-Метки

kaffe fassett lopapeysa азиатские журналы акварель аксессуары арт арт-терапия арттерапия афоризмы бисер бохо-стиль винтаж вышивание вышивание бисером вязание вязание крючком вязание спицами вязаные пальто вязаный пэчворк газетное искусство газеты гжегож врубель декорирование детская психология дизайн интерьера дизайнеры жм журнал мод журналы/книги по вязанию журналы/книги по рукоделию здоровье иллюстраторы ирладские узоры история моды книги по рукоделию кожа колористика крючок лопи лоскутное шитье лоскуты методология миссони мифы мк мода модерн модные тенденции мысли народная медицина образование основы вязания пальто педагогика плетение плетение из газет притча психодиагностика психология психология развития птица гамаюн. птица сирин пэчворк регрессия ретро рукоделие свеженцева сказочные персонажи скандинавское вязание стиль стихи сумки схемы вязания трафареты трейси пёрчер уроки вязания учитель хитоми шида художник художники цвет цветотерапия цитаты шаблоны шитье энциклопедия

 -Рубрики

 -Я - фотограф


0 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Veriity

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5952


Стадии психосексуального развития по Фрейду и терапия

Понедельник, 07 Марта 2022 г. 13:11 + в цитатник

В своем психосексуальном развитии человек проходит определенные стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических проблем

«Застревание» на одной из ранних фаз (оральной, анальной или фаллической) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

1 Оральная стадия развития по Фрейду.

Оральная стадия развития начинается с рождения ребенка и длится до 1 года. В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания и сексуальные чувства направлены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он может сосать свой палец или пустышку.

До шести месяцев длится орально-корпоративная стадия, когда ребенок еще не отделяет себя от матери и ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются тут же.

С шести месяцев ребенок постепенно отделяется от матери, у него формируется Эго. Этот период связан с сильной фрустрацией и называется орально-садистическим. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания и т.д.

Кусание и жевание -важные элементы состояния фрустрации,  вызванной отсутствием матери или отсутствием удовлетворения.
Рудименты орального периода сохраняются в форме пристрастия к курению, алкоголю, постоянному жеванию чего-либо. Многие люди снимают стресс с помощью постоянного поглощения пищи, что может вести к ожирению. Потребность постоянно поглощать информацию (бесконечно читать газеты, смотреть телевизор или болтать) также может служить замещением первичной оральной потребности.

Насколько важен данный период в развитии человека, можно судить по следующему случаю.

********

Cтудентка примерно двадцати лет обсуждала проблему своей обиды на мать, она считала, что мама постоянно давит на нее. Психолог предложил ей представить, на что похожа ее обида. Она представилась студентке в образе маленького коричневого ребенка с большой головой. Девушка была в недоумении по этому поводу, но почувствовала, что ей стало просто физически плохо. Этот ребенок сам был глубоко обижен, причем на нее. Я предложил представить, на что похожа обида ребенка. Ответ был очень неожиданным: обида ребенка выглядела как прекрасный молочно-сияющий замок, который затем превратился в бутылочку с молоком. Выяснилось, что мама родила ее семимесячной и у мамы не было молока!.. Психолог предложил студентке кормить этого ребенка молоком из бутылочки, и в ходе этого кормления образ ребенка постепенно рос, пока не превратился в нее саму. После чего психолог предложил студентке принять этот образ как часть своей личности. В результате вся обида студентки на мать прошла.

*********

У некоторых людей в соответствии с этим периодом формируется так называемый оральный характер, самая главная черта которого беспомощность и зависимость в межличностных отношениях. Такой человек проявляет несамостоятельность, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке и пассивно жаждет ее. Он склонен к депрессии, может быть чрезвычайно зависим от наличия или отсутствия пищи, особое значение придается поцелуям, подаркам, вниманию.

Другой вариант орального характера проявляется в постоянной язвительности в межличностных отношениях, что является формой оральной агрессии, которой свойственен сарказм, склонность к спорам, цинизм.

Возрастной период оральной стадии: 0-18 месяцев.

Зона сосредоточения либидо: рот (сосание, кусание, жевание).

Задачи: Отвыкание (от груди или бутылочки). Отделение себя от материнского тела.

Результат: закладываются основные установки зависимости -независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно (Ид) формируется Я (Эго).

Фиксация на оральной стадии: переедание, сосание, грызение ногтей, предметов.

 

2 Анальная стадия развития по Фрейду.

Анальная стадия развития начинается с одного года и длится до 3 лет. В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и получает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и  мочевого пузыря.

На этой стадии формируется Супер-Эго, ребенок приучается быть «хорошим мальчиком (девочкой)», он овладевает правилами туалета, у него появляется способность откладывать удовлетворение своих желаний и выдерживать напряжение.

Анальная агрессия проявляется прежде всего в разрушении и пачкании. В ответ на фрустрацию (например, мама стала работать, и малыш часто остается один) он «забывает» о правилах и может «наделать» в штанишки, это может быть и местью родителям.

Пример.  После лекции по психоанализу к психологу подошла одна студентка и сказала: «Вы сейчас как будто о моем сыне рассказывали. Ему 2 года, и мы его отдали в детский сад, а я и работаю, и учусь. Он иногда, когда меня нет, ложится на пол и вопит: «Хочу маму!» На горшок он вообще-то хорошо ходит, но однажды я посадила его, а он ничего не сделал. Потом спрятался за дверь и сделал в штаны. Вышел из-за двери, показал пальцем на это место и сказал: «Вот тебе!»»

**********

Замечено, что дети, «болеющие» энурезом, обычно страдают в той или иной форме от недостатка общения с родителем противоположного пола.

Пример.Психолога посещала молодая женщина, шестилетний сын которой страдал энурезом. Ее муж умер год назад, она много работала. Зная методы НЛП, она пыталась как-то вылечить его, но успех был только временный. Психолог высказал предположение, что ребенку не хватает ее внимания. Она возмутилась и сказала, что постоянно с ним занимается и играет. Психолог ответил, что с ее точки зрения этого достаточно, но важно, как это воспринимает ребенок. Через месяц она вернулась к этому вопросу и призналась: «Мой сын заболел, и я неделю сидела с ним по бюллетеню. Вы, наверное, правы, потому что эту неделю он совершенно не писался».

*********

Слишком настойчивое и агрессивное приучение детей к горшку, страх родителей перед «грязью» приводят к формированию упрямства или к навязчивым состояниям, страху испачкаться и страху перед сексом. Выражение родителями отвращения к детским фекалиям может привести к подавлению творчества, убеждению ребенка, что он может производить только «гадость».
Анальный характер, соответствующий данной стадии, проявляется в излишней бережливости (вспомним образ Плюшкина), раздражительности и педантичности. Деньги отождествляются с фекалиями и перестают рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются (скупой рыцарь), иногда бессмысленно транжирятся. Упрямство переходит в форму морального превосходства. Могут сдерживаться слова, мысли и творчество. Ценится власть, деньги, формальные законы. Все черты анального характера содержат садистский элемент.

Так же результатом родительской строгости является формирование анально-выталкивающего типа личности, склонному к разрушению, имеющему беспокойный, импульсивный характер, садистские наклонности.

Возрастной период анальной стадии: 1,5-3 года.

Зона сосредоточения либидо: анус (удержание или выталкивание фекалий).

Задачи: Приучение к туалету (самоконтроль).

Результат: формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я (Супер Эго).

Фиксация на анальной стадии: Сочетание аккуратности, скупости, упрямства.

 

3 Фаллическая стадия развития по Фрейду.

С трех до шести лет ребенок проходит фаллическую (или Эдипову) стадию развития, когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и
девочками (знаменитая игра в доктора). Мальчики на этой стадии переживают, с одной стороны, гордость за наличие у них пениса, с другой стороны, испытывают страх потерять его в результате агрессии отца или других соперников (комплекс кастрации), что может привести к отказу от любых форм соревнования с другими мужчинами, неуверенности и плаксивости.

Девочки испытывают комплекс неполноценности и зависть к мальчикам ввиду отсутствия этого достоинства. Девочки могут компенсировать комплекс неполноценности либо путем развития в себе женственности, либо путем соперничества с мальчишками (в дальнейшем с мужчинами), подражая их поведению и доказывая, что они как бы больше мальчики, чем сами мальчики, к девочкам
они высказывают пренебрежение, взрослые сексуальные отношения могут отторгаться как унизительные. Могут образоваться и другого рода психологические трудности.

Пример.Студентка обсуждала с психологом свой повторяющийся сон, где она видела себя юношей, который «косил» от армии. Ее ловили солдаты, а она пряталась у какой-то девушки в избе на печке. Психолог: «А в детстве Вы не играли с мальчишками в казаки-разбойники и т.д.?» Ответ: «Да я только с мальчишками и играла. Когда я родилась, отец ждал мальчика и воспитывал меня как сына. Но вот теперь у меня проблема — у всех девушек есть парни, а у меня — никого, хотя у меня очень хорошие отношения с ребятами, много друзей среди них». Психолог  сказал, что, к сожалению, в детстве она усвоила другие полоролевые стереотипы и теперь каждый молодой человек чувствует в ней скорее «своего парня», чем девушку. Необходимо хотя бы теперь изменить свои стереотипы и развить в себе женственность.

*********

Фаллический характер проявляется в беспечной, решительной и вызывающей манере поведения (как у мужчин, так и у женщин), что является неосознанной защитной реакцией на непреодоленный страх кастрации в детстве (стиль бесшабашного мотоциклиста). Такие люди как бы доказывают всем, что у них есть пенис. Женщины, как правило, презираются, по отношению к мужчинам проявляется скрытый вызов. Часто любят и коллекционируют оружие. Показное мужество,  которое оборачивается проявлением жестокости. Такие люди не испытывают глубокой любви и привязанности, женщины редко выходят замуж, а выйдя, продолжают бороться с мужем за первенство. Сексуальные отношения воспринимаются по преимуществу лишь как взаимодействие половых органов.

Возрастной период фаллической стадии: 3-6 лет.

Зона сосредоточения либидо: половые органы (мастурбация).

Задачи: Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими как образец для подражания. Мальчики подавляют тяготение к матери и идентифицируют себя с отцом. Девочки подавляют тяготение к отцу и идентифицируют себя с матерью.

Результат: Разделение Я (Эго) и Сверх Я (Супер Эго). Прохождение комплексов Эдипова и Электры.

Фиксация на генитальной стадии:  застревание — эдипов комплекс у мальчиков, комплекс маскулинации у девочек. Мужчины дерзки и хвастливы, стремятся доказать свою мужественность и половую зрелость. Женщины любят флиртовать, обольщать, часто борются за главенство над мужчинами. Они настойчивы, самоуверенны, такой тип называется «кастрирующим».

4 Латентная стадия развития по Фрейду.

С шести лет до полового созревания проходит латентная стадия развития, когда внимание ребенка отвлекается от сексуальности. В этот период все дети проходят интенсивное обучение.
Мальчики в основном дружат с мальчиками, девочки — с девочками. Однако скрытая влюбленность и мысли типа «за этого мальчика я вышла бы замуж» характерны и для этого периода.
В стадии пубертата ребенок нуждается в частичном развенчании своих родителей. Родители (прежде всего родитель того же пола) «свергаются с пьедестала» и в дальнейшем (в идеальном случае) занимают позицию старших товарищей. В большинстве стран подростки в этот период проходят тот или иной обряд инициации (например, конфирмации), символизирующий вступление в мир взрослых.

Возрастной период латентной стадии: 6-12 лет.

Зона сосредоточения либидо: отсутствует (половое бездействие). Либидо ребенка сублимируется в видах деятельности, не связанных с сексуальной.

Результат: подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх Я (Супер Эго).

Задачи: Расширение социальных контактов со сверстниками.

 

5 Генитальная стадия развития по Фрейду.

После полового созревания наступает генитальная стадия психосексуального развития, которая характеризуется формированием личностно окрашенного сексуального чувства, способности нести ответственность и создать семью, получать нормальное сексуальное удовлетворение.

Возрастной период генитальной стадии: пубертат (половое созревание).

Зона сосредоточения либидо: половые органы (способность к сексуальным отношениям).

Результат: окончательное формирование структуры личности.

Задачи: Установление близких отношений или влюбленность.

 

 По материалам из книги Н.Д.Линде «Основы современной психотерапии».

Рубрики:  психология
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку