-Музыка


Кисть и шпага

Воскресенье, 22 Февраля 2009 г. 19:05 + в цитатник
В колонках играет - Гражданская Оборона - "Солнце взойдёт".

 (200x305, 17Kb)

 

Вот отрывок из скандально-известной ныне книги художника и писателя Максима Кантора "Учебник рисования". Саму книгу я приобрести и прочитать всё никак не соберусь (очень уж дорого по деньгам), но вот этот отрывок понравился шибко:
 

Вступление к главе четырнадцатой
("Актуальное искусство")

   

    Кисть - шпага, это так; данное утверждение ко многому обязывает. Так же точно, как фехтовальщик должен гордится своим оружием и уметь отличать шпагу от сабли, а саблю от рапиры, так и художник должен разбираться в различных кистях. Кисти друг на друга не похожи, и держать их следует по-разному, по разному и использовать: одна сделана для защиты, другая для атаки. Одна предполагает длинный замах, другая создана для твердого и короткого выпада. Для того, чтобы научиться владеть оружием, надо знать, какие варианты оружия бывают, и зачем существуют разные предметы, когда достаточно и одного. Надо также понять, почему кисть (шпага) предпочтительнее другого оружия.
    Круглые кисти помогают мягкому вхождению мазка в мазок, оставляемые ими мазки - выпуклы и длинны, они ложатся рядом, край в край. Такими кистями пользовались Веласкес и Ван Гог. И длинный мазок Ван Гога и огромные дымные пространства Веласкеса выполнены круглой кистью. Плоские кисти, которые любили Сезанн и Рембрандт, хороши для неравномерной красочной кладки - верхний мазок не полностью перекрывает нижний, но ложится поперек. Так написаны горы Сезанна и лица Рембрандта. Мягкий ворс кисти позволяет делать прозрачную лессировку, когда связующего на кисти больше, чем пигмента, и от верхнего цвета остается только легкая цветная пыль. Жесткая кисть делает верхний слой почти непрозрачным. В этом разница между лессировкой Шардена и Делакруа. Бэкон часто пользовался торцом кисти, достигая странного шероховатого состояния поверхности. Сезанн порой поворачивал свою кисть черенком вперед, чтобы сквозь красочный слой процарапать рисунок.
    Иные мастера обходились без кисти. Тициан в старости писал пальцем, втирал краску в холст; Ван Гог выжимал краску прямо из тюбика на картину, вдавливал свежую краску в уже написаный слой; Курбе предпочитал писать мастихином, выкладывая краску точно штукатурку на холст - однако, это приемы, возникающие по ходу живописи и научить им нельзя. Так, в бою можно ударить противника и камнем, а Алкивиад, впоследствие ставший великим полководцем, даже разрешал себе в бою кусаться, - но к боевым искусствам данные приемы не относятся. Даже применяя их, не следует забывать искусства владения шпагой.
    Современное искусство настаивает на том, что кисть более не является единственно применимым оружием. Более того, говорят, что кисть устарела. Многие используют фотографический метод, иные пользуются пульвелизатором для разбрызгивания краски, кто-то употребляет клей для коллажа, а кто-то иные способы. Так и фехтование считается несовременным видом оружия - ввиду наличия бомбы или нервно-паралитических газов. Однако генералу, принимающему парад, приходится нацепить шпагу, даже если он, для достижения победы, и отдал приказ травить неприятеля ипритом. Именно шпага делает рыцарем, именно кисть делает художником.
    Бывают случаи в драках, когда практически безразлично, чем ударить - что попалось под руку, то и хватают. Но, когда решается вопрос чести, берут шпагу. Мгновение, когда художник берет в руки кисть, равнозначно принятию вызова. Мир огромен, а кисть ничтожно мала. Мир изобрел бесчетное количество приемов и способов выражения, превосходящих своей эффективностью живопись кистью. Тем отважнее выглядет человек идущий с кистью на мир. След, оставляемый кистью на холсте почти невиден. Придется провести тысячи мазков, чтобы присвоить холст. За это время мир сумеет ответить куда более радикальными и бесповоротными действиями, нежели те, что ты ему противопоставляешь. Однако художник, взявший в руки кисть, обязан довести картину до конца. Джексон Поллок, разложивший холст на полу гаража, и поливающий его краской из банки, пожалуй что, мог отставить банку в сторону и не потерять лицо. Но человек, стоящий с прямой спиной перед картиной и отважившийся взять кисть, положить ее без урона для себя уже не сможет. Теперь невозможно бросить кисть - и не потерять честь. Придется сражаться; а доведется победить или предстоит проиграть - этого никогда и никто заранее не знает.

 

Отрывок взят отсюда

Официальный сайт Максима Кантора - http://www.maximkantor.com/
 

Метки:  

Процитировано 1 раз

Ника1313   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 06:01 (ссылка)
Здорово. Мне понравилось про кисть и шпагу, и про честь.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 15:33 (ссылка)
Да.
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 19:12 (ссылка)
Мне ужасно нравится всё такое - про кисточки и про методы.
И все художники в принципе эти методы знают: как какая кисточка рисует? И какой художник какой кисточкой рисовал - это видно по картине?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 19:16 (ссылка)
tatiana_smotrova, какой кисточкой рисовать, обычно, знают. А вот кто из знаменитостей какой рисовал, я скажем, не про всех знаю. Хотя, конечно, это чаще всего, видно на оригинале.
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 19:54 (ссылка)
То есть, глядя на картину, ты можешь совершенно точно сказать какими касточками, в сколько слоёв краски она написана, понять все её эффекты и в принципе повторить?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 22:22 (ссылка)
tatiana_smotrova, ну на большинстве картин видно даже непрофессионалу какими кистями и во сколько слоёв написано. Ну видно же, что Сезанн писал плоской ровнообрезанной кистью, а Ван Гог часто краски давил из тюбика. И чтобы отличить лессировку от пастоза тоже не надо быть крутым профи. А понять все эффекты - это уже сложней. А повторить, чаще всего, вообще просто невозможно.
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 22:53 (ссылка)
А вот ещё, я не помню у кого читала...наверное у Флоренского... что с метафизической точки зрения не честно художнику рисовать на холсте. Что это выдумка нового времени грунтовать холст и таким образом заставлять вещь притворяться тем, чем она не является - из ткани делать кусок стены. Что красками надо рисовать на стене или на доске, а на тряпке надо вышивать нитками всякие там гобелены.
Ты поддерживаешь эту идею?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Понедельник, 23 Февраля 2009 г. 23:33 (ссылка)
Чушь полная. Дело в том, что большинство икон написаны на так называемом левкасе (неужели Флоренский этого не знал? Наверно, всё-таки, это говорил не о. Павел Флоренский): приклееном на скреплённые доски холсте, покрытым грунтовочным составом особой рецептуры. Так что всё равно, писали в некотором смысле на холстах и раньше.
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2009 г. 06:14 (ссылка)

Ответ на комментарий word-man

Там дело не в самом холсте, а в прикосновении кисти и человеческой руки к холсту и к стене. Холст это что-то вибрирубщее, прогибающееся, неосновательное, а стена и доска - твёрдое, оказывающее достойное сопротивление человеческому усилию. Прикасаясь к стене, человек как бы чувствует неэфемерную основу действительности.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2009 г. 18:05 (ссылка)
В этом что-то есть.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2009 г. 20:12 (ссылка)
tatiana_smotrova, но вообще, надо сказать, что эти феноменологические штучки-дрючки Флоренского - это взгляд внешнего к искусству человека. Репин вон, вообще, бывало на линолеуме писал, а Ван Гог на скатерти.
Ответить С цитатой В цитатник
Андрей_Лысенко   обратиться по имени Среда, 25 Февраля 2009 г. 03:34 (ссылка)
А мне понравилось... Правильно...
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Среда, 25 Февраля 2009 г. 04:11 (ссылка)
drewfoxy, понравилось что?
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Среда, 25 Февраля 2009 г. 10:29 (ссылка)
А какой кистью написана такая подражательная реальности живопись гладкая-гладкая, где все предметы как настоящие? И Леонардо да Винчи и Тициан какими кистями писали?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Среда, 25 Февраля 2009 г. 11:32 (ссылка)
Ни Тициана, ни Леонардо я в оригинале не видел. Но судя по тому, что есть лессировка, то получается, что круглыми мягкими. Хотя исследователи затрудняются точно сказать, как Леонардо делал своё сфумато.
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Среда, 25 Февраля 2009 г. 19:54 (ссылка)
Возвращаясь к вопросу на чём рисовать. ))) Неужели Вы тоже рисуете на линолеуме и на скатерти? Я, например своей дочке запрещаю делать такое. )))) (Шутка)
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 02:49 (ссылка)
tatiana_smotrova, рисую на всём подряд :)
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 07:43 (ссылка)
Ай-яй-яй! Карандашиками на обоях, наверное, лучше всего получается?
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 08:00 (ссылка)
Я тут подумала чисто теоретически....
Почему в изобразительном искусстве нет такого раздела как исполнительское искусство как в музыке или танцах. Там-то этот раздел, можно считать, основной.
Вот если бы так было в живописи... то обучали бы, как исполнить там... что-нибудь из Рубенса... со всеми эффектами.
Учителей бы наверное таких не нашлось?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 08:23 (ссылка)
Чёт не пойму я тебя, Татьяна Смотрова.
Ответить С цитатой В цитатник
tatiana_smotrova   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 08:42 (ссылка)
(Это опять шутка такая, буду теперь предупреждать всё время)
Вот ты пишешь, что можно понять какой кистью рисовал тот или иной художник, но невозможно воспроизвести все его эффекты. И вообще, я так понимаю, копиисты хорошие - редкость. И воспитывают наверное художников так, что мол де копии писать это второй сорт, а надо самому быть гением-творцом.
В музыке и в танцах наоборот. Ну, вернее не наоборот, а, скажем, исполнительское искусство находится примерно наравне с сочинительским. Есть хорошие композиторы-творцы, а есть гениальные исполнители. И то, как придумал музыку композитор прошлого мы знаем только через исполнителей. Может быть, в ушах композитора она совсем по-другому звучала. Но без исполнителя музыки нет.
А в живописи нет исполнителя, вернее, исполнитель один - сам автор. Но картины-то невечны. Джоконде около 500 лет, кажется. Сколько она ещё протянет? Ну и выглядит как утопленница - вся зелёненькая. а была ведь "Девушка в розовом" (такое кажется было второе название картины) и на балкончике сидела.
Слабо кому-нибудь из художников исполнить (повторить) "Джоконду"?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 09:23 (ссылка)
В классическом худ. образовании, по крайней мере раньше, обязательно практиковалось копирование шедевров прошлого. Я правда не совсем понимаю зачем повторять Джоконду, ну умрёт картина, так умрёт, всему свой срок.
Ответить С цитатой В цитатник
Андрей_Лысенко   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 18:41 (ссылка)
Вторгнусь в диалог... Да, Джоконду- реално не зачем. ВысОко уж.
А так- покопировать мастеров, значит- перенять секретные технологии и спецприёмы.
Я час назад как раз ходил и думал- не покопировать ли...
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Четверг, 26 Февраля 2009 г. 18:48 (ссылка)
Исходное сообщение drewfoxy
Вторгнусь в диалог... Да, Джоконду- реално не зачем. ВысОко уж.
А так- покопировать мастеров, значит- перенять секретные технологии и спецприёмы.
Я час назад как раз ходил и думал- не покопировать ли...
Ну да, согласен. Я, собственно, об этом же.
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]