Печальная «Рождественская сказка» |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин мастерски представил то, что встречается на нашей грешной Земле, сам не ведая при этом подлинной природы описанного им события.
Читаем и комментируем рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Рождественская сказка».
© А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2012. – 520 с.
Метки: салтыков-щедрин |
Суть рассказа Александра Грина «Зелёная лампа» |
Здесь рассказан исключительный случай и главенствует идея о возможности такой жизненной метаморфозы, когда логика обыденного мира чудесным образом нарушается воплощённой мечтой.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с.
Метки: грин |
Наши заметки о книге «Зов Атлантиды» |
Книга «Зов Атлантиды» является третьей частью трилогии А.-Дж. Риддла (первая носит название «Ген Атлантиды», вторая называется «Чума Атлантиды»). Мы вновь встречаемся со знакомыми героями и участвуем вместе с ними в захватывающих приключениях.
Вспомним о чём шла речь в предшествующих частях трилогии. Читаем, пересказываем и тут же комментируем.
Полный текст заметок на диске Google
Аналитический обзор первой и второй книг
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Метки: зов атлантиды |
Записки филолога (№ 2) |
Его преподобие Джордж Уинстон перестал быть священником не с того момента, когда открыл Норе своё желание и условие сделки, а ещё раньше, когда только появилась у него соответствующая мысль, а было это, судя по тексту, до болезни. Не исключено, что он и службу оставил из-за этого тайного желания. Поэтому автор подаёт его имя в тексте в просторечной форме Уинни, без всякого пиетета.
Анализируем рассказ Стивена Кинга «Morality», который, помимо центральной психологической и парапсихологической подоплёки, содержит несомненные социальную и антицерковную идеи.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Метки: стивен кинг |
Статьи по истории (№ 13) |
Северное Причерноморье в древности. Неизвестная история по языковым и мифологическим данным.
За Днепром, в левобережной части Нижнего Поднепровья, по течению реки Конка, находится местность, которая в далёком прошлом, примерно в III–II веках до новой эры, носила название Канкит.
Как определил в своё время известный советский и российский историк языка и этимолог О. Н. Трубачёв, названия Канкит и Конка являются родственными, имеющими индоарийское происхождение.
Используя реликтовый языковой материал, учёный настойчиво и вполне убедительно обосновывал версию о том, что индоарии были одним из этноязыковых компонентов Скифии.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Исторические и этноязыковые исследования. Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2020. – 540 с. (с. 344–348).
Метки: северное причерноморье |
Записки филолога (№ 21) |
Автор замечает: «Чарльз был одним из тех молодых людей, которые считали, что удача не приходит сама – надо ей помогать». К тому же молодой человек имел немалые долги. «Его деятельность, тщательно скрытая от всего света, завела его так далеко, что перед ним уже маячила тень тюрьмы. Если ему не удастся в сравнительно короткий срок достать довольно внушительную сумму денег, он очутится перед перспективой разоблачения и разорения». И он придумал хитрую комбинацию с радио.
Предлагаем аналитический обзор рассказа Агаты Кристи «Wireless» («Радио»).
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с. Текст статьи на диске Google
Метки: агата кристи |
Журавли и цапли как тотем индоариев в Северном Причерноморье |
Северное Причерноморье в древности. Неизвестная история по языковым и мифологическим данным.
За Днепром, в левобережной части Нижнего Поднепровья, по течению реки Конка, находится местность, которая в далёком прошлом, примерно в III–II веках до новой эры, носила название Канкит.
Как определил в своё время известный советский и российский историк языка и этимолог О. Н. Трубачёв, названия Канкит и Конка являются родственными, имеющими индоарийское происхождение.
Используя реликтовый языковой материал, учёный настойчиво и вполне убедительно обосновывал версию о том, что индоарии были одним из этноязыковых компонентов Скифии.
Полный текст статьи на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Исторические и этноязыковые исследования. Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2020. – 540 с. (с. 344–348).
Метки: северное причерноморье |
Учебное литературоведение (№ 12) |
Это произведение обозначается автором как «быль, рассказанная дьячком ...ской церкви». Дьячок вспоминает то, что случилось однажды в годы его то ли детства, то ли юности. Судя по тексту, рассказчик считался мастером рассказывать всякие диковинные истории. Данная необычная история требует правильного понимания.
Объяснение мистики в рассказе Н. В. Гоголя «Заколдованное место».
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Метки: гоголь |
Не всё так просто в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник» |
Сценка в этом коротком художественном сюжете действительно красноречивая, внешне юмористическая, но с обманным подтекстом.
Забавными могут быть сам описанный случай и форма его подачи. В содержательном же плане рассказ «Злоумышленник», как и другие произведения А. П. Чехова, имеет несомненную психологическую коллизию.
Подлинный смысл рассказа Антона Павловича Чехова «Злоумышленник».
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 340 с.
Метки: чехов |
Пример чёрного юмора от Роберта Артура |
Рассказ «Шутник» (оригинальное заглавие – «The Jokester») американского писателя Роберта Артура (полное имя – Роберт Джей Артур-младший, 1909–1969) относится к жанру чёрного юмора, который является разновидностью литературного и кинематографического жанра нуар (от французского слова noir – «чёрный»).
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с.
Метки: роберт артур |
Литературоведческие записки (№ 3) |
Автор рассказа убедительно изображает сложное и весьма тяжёлое душевное состояние мужчины, осознающего свою вину перед умершим близким человеком.
И мужчине особенно больно из-за того, что он провинился перед самой смертью жены и сына, и теперь понимает, что этой вины могло не быть, и смерть он тоже мог предотвратить.
Читаем и анализируем рассказ Дины Ильиничны Рубиной «Бессонница».
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Метки: дина рубина |
Наш любимый автор Антон Павлович Чехов (рассказ «Беглец») |
По идейному содержанию рассказ А. П. Чехова «Беглец» относится к широкой литературной теме «Мир детей». В центре повествования – семилетний деревенский мальчик Пашка (Павел Галактионов), попавший в больницу с запущенным воспалением локтевого сустава.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – 2-е изд. – Гомель: Велагор, 2024. – 340 с.
Метки: чехов беглец |
Аналитические кинообзоры (№ 14) |
Особенно неприятно поражает то и дело раздающийся громкий резкий и явно глуповатый смех Амадея, коробящий вслед за действующими лицами фильма во главе с элитой австрийского императорского двора также зрителей фильма.
Убивающий реквием. Аналитический обзор художественного фильма «Амадей» (1984 год).
Полный текст обзора на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
Метки: амадей |
Наш обзор фильма «Like Minds» |
Автор фильма на примере образов учащихся престижного учебного заведения Алекса и Найджела реализует две идеи: 1) о возможности существенной перенастройки сознания человека под намеренным и сильным воздействием взаимодействующего с ним субъекта; 2) об активизации дремлющей памяти подсознания, в том числе памяти, связанной с многовековой давностью.
Комментарий к художественному фильму «Like Minds» (Австралия-Великобритания, 2006 год).
Подробно в материале на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Темы, идеи и образы кино. Статьи и комментарии. – Гомель: Велагор, 2021.
|
Аналитические кинообзоры («Амадей») |
Особенно неприятно поражает то и дело раздающийся громкий резкий и явно глуповатый смех Амадея, коробящий вслед за действующими лицами фильма во главе с элитой австрийского императорского двора также зрителей фильма.
Убивающий реквием. Аналитический обзор художественного фильма «Амадей» (1984 год).
Полный текст обзора на диске Google
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
|
Перечитываем И. С. Тургенева («Хорь и Калиныч») |
Главный вывод по прочтении рассказа таков: данное произведение Ивана Сергеевича Тургенева с яркими психологическими портретами людей (заметим, что Полутыкин занимал автора в меньшей степени, нежели его мужики Хорь и Калиныч) интересно также объективно следующим из текста опровержением распространённого прежде представления о крепостном праве как о невыносимо рабском состоянии всецело закрепощённого крестьянства.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
|
Метафизика «Белого тигра» |
Сцены боёв, в том числе поединка танка Найдёнова с «Белым тигром», впечатляют. Но мы видим войну с необычной стороны. Это не столько привычная нам героико-патриотическая панорама и даже не изнанка войны, с которой связаны трусость, ложь, предательство, жестокость и бесчеловечность. Это прежде всего мистика – то необъяснимое, что выходит за рамки видимого земного мира и заключается в непосредственном общении человека с чем-то метафизическим.
Анализируем художественный фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» (2012 год), созданный по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист, или “Белый тигр”».
© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2018.
Метки: белый тигр |
Образ розы в рассказе Луиджи Пиранделло |
Этот цветок является несомненным действующим образом, наделённым в рассказе контекстуальным смыслом. Вынесенная в заглавие красная роза, ставшая ситуативным знаком Лючетты, наделена символикой деятельной энергии, жажды жизни и сексуального проявления.
Предлагаем аналитический обзор рассказа Луиджи Пиранделло «Роза».
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Метки: луиджи пиранделло |
Аналитические кинообзоры (№ 45) |
Ключевым в фильме является рассказ Анни о драматической судьбе некой девушки по имени Лили. Сначала кажется, что Анни рассказывает о себе. Так думает и Генри. Но в прерываемом разными обстоятельствами повествовании проясняется нечто другое, вполне уже парапсихологическое: Лили – это прежняя Анни, в той жизни, которая предшествовала этой. И тогда она, Лили, тоже встретилась с мужчиной, которого ныне зовут Генри.
Аналитический обзор художественного фильма «Покорность» (2003 год, Германия).
© А. Ф. Рогалев. Обзоры кинофильмов разных жанров. – Гомель: Велагор, 2019.
Метки: покорность |
Литературоведческие записки (№ 13) |
У Мэри Эндрюс рождается мальчик. Его называют Уильям, в честь прадедушки. Мать уверена: сын, вырастая, сможет делать всё, что угодно, и быть кем угодно. Мать думает, что держит на своих руках не малыша, а целую вселенную возможностей. «Ничего не может быть прекраснее», – думает она. И заблуждается.
Рассказ Стивена Кинга «Загробная жизнь» (вариант заглавия в русском переводе – «Жизнь после смерти») по своей идейно-тематической направленности перекликается с повестью русского философа и писателя Петра Демьяновича Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина» (1910 год), главной идеей которой является «вечное возвращение» (реинкарнация) человеческой души.
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
Метки: стивен кинг |
Полянская и варяжская традиции в истории Восточной Славии |
С рубежа старой и новой эр из Дании, с Кимврского полуострова, с северного побережья и островов Балтийского моря, в разных направлениях, но в основном на юг и юго-восток, на Средний Днепр, в Северное Причерноморье и вплоть до берегов Меотиды (Азовского моря), следовали одна за другой группы особого индоевропейского народа. Он известен под наименованием русы. В научной литературе руссов нередко называют «северными иллирийцами».
Русы взаимодействовали с восточными славянами и другими народами, в том числе финно-уграми.
Несколько веков славяно-русского взаимодействия, которое не вызывает сомнений хотя бы по причине самого соседства славян и русов в Южном и Среднем Поднепровье, не оставили прямых следов. Есть только отдельные высказывания в «Повести временных лет»: «поляне, яже ныне зовомая Русь»; «а словеньскый языкъ и рускый одно есть».
Русы слились со славянами, усвоили славянский язык, в качестве славян воспринимались соседями, да и сами себя осознавали славянским родом, хотя и аристократическим.
Взаимодействие русов и полян составляет в истории поляно-русскую традицию. В арабских источниках с этой традицией связана та группа русов, центром которых является город Куяба.
Город Славия является центром северной славяно-русской традиции, которая называется ещё варяго-русской.
© А. Ф. Рогалев. Исторические и этноязыковые исследования. – Гомель: ГГУ им. Франциска Скорины, 2020. – 540 с.
|
Аналитические кинообзоры (№ 51) |
Казалось бы, Энни должна была сразу же уйти или, по крайней мере, позвать на помощь, когда перед ней предстал уже не самый молодой мужчина, начавший уверять обескураженную девушку, что главное не возраст, а установившаяся духовная связь и обнаружившееся душевное родство. И Энни покорна пошла с этим Чарли туда, куда он считал нужным её вести.
Аналитический обзор художественного фильма «Доверие» (2010 год, США; режиссёр Дэвид Швиммер, сценаристы Энди Беллин и Роберт Фестингер)
© А. Ф. Рогалев. Обзоры кинофильмов разных жанров. – Гомель: Велагор, 2024.
Метки: криминально-психологическая драма |
Образы Лоренцо и Каито в фильме «Мой лучший друг» |
Повествование развивается без какой-то заметной авторской оригинальной линии – по хорошо знакомой схеме: между примерным Лоренцо (актёр Анджело Мутти Спинетта) и свободным от всяких ограничений, проблемным в привычках и в поведенческом отношении Каито (актёр Лаутаро Родригес) начинается дружеское сближение.
Анализируем аргентинский художественный фильм 2018 года «Мой лучший друг».
© А. Ф. Рогалев. Обзоры кинофильмов разных жанров. – Гомель: Велагор, 2024.
Метки: мой лучший друг |
Обзор четырёх рассказов Александра Ивановича Куприна |
В рассказе «Осенние цветы», поданном в форме письма некой женщины своему возлюбленному, звучит тема расставания. Персонажи не названы по имени, да это и не важно.
Лаврищеву разрешалось не только навещать Завилковских, обедать у них или по вечерам играть в преферанс, но и, бывало, целыми днями быть с Марианной Фадеевной в отсутствие мужа.
Не странно ли это, учитывая, что капитан Завилковский сам пригласил ефрейтора к себе в дом и сблизил его со своей женой?
Анализируем рассказ А. И. Куприна «Марианна»
В рассказе «Воробей», датированном 1895 годом, Александр Иванович Куприн обратился к теме не совсем приятной для эстетического чтения, но важной в плане человековедения, поскольку вся изящная литература так или иначе воспроизводит самую широкую и необъятную по проблематике и частным описаниям картину всечеловеческого бытия.
Датированный 1897 годом, рассказ Александра Ивановича Куприна «Первый встречный» не только о любви в страдании и, может быть, вовсе не о любви, как может показаться на первый взгляд, тем более что во многих произведениях писатель как раз и обращается к теме кармической связи людей.
По материалам наших книг
© А. Ф. Рогалев. Литературоведческие записки. – Гомель: Велагор, 2025. – 310 с.
© А. Ф. Рогалев. Мир литературы. Анализ художественных текстов. – Гомель: Велагор, 2020. – 340 с.
© А. Ф. Рогалев. Мир художественных образов. – Гомель: ГГУ имени Франциска Скорины, 2012. – 520 с.
Метки: куприн |
Заметки о древнейшем языке сензар |
Оглавление
Введение
1. Проблема происхождения языка в связи с происхождением человека
2. Исходная информация о языке сензар
3. Необходимые комментарии к исходной информации
4. «Птичья цивилизация». «Птичий язык»
5. Птицы в мифах народов Земли
6. Птицеподобные существа
7. Знаки «птичьей цивилизации»
8. Эволюция сензарского языка
Послесловие
Список использованных печатных источников
Рогалев, А. Ф.
Р 59 Древнейший язык Земли / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2013. – 48с.
ISBN978-985-7065-07-3
Метки: сензар |
Аналитические кинообзоры (№ 42) |
Повествование развивается без какой-то заметной авторской оригинальной линии – по хорошо знакомой схеме: между примерным Лоренцо (актёр Анджело Мутти Спинетта) и свободным от всяких ограничений, проблемным в привычках и в поведенческом отношении Каито (актёр Лаутаро Родригес) начинается дружеское сближение.
Анализируем аргентинский художественный фильм 2018 года «Мой лучший друг».
© А. Ф. Рогалев. Обзоры кинофильмов разных жанров. – Гомель: Велагор, 2024.
Метки: мой лучший друг |