ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА - часть 1. Материал для занятий 1-5 |
![]()
Прочитайте детям о самобытном явлении русского народного декоративно-прикладного искусства - Золотой Хохломе.
|
Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.
В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма благоприятные условия для развития народных художественных промыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто сговорившись, поделили между собой весь технологический процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.
Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нельзя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.
Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для крестьянина. Однако народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться сю могли и крестьяне. Так появилась посуда с хохломской росписью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна беднякам.
Происхождение приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригинальная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превращает в блестящее золотом изделие.
Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сначала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для просушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хорошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой воде, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определенной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.
Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешался с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лычным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ставили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.
Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия глиной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все неровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпаклеванное изделие снова ставилось на просушку.
Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каждый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ставились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким образом изделие лудили — обмазывали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «серебряным». Только после этого изделие было готово к росписи красками. Расписанное луженое изделие вновь обильно обмазывали олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «серебряные» изделия волшебным образом превращались в «золотые», приобретая наконец такой хорошо знакомый всем вид.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗДЕЛУ "ХОХЛОМА"
Данный раздел знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства.
![]() |
Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений. Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями в домашних занятиях с детьми. Для начала работы необходимо иметь: • краски гуашевые желтого, красного, зеленого и черного цветов; • кисти беличьи № 2 и № 3; • банку с водой; • мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти; • листок белой плотной бумаги или белую мелкую тарелку без узоров, которая будет служить палитрой. |
ЗАНЯТИЕ 1. УЗОР "ТРАВКА"
![]()
Учимся рисовать простейшие элементы травного орнамента. Дети выполняют упражнения на повтор главных отличительных элементов узора «травка».
|
В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение включены главные элементы «травки»:
«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утолщением;
«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;
«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположенных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
![]()
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
|
Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рассматривают роспись, выполненную мастером, а затем самостоятельно расписывают рисунок изделия.
Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выполненную мастером. Праздничный и торжественный колорит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.
Детям предлагается самостоятельно придумать и украсить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.
Рассматривая солонку с травным узором, обращаем внимание детей на ритмичное чередование элементов орнамента. Плавное течение ведущей линии — «криуля» подчеркивает округлую форму изделия, красный и черный цвета придают росписи торжественное и праздничное звучание.
![]()
В хохломском узоре «листочки» кроме красного и черного цветов используются также зеленый и желтый.
|
Серия сообщений "- народные промыслы":
Часть 1 - Городецкая роспись.
Часть 2 - Мезенская роспись.
...
Часть 7 - Альбом. Городецкая роспись
Часть 8 - Шаблоны для росписи
Часть 9 - ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА - часть 1. Материал для занятий 1-5
Часть 10 - ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА - ЧАСТЬ 2. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ 6-11
Часть 11 - Шли Матрёшки по дорожке...
...
Часть 13 - Дымковская игрушка - фотогалерея
Часть 14 - Клипарт PNG. Посуда, украшенная хохломской росписью.
Часть 15 - Клипарт PNG. Хохломская роспись.
Рубрики: | УЧИМСЯ:/рисовать ДЛЯ ЗАНЯТИЙ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |