В колонках играет - Rainbow/Difficult to cure (1981)/Spotlight kidКогда в свет вышла последняя книга Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями", в окололитературной среде (разумеется, включающей и читателей) разразилась натуральная буря. Уж слишком противоречило содержание книги многому тому, о чем (а главное, КАК) раньше писал Николай Васильевич. Говоря современным интернетовским сленгом, получился годный вброс: сторонники противоположных точек зрения на книгу разве что не шли стенка на стенку. Срач развернулся немеряный, воздух свистел от банановой кожуры, досталось всем: неистовый Виссарион, возмущенный "неумытым рылом мужика", окрестил Николая Васильевича крепостником, князь Вяземский прошелся насчет того, что возмущение т.н. "прогрессивной общественности" сродни возмущению барина, чей крепостной шут вдруг неожиданно взял и постригся в монахи, а г-н Булгарин злорадно ухмыльнулся, развел руками и сказал: "Ну я ж говорил, шо Гоголь исписался, шо из-под евонного пера ничего, кроме говна, не выходит? Теперь вы и сами видите: говно-с!"
Аффтар попытался было примирить враждующие стороны заявлением о том, что, мол, в этой книге он сам размахнулся таким Хлестаковым, что теперь и духу не хватает в нее заглядывать, но это уже мало кого интересовало: каждый отстаивал наиболее близкое себе представление о Гоголе. А истина, как всегда, оказалась где-то посередине: в письме, если не ошибаюсь, к Шевыреву тов. Гоголь признался, что весь этот срач был ему очень полезен, поскольку его, Гоголя, весьма интересовали умонастроения, витающие в российском обществе, а также возможность почерпнуть толику новых типажей для продолжения "Мертвых душ". Так что улов получился более чем достаточный, особенно учитывая то, что цензура таки сделала книге обрезание и общий смысл оказался несколько затемнен -- это обстоятельство изрядно поспособствовало читательскому взаимонепониманию.
Нет, Николай Васильевич, конечно же, рассчитывал не только на такой результат. В идеале его книга должна была послужить великому делу объединения всех слоев населения вокруг единой идеи -- не менее великого Служения, исповедуемого сверху донизу, ведь и царь существует не сам по себе, и царь тоже должен держать отчет -- перед Богом, а кому больше дано, с того больше и спросится, но уж слишком утопичной была эта конструкция. А вот троллинг получился знатный. Годный вброс, короче говоря.