В колонках играет - Элхэ\ Ниэннах/Концерт на Зилантконе (1995)/Последняя песня ДаэронаВ кои-то веки... в общем, если кто-то, подобно мне, до сих пор еще не смотрел фильм "Район номер девять", то весьма рекомендую. Относительно малобюджетная фантастика, смесь ядовитого памфлета и боевика, а заодно -- фильм о становлении Человека. Наверное, все в курсе сюжета: над Йоханнесбургом появляется летающая тарелка и... ничего не происходит. До тех пор, пока соответствующие органы наконец-то не решаются проникнуть в тарелку
хоть тушкой, хоть чучелом, высверлив люк. А внутри -- слизь, дерьмо и больные, истощенные инсектоиды, которых пришлось вывезти на вертолетах и расселить в пригородные лачуги в т.н. "районе №9".
Кстати, лично мне понравилась проработка пришельцев, в частности -- рудиментарные средние конечности, добавляющие правдоподобности. И, казалось бы, совершенно бессмысленная майка инсектоида, как и одежда его ребенка, выглядят достаточно разумно, если вспомнить погромы, учиненные людьми среди саламандр из-за того, что те своим голым внешним видом "оскорбляют чувство стыдливости" (Карел Чапек, "Война с саламандрами"), а этому инсектоиду нельзя идти на конфликт ни в коем случае, пока не собрано топливо для тарелки. Двадцать лет ушло на то, чтобы синтезировать необходимое количество, и тут земные власти принимают радикальное решение: переселить всех из фавел в некое подобие цивилизованного концлагеря -- без вещей, разумеется.
Главный герой фильма -- человек -- вполне благопристойный бюргер Викус ван дер Мерве, руководящий операцией по выселению, не воспринимает инопланетян равными себе (см. сцену уничтожения кладки яиц). Собственно, так же не видят равных себе и местные негры, наконец-то нашедшие тех, кто стоит ЕЩЕ ниже самих негров в общественной иерархии: т.н. "моллюсков" можно убивать и разделывать на мясо, т.к. шаманы говорят, что поедание оных помогает от множества болезней. Инопланетяне же, фактически предоставленные сами себе, вынуждены искать пропитание на помойках и выменивать у людей за различные артефакты вроде тамошнего оружия (которое, справедливости ради, в человеческих руках не действует).
Зато когда мутирующий Викус сам становится объектом экспериментов той самой корпорации, в которой работал сам, до него наконец-то начинает что-то доходить. Правда, не совсем: поначалу он не видит ничего плохого в том, чтобы оглушить Кристофера (земное имя, полученное инопланетным техническим специалистом) и угнать посадочный модуль -- вместе с сыном Кристофера. На что не пойдешь сдуру да в панике... да несчастье помогло: модуль был обстрелян на взлете и рухнул. Подозреваю, что и сам Викус не смог бы ответить на вопрос, КАК он собирался на борту тарелки в одиночку обратить вспять процесс мутации. 8-)
Кстати о мутации: великолепно поддеты средства массовой дезинформации, распространявшие слух о непонятной ВЕНЕРИЧЕСКОЙ болезни, подцепленной главным героем от инопланетян. Ложь на лжи сидит и ложью погоняет, как, например, в деле Стросс-Кана. 8-)
В отзывах попадалось и мнение о неубедительности поведения Викуса, рулившего гигантским
человекоподобным насекомоподобным боевым роботом: мол, какого хрена он кинулся бежать со словами "Забирайте моллюска, только выпустите меня!", когда вполне мог разнести наемников вдребезги и пополам? Ан нет, тут-то с мотивацией поступков как раз все логично: ван дер Мерве настолько перепуган, что любой ценой пытается сбежать и остаться в живых. Хрен с ней, с мутацией, когда больше всего хочется ЖИТЬ...
Вот тут-то и происходит перелом: панический ужас выжигает в Викусе пресловутого раба, и на свет появляется Человек, который возвращается -- для того, чтобы спасти НЕ человека. И плевать на обратимость мутации да и на собственную жизнь, когда можно спасти тех, кому еще хуже, а слова "Давай, беги, пока я не передумал!" по большому счёту значат только то, что Человек уже не может передумать. И когда корабль поднимает искалеченный модуль, Викус до последнего момента переживает НЕ за себя.
Уж и не знаю, что побудило группу инсектоидов напасть на полковника, готового застрелить Викуса -- то ли сочувствие к наполовину сородичу, то ли некий коллективный разум -- но в самоубийственной атаке (с голыми руками против вооруженного до зубов человека) наёмника буквально рвут на части, хотя он успевает уложить двоих, фактически пожертвовавших собой ради другого -- к тому же не совсем такого, как они сами. Как, собственно, и сам главный герой пожертвовал своим человеческим обликом, а возможно, и жизнью ради другого -- Человека, в каком бы облике он ни находился.