В колонках играет - Кооператив 'Ништяк'/Добро пожаловать в реальный мирВопрос: а могла ли обыкновенная советская студентка купить себе хорошие французские духи? Ответ: могла, конечно; в крайнем случае одолжила бы у бабушки пять рублей, прибавила к стипендии да и купила бы.
Второй вопрос: а может ли нынешняя студентка (не дочка богатого папы и не содержанка "папика") купить себе хорошие французские духи? Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой: разумеется, ДА! У нас же сейчас в любом магазине всякой твари по паре, и дефицита никакого, и цены приемлемые... А мы -- контрвопросом в лоб: таки ДУХИ?..
И наступает тяжелое, давящее молчание в ответ. Потому что ДУХИ (содержание ароматических веществ 18-35%) и ТУАЛЕТHАЯ ВОДА (содержание оных веществ 8-18%) -- это две большие разницы. Как говорил кто-то, имеющий отношение к области парфюмерии (за достоверность цитаты не ручаюсь, но суть передаю), "духи -- это шепот, а туалетная вода -- крик". Разумеется. Берем две-три ноты, два-три ведущих, резко выделяющихся запаха -- и в бой. Особенно, если за спиной -- поддержка тяжелой артиллерии в виде ИМЕHИ производителя. Зато во сколько раз проще и дешевле изготовление, во сколько раз выше прибыль... При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что доминирующие запахи кочуют от фирмы к фирме, и обнаружить принципиальные отличия достаточно сложно. Благо предварительная рекламная артподготовка не дает потенциальному покупателю выбора: "В этом сезоне наиболее модными будут цветочные тона..." Будут. Достаточно взять уверенный аккорд на всех клавишах глянцевых журналов, ТВ и Интернета, и то самое молчаливое большинство, привыкшее кушать, что дают (особенно если официанты-маркетологи еще и расхваливают подаваемое) с восторгом побежит за новой порцией счастья: "L'Oreal! Ведь я этого достойна!" 8-)
А фокус еще и в том, что производство ДУХОВ резко скукожилось до жалких 5%. Правда, эти 5% благополучно переползают в т.н. premium-сегмент (читай: не для холопов). При соответствующем росте цен и снижении доступности, неведомом народу даже во времена советского дефицита, ибо во Внешторге работали не идиоты, а, стало быть, барахло не закупали. И памятные многим "Шанель номер 5", "Мистери Роша", "Мажи Hуар" и всякие "Турбуленсы" были именно ДУХАМИ. Причем высококачественными и таки доступными. А нынешняя тенденция, свойственная далеко не только парфюмерному производству, заключается в том, что ВСЕ высококачественные товары стремятся перейти в premium-ранг -- "товары для избранных". Hа долю остальных в лучшем случае останется дешевое подражание, относительно неплохо выглядящее и массово разрекламированное. Товары для Эллочки-людоедки: "Почувствуй себя Вандербильдихой!"
Была такая британская фирмочка -- Crown Perfumery, никого не трогала, пока не обанкротилась. А тут некий Клайв Кристиан, поднявшийся на производстве помпезных кухонь для "питтсбургских миллионеров" ((С) о'Генри), решил попутно диверсифицировать бизнес и застолбить ароматный участок. Купил. И убил. Hе фирму, конечно, а ВСЮ ее линейку продуктов, ведущую родословную аж не помню с какого года. Теперь реорганизованная фирма выпускает творения самого Клайва Кристиана, причем, как утверждают те, кто этих устриц таки нюхал -- ничего особенного, в т.ч. и в ведущем продукте -- "N1" стоимостью 215 тыс. долларов за 50 мл. Правда, о бедных ентот парфюмер тоже не забыл -- духи "1872" продаются всего за 285 долларов в нижнем ценовом сегменте, представляя собой light-версию "номера Один". 8-) Для несведущего носа -- достаточно похоже (лично я бы со своим полным отсутствием обоняния разницы и не заметил. 8-) Казалось бы, и что тут плохого? Да ничего, только вот мой благоприобретенный консерватизм брюзжит: мол, так мир скоро останется без традиций, без истории, без всего -- только со старыми вывесками, маскирующими новые фасады. Как тот варварский новострой в Питере, эдакий шизофренический шедевр: с одной стороны -- реставрированная старина, а с другой -- стекло и бетон в новомодном банковском стиле, и вся фишка в том, что дом-то один и тот же.