В колонках играет - Death/See Through DreamsПо случаю отшумевшего т.н. "Дня Знаний" (он же 1 сентября) вспомнилось вот. Помните давным-давно известный лозунг "Знание -- сила!"? Помните, во что трансформировался этот лозунг в Океании, испокон веку воевавшей с Остазией? "Незнание -- сила!" Мол, многое знание рождает скорбь, а посему меньше знаешь -- крепче спишь, и никакие "факты" не могут поколебать правоту двоемыслия.
Это я к тому, чем пахнут
ремёсла реформы. Так, например, на Украине собираются ввести 12-летнее среднее школьное образование. Представьте себе школяра, эдакого Франсуа Вийона 19 лет от роду, плотно сидящего на
тяжёлых наркотиках родительской шее, свободного от
химеры совести обязанности зарабатывать деньги на пропитание, т.е. живущего на всём готовом, слабо представляющего себе общественные взаимосвязи, принципы работы государства и социальных служб, достаточно инфантильного в силу отсутствия собственного жизненного опыта, но весьма амбициозного и обладающего как паспортом, так и правом избирать
и быть избранным: то-то наголосуют маменькины сынки да дочки, то-то выберут молодых и активных в пику замшелым бабкам, не нутрящим ангсоца! Это же какая могучая электоральная сила может получиться!
А знания... да кому они нафиг нужны? В ходе украинской реформы образования (и подозреваю, что не только украинской: подобной хренью должны быть охвачены все постсоветские республики как минимум) в двух первых классах школьнику не нужны а) домашние задания; б) оценки; в) дисциплина на уроке. Потому что а) задания напрягают детскую психику; б) оценки негативно влияют на детскую самооценку и приводят к фрустрации; в) дети должны свободно вставать и перемещаться по классу, ибо онижедети; г) проблемы учителя при таком раскладе -- это личные проблемы учителя; д) главное -- идеологически верная накачка подрастающего поколения в правильном русле: так, например, дети Украины сызмала должны понимать, де їх вороги и що з ворогами треба робити (во внеклассных лагерях "Азова" и C14/88 закрепят усвоенное). А всякая там школьная дисциплина, требования и ограничения -- это порочная практика изживаемого тоталитарного режима.
Кстати, тов. Ефремов некогда хорошо показал подобный подход к воспитанию широких народных быдломасс т.н. "короткоживущих" как противоположность воспитания "долгоживущей" (в самом прямом смысле) элиты в условиях расширенного и углубленного капитализма (см. "Час Быка", весьма рекомендую). Не хочешь учиться? И не надо! Хочешь развлекаться в свободное от работы время? Да пожалуйста! Хочешь "расширить сознание" наркотой? Да хоть обдолбись! Живи быстро, сдохни молодым, потому что ты -- свободное нерабыдло. Зачем тебе, незакомплексованному дебилу (что? ты ещё не дебил? ничего, школа двух коридоров не даст тебе ни единого шанса, не для того затевалась реформа), какая-то литература с какими-то "сочинениями"? Химия, физика, высшая математика или, не дай Одвічний Дух, астрономия?
"Учителю больше не нужно сосредотачивать все внимание на содержании материала. В этом суть нового компетентностного подхода и сквозных содержательных линий" (Лилия Гриневич, пани министерка образования и науки постмайданной Украины). Смысл не нужен, да здравствует бессмыслица, запрещается запрещать. Но т.к. у государства денег всё равно нет, то
"от местных органов мы ожидаем материальной поддержки для учителей, переоборудования школ, реального внимания к тому, чтобы пилотные школы были обеспечены всеми вспомогательными материалами, которые потребуются учителю в пилотировании -- мобильными партами, интерактивными и дидактическим материалам для детей" (она же).
Пилотирование, мать его -- это сильнее "Фауста" Гёте (который, кстати, тоже не нужен вместе с украинским москалём Чайковским). В ходе подобного пилотируемого полёта заодно уносит ветром перемен всякие там футболы с волейболами, а для повышения мировой конкурентоспособности воспитуемых на место устаревших совковых видов спорта приходят новые стильные, модные, молодёжные регби, корфбол, петанк ("в полях петанки грохотали..." аж "Футурологическим конгрессом" тов. Лема повеяло), серсо, степ-аэробика и чирлидинг. А, да, и фехтование, но его, подозреваю, за пределами отдельных столичных школ никто не увидит. Зато историю как таковую предлагается вводить только в седьмом классе, причём в отличие от дореволюционных времён школьники будут иметь дело с украиноцентричной историей канадско-дияспорянского разлива, где должно быть подробно растолковано, как всю жизнь гнобили українців клятые ляхи, жиды да москали, и что нужно делать, чтобы запануваты: дождаться, когда наконец-то светлые натовские эльфы перемогут клятых москалей и отдадут українцям в награду за самоотверженный захист Європи Крым, Кубань, Белгородчину, Рязань, Брянскую область и всё остальное вплоть до Зелёного Клина.
Кстати об истории. С подобным подходом к её изучению Украина тріюмфально крокує по стопам Польши, в своё время с помощью цивилизованного мира легитимизировавшей путч Пилсудского, требовавшей колоний и панування, которые полякам должны были (
"Как это не написано? Написано!") обеспечить западные друзья, заключившей одной из первых пакт с Гитлером, отгрызшей нехилый кусок от раздерибаненной по Мюнхенскому сговору Чехословакии, а после 1 сентября 1939 года возопившей: "Це зрада! А нас-то за що? ANGLIO! TWOJE DZIEŁO!!!11" В конце концов история учит только тому, что она никого ничего не учит, особенно там, где незнание -- сила.