Владимир Набоков "Дар" |
Аннотация:"Дар" (1938) - последний русский роман Владимира Набокова, который может быть по праву назван вершиной русскоязычного периода его творчества и одним из шедевров русской литературы XX века. Повествуя о творческом становлении молодого писателя-эмигранта Федора Годунова-Чердынцева, эта глубоко автобиографичная книга касается важнейших набоковских тем: судеб русской словесности, загадки истинного дара, идеи личного бессмертия, достижимого посредством воспоминаний, любви и искусства.
Мнение:
Этот роман, в который ты осторожно прокрадываешься, приподнимая обложку и вдруг оказываешься в чем-то солнечном и апрельском - там звучит улица после дождя, из фургончика выгружают мебель, радостной размашистостью и любопытством перемен смотрит в тебя. А вокруг тени тонких ветвей будто ведущих дальше к звякающим колокольчикам на дверях аптек и кондитерских, свежесть набухших почек, сулящая раскрыться какими-то легкими, порхающими мыслями-шагами. Ты осматриваешься, ты чувствуешь звуки, сладость воздуха, вальс света на балконах - так обостренно, что больше не видишь текста. Ты не читаешь. Живешь.
Тебя ослепляет новизна и штрихами - неправильность лиц, разговоры среди "черных запахов листьев", тревога, раздражающая неспешность, эта игра воображения, когда ты смотришь на непривычно ясные картины обыденного и никак не осмыслишь как(!!) это можно было оживить столь внятными словами? Откуда там столько красок и почему ты не могла заметить, что "солнце играет как сорока, выбирая маленькие блестящие вещи", что "тень от телефонной трубки похожа на большого скособоченного муравья", а когда через асфальт несется дождь, на нем прыгают "свечки,свечки, свечки"? И так первые две трети романа, так как в третьей его части Набоков приводит главу из своей книге о Чернышевском. В этой части мне было скучно и не слишком интересно, я пробиралась сквозь чащу текста, но оно того стоило - вдали был прекрасный летний финал.
А детские воспоминания! а стихи! а сны! (Я невольно перенимаю эту старинную эпистолярную манеру восклицательности). Рифмы настолько светлы и легки, искренни, искристо-чисты - ими дышать, распахнув стеклянные двери, их читать наизусть ласточкам в небе... И только набоковский слог (пусть простится моя предвзятость) может передать эту зыбкость, приглушенность блаженного растворения сознания на грани сна и яви, когда перед глазами восходят первые сны, когда слагаются строки под дрожащими ресницами.
Этот роман нельзя прочесть за день, хотя четыреста с лишком страниц не так уж много. Его нельзя читать бездумно - он того не позволит: сам текст как художественное полотно со множеством деталей, образов, планов - географические очерки, воспоминания, литературоведение, размышления, зарисовки русского эмигранта. Так и хочется бережно как высушенных бабочек, тронуть взглядом, чтобы не сломать... Кто-то называет этот роман эстетским и для эстетов. И я во многом согласна с этим утверждением - нигде, как здесь, не чувствуется такого наслаждения (и владения) словом, такой тонкой легкой игры, плавности перетекающих состояний.
Когда у тебя в руках "Дар", ты становишься тоньше, прозрачнее, выпрямляешь спину, приподнимаешь подбородок, чувствуя как автор в тебя "осторожно садясь [..] как в кресло, так чтобы локти служили ему подлокотниками, а душа как бы влегла в чужую душу", тихо меняет твое освещение мира.
|
Владимир Набоков «Лолита» |
«Лолита» - еще одна из тех книг, которые сами нашли меня. Я долгое время сопротивлялась и не хотела окунаться в этот новый мир, предчувствуя, что вещь на всем известную тематику просто не может мне понравиться из-за моих стойких моральных убеждений. Но книга повсюду мне встречалась, напоминала о себе, и в конце концов я сдалась. И кстати правильно сделала, что не читала до этого всяких отзывов и рецензий, иначе эффект был бы не тот.
Это гениальная книга. Ге-ни-а-ль-на-я. Обычный человек, обычный писатель, даже обычный педофил никогда бы не смог написать Так о Таком. Книга встряхнула и перевернула меня. Я будто упала в кроличью нору. Было ощущение, что в книге не 600 страниц, а вдвое больше, настолько все было и глубоко и запутанно и вязко. И пусть я знаю, что многие видят это произведение лишь в одном свете, но я отношусь к тем людям, которые воспринимают литературу и жизнь во всей многогранности и неоднозначности.
Хотелось бы заметить, что герой автора настолько материален, что я так и не смогла себя убедить, что он - плод фантазии. В какой-то вселенной эта история точно была на самом деле, потому что невозможно, чтобы она не была.
Мы все привыкли, что подобные истории обычно рассказывает жертва. Ее страдания, ее муки, ее переживания, ее страх и безысходность. Мучитель – всегда однозначно зверь и нелюдь, иначе и быть не может. Оправдать зверя - быть таким же зверем, не так ли? Но эта книга - не что иное, как исповедь больного, несчастного, осознающего свою ничтожность маньяка. Вещи, описаны сквозь призму его, а не жертвы, глаз начинают выглядеть по-другому и приобретать другие значения.
Перед прочтением книги я была уверена, что Гумберт будет во мне вызывать лишь отвращение и злобу, а Лола - сострадание. Получилось совершенно не так. Поначалу действительно главный герой вызывает некое раздражения тем, как искаженно он видит мир и насколько он услужлив самому себе в своей похоти. Но потом я начала видеть больше и глубже, ведь каждая достойная книга раскрывает в себе гораздо больше вопросов, чем те, что лежат на поверхности и мирно ожидают критики умудренных читателей. С каждой новой страницей я потихоньку стала проникаться пониманием к Г.Г. Может, я ненормальная, но он был мне симпатичен (его чувство юмора, эрудированность, этот невообразимый слог, игра словами, буквами, именами, эта манера описывать чувства и мысли - все заставляло меня проникаться к нему доверием, будто бы история эта рассказана только мне и по большой дружбы), а Лолита почти всю книгу казалась мне жесткой и хамовитой маленькой дурнушкой.
Конечно, я понимаю, что Лола не виновата. Такая у нее была судьба (видите, говорю как о живом человеке, и не могу иначе). Нелюбящая и невнимательная мать (в который раз убеждаюсь в важности правильного воспитания и общения с детьми), безмозглые друзья-подростки, детская наивность и глупость, все это привело к той нелепости, в которую втянулась девочка (изначально бессознательно). Но по-настоящему мне стало ее жаль только под конец, когда я увидела ее «безнадежно увядшей в семнадцать лет» и до меня наконец дошло, что все эти отвлекающие маневры Г.Г.(описание лишь его эмоций и страданий) совсем не дали мне увидеть, насколько травмировало это ребенка. Все-таки, будь она написана Долли, это была бы совершенно другая книга, и у меня бы был совершенно иной отзыв.
Я не оправдываю Гумберта, да и он особо не пытался. Он сломал девочке жизнь, украл ее детство и использовал для себя. Вряд ли это можно назвать чистой, светлой, нежной любовью. И все же..и все же..я верю, что он ее любил отчаянно. Не такой любовью, как мы привыкли воспевать, но было нечто большее, чем просто желание, и именно это раскрывается, как роза, во второй половине рассказа. И именно это заставило меня заплакать.
« Я любил тебя. Я был пятиногим чудовищем, но я любил тебя. Я был жесток, низок, все что угодно, mais je t'aimais, je t'aimais! И бывали минуты, когда я знал, что именно ты чувствуешь, и неимоверно страдал от этого, детеныш мой, Лолиточка моя, храбрая Долли Скиллер…»
|
Б.Пастернак "Доктор Живаго" - мысли вслух |
Наверное, каждая книга должна приходить к человеку в свое время.
Больше двадцати лет назад попыталась прочесть роман Б.Пастернака "Доктор Живаго" и не осилила:(( А сейчас вдруг сложилось...
Всю неделю слушала эту книгу (аудио) и чувствовала себя профаном, попавшим на оперный спектакль и не разумеющим, почему так много поют когда плакать хочется:))))
Иногда герои меня откровенно раздражали, никто не вызывал большой привязанности и симпатии, было ощущение, что это не роман, а хроника событий.
А потом последняя глава - стихотворения доктора Живаго... И так щемяще и пронзительно отозвалось в сердце (хотя и до этого не раз читала эти стихи), и так близки стали герои романа, оказавшиеся беззащитными щепочками в тех ужасных жизненных обстоятельствах и трогательно пытавшиеся обогреться любовью, пониманием и нежностью, которые у них постоянно отнимали...
И то, что раздражало, как мне казалось, излишняя говорливость героев, превратилось в естественное желание людей осознать, что же происходит вокруг и как им сохранить свои духовные ценности в этом ужасе, организованном с самыми благими намерениями "всеобщего равенства и братства".
Совершенно не ожидала такого завершения. Получилось, что весь роман шел не к завершению, а к пику понимания внутреннего мира главного героя! Как много заложено у нас глубоко в душах того, что не выразить ни словами, ни поступками или, еще чаще, наши поступки противоречат нашему внутреннему пониманию и тогда мы оправдываемся: "Ну, такова жизнь, обстоятельства...". И автор только в самом конце, уже языком великой поэзии, выразил, что творилось глубоко в душе главного героя романа.
Я теперь абсолютно не согласна, когда отрицаются достоинства части романа, написанного прозой. А каким высоким стилем, словами выразить поступки героя, который в той кровавой мясорубке и одичании, совершил свой маленький, прозаический подвиг - остался ПОРЯДОЧНЫМ человеком. Я думаю, что сознательно часть, написанную прозой, автор подчинил поэтическому циклу.
Думаю, сила этого романа именно в том, что в него так много вмещено хроники жизни самого писателя, его поиска своего жизненного (творческого) пути.
И еще подумалось мне: "Пусть к каждому, в свое время, приходит именно та книга, к которой человек уже созрел своей душой и жизненным опытом. Тогда это всегда будет свежим ветром и помощью в наших извечных вопросах к жизни - как, зачем, почему, за что?.."
Благодарная Б.Пастернаку Musia-mamusia:)))
|
Эрих Мария Ремарк. "Жизнь взаймы". |
|
Ф.М. Достоевский "Идиот" |
Аннотация: "Идиот" - роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно изобразил положительного героя, каким его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В "нормальном" обществе людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин - идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но "красота спасет мир!", утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.
...аристократ, миллионер, идиот — все качества разом,
такого мужа и с фонарем не отыщешь, и на заказ не сделаешь!
(с).
Вся моя литературная жизнь разделена теперь на два периода: до прочтения "Идиота" и после. Я не знаю куда смотрели мои глаза, и о чём я вообще думала, но, считая себя человеком предпочитающим классику, я упорно проходила мимо Достоевского, считая его чем-то запредельным и слишком мудрёным. Теперь всё иначе. Теперь я готова перечеркнуть весь тот и без того скромный список книг, которые я считала своими самыми-самыми любимыми и внести туда одну-единственную: "Идиот". Это, наверное, будет выглядеть чем-то странным, но мне даже сложно передать словами что значит для меня этот роман, какую ценность он имеет в моих глазах и то, насколько глубоко и сильно он задел мою душу. Как в нём же и писалось - слова порою способны лишь унизить мысли. Могу лишь отметить, что в очень скудном "пантеоне" моих любимых литературных героев (Мария Болконская и (несколько притянутая за уши в этот список) Джейн Эйр) отныне пополнение, причём не в пользу указанных девушек - безоговорочное первое место для меня теперь занимает князь Лев Николаевич Мышкин, этот поистине "самый прекрасный человек", коим его и задумал Достоевский. Самый светлый образ, самый печальный даже в своей радости, образ, дающий надежду и веру в людей; читая о Мышкине, на душе всегда было как-то спокойной и тихо, и даже пробивался некий момент наслаждения тем, что ты, хоть и в воображении своём, но "прикасаешься" к такой великой душе, человеку с огромным сердцем. Удивительный роман по своей сути, по своей любви к этой жизни и вместе с тем по своему трагизму. Кстати говоря, всю глубину и всю прелесть произведения можно осознать только лишь по окончанию прочтения. Только воспринимая его как нечто цельное и законченное; воспринимая всё его сюжетное развитие в виде эдакой панорамы - только так можно его осознать и понять. Хотя можно ли его до конца понять? Мне кажется, всё в нём настолько тонко, что одного лишь прочтения будет явно не достаточно; это то произведение, которое нужно читать и читать; читать всегда, спустя годы и десятилетия, и открывать тем самым в нём всё то глубинное, что вложил Фёдор Михайлович. И уже только этим оно прекрасно - люблю такие "многоразовые" произведения. И ещё напоследок добавлю, что больше всего меня приятно удивило то, что моё мировоззрение и восприятие жизни было очень близко восприятию самого Достоевского, передаваемого им в "Идиоте"; возникло ощущение полного попадания в тональность и дух книги, в тональность и дух восприятия жизни. Никогда раньше я не находила такого писателя, с которым бы полностью была согласна, и, впитывая в себя его философию, словно смотрела бы в зеркало. Как удивительно Достоевский сочетал любовь к жизни и одновременно ненависть к ней; презрение к людям и их порочности и величайший гуманизм; радость и муку, иронию и трагедию... Казалось бы, такие полярные вещи, но соединены воедино так умело и гармонично, что кажется, что да - это и есть настоящая жизнь, настоящая серость с падениями в бездну и проблесками счастья. Гениальный человек! К чтению же Достоевского сейчас отношусь очень бережно, так как знаю, что любого автора можно попросту переесть: ставлю теперь себе лимит минимум из четырёх книг иных авторов и жанров и только потом берусь за следующее его произведение. Вот так вот, осталось "перетерпеть" ещё две книги до возвращения к этому источнику мудрости и отточенности художественных приёмов, к коему я припадаю, как к живительной влаге.
P.S. Да уж, я, оказывается, мастак на пустословие - написала многое, а по сути не написала ни о чём. Поистине слова лишь унижают мысли; но для меня это шедевр. Вершина всего, что было мною прочитано.
|
Бабочки на стене своими руками + Фото |
источник http://www.tutdizain.ru/idei/204-babochki-na-stene-svoimi-rukami-foto.html
Бабочки на стене являются не дорогой и оригинальной идеей по декору интерьера. Они помогут вам создать солнечную и летнюю атмосферу в доме в любой период года. В данной статье мы покажем, как оформить стены бабочками своими руками!
Создание такого декора является довольно простым процессом, для этого нужно вырезать множество бабочек различных размеров и разновидностей, после чего они крепятся к стене при помощи двухстороннего скотча или булавок.
Для декора стены бабочками потребуется:
- бумага подходящего цвета (можно также использовать глянцевые журналы)
- иглы с жемчужинами
- карандаш
- пассатижи
- клей
Декор стены бабочками шаг за шагом:
Распечатайте шаблоны бабочек (рис 1). Можете самостоятельно придумывать формы бабочек. Бабочки должны быть разных форм и размеров. Количество бабочек будет зависеть от желаемого рисунка. В среднем вам потребуется бабочек от 50 до 100 штук.
Вырежьте приблизительное количество, если не хватит, то вы всегда сможете дорезать еще (рис 2).
Далее к бабочке нужно приклеить булавку (рис 3).
Подождите, пока клей высохнет полностью (рис 4).
После чего возьмите пассатижи и загните булавку у бабочек на 90 градусов, примерно по центру (рис 5-6).
Осталось лишь украсить бабочками стену! Просто загоняйте иголки под обои.
Идеи оформления стен бабочками из бумаги:
|
Подборка 2. Блинчики. |
Блинчики. Подборка 2.
http://www.liveinternet.ru/users/regullev/post280909435/
Серия сообщений "Блинчики, беляши, чебуреки, пельмени, вареники":
Часть 1 - Масленица - блины. Подборка
Часть 2 - Подборка 1. Блинчики.
Часть 3 - Подборка 2. Блинчики.
Часть 4 - Подборка 3. Чебуреки.
Часть 5 - Подборка 4. БЕЛЯШИ.
Часть 6 - Подборка 5. Пельмени, манты, хинкали, вареники.
|
Подборка 1. Блинчики. |
Блинчики. Подборка 1.
http://www.liveinternet.ru/users/regullev/post280898317/
Серия сообщений "Блинчики, беляши, чебуреки, пельмени, вареники":
Часть 1 - Масленица - блины. Подборка
Часть 2 - Подборка 1. Блинчики.
Часть 3 - Подборка 2. Блинчики.
Часть 4 - Подборка 3. Чебуреки.
Часть 5 - Подборка 4. БЕЛЯШИ.
Часть 6 - Подборка 5. Пельмени, манты, хинкали, вареники.
|
Мужчины всегда возвращаются.Алиса Шер |
|
17 июля - день памяти Царских Мучеников |
комментарии отключены
Тропарь св., Царю Мученику Николаю II. Гласъ 5-й:
Царства земнаго лишеніе,/ узы и страданія многоразличныя,/ кротко претерпелъ еси,/ свидетельствовавъ о Христе даже до смерти отъ богоборцевъ,/ страстотерпче великій Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическимъ венцемъ на небесехъ/ венча тя съ царицею, и чады, и слуги твоими Христосъ Богъ,/ Егоже моли помиловати страну Россійскую,// и спасти души наша.
Кондакъ. Гласъ 6-й:
Надежда царя мученика с царицею, и чады, и слуги укрепи,/ и къ Твоей любви окрыли,/ будущій имъ покой предвозвестивши, // техь молитвами, Господи, помилуй насъ
Молитва покаянная, читаемая в день
убиения царской семьи 4/17 июля
Благословен еси Господи Боже Отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам, и вся дела Твоя истинна и правы путие Твои, и вей Суды Твои истинни, и судьбы истинни сотворил еси по всем, яже навел еси на ны, яко согрешихом и беззаконновахом отступивше от Тебе, и прегрешихом во всех, и заповедей Твоих не послушахом, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам, да благо нам будет, и предал еси нас в руки врагов беззаконных, мерзких - отступников, человеком неправедным и лукавнейшим паче всея земли.
И ныне несть нам отверсти уст, спуд и поношение быхом рабом Твоим и чтущим Тя. Не предаждь же нас до конца имени Твоего ради и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоея от нас, яко, Владыко, умалихомся паче всех язык и есмы смирени по всей земли днесь, грех ради наших и несть во время сие начальг ника, пророка и вождя. И ныне возследуем всем сердцем и боимся Тебе и ищем лица Твоего, не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей, и по множеству милости Твоея, и молитв ради Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи, и да посрамятся вей являющий рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы и крепость их да сокрушится, и да разумеют вси, яко Ты еси Бог наш, един и славен по всей вселенной. Аминь.
![]() Перед восхождением. К 90-летию заточения царской семьи в Тобольске. Тропарь царственным мученикам начинается такими словами: «Днесь благоверные людие светло почтим седмерицу святую царственных страстотерпец, Христову едину домашнюю церковь…» Когда знакомишься с жизнью царской семьи в заточении, убеждаешься в справедливости последнего именования. Врата адовы не одолели семью Романовых, потому что она была малой церковью. |
Говорить об этом непросто, поскольку сбиваешься на пафос, отчего слова теряют смысл. Ничто так не было чуждо семье Николая II, как какая-либо претензия, или поза, или сознание собственной значительности. Они совершали подвиг, но об этом не думали, а просто - жили. Так любят, не задумываясь над тем, что - любят, так трудятся и помнят лишь о собственном долге. В бытовом отношении, в плане житейских подробностей, в Тобольске это была, пусть стесненная, пусть искаженная, пусть жизнь в заточении, и все же - «самая обыкновенная» жизнь. Комиссар Панкратов, поставленный Временным правительством сторожить царя и его семью, с раздражением вспоминал потом о нерадивости царских слуг (грязно в доме), о готовности их… к воровству! Казалось бы, люди, добровольно разделившие с царской семьей заточение, должны были быть на высоте, но, думается, они просто на ней не удерживались. Татьяна Боткина (дочь врача) вспоминала, что, когда пришлось при большевиках рассчитать треть слуг, то уволенные так напились на прощание, что некоторые из них ползком добирались до комнат, где ночевали - мимо комнаты великих княжон. Государыня не оставила уволенных людей своим попечением, старалась выплачивать им хоть часть жалования. Таким образом, «святая седмерица» терпела не только обиды, причиняемые охраной. К примеру, был у них слуга по фамилии Кирпичников, который числился писарем. Весьма предупредительный и очень сильный физически, несмотря на свой малый рост. Разводил он свиней, для царской семьи и для себя самого, и сам варил им еду - на общей кухне. Еда для свиней, приготовляемая Кирпичниковым, источала отвратительный запах, распространявшийся по всему двору и доходивший до окон второго этажа. Сидней Гиббс, англичанин, учитель царских детей, простудился однажды, т.к. специально сидел на сквозняке - лишь бы как-то избавиться от этого запаха. Тем не менее, от царской семьи горе-повар не получил ни одного замечания. «А, это опять Кирпичников варит», - говорила Государыня и закрывала окно.
«Живем тихо и дружно», - пишет Государь своей сестре Ксении. Княжна Мария пишет своей знакомой по лазарету, после вопросов о разных людях: «Про себя как-то нечего писать, живем по-прежнему».
Дни шли за днями, и узники томились однообразием. Надежды на то, что в далеком от центра Тобольске режим содержания будет ослаблен, не оправдались. В сопровождении охраны разрешалось посещать церковь, но только в воскресенье или на праздники. (После одного инцидента и это утешение оказалось на долгий срок под запретом). В остальном вся жизнь проходила на ограниченном пространстве дома N10 по улице с издевательским названием «улица Свободы». Разрешалось гулять по территории, примыкающей к дому - специально огороженной, без единого кустика или деревца. Есть фотография царской семьи, сделанная во время такой прогулки: по Алексею Николаевичу, который идет и смотрит под ноги, видно, как он мается, как ему скучно.
Между тем, эта жизнь подчинялась определенному ритму. Все дети, кроме Ольги, вставали в 8 утра. Ольга и Государь вставали в 9. Государыня просыпалась рано, но до завтрака оставалась у себя, занимаясь чем-либо. После чая Государь выходил из дома, занимался физическим трудом, затем читал у себя в кабинете. У детей же, кроме Ольги Николаевны, были уроки до 11 часов. С 11 до 12 была перемена, в 12 часов детям приносили бутерброды и молоко, и Государь в это время обязательно приходил к ним. С 12 до часа дня снова были уроки, в час дня - завтрак. После завтрака дети и Государь выходили гулять. В пять часов был вечерний чай, который семья пила всегда в полном сборе в кабинете у Государя. После чая дети занимались опять. Если же не было уроков, занимались рисованием, вышивкой, фотографией. В 8 часов был обед. После обеда дети играли, вообще - свободно проводили время. В эти часы разрешалось посещение семьи свитой. Иногда играли в карты, иногда Государь читал, преимущественно классику: Лескова, Тургенева. По воскресеньям, в январе и феврале 1918 г., ставились домашние спектакли, на английском или французском языках, постановщиками были то Гиббс, то Жильяр. Поставили и Чехова - пьесу «Медведь», главную роль в которой играл сам Николай II. Алексей Николаевич рано ложился спать. Остальные в поздний час на прощание собирались на чай у Государыни В своей книге «Домашняя церковь», в разделе «Христианский быт», прот. Глеб Каледа писал: «Ритмичность жизни - необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи и ее членов».
Читаешь «нормального… развития», и слова эти - режут… В последний раз для царской семьи зима сменялась весной, пройдет несколько месяцев, и они погибнут. Впрочем, тут нельзя не заметить, что в наших мыслях о царственных мучениках мы как будто лишаем их надежды. Мы поддаемся гипнозу злодеяния, и оказываемся не в состоянии представить, как это они могли развлекаться или думать об организации уроков? А они не унывали и жили, «как все живут», как и мы живем: разрешая простые насущные проблемы; с той разницей, что им для этого требовалось значительно больше мужества.
Полагаясь на волю Божию, царственные узники сознавали и опасность своего положения. Нельзя сказать, чтоб они сознательно готовились к гибели от руки врагов. Но признавали такую возможность. Об этом можно судить по их отношению к стихотворению Сергея Бехтеева «Молитва» («Пошли нам, Господи, терпенье…»). Ольга Николаевна переписала его к себе в тетрадь. Государыня послала его, на оборотной стороне открытки с изображением Христа, одному из самых дорогих для себя адресатов, полковнику А. В. Сыробоярскому. Как вы помните, последняя строфа в нем звучит так: «И у преддверия могилы / Вдохни в уста Твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов». Удивительно, но это стихотворение было написано С. Бехтеевым в октябре (!) 1917 года и получено царской семьей в Тобольске не позднее начала января 1918 г.
Среди книг, найденных в Ипатьевском доме и принадлежавших Государыне, находился сборник святоотеческих поучений «О терпении скорбей». Книга изобилует подчеркиваниями, сделанными рукой Александры Федоровны. Отмечены ею и такие слова, принадлежащие преп. Макарию Великому: «… нам заповедано взять крест наш и последовать Христу, что значит быть постоянно готовым к подъятию смерти. Если будем в таком расположении и настроении духа, то, как сказано, будем переносить с великим удобством всякую скорбь, и внутреннюю, и находящую извне».
Все же о возможности преступления, совершенного затем в Екатеринбурге, не думал никто, кроме тех, кто его готовил (что и было им на руку). Ждали созыва Учредительного собрания; оно должно было решить и то, какую форму правления примет страна, и участь царской семьи. И Государь, и Государыня говорили неоднократно, что желают остаться в России. После октябрьского переворота это означало лишь одно… Теперь только немцы, от которых большевики так сильно зависели, могли вызволить царскую семью. Это было бы самым большим унижением для последней, и Государыня сказала однажды: «Лучше умереть в России, чем быть спасенной немцами» - не подозревая пророческого характера собственных слов. Ибо, ради политических выгод, немцы стали-таки требовать вывоза царской семьи из Тобольска в Москву (а затем - в их распоряжение). Тогда Свердлов разыграл инсценировку исполнения этого требования и «насильственного захвата» царя в Екатеринбурге. О том, как это осуществлялось, обстоятельно рассказано в книге П. Мультатули «Свидетельствуя о Христе до смерти», в главе «Миссия комиссара Яковлева». Не останавливаясь на этом вопросе подробнее, заметим лишь, что, действуя по указке дьявола, убийцы исполняли желание мучеников, и совершалась воля Божия.
За все шестнадцать месяцев заточения никто не слышал от страстотерпцев (и не прочитал в письме от кого-либо из них) ни слова ропота или упрека, ни слова жалости к себе. Вся горечь - только о России, вся боль - о страдающих безвинно, и о тех, кто близок и дорог, и о тех, кто лично не знаком. Государыня пишет А. Вырубовой в октябре 1917 г.: «Вдали ужасно трудно, невозможность помочь, утешить, согревать страдающего любимого человека - большое испытание. …Как за них страдаешь и молишься. Это единственное, что всегда и везде можно». В декабрьском письме, также Анне Вырубовой: «Какая я стала старая, но чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка и люблю мою родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения… несмотря на черную неблагодарность к Государю, которая разрывает мое сердце - но ведь это не вся страна. Болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию!.. Страданье со всех сторон». Татьяна Николаевна пишет в одном письме (в начале декабря 1917 г.): «У нас тут все по старому. Пока, слава Богу, все тихо и мирно. <…> Жалею всех несчастных жителей Петрограда. Ужасно должно быть там теперь».
Государь сокрушался о своем отречении. Увы, находятся люди, в наши дни, которые замечают на это: «Прозрел, да поздно». Можно быть уверенным, что эти люди не читали Жильяра и не размышляли ни об обстоятельствах отречения, ни о молитве царя в ночь на 2 марта 1917 г., ни о явлении Державной иконы Божией матери. П. Жильяр писал так: «Он (Николай - А.М.) страдал теперь при виде того, что его самоотречение оказалось бесполезным, и что он, руководствуясь лишь благом своей родины, на самом деле оказал ей плохую услугу своим уходом. Эта мысль стала преследовать его все сильнее и впоследствии сделалась для него причиной великих нравственных терзаний». Терзания стали особенно сильными после заключения Брестского мира. О внутренних страданиях царя знали только двое: П. Жильяр и Александра Федоровна. Государь был со всеми приветлив, всех поддерживал. Так же держала себя и царица. Она писала А. Вырубовой (в декабре 1917 г.): «Он (Николай - А.М.) прямо поразителен - такая крепость духа, хотя бесконечно страдает за страну, но поражаюсь, глядя на него. Все остальные члены семьи такие храбрые и хорошие и никогда не жалуются».
Руками Государыни и великих княжон было сделано множество подарков к Рождеству. Татьяна пишет М. Хитрово (10 декабря ст.ст. 1917 г.): «Работаем много, вышиваем, вяжем и т.д. Все-таки надо же подарить что-нибудь всем нашим на елку». Жильяр вспоминал: «Ее Величество раздала несколько шерстяных жилетов, которые сама связала: она старалась таким образом выразить трогательным вниманием свою благодарность тем, кто остался им верен». И далее, о сочельнике: «Мы чувствовали, что представляем из себя одну большую семью; все старались забыть переживаемые горести и заботы, чтоб иметь возможность без задних мыслей, в полном сердечном общении, наслаждаться этими минутами спокойствия и духовной близости».
После Рождества семья лишилась возможности посещения церкви. Службы совершались только в домовой церкви, для которой, с начала пребывания царской семьи в Тобольске, была отведена большая зала. Не всегда могли придти монахини из Иоанновского монастыря (под Тобольском), опекавшего узников, поэтому царица и великие княжны сами пели на клиросе. Лишь в первую неделю Великого поста семье разрешили посещение церкви: они говели (три раза на неделе посетили церковь, остальные службы совершались дома, пели Государыня с дочерьми), в субботу - причастились. Мы видим, как, в полной мере, царская семья исполнила правило, сформулированное в книге Г. Каледы «Домашняя церковь»: «Семья как домашняя церковь должна иметь совместную молитву и «ношение» друг друга в индивидуальных молитвах. Семейная молитва вырастает из совместных молитв отца и матери и обучения молитвам детей».
Незадолго до приезда комиссара Яковлева, не подозревая, что Пасху она встретит с Государем и Марией, в разлуке с остальными близкими, в полной изоляции от мира, без священника, под надзором грубой охраны Дома Особого Назначения, Государыня писала А. Вырубовой: «Как тебе дать почувствовать, чем озарена моя душа? Непонятной, необъяснимой радостью, - объяснить нельзя, только хвалю, благодарю и молюсь. Душа моя и дух Богу принадлежат. Я чувствую ту радость, которую ты иногда испытывала после причастия или у святых икон. Как Тебя, Боже, благодарить? Я недостойна этой милости. О, Боже, помоги мне не потерять, что Ты даешь. Душа моя ликует, чувствует приближение Жениха, грядет Он». Так укрепляет Господь - перед восхождением на Голгофу.
Автор: А.А.Мановцев
Фильм создан на основании предисловия
к книге "Покаяние спасёт Россию".
видео - TatyanaMickushina
Опубликовано 12.07.2013
|
К 400-летию Дома Романовых. Сокровища дома Романовых |
|
Цветочная акварель и Нелёгкая судьба | Великая княгиня Ольга Александровна Романова |
Великая княгиня Романова Ольга Александровна (1882 – 1960)
Великая княжна Ольга Александровна Романова вошла в историю не только как последняя дочь Государя императора Александра III, но и как подвижница милосердия, и как талантливая художница.
Цветочная акварель и Нелёгкая судьба Великой княгини
|
«ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА РОМАНОВА. БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ!» |
Великая княгиня Ольга Александровна была младшей дочерью русского императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны (в девичестве принцессы Дагмар Датской). По линии матери Ольга была связана фактически со всеми королевскими семьями Европы. Вместе с братьями и сестрой она получила отличное образование. Они свободно общались на русском, французском, датском и немецком языках, изучали литературу, математику, историю и искусство. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга начала заниматься ею профессионально. Ее учителями были преподаватели Петербургской АХ, в частности В. Маковский, С. Жуковский, С. Виноградов.
В 1900-х великая княгиня проводила в Гатчинском дворце художественные вернисажи, на которых были представлены не только ее работы, но и картины молодых художников. Средства, вырученные от продаж, использовались на благотворительные цели. В 1912 художница основала «О-во помощи нуждающимся художникам в память академика Крыжицкого».
В годы Первой мировой войны на собственные средства обустроила в Киеве госпиталь, в котором служила сестрой милосердия. С целью сбора денег для Красного Креста, репродукции ее произведений были напечатаны на почтовых открытках вместе с работами известнейших художников того времени. Излюбленной техникой великой княгини была акварель. Такие краски было удобно брать в дорогу, а переезжать из одной страны в другую Ольге приходилось часто. Младшая сестра Николая ІІ, она последней из семьи императора покинула Россию. В 1920 Ольга с мужем и двумя сыновьями , из Крыма через Турцию, попала сначала в Югославию, потом – к своей матери Марии Федоровне в Данию.
В 1930 Ольга приобрела небольшую усадьбу в городке Баллеруп. Начался самый счастливый период ее жизни. Работы 1930 – 1940-х отображают сцены умиротворенной и благополучной сельской жизни. Не смотря на частые удары судьбы, художница не утратила жизнерадостности. Она, как и раньше, находила красоту в обыденных вещах: сельская дорога, чайный стол, праздничный пирог – под ее кистью все это превращалось в произведение искусства. В этот период великая княгиня дружила с выдающимся датским художником, мастером пейзажа П. Менстедом, с которым вместе ходила на этюды. Ольга часто дарила свои картины родным и близким как из семьи Романовых, так и другим монаршим семьям. Картины великой княгини приносили ее родным средства к существованию. Они моментально продавались на ежегодном базаре, который тогда организовывала Русская Православная церковь в Копенгагене. В 1934 «агент» художницы Р. Педерсон устроил выставку работ Ольги в собственной галерее в Копенгагене. Выставка имела большой успех. В 1936 картины великой княгини экспонировались в Лондоне в галерее Агнью на благотворительной выставке в пользу русских беженцев, проживающих в Англии. Все ее работы были раскуплены в течении двух дней, их владельцами стали королевские семьи Великобритании и Норвегии, барон Ротшильд, В. Черчилль и другие. В 1948 Ольга с семьей переехала в Канаду, где поселилась в небольшом городке возле Торонто.
Всю жизнь художница развивала свой талант, не оставляя живопись ни при каких обстоятельствах. Ее произведения экспонировались в России, Великобритании, Дании, Швеции, Германии, Канаде. Постоянная экспозиция картин великой княгини находится в музее города Баллеруп.
В 2007 в ГТГ состоялась выставка произведений «Августейшей художницы» к 125-летию со дня ее рождения. В Москву работы привозила невестка великой княгини – Ольга Николаевна Куликовская-Романова.
|
"Трагический роман императрицы" |
|
Редкие фото семьи Романовых |
Глядя на старые фотографии людей, часто задумываешься, а какая судьба была им предназначена. Что дальше с ними произошло. Много нам известно, но чаще информации никакой просто нет. Они также помогают хоть частично восполнить возникшие пробелы в историческом прошлом. Сегодня посмотрите чудесные фотографии, изображающие повседневную жизнь семьи последнего российского императора. Эти снимки сохранились, к счастью, в личном архиве фрейлины ее величества Анны Вырубовой. В 20-х годах ей удалось найти убежище в Финляндии.
|
Драгоценности Романовых. Ларец вдовствующей императрицы Марии Федоровны Драгоценности Романовых. Ларец вдовствующе |
Когда 19 октября 1928 года датскому королю сообщили о смерти тетки, он с трудом сдержал вздох облегчения. Последние годы присутствие вдовствующей русской императрицы Марии Федоровны в Копенгагене доставляло массу хлопот… За похоронными хлопотами Христиан Х даже не сразу вспомнил о ларце императрицы, в котором она хранила вывезенные из России украшения. Предоставляя старухе убежище, Христиан полагал, что какая-то часть из ее сокровищ должна будет достаться ему, но ларец исчез!
|
Уникальные фотографии семьи Романовых |
|
История династии Романовых|Живопись_ шестая часть |
Ботман Е.И. Портрет императора Николая I
|
Разговор на тему написания картины Ильи Глазунова ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ |
Вчера вечером в программе "Сегодня" посмотрела фрагмент об Илье Глазкнове, художнике. Я не совсем понимаю и принимаю его творчество. Наверное, чего то не знаю, а ведь о нём некоторые говорят с таким неподдельным восторгом... я похвастаться подобными чувствами не могу. Что Вы на это скажете?
Вот одна из его картин "Великий эксперимент".
|
Flash-комментарии *Львята* |
|