-Музыка


Конец истории. Введение в чтение Кожева. Ч.3

Вторник, 13 Октября 2009 г. 00:55 + в цитатник
В колонках играет - Tom Waits - "On The Nickel"

                                                                                       

                                                        Так говорил Гегель

 

В конце концов познание протянет руку за тем, что ему подобает:
оно вознамерится господствовать и обладать.
                                   Ф.Ницше. "Весёлая наука"
 

    Подбираясь из абстрактного далека к главной теме моего изложения, я вынужден петлять и накручивать смысловые спирали. Я бы и хотел проще, но по-видимому это невозможно. Мысль кожевского Гегеля  многоэтажна и многоступенчата. Кожев рассматривает Гегеля под разными углами, разворачивает дополняющие друг друга логические цепочки, сводя все дорожки в конце-концов в центр одного величественного мегаСинтеза. Я конечно постараюсь чем-то пренебречь, но тем самым вы рискуете упустить внутренний замысел Гегеля, и запутавшись, ничего не понять. А ведь логика Гегеля кристальна в своей сложности, в ней всё взаимосвязано. Она неотвратима и безжалостна, как армады вермахта. Вообще, надо сказать, за категориями Гегеля стоят вещи вполне простые и очевидные. Гегель вовсе не абстрактный метафизик. Однако, чтобы убедиться в этом, продолжим наше путешествие по категориям, глядишь и выйдем к конкретному.
    Итак, как я уже говорил, Тотальность в философии Гегеля определяет все свои снятые моменты - Идентичность и Негацию. Причём эти три категории Гегель называет онтологическими. В феноменологическом ракурсе этим категориям соответствуют три другие - Индивидуальность, Свобода и Историчность (Становление). Но, как вы понимаете, феноменология - это всегда непосредственность "Вот! Смотри!", некая мгновенность взгляда. И таким образом, Индивидуальность, Свобода и Историчность почти одномоментны. Но что эти категории значат?
    Гегель прямо говорил, что его Система есть развитие и логическое продолжение иудео-христианской теологии. Самое главное в ней для Гегеля - это интуиция свободного, волевого человека-Индивидуальности, который живёт в Истории и Историей. Человек Гегеля - это не античный человек Космоса, это человек Истории. Но у Гегеля эти идеи получают совершенно необычную трактовку.
    Интересно заметить, что тезис этой триады - Индивидуальность есть в свою очередь синтез двух других категорий: Особенного и Всеобщего. Кратко суть такова - Гегель категорически отрицает априорное существование общих идей. Никакой небесной Гиперурании, в которой вечно пребывают платоновские идеи, у Гегеля нет. В этом он ближе к Аристотелю, который утверждал, что сущности без конкретного её носителя не бывает. Вот эту единичную нерасчленённую вещь Гегель и называет Особенным. Это тезис. Антитезисом выступает Всеобщее. Оно отрицает Особенное и делает его моментом синтеза-Индивидуальности. Если вы внимательно следите за моим рассуждением, то должны задаться вопросом - как это может быть, что Всеобщее является антитезисом (то есть категориальным аналогом Негативного, антитезиса из другого уровня)? Другими словами, как это Индивидуальность может быть и Всеобщим, а не только Особенным, как того вроде бы требует здравый смысл? А вот здесь-то мы и подступаем ко входу ко всем тайнам великого немца.   
    Философия Гегеля - это апология свободы. Но не абстрактной, а вполне зримой. Что это значит экзистенциально? Да очень просто. По Гегелю, это желание человеком быть существом не природным, быть именно Человеком, а не животным, которое живёт по внешним ему инстинктивным законам. И тут Гегель вводит своё знаменитое понятие - Желание признания. Именно это Желание желания и есть движущая энергия человеческой Истории. Человек может стать существом Индивидуальным только в признании его в глазах Другого. Любопытно, что у раннего Гегеля-романтика Желание желания - это просто-напросто желание быть любимым Другим. И через эту любовь быть им признанным. Но у зрелого философа это понятие трансформировалось в кое-что другое.
    Гегель задаётся вопросом: "Чем конкретно человек может отличаться от животного?" Понятно дело, что свободой. Но что она такое конкретно? И Гегель отвечает: свобода - это гордыня! Гор-ды-ня. То есть человек, если он Человек, способен к совершению действий, не связанных никакой природной необходимостью, просто из прихоти, из каприза. Из гордыни. Тщеславие никак не связано с выживанием гордеца, а часто и напрямую противоречит его биологии. Это и есть гегелевское Желание желания, или по-другому Желание признания. Это ключевой момент.
    Но почему признание должно удовлетвориться только в признании Другого? Из-за Тотальности человека. Поймите это слово буквально. Человек, во имя собственной гордыни, хочет быть единственным, хочет свободно властвовать над всем, то есть быть тотальным. Поэтому Тотальность имеет своим метафизическим аналогом именно Всеобщее, а не Особенное. Потому как все вещи особенны, каждая по-своему, без исключения. А человек не хочет быть лишь вещью среди вещей, он желает горделивого господства над всем. Но ведь и другой человек хочет того же самого. Столкновения не миновать! И человек, если он хочет оставаться Человеком, обязан вступить в Борьбу за признание Другим. И Борьба эта будет не на жизнь, а на смерть. Потому что Тотальность не может быть таковой, если она не отменяет всё прочее. Сразу скажу, что Другой для человека, в таком случае, будет неотличим от внешнего мира. По сути, другие будут той же Идентичностью, которую человек будет отрицать своей Негативностью, во имя утверждения на месте отменённой Идентичности собственной Тотальности.
    Итак, становится ясным, что человек может стать человечным только в свободе. Свобода, по Гегелю, это гордыня. Гордыня - это желание признания. Желание признания - это индивидуальная воля к всеобщему господству-тотальности. Эта воля приводит к смертельной борьбе с другими людьми. Стоп. И тут мы подходим к ещё одной важнейшей категории Гегеля. К Истории-Становлению. Борьба приводит в движение человеческую Историю. Борьба за признание рождает Становление нового, неприродного мира - истории.
    Вернёмся к трём категориям: тезису-Индивидуальности, антитезису-Свободе и синтезу-Историчности. Теперь понятно, что все эти три категории, каждая со своей стороны, раскрывают одну и ту же онтологическую категорию - Тотальность. То есть человек может осуществлять себя, как целостный (тотальный) Человек, только будучи индивидуальным, свободным и историчным существом.

 

 (699x440, 125Kb)

 

Продолжение здесь: Ч.4, Ч.5, Ч.6, Ч.7, Ч.8

Начало здесь: Ч.1, Ч.2

Метки:  

tatiana_smotrova   обратиться по имени Вторник, 13 Октября 2009 г. 05:14 (ссылка)
Как здорово! Дочитаю Кожева.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Вторник, 13 Октября 2009 г. 14:22 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Димитрий_Будилин   обратиться по имени Вторник, 13 Октября 2009 г. 23:25 (ссылка)
word-man,

Жду не дождусь оконцовки - чтобы все сложить во едино. Но! Уже хоть что-то вырисовывается.
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2009 г. 10:51 (ссылка)
Infringer, надо чуть подождать. Надеюсь, страшный кожевско-гегелевский лабиринт сложиться. А потом покажу выход из него. Надеюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
Димитрий_Будилин   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2009 г. 11:01 (ссылка)
word-man,

По Гегелю, человечное человечество обречено на самоуничтожение - правильно я понял?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2009 г. 11:10 (ссылка)
Исходное сообщение Infringer
word-man ,

По Гегелю, человечное человечество обречено на самоуничтожение - правильно я понял?

Да. И даже хуже того.
Ответить С цитатой В цитатник
Димитрий_Будилин   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2009 г. 11:19 (ссылка)
word-man,

Хуже? Этот ты про тот ад - который обещал во второй части? Как хуже?
Ответить С цитатой В цитатник
word-man   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2009 г. 11:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Димитрий_Будилин

Infringer, ну объясню в соответствующей части.
Ответить С цитатой В цитатник
Димитрий_Будилин   обратиться по имени Среда, 14 Октября 2009 г. 11:31 (ссылка)
word-man, ок
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]