Пан - Дата создания:
1899г.
В картине "Пан" (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского
лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно
сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую
колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные
луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на
землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...
Врубель Михаил Александрович
[5(17).3.1856, Омск, - 1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в
петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и
Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию.
Следуя традиции А. А. Иванова
и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к
морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире.
Врубель
обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и
русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности,
таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма.
http://bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm
Михаил Александрович
Врубель оставил яркий след в истории русской и мировой живописи. Творческий путь
его был сложным, во многом противоречивым. Родился 5 марта 1856 года, умер 1
апреля 1910 года. Имел патологическую наследственность. С гимназических лет
отмечалась склонность к витиеватому философствованию, в студенческие годы -
аскетический образ жизни. В 1880 году Врубель оканчивает юридический факультет
Петербургского университета, затем поступает в Академию художеств. По имеющимся
данным, в 1892 году заразился сифилисом, тогда отмечалось кратковременное
психотическое состояние. С 1902 года развивается и нарастает, почти без
ремиссий, душевное заболевание. Последние годы ослеп, до самой смерти находился
в психиатрической больнице им. Балинского. Трагические ноты вносила в жизнь
художника и его одержимость искусством наряду с непризнанием его творчества
многими современниками.
Психиатры по-разному подходят к оценке болезни
Врубеля. В.М. Бехтерев, В.П. Сербский считали, что художник страдал
прогрессивным параличом как последствием перенесенного сифилиса. Некоторые
расценивают его состояние как шизофрению, а И.3. Копшицер в рукописной работе
"Психическое заболевание художника М.А. Врубеля" высказывал точку зрения о том,
что у него наблюдались признаки шизофренического процесса, осложненного
сифилитической инфекцией и спинной сухоткой.
В последние годы Врубель
создал серию рисунков, в которых отразились его болезненные переживания.
Художник открыл новый вид живописи, красочная гамма которой представляет как бы
сочетание большого количества разноцветных камней. Врубель обладал удивительным
психологическим свойством - эйдетизмом. Это своеобразная разновидность
зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в
уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Эйдетик
рисует как бы с натуры. В 1884 году Врубель реставрировал в Киеве старинные
росписи Кирилловской церкви XII века. Им была создана многофигурная композиция
"Сошествие св. духа на апостолов". Вызывало удивление, как быстро, без моделей
художник выполнил эту работу; кроме того, оказалось, что каждый из апостолов
имел явное сходство с киевскими знакомыми Врубеля.
При чтении "Св.
Сатира" Анатоля Франса у художника возник образ Пана. Ему надо было немедленно
реализовать на полотне образ Пана, пока он был ярок и свеж. Врубель уничтожил
почти готовый портрет Н.И. Забелы, своей жены, и на этом холсте за сутки создал
образ, который искал. Литературное восприятие было настолько ярким, что художник
рисовал как бы с
натуры.
http://www.evamagazine.com.ua/rubric/names/?id=98
рассказав
немного о самом художнике , хотелось бы обратить ваше внимание на самого - Пана
.
И кто же такой этот Пан ?
Пан (P a n) · божество стад, лесов и
полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в
происхождении Пана, так и в его облике.
Пан - сын нимфы Дриопы (дочери
Дриопа, "дубовидного") и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod.
epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего
волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и
они нарекли младенца Пан (то есть "понравившийся всем", греч. p a n, "всё",
Hymn. Hom. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня
pus-, раnus-, "делать плодородным", что соответствует истинным функциям этого
божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе
демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.
Как
истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками,
покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и
веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в
страхе перед Паном превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого
Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели
(таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на
состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса - судьи этого
состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI
153-179).
Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей
беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего
полдня, когда замирают леса и поля. Пан - помощник в битвах, он наводит страх на
врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась
легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при
Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455).
Пан особенно почитался в Аркадии, где
была священная гора Пан (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища
Пан в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика),
где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401).
Пан
входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном
(Aeschyl. Agam. 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все
объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти
Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира (De def. or.
27).
Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его
"бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану
соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
Роскошные
долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под
его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных.
В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под
знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался
нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон
бога-покровителя.
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе
солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую
он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный
природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его
оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и
дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος),
как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны
звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также
черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским
божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах.
Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополь в память поражения персов, на
которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.
ФЛЕЙТА
ПАНА
Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по
имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идет он по своему
лесу - вдруг нимфа. По имени Сиринга. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила
козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринга
своему отцу - речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища,
даром что он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот
тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что
не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга (миф Древней Греции в
свободном
изложении)
http://nayada.weblogger.ru/2006/07/09/pan-pan-i-siringa/
С
тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из
укорачивающихся тростниковых трубок, по-классике называют флейтами Пана - от
имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее по сю пору
называют Сиринга. У каждого народа для этого инструмента названия свои. У
русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве -
скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев
- сампоньо, английские флейты Пана - panpipes или pan-flute. Некоторые называют
флейту Пана свирелью.
Бывают флейты Пана диатонические и хроматические, и
даже пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше нот,
на диатонических легко играть, а пентатонические - как ни играй, получится
красивая мелодия. Правда, либо китайская, либо индейская :).
Флейты Пана
у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты
скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в джва ряда, и
любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить. Трубочки русских кугиклов
вообще не соединяют между собой и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто
набирая в руки, а недостающие ноты восполняют голосом.
Первоначально Пан
изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его главные
атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заячий посох
(багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греческой вазописи
встречаются изображения бородатых Панов с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э.
Пана изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или
обезьяноподобного уродца. В живописи нового времени сюжеты: «Пан и Сиринга» — у
Рафаэля, Ф. Приматиччо, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенса, Я. Йорданса, Н. Пуссена
и др.; «Пан обучает молодого Дафниса игре на флейте» — у Джулио Романо, Аннибале
Карраччи и др.; «триумф Пана» — у Н. Пуссена; «суд Мидаса» — у Я. Йорданса и др.
Образ Пана часто встречается у П. Пикассо. В русской живописи Пан — у М. А.
Врубеля.
http://greekroman.ru/gallery/pan01.htm
Пан
Люблю, друзья,
когда за речкой гаснет день,
Укрывшися лесов в таинственную сень
Или под
ветвями пустынныя рябины,
Смотреть на синие, туманные равнины.
Тогда
приходит Пан с толпою пастухов;
И пляшут вкруг меня на бархате лугов.
Но
чаще бог овец ко мне в уединенье
Является, ведя святое вдохновенье:
Главу
рогатую ласкает легкий хмель,
В одной руке его стакан, в другой
свирель!
Он учит петь меня; и я в тиши дубравы
Играю и пою, не зная жажды
славы.