Традиционные славянские музыкальные инструменты |
Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси.
В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора.
Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки.
В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует.
Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента.
В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная).
Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея.
Трехструнная домра встречается в нескольких видах: пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая.
Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины.
Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки.
Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.
Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную.
Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра.
Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева.
Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева.
Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину.
Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.
Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам.
По всей Руси, в прежние времена, гудок использовался музыкантами вместе с другими музыкальными инструментами (бубен, гусли, жалейка).
Деревянный корпус гудка выдолблен мастерами, для придания ему овальной или грушевидной формы.
Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой.
На грифе устанавливаются и закрепляются три струны.
На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие.
Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра.
Его предельные размеры – 30-80 сантиметров.
Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук.
Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн.
Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна.
Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания.
Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов.
Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение.
Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка: история его происхождения скрыта от нас в бездонных глубинах прошлого.
Свистулька – старинный духовой Русский народный музыкальный инструмент.
Свистулька может быть простой, геометрической формы, а иногда ей придают фигурную форму в виде какого-либо зверька или птички.
Широкое распространение получила свистулька, изготовленная из обожженной глины.
Поверхность такой свистульки покрывается богатой художественной росписью, выполненной цветными органическими красителями.
Установить точный возраст свистульки не представляется возможным, поскольку глиняные предметы не подлежат длительномуиспользованию и хранению. Наверняка, первая свистулька давно превратилась в простой комочек глины.
Тем не менее, в обозримом прошлом, мы легко можем встретить остатки свистульки.
Устройство этого музыкального инструмента-игрушки до гениального просто:
в небольшой глиняной камере, путем ее продувания, создаются завихрения и колебания воздуха, издающие свистящие и тонкие звуки.
Наибольшее распространение получила свистулька-птичка, у которой отверстие для воздуха проделано в хвостике, а туловище представляет из себя своеобразный резонатор.
В прежние времена, наши Предки пользовались свистулькой, как магическим инструментом, предназначенным для общения с Богами Стрибогом и Перуном.
В настоящее время, свистулька из магического инструмента превратилась в оригинальный музыкальный инструмент или в обыкновенную детскую игрушку.
Варган – древнейший музыкальный инструмент, широко распространенный на территории Древней Руси и современной России.
За многие тысячелетия своей истории, варган существенно не изменил ни своего звучания, ни своей формы.
Варган – язычковый самозвучащий музыкальный инструмент.
Игра на нем способствует гармонизации всех функций организма, прочищению сознания и укреплению жизненных сил.
Время возникновения варгана укрыто за глубокими завесами минувших тысячелетий.
Тем не менее, некоторые энтузиасты-исследователи прошлого предполагают, что прямым предшественником, родоначальником варгана является обыкновенный охотничий или военный лук.
Человеку достаточно было закрепить один конец лука в земле, а другой конец упереть в свое небо или зубы, как смертельное оружие сразу же преображалось, превращаясь в музыкальный инструмент самобытного вида и звучания.
С течением времени, появился пластинчатый, деревянный или костяной, варган, который много позже начали изготавливать из металла. В таком виде варган существует и поныне.
Игра на варгане осуществляется следующим образом:
В ХХ веке варган был запрещен, как «вредный пережиток прошлого», однако, людская память сохранила и донесла до нас сведения об этом экзотическом и ярком музыкальном инструменте.
Сегодня звуки варгана радуют своих приверженцев таинственными и загадочными звуками музыкального инструмента наших далеких Предков.
Бубен известен на Руси с незапамятных времен.
Установить его точный возраст сегодня не представляется возможным.
Из себя бубен представляет круглую деревянную основу-обечайку, с одной стороны у которой натягивается прочная кожаная мембрана, являющаяся основным источником звука.
По желанию музыканта, к обечайке могут подвешиваться бубенчики или колокольчики.
Боковые стенки обечайки могут быть прорезаны, и там устанавливаются звенящие и бряцающие пластинки из металла.
Существуют разновидности бубна, созданные специально для жрецов, волхвов и шаманов.
Глухие, низкие звуки, издаваемые этим бубном, извлекаются при помощи специальной длинной колотушки-палочки, которая ранее называлась вощага (разновидность кнута с заплетенным круглым концом).
В прежние времена бубном на Руси были названы любые музыкальные ударные инструменты, которые, много позже, начали получать новые, свои собственные названия: литавры; ксилофон; барабан и так далее.
Не меньшей известностью в древности пользовались так называемые ратные бубны: тулумбас; набат.
Их размеры были настолько велики, что для их перевозки требовалось не менее четырех коней.
Ратные (военные) бубны использовались в Русском Войске (в пехоте и в коннице).
Гром ратных бубнов, вместе с пронзительными звуками труб и дудок, был настолько страшен, что войска противника обращались в бегство, так и не приступив к сражению.
Звуки современных бубнов извлекаются пальцами руки или ладонью. Сам бубен при этом слегка встряхивается и постукивается.
Жалейка
Возраст жалейки затерялся в бездонных глубинах тысячелетий.
Русский народный духовой музыкальный инструмент совсем не случайно назван жалейкой.
Ведь в корне названия этого инструмента содержатся такие слова, как «жалеть», «жалость». При звуках жалейки человеку слышится явная жалость к кому-то.
Резкий, плачущий звук жалейки возникает, благодаря уникальным способностям этого инструмента.
Обычный материал для изготовления жалейки – тростник и древесина (ива, бузина).
Однако, в сегодняшнее время, трубка жалейки все чаще изготавливается из пластика или металла, что, конечно, упрощает процедуру производства, но и способствует заметному, болезненному выкорчевыванию нашего культурного Древнего Прошлого.
Характерное звучание жалейке придает специальный пищик (язычок).
Роль раструба-резонатора выполняет или натуральный воловий (коровий) рог, или деревянная (берестяная) воронка.
Благодаря таким насадкам, жалейка в некоторых областях современной России ошибочно называется рожком.
Размеры жалейки (обычно, около пятнадцати сантиметров) напрямую влияют на высоту ее строя.
Специальный мундштучок, в котором находится пищик, вставляется в трубку, что позволяет его очень легко, при необходимости, заменять на новый.
На поверхности трубки, для расширения звукового диапазона, проделано несколько отверстий.
Эти отверстия располагаются по такому же принципу и в точно таком же порядке, как на свирели.
Старинный, экзотический Русский народный ударный музыкальный инструмент Дрова возник в глубокой, седой древности.
Он сделан из древесины которая является характерным материалом для изготовления множества других музыкальных инструментов.
Люди давно знают, что древесина издает звучание при физическом контакте с ней.
Для этого достаточно сконструировать музыкальный инструмент, издающий звучание по принципу обыкновенного ксилофона.
Именно по этому пути решили пойти наши древние и мудрые выдумщики-Предки.
Они изобрели прообраз современного концертного ксилофона, только при этом он был намного более интересным и любопытным.
Ксилофон-дрова, в своем изначальном исполнении, был обыкновенной вязанкой дров, однако, музыкальные способности этого инструмента превышали уровень, достигнутый его современным собратом.
Особенно замечательного звучания добивается коллектив музыкантов, играющий одновременно на нескольких подобных инструментах.
Зрители приходят в неописуемый восторг и погружаются в гром неистовых аплодисментов, при виде такой музыкальной экзотики.
Ксилофон-дрова настраивается по такому же принципу, как и его современный собрат: для понижения или повышения тональности звучания, требуется увеличить или уменьшить объем (длину, толщину) клавиши этого музыкального инструмента.
Источник: http://putisvaroga.ru/
Продолжение следует....
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |