Стадии психосексуального развития по Фрейду и терапия |
В своем психосексуальном развитии человек проходит определенные стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических проблем
«Застревание» на одной из ранних фаз (оральной, анальной или фаллической) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.
1 Оральная стадия развития по Фрейду.
Оральная стадия развития начинается с рождения ребенка и длится до 1 года. В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания и сексуальные чувства направлены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он может сосать свой палец или пустышку.
До шести месяцев длится орально-корпоративная стадия, когда ребенок еще не отделяет себя от матери и ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются тут же.
С шести месяцев ребенок постепенно отделяется от матери, у него формируется Эго. Этот период связан с сильной фрустрацией и называется орально-садистическим. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания и т.д.
Кусание и жевание -важные элементы состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсутствием удовлетворения.
Рудименты орального периода сохраняются в форме пристрастия к курению, алкоголю, постоянному жеванию чего-либо. Многие люди снимают стресс с помощью постоянного поглощения пищи, что может вести к ожирению. Потребность постоянно поглощать информацию (бесконечно читать газеты, смотреть телевизор или болтать) также может служить замещением первичной оральной потребности.
Насколько важен данный период в развитии человека, можно судить по следующему случаю.
********
Cтудентка примерно двадцати лет обсуждала проблему своей обиды на мать, она считала, что мама постоянно давит на нее. Психолог предложил ей представить, на что похожа ее обида. Она представилась студентке в образе маленького коричневого ребенка с большой головой. Девушка была в недоумении по этому поводу, но почувствовала, что ей стало просто физически плохо. Этот ребенок сам был глубоко обижен, причем на нее. Я предложил представить, на что похожа обида ребенка. Ответ был очень неожиданным: обида ребенка выглядела как прекрасный молочно-сияющий замок, который затем превратился в бутылочку с молоком. Выяснилось, что мама родила ее семимесячной и у мамы не было молока!.. Психолог предложил студентке кормить этого ребенка молоком из бутылочки, и в ходе этого кормления образ ребенка постепенно рос, пока не превратился в нее саму. После чего психолог предложил студентке принять этот образ как часть своей личности. В результате вся обида студентки на мать прошла.
*********
У некоторых людей в соответствии с этим периодом формируется так называемый оральный характер, самая главная черта которого беспомощность и зависимость в межличностных отношениях. Такой человек проявляет несамостоятельность, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке и пассивно жаждет ее. Он склонен к депрессии, может быть чрезвычайно зависим от наличия или отсутствия пищи, особое значение придается поцелуям, подаркам, вниманию.
Другой вариант орального характера проявляется в постоянной язвительности в межличностных отношениях, что является формой оральной агрессии, которой свойственен сарказм, склонность к спорам, цинизм.
Возрастной период оральной стадии: 0-18 месяцев.
Зона сосредоточения либидо: рот (сосание, кусание, жевание).
Задачи: Отвыкание (от груди или бутылочки). Отделение себя от материнского тела.
Результат: закладываются основные установки зависимости -независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно (Ид) формируется Я (Эго).
Фиксация на оральной стадии: переедание, сосание, грызение ногтей, предметов.
2 Анальная стадия развития по Фрейду.
Анальная стадия развития начинается с одного года и длится до 3 лет. В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и получает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря.
На этой стадии формируется Супер-Эго, ребенок приучается быть «хорошим мальчиком (девочкой)», он овладевает правилами туалета, у него появляется способность откладывать удовлетворение своих желаний и выдерживать напряжение.
Анальная агрессия проявляется прежде всего в разрушении и пачкании. В ответ на фрустрацию (например, мама стала работать, и малыш часто остается один) он «забывает» о правилах и может «наделать» в штанишки, это может быть и местью родителям.
Пример. После лекции по психоанализу к психологу подошла одна студентка и сказала: «Вы сейчас как будто о моем сыне рассказывали. Ему 2 года, и мы его отдали в детский сад, а я и работаю, и учусь. Он иногда, когда меня нет, ложится на пол и вопит: «Хочу маму!» На горшок он вообще-то хорошо ходит, но однажды я посадила его, а он ничего не сделал. Потом спрятался за дверь и сделал в штаны. Вышел из-за двери, показал пальцем на это место и сказал: «Вот тебе!»»
**********
Замечено, что дети, «болеющие» энурезом, обычно страдают в той или иной форме от недостатка общения с родителем противоположного пола.
Пример.Психолога посещала молодая женщина, шестилетний сын которой страдал энурезом. Ее муж умер год назад, она много работала. Зная методы НЛП, она пыталась как-то вылечить его, но успех был только временный. Психолог высказал предположение, что ребенку не хватает ее внимания. Она возмутилась и сказала, что постоянно с ним занимается и играет. Психолог ответил, что с ее точки зрения этого достаточно, но важно, как это воспринимает ребенок. Через месяц она вернулась к этому вопросу и призналась: «Мой сын заболел, и я неделю сидела с ним по бюллетеню. Вы, наверное, правы, потому что эту неделю он совершенно не писался».
*********
Слишком настойчивое и агрессивное приучение детей к горшку, страх родителей перед «грязью» приводят к формированию упрямства или к навязчивым состояниям, страху испачкаться и страху перед сексом. Выражение родителями отвращения к детским фекалиям может привести к подавлению творчества, убеждению ребенка, что он может производить только «гадость».
Анальный характер, соответствующий данной стадии, проявляется в излишней бережливости (вспомним образ Плюшкина), раздражительности и педантичности. Деньги отождествляются с фекалиями и перестают рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются (скупой рыцарь), иногда бессмысленно транжирятся. Упрямство переходит в форму морального превосходства. Могут сдерживаться слова, мысли и творчество. Ценится власть, деньги, формальные законы. Все черты анального характера содержат садистский элемент.
Так же результатом родительской строгости является формирование анально-выталкивающего типа личности, склонному к разрушению, имеющему беспокойный, импульсивный характер, садистские наклонности.
Возрастной период анальной стадии: 1,5-3 года.
Зона сосредоточения либидо: анус (удержание или выталкивание фекалий).
Задачи: Приучение к туалету (самоконтроль).
Результат: формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я (Супер Эго).
Фиксация на анальной стадии: Сочетание аккуратности, скупости, упрямства.
3 Фаллическая стадия развития по Фрейду.
С трех до шести лет ребенок проходит фаллическую (или Эдипову) стадию развития, когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и
девочками (знаменитая игра в доктора). Мальчики на этой стадии переживают, с одной стороны, гордость за наличие у них пениса, с другой стороны, испытывают страх потерять его в результате агрессии отца или других соперников (комплекс кастрации), что может привести к отказу от любых форм соревнования с другими мужчинами, неуверенности и плаксивости.
Девочки испытывают комплекс неполноценности и зависть к мальчикам ввиду отсутствия этого достоинства. Девочки могут компенсировать комплекс неполноценности либо путем развития в себе женственности, либо путем соперничества с мальчишками (в дальнейшем с мужчинами), подражая их поведению и доказывая, что они как бы больше мальчики, чем сами мальчики, к девочкам
они высказывают пренебрежение, взрослые сексуальные отношения могут отторгаться как унизительные. Могут образоваться и другого рода психологические трудности.
Пример.Студентка обсуждала с психологом свой повторяющийся сон, где она видела себя юношей, который «косил» от армии. Ее ловили солдаты, а она пряталась у какой-то девушки в избе на печке. Психолог: «А в детстве Вы не играли с мальчишками в казаки-разбойники и т.д.?» Ответ: «Да я только с мальчишками и играла. Когда я родилась, отец ждал мальчика и воспитывал меня как сына. Но вот теперь у меня проблема — у всех девушек есть парни, а у меня — никого, хотя у меня очень хорошие отношения с ребятами, много друзей среди них». Психолог сказал, что, к сожалению, в детстве она усвоила другие полоролевые стереотипы и теперь каждый молодой человек чувствует в ней скорее «своего парня», чем девушку. Необходимо хотя бы теперь изменить свои стереотипы и развить в себе женственность.
*********
Фаллический характер проявляется в беспечной, решительной и вызывающей манере поведения (как у мужчин, так и у женщин), что является неосознанной защитной реакцией на непреодоленный страх кастрации в детстве (стиль бесшабашного мотоциклиста). Такие люди как бы доказывают всем, что у них есть пенис. Женщины, как правило, презираются, по отношению к мужчинам проявляется скрытый вызов. Часто любят и коллекционируют оружие. Показное мужество, которое оборачивается проявлением жестокости. Такие люди не испытывают глубокой любви и привязанности, женщины редко выходят замуж, а выйдя, продолжают бороться с мужем за первенство. Сексуальные отношения воспринимаются по преимуществу лишь как взаимодействие половых органов.
Возрастной период фаллической стадии: 3-6 лет.
Зона сосредоточения либидо: половые органы (мастурбация).
Задачи: Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими как образец для подражания. Мальчики подавляют тяготение к матери и идентифицируют себя с отцом. Девочки подавляют тяготение к отцу и идентифицируют себя с матерью.
Результат: Разделение Я (Эго) и Сверх Я (Супер Эго). Прохождение комплексов Эдипова и Электры.
Фиксация на генитальной стадии: застревание — эдипов комплекс у мальчиков, комплекс маскулинации у девочек. Мужчины дерзки и хвастливы, стремятся доказать свою мужественность и половую зрелость. Женщины любят флиртовать, обольщать, часто борются за главенство над мужчинами. Они настойчивы, самоуверенны, такой тип называется «кастрирующим».
4 Латентная стадия развития по Фрейду.
С шести лет до полового созревания проходит латентная стадия развития, когда внимание ребенка отвлекается от сексуальности. В этот период все дети проходят интенсивное обучение.
Мальчики в основном дружат с мальчиками, девочки — с девочками. Однако скрытая влюбленность и мысли типа «за этого мальчика я вышла бы замуж» характерны и для этого периода.
В стадии пубертата ребенок нуждается в частичном развенчании своих родителей. Родители (прежде всего родитель того же пола) «свергаются с пьедестала» и в дальнейшем (в идеальном случае) занимают позицию старших товарищей. В большинстве стран подростки в этот период проходят тот или иной обряд инициации (например, конфирмации), символизирующий вступление в мир взрослых.
Возрастной период латентной стадии: 6-12 лет.
Зона сосредоточения либидо: отсутствует (половое бездействие). Либидо ребенка сублимируется в видах деятельности, не связанных с сексуальной.
Результат: подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх Я (Супер Эго).
Задачи: Расширение социальных контактов со сверстниками.
5 Генитальная стадия развития по Фрейду.
После полового созревания наступает генитальная стадия психосексуального развития, которая характеризуется формированием личностно окрашенного сексуального чувства, способности нести ответственность и создать семью, получать нормальное сексуальное удовлетворение.
Возрастной период генитальной стадии: пубертат (половое созревание).
Зона сосредоточения либидо: половые органы (способность к сексуальным отношениям).
Результат: окончательное формирование структуры личности.
Задачи: Установление близких отношений или влюбленность.
По материалам из книги Н.Д.Линде «Основы современной психотерапии».
Рубрики: | психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |