормозим маленько,однако...
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 01:42 (ссылка)
Спасибо, Тамарочка!
3d8990a35627 (500x402, 23Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 15:46 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Я в восторге от Вашей Нежности!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 21:26 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за прекрасный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 30 Марта 2013 г. 21:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Спасибо, Анна, за отклик! Успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку