Celt:
"А легенда о Короле-Рыбаке действительно имеет очень много кельтских корней. Взять хотя бы легенду о Бране Благословенном, хозяине волшебного оживляющего котла...
Бран Благословенный
Бран Благословенный (англ. Brân the Blessed, буквально «Благословенный Ворон», также Brân Fendigaidd) — король Великобритании в уэльсской мифологии. Он появляется в нескольких Уэльсских Триадах, но самая существенная его роль относится к Второй Ветви Мабиногиона, «Бранвен, дочь Ллира» (валл. Branwen ferch Llyr). В повести он приходится сыном Ллиру и братом Бранвен.
Имя Бран в переводе с валлийского означает «Ворона» (Crow), однако в контексте настоящей повести часто переводится как «Ворон» (Raven).
Согласно легенде, Бран Благословенный повелел после своей смерти зарыть его голову на холме, где позже построили Лондонский Тауэр, чтобы британская земля не знала войни и катастроф. Однако Кароль Артур, считавший, что Англии не нужна иная защита, кроме его и Рыцарей Круглого Стола, приказал отрыть голову Брана Благословенного. В итоге сам Король Артур был убит своим сыном Мордредом, и Круглый Стол распался.
Вороны, охраняющие Лондонский Тауэр и всю Великобританию — это птицы Брана Благословенного.
Роль в Мабиногионе
Король Ирлиндии приходит к Брану, чтобы просить руки его сесты Бранвен. Бран соглашается, но во время празднования помолвки Эфнисин, единокровный брат Брэнвен и Брана, прибывает и распрашивает о случившемся. После всех объяснений Эфнисин, разъяренный тем, что Брэнвен была отдана в жены без его разрешения, принимает ответные меры, калеча лошадей короля. Король возмущается, пока Бран не дарит ему волшебный котел, который возвращает мертвых к жизни.
Однажды в Ирландии, Бранвен, безжалостно угнетаемая мужем, вынуждена работать на кухне. Она приручает скворца и посылает его через Ирландское море с сообщением к брату Брану, который проплывает с их братом, Мэноидэном, от Уэльса до Ирландии, чтобы спасти ее. Когда король видит гиганта, он молит о мире, и в доказательство честности своих намерений, строит дом, достаточно большой, чтобы войти Брану. Король соглашается позволить Брану, жить с ними и отдать свое королевство Гверну, его сыну от Бранвен. Однако эта идея не понравилась Ирландским лордам, поэтому они скрываются в мешках с мукой, чтобы напасть на уэльсцев. Эфнисин разгадывает план и убивает их, сидящих в мешках, затем бросает Гверна в огонь.
Из-за волшебного котла ирландцы сначала имеют преимущество в следующей войне. Когда мертвых ирландских войнов клали в котел, они приходили в себя и были в состоянии бороться так же как раньше, хотя и не могли говорить. Эфнисин ложится среди мертвых, и его помещают в котел, после чего тот ломает его, разрывая его сердце и в процессе умирая. Уэльсцы в конечном счете выигрывают войну, но только в живых остаются семеро мужчин. Сам Бран умирает от смертельной раны ноги, и приказывает, чтобы его голова была отделена и похоронена в Лондоне. Когда оставшиеся в живых возвращаются в Великобританию, Бранвен умирает от горя, веря, что она была причиной войны. Похоронили ее около Реки Алоу в Англси.
В течение семи лет семеро выживших, среди которых Манавидан и Придери, остаются в Харлехе, где их развлекает голова Брана, которая продолжает говорить. Позже они уходят дальше к Гвалесу (часто идентифицируемом с Островом Грэшолм в Уэльсе), где живут в течение восьмидесяти лет, не чувствуя течения времени. В конечном счете, один из мужчин открывает дверь владений, обращенных к Корнуоллу, и горе случившегося с ними возвращения. Как было им сказано, приносят молчащую теперь голову к «Белому Холму» (считается, что это место, где теперь стоит Лондонский Тауэр), и хоронят ее лицом к Франции, чтобы отразить вторжение. Образ говорящей головы, как полагают, происходят из древнего кельтского «культа головы». Кельты считали голову «домом души».
Другие источники
Согласно Уэльсским Триадам, голова Брана была похоронена в Лондоне, где теперь стоит Белая Башня. Пока она останется там, Великобритания будет ограждена от вторжения. Однако, Король Артур выкопал голову, объявив, что страна защитой стране будет только его большая сила.[1] Многие связывают нынешнюю традицию держать в Лондонском Тауэре воронов на попечении Рэвенмэстера (Йоменского Привратника) с легендой о Бране, имя которого означает Ворона.
Тауэрский во́рон
Некоторые ученые отметили общие черты между Браном Благословенным и Королем Рыбаком — персонажем артуровского цикла, хранителем Святой Чаши Грааля. Король Рыбак сначала появляется в романе 12-ого столетия Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале». В романе Король страдает от смертной раны в ноге (рана на ноге была и у Брана), но остается в живых в своем мистическом замке из-за свойств Чаши Грааля, ожидая излечения от Персиваля. Более поздний автор, Роберт де Борон, описывает историю Чаши с древних времен, и говорит, что первый Король Рыбак был человеком по имени Брон (Bron). Также уэльское сказание о Пердуре, сыне Эфрауга является версией истории Персиваля, но с некоторыми существенными отклонениями: герой посещает таинственный замок, но находит не Чашу Грааля, а скорее отделенную человеческую голову. Некоторые произведения приписывают Чаше Грааля власть воскрешать павших, наподобие котла Брана.
Еще о чаше.
Если обратиться к кельтским мифам, то волшебная чаша присутствует и в них и, предположительно, их образ мог повлиять на сложение идеи Грааля. В них есть ведьмин расколотый волшебный котел Керидвен. Хранится он в некоем замке, куда попасть могут только совершенные люди с чистыми помыслами. А прочим он не виден. Место это именуется Аннун:
«Аннун — это одновременно и изначальная мировая Бездна, место, где смерть сильнее жизни и где всё существующее порождено смертью, но где рождается всё живое, и Иной Мир, где обретаются боги и где проходит Дорога на чудесный остров западных морей — Авалон…»
В тех же кельтских преданиях есть и другой миф, связанный с камнем Граалем. Это был особый камень, который умел кричать. Криком он признавал истинного короля и был установлен в столице Ирландии Таре.
Король-Рыбак
Король-Рыбак (англ. the Fisher King, фр. le Roi Pêcheur), — персонаж легенд о рыцарях Круглого Стола, хранитель Святого Грааля. В ранних мифах король остаётся безымянным, поздний фольклор даёт ему имя Пелес (Pelles).
Король-Рыбак впервые упоминается в «Персивале» Кретьена де Труа. Легенда рассказывает, как рыцарь Персиваль в поисках Святого Грааля — чаши, в которую была собрана кровь Христова, останавливается на ночлег у короля озёрной страны, который рыбачит недалеко от своего замка. Король тяжело ранен и умирает. Персиваль становится свидетелем, как лекари приносят ему воды в большом красивом кубке, и король чудесным образом исцеляется. Персиваль понимает, что лицезрел Святой Грааль.
xorxoy:
"И о "бездне, где родится все живое"... Кажется, что-то "нащупываться" начинает. А началось все с руны "Перт". Чаша, как символ - чисто "женская" сторона. А хранитель - мужчина?"
Celt:
"Хранитель - мужчина, да.
Интересно, что в артуровской версии Король-Рыбак вроде бы един в двух лицах - "Раненный Король", он же Король-Отец (из-за раны не покидающий своего замка) и собственно "Король-Рыбак", Король-Сын, которого рыцари застают за рыбной ловлей. Оба ранены в ногу (либо в пах), передвигаются с трудом, хромают и, по сути дела, постепенно умирают, а их страна превращается в Пустошь. Опять же интересно, до прихода Персиваля сам Король не может воспользоваться Граалем, чтобы излечиться."
xorxoy:
"Христианская версия, из нее мало что можно вытянуть. Хотя. Персиваль вырос в лесу - символ "естественного", "неиспорченного" человека, по сути - "дурак", судя по его первым приключениям.
Король-Рыбак хранит символ - "порождающей бездны"? Чисто женский - причем "женский" в стигийском, темном смысле, ужасающий(?), и не может им воспользоваться.
Как думаешь? Так?"
Celt:
"Ага, похоже на то. Я артурианской версией раньше как-то не очень интересовался, но сейчас покопал и вот, нашёл:
http://arthurian-legend.ru/percivale.html. Персиваль, оказывается, "дурак" буквально: Parsi-fal = “Pure Fool”.
Опять возвращаюсь к кельтам. Бран - вообще фигура интересная. Великан, сын вполне себе хтонического морского бога Ллира, иногда отождествляется с правителем загробного мира и хозяином Дикой Охоты.
А котёл Брана возвращает жизнь мёртвым, действие само по себе никоим образом не "светлое".И ещё - оживший человек теряет голос. Интересно, это вообще к чему относится? То бишь, понятно, за всё надо платить, но почему именно голос? "
xorxoy:
"Вода, возвращающая к жизни" - это да...
Но вот бранов котел из головы не идет. Зомбики-то тоже молчат, иной раз "армию мертвых" изображают с зашитыми ртами...
Кто что может добавить - добавляйте. Очень интересуют именно дохристианские корни.