-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vadim251161v

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.11.2019
Записей: 178
Комментариев: 4
Написано: 414





=Тернист пусть к вершине пирамиды Маслоу=

Пятница, 17 Января 2020 г. 09:37 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465350998/ особенно советское воспитание проявилось в годы голодомора и блокады Ленинграда. я уже не говорю о бригадах бетонщиц на Днепрогэсе и свекольщиц на Украине, которые дав обет тов.И.В.С. о 500 и 1000 ц. с га. свеклы, собирали фекалии по округе. там ещё случилась засуха и саранча. а женщины и дети востока раньше вручную собирали хлопок и табак (сейчас не знаю). для изготовления резины (о каком латексе идёт речь) собирали по домам сажу. а я за 2 коп. сдавал макулатуру, чтобы ознакомиться со страстями А. и С. Голон.

=Тернист пусть к вершине пирамиды Маслоу=

Пятница, 17 Января 2020 г. 09:29 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465350998/ жертвенность даётся сверху как акт самоотречения. в индии (а это - каждый пятый сегодня) люди приносят себя в жертву касте. у касты неприкасаемых таких забот нет. а в цыганском районе г. Пловдива (Болгария) 50 тыс. людей не обращают внимание на целофан и пластик. сегодня организуются трэш-туры в африку и индию, чтобы люди увидели "гармонию" и начали жить праведно в условиях глобального общества.

=Тернист пусть к вершине пирамиды Маслоу=

Пятница, 17 Января 2020 г. 09:16 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465350998/ этика в 21-ом веке означает спасение детей от бед общества. женщины и девушки в гринписе ложились перед ракетами с ядерным топливом. никакая этика не спасёт от чернобыля и т.д. никакая этика не спасёт боинги и першинги. восточные женщины думают не о этике, а о лепёшке и чашке риса. надо быть проще, как ганди - от махатмы до раджива и индиры. нао идти в лепрозории и спасать жителей индии, пакистана и бангладеш. а ещё лучше - женщин и детей из уйгурских селений.

=Тернист пусть к вершине пирамиды Маслоу=

Пятница, 17 Января 2020 г. 09:10 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465350998/ со своими этическими принципами мы уже достали природу. поезжайте в австралию спасать кенгуру. вот это этический поступок в 21-ом веке.

=Тернист пусть к вершине пирамиды Маслоу=

Пятница, 17 Января 2020 г. 09:08 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465350998/ а как быть с катюшей масловой? путь к вершине маслова лежит через желудок. когда человек сыт, он любвеобилен. а когда голоден - он зверь. и только совесть помогала в гулаге не упасть на дно колодца. восхождение на вершину начинается с самоотречения. не все на это способны.

Сказка про Маленькую Планету и Сексуальную Революцию

Четверг, 16 Января 2020 г. 09:48 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465304475/ сейчас фемины превратились в амазонок. напишите мне в личку. с киевским приветом.

Сказка про Маленькую Планету и Сексуальную Революцию

Четверг, 16 Января 2020 г. 09:47 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...465304475/ надо вспомнить ник.2. и его окружение во время выездов на натуру. а.коллонтай активно двигала это дело. макс. волошин и тёплая компания - м. цветаева, о. мандельштам, н. гумилёв, а. толстой. в 1992 г. прошёл "Взгляд" с кадрами о ник.2. В киеве натуризм активно двигался в 90-ые - на берегу матвеевского залива.Калий_О_Аш,

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 20:04 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ Ostreuss, «Родственность» между городами различных стран предполагает развитие дружественных связей в области экономического и культурного сотрудничества, образования, медицины, защиты окружающей среды.
Киев присоединился к движению породненных городов в 1961 году. Первыми побратимами украинской столицы стали польский город Краков и финский Тампере. В следующем году к ним присоединился немецкий Лейпциг. Спустя 7 лет Киев установил братские отношения со столицей Словакии Братиславой и итальянской Флоренцией. В 1970 году побратимом украинской столицы стала Тулуза – город на юге Франции, в 1971-м – Киото, древняя столица Японии.
В 1960-е годы в Киеве появились улицы, названные именами породнившихся с украинской столицей городов – Краковская, Лейпцигская, Братиславская, Киото, Тампере, Флоренции, Тулузы. На первых четырех установлены бронзовые памятные доски, напоминающие о том, что названия этих улиц посвящены городам-побратимам Киева. В их честь также названы кинотеатры «Флоренция», «Лейпциг» и гостиница «Братислава».

В 1989 году с украинской столицей породнились Мюнхен (Германия), Оденсе (Дания), Эдинбург (Великобритания), в 1990-м – Ухань (Китай), в 1991-м – Чикаго (США) и Торонто (Канада).
С обретением Украиной независимости, статус Киева значительно повысился – город стал столицей не территориального образования в составе СССР, а европейского государства. В результате с Киевом породнились столицы многих стран мира. Среди них Анкара (Турция), Вена (Австрия), Париж (Франция), Хельсинки (Финляндия), Претория (ЮАР), Будапешт (Венгрия), Пекин (Китай), Варшава (Польша), Гавана (Куба), Афины (Греция), София (Болгария), Мехико (Мексика), Брюссель (Бельгия), Сантьяго-де Чили (Чили), Стокгольм (Швеция), Рим (Италия).

Любопытно, что в некоторых странах Киев теперь имеет двух побратимов. Таких государств шесть: Германия (Мюнхен и Лейпциг), Франция (Париж и Тулуза), Италия (Рим и Флоренция), Китай (Пекин и Ухань), Финляндия (Хельсинки и Тампере), Польша (Варшава и Краков). Наличие двух «родственников» в Германии объясняется особенностями новейшей истории этой страны: Лейпциг был побратимом Киева в Восточной Германии, а Мюнхен – в Западной. После ликвидации Берлинской стены оба города оказались в одной стране.

Что касается Франции, Италии, Китая, Финляндии и Польши, то установление «родственных» отношений с их городами складывалось иначе. С Тулузой, Флоренцией, Уханью, Тампере и Краковом украинская столица породнилась еще во времена существования Советского Союза. По существовавшим тогда негласным правилам, со столицами зарубежных стран породниться могла только Москва – город №1 в СССР. Киев же мог выбирать себе «родственников» среди не столичных городов.
Когда в 1991 году Киев и сам стал городом №1, он, конечно, породнился со столицами упомянутых стран, но и от старых друзей отказываться не стал. Вот так и получилось, что в некоторых государствах город имеет по два «родственника».

После распада СССР побратимами Киева стали столицы бывших союзных республик СССР, превратившиеся в столицы независимых государств: Вильнюс (Литва), Кишинев (Молдова), Астана (Казахстан), Таллинн (Эстония), Ереван (Армения), Москва (Россия), Бишкек (Киргизия), Минск (Белоруссия), Баку (Азербайджан), Ташкент (Узбекистан), Рига (Латвия), Тбилиси (Грузия).

На карте Киева можно найти улицы: Ереванская, Кишиневская, Вильнюсская, Бакинская, Ташкентская, Рижская, Минская. Есть еще два переулка (Бакинский и Тбилисский), две площади (Минская и Московская), кинотеатр («Ереван») и другие объекты, в названиях которых запечатлены названия породнившихся с Киевом городов.
Кроме того, побратимов имеют и отдельные районы украинской столицы. Например, Дарница породнилась с французским городом Роменвилем. А Днепровский район – с городом Шалетт (Франция). Кстати, в этом районе есть улица, названная в честь города Шалетт. Она хорошо известна далеко за пределами Днепровского района – именно на ней расположен Киевский городской филиал «Укртелекома», рассылающий жителям столицы счета за услуги телефонной связи.
Среди киевских названий, появившихся за последнее десятилетие, также есть немало таких, что напоминают о «родственниках» города – например, ночные клубы «Будапешт» и «Чикаго», ресторан «Пекин» и другие.

В статье 7 «Устава территориальной общины города Киева», зарегистрированного Министерством юстиции 2 февраля 2005 года, записано: «Киев может иметь города-побратимы. Выбор города-побратима осуществляется по решению Киевского городского совета на основе двусторонних соглашений».
Контакты с породненными городами постоянно расширяются. Это позволяет Киеву распространять информацию о себе, о своих потенциальных возможностях с целью привлечения инвестиций и налаживания взаимовыгодных экономических связей.

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 20:00 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ ито́вская у́лица — название улиц в различных населённых пунктах государств бывшего СССР. Названа в честь Литвы.


Содержание
1 Казахстан
2 Россия
3 Украина
4 См. также
Казахстан
Литовская улица — улица в Алма-Ате.
Россия
Литовская улица — улица в Астрахани.
Литовская улица — улица в Волгограде.
Литовская улица — улица в Ижевске.
Литовская улица — улица в Краснодаре.
Литовская улица — улица в Курске.
Литовская улица — улица в Новокузнецке.
Литовская улица — улица в Новосибирске.
Литовская улица — улица в Санкт-Петербурге.
Литовская улица — улица в Челябинске.
Украина
Литовская улица — улица в Днепре.
Литовская улица — улица в Донецке.
Литовская улица — улица в городе Кривой Рог.
Литовская улица — улица в городе Макеевке.
Литовская улица — улица в Одессе.
Литовская улица — улица в Севастополе.
См. также
Литовский бульвар
Новолитовская улица

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 19:57 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ Знаменитостей Литвы условно можно разделить на две основные группы: актерско-литературную и спортивную.

Так получилось, что большая часть известных личностей, в разное время прославивших Литву – это либо представители творческих профессий, либо выдающиеся спортсмены.


Культуру Литвы невозможно представить без Микалоюса Чюрлёниса. Этот уникальный человек сочетал в себе сразу два гения – художника и композитора. Музыка и живопись Чюрлениса – это знакомство с той стороной Литвы, которую принято называть «метафизической».

В Литве есть два музея, которые предлагают познакомиться с наследием мастера: Национальный музей Чюрлениса в Каунасе и дом-музей художника в Друскининкае.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ ЛИТВЫ
НАРОДЫ ЛИТВЫ
КУХНЯ ЛИТВЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ
ЛИТОВСКИЕ ИМЕНА



Еще одно громкое имя - Томас Манн. Несмотря на то, что Томас является великим немецким писателем, его имя исключительно почитается в Литве. Нобелевский лауреат один из первых смог рассказать миру о живописном уголке литовской Балтики - о Куршской косе. Тишина, покой и умиротворенность здешних мест побудили писателя построить в одной из частей полуострова – поселке Нида - дачу. Сегодня на ее базе открыт один из двух литовских музеев янтаря.


В новейшей истории Литвы присутствует целое созвездие знаменитых литовских театральных деятелей.
Среди самых громких литовских знаменитостей, имена: режиссер Эймунтас Някрошюс и актер Донатас Банионис (сыгравший много ролей в известных всем нам фильмах) .Банионис плюс ко всему является почетным гражданином литовского города Паневежис.


Пожалуй, никто из ныне живущих литовцев не сделал для имиджа страны столько, сколько баскетболист Арвидас Сабонис. В 17 лет он стал чемпионом мира (беспрецедентный случай), в 33 года – одной из ярчайших звезд НБА


Литовские корни имеют многие известные личности. У певца Леонарда Коэна – бабушка родом из Каунаса, литовцами могут считать себя скандально известная Моника Левински, создатель дизайна самой мелкой американской монеты Lincoln Penny Виктор Бранаускас и первый директор ФБР Александр Биалскис.


А не так давно Литва стала родиной еще для одного персонажа, на этот раз вымышленного. Им стал тот, кого принято называть «злым гением Голливуда»: герой фильмов «Молчание ягнят», «Красный Дракон» и «Ганнибал» людоед Ганнибал Лектер. Создатель персонажа – писатель Томас Харрис - в своем последнем романе указал в качестве места рождения Ганнибала одно из предместий Вильнюса.

После премьеры фильма «Ганнибал: восхождение» (экранизация романа) в Литве появился специальный тур «Ганнибал в Вильнюсе», во время которого, помимо прочего, предлагается принять участие в «Пире Ганнибала».



Известные люди Литвы:


Кристионас Донелайтис( Kristijonas Donelaitis ) - Известный литовский поэт, автор легендарной поэмы "Времена года".


Микалоюс Константинас Чюрленис ( Mikaloius Konstantinas Chiurlenis ) - Известный литовский художник и композитор.



Балис Браткаускас -
Известный литовский актёр, стоявший у истоков зарождающегося литовского кино, затем,с 1963 г. - национального литовского телевидения.



БАНИОНИС Донатас Юозас -
Талантливого актёр сыгравшый более чем в 50 фильмах, многие помнят его разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша "Мертвый сезон" (1968),Олбэни в "Короле Лире" (1970, режиссера Г. М. Козинцева), Криса Кельвина в "Солярису" (1972, режиссера А. А. Тарковского).



Юозас Станиславович Будрайтис -
Известный актёр, а так же советник по культуре Посольства Литвы в России.
Среди последних работ актера - роль отца Йозаса в фильме Романа Качанова "Арье" , роль Дунгорма в первом отечественном блокбастере "Волкодав из рода Серых псов", а также участие в современной киноадаптации "Идиота".



Йонас Басанавичюс -
Кто когда-нибудь бывал в маленьком городке Паланга, расположенном на берегу Балтийского моря, тот не мог не пройтись по главной улице города, улице, названной в честь известного литовского историка, публициста , мудрого человека, когда то жившего на этой земле – Йонаса Басанавичюса.



Антанас Смятона-
Первый в истории Литвы президент 1919—1920 гг.



Юргис Кунчинас (1947.01.13 Алитус - 2002.12.13 Вильнюс)
Литовский поэт, прозаик, эссеист, переводчик.
Изучал немецкую филологию в Вильнюсском университете в 1964 - 1968 гг. После службы в армии работал воспитателем в общежитии, грузчиком, санитаром, лаборантом на метеостанции, экскурсоводом, редактором, переводчиком с немецкого языка.



Любое использование материалов сайта возможно только при размещении ссылки на него www.lituanistica.ru


Lituanistica.ru © 2007-2019

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 19:52 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ «Свіччине весілля» — драматична поема Івана Кочерги на п'ять дій. Написана 1930 року (перша назва — «Пісня про свічку»). Образ світла втілений у п'єсі від початку до самого кінця — від головного драматичного конфлікту (боротьба ремісників з київським воєводою щодо права на запалення світла) до самого прізвища головного героя (Іван Свічка).

«Ось про яку свічку розповідає моя пісня — про тиху свічку любові й муки, що згасла в нерівній боротьбі однієї людини та що переможно запалена вже навічно — волею і силою багатьох»[1].


Зміст
1 Особливості написання п'єси
2 Звичай «женити свічку» та народні мотиви у п'єсі
3 Дійові особи
4 Сюжет
4.1 Дія перша
4.2 Дія друга
4.3 Дія третя
4.4 Дія четверта
4.5 Дія п'ята
5 Образ Івана Свічки
6 Образ Меланки
7 Джерела та література
8 Примітки
Особливості написання п'єси
Дія драми відбувається у Києві 1506 року. На той час цехове життя міста розквітало після запровадження в Києві Магдебурзького права. Проте все міське життя було зосереджене на Подолі, що звався тоді Подольє або Нижній город, адже місто ледве почало оживати після «жахливого руйнування, якого зазнав [Київ] в 1492 році від кримського хана Менглі-Гірея» [2].

Щодо цього автор драми Іван Кочерга писав: «Коли я дивлюсь на старий Подол і переводжу погляд на відроги київських гір, на Андріївську церкву і зелені яри, — я не згадую ні Ярослава, ні Андрія Боголюбського, на Менглі-Гірея. Я не згадую ні Мазепу, що будував тут палаци і собори, ні Петра Могилу, що насадив розкішний „вертоград“ схоластичної „мудрості“ і благочестія, розплодивши разом з тим незчисленні зграї чорних монахів.

Ні, — це не хвилює і не вабить… Це все не те. Я знаю, що було щось інше — таке знайоме і рідне, що так до болю хочеться викликати з голубого серпанку віків. Адже там, в кривих і вузьких вуличках „Подолья“, кипіло 450 років тому таке зрозуміле й близьке нам — міське робітниче життя»[3].

Темою для драми «Свіччине весілля» послужив мотив «заборони світла», на який автор натрапив у грамотах литовських князів, які в той час володіли Києвом (1494 і 1506 р.). Там і була коротка звістка про заборону засвічувати світло в домах. Ця заборона тривала, за роздумами І. Кочерги, не менш ніж 15 років. У грамоті 1494 року ця заборона згадується як факт, що вже тривав. У грамоті ж 1506 року її нарешті скасовує новий король Сигізмунд, і посилається в ній на скарги киян. Проте і в грамоті 1494 року теж згадуються скарги селян, але на відміну заборони запалювати свічки це не вплинуло.

Сам Іван Кочерга пише: «Коли я випадково натрапив на мотив „заборони світла“, мотив, що послужив темою для цієї драми, мене захопила в ньому можливість змалювати барвисту картину суто міського життя і соціальної боротьби в стародавньому місті, а на цьому мальовничому тлі створити узагальнений образ боротьби України за свою волю і самобутню культуру»[4].

Звичай «женити свічку» та народні мотиви у п'єсі
З мотивом «заборони світла» Іван Кочерга зв'язав звичай «женити свічку». Сумцов Н. Ф. пише, що звичай «женити свічку» побутував не лише в Києві, а й в інших місцях України, Росії і навіть Західної Європи; був приурочений не лише до дня Симеона Столпника, а й до інших свят (купальні ігри, весілля)[5].

Цей звичай походить з язичництва, коли люди віддавали почесті дереву і вогню. Пізніше він дещо змінився, і з XV до ХХ ст. його справляли таким способом: першого вересня ремісники після роботи збиралися разом, запалювали «яру свічку» і веселилися.

Щоб віднайти коріння цього обряду, автор вдається до творчого домислу і ставить у центрі поеми постать Івана Свічки, який очолює боротьбу київських ремісників за світло. Інсценізує старовинний весільний ритуал: весілля Івана і Меланки змальовано на тлі боротьби київських цехів за свої права.

У п'єсі згадано безліч народних ігор, хороводів, веснянок. Автор вдало звертається також до фольклору, щоб краще втілити свій задум. У своїй праці Н. М. Андріанова[6] наголошує на тому, що у п'єсі ми часто натрапляємо на прикладки, які є характерними для української народної творчості («свічка-красуня», «дівчата-чепурушки»). Постійні епітети в тексті не лише вказують на зв'язок із фольклором, а й дають певний емоційно-оціночний підтекст («солодкий поцілунок», «варварський і темний люд»). Також у п'єсі можна зустріти безліч прикладів народної творчості у вигляді приказок, прислів'їв, фразеологізмів («зав'яз, як пес в тину», «коли не крутить в носі, то й не чхай!», «куди не ткнися — скрізь одна рахуба: там кожум'яки голову гризуть, тут воєвода гріє чуба — і тут і там виходить тісний кут»).

Дійові особи
Воєвода Київський

Гільда, його дружина.

Князь Ольшанський, каштелян.

Іван Свічка, зброяр.

Меланка, дiвчина.

Шавула, вiйт Київський.

Козеліус, писар.

Передерій, слiпий золотар.

Чіп, кожум'яка.

Коляндра, кравець.

Капуста, цехмейстер.

Тетяна, бублейниця.

Пріся, дiвчина.

Кмітич, зем'янин звенигородський.

Кезгайло, рицар, комендант замку.

Рузя, його дружина.

Пирхайло, рицар литовський.

Флоріан, джура.

Козека, осмник 2.

Януліс, ловчий воєводин.

Ульріка, служниця.

Купець перекопський.

Купець вiрменський.

Симеон

Фока

Балабуха, кушнiр.

Шпак, бондар.

Мелешко, коваль.

3 східні невольниці

Городянин з лiхтарем.

Дівчинка Передерiєва.

Цеховi, мiщани, городяни, дiвчата, жовнiри, осмники, литовськi рицарi.

Сюжет
Дія перша
Дія відбувається в Києві 1506 року — в Копиревому Кінці, біля Кожум'яцької брами, що веде до замкової дороги на Подольє. Дівчата співають і ходять кружка, до них підходить кравець Коляндра і вони всі разом вирішують завести «Пісню про свічку». Під час цього дійства з'являється міський писар Козеліус, який нагадує про заборону «світити свічку» і співати пісень про неї. В обмін на те, щоб не записувати їхні імена «у книжку», Козеліус просить Меланку (одну із дівчат) поцілувати його. Дівчина відмовляє.

З Кожум'яцької брами виходять цеховики, які з обуренням обговорюють засідання магістрату — з цехівників вимагають багато праці, а навіть світло не можна засвітити.

З полювання повертається Воєвода з князем Ольшанським та ще кількома рицарями. Він бачить на Подольї свою дружину, яка вирішила «провідати земляків» простих робітників. Воєводі це не подобається. Похід рушає до замку. В цей час Ольшанський помічає красиву дівчину — Меланку, і просить Козеліуса його з нею познайомити.

З'являється Іван Свічка, підходить до своєї коханої Меланки. Цехівники розмовляють з ним про заборону світла, згадують, що князь прислав грамоту Воєводі, яка дозволяє «палити світло». Всі разом вони вирішують добитися відібраних у них прав.

Меланка розмовляє зі Свічкою, щоб не рвався, «як метелик на огонь». Свічка відповідає, що повинна бути справедливість. Вони прощаються.

Зустріч Меланки і Ольшанського, під час якої дівчина йому відмовляє. Князь обіцяє, що пригадає їй це.

Тієї ж ночі помирає хвора мати Меланки, і дівчина запалює світло в домі. Приходять вартові і забирають дівчину в замок. Свічка, а за ним всі цеховики, біжить рятувати Меланку.

Дія друга
Дія відбувається у замку. Воєвода питає, чи знайшли майстра, який полагодить на вежі годинники. Ловчий Януліус відповідає, що таким майстром є Свічка. Потім у залу входить купець, що несе князю й усім присутнім подарунки.

Ввечері відбувається бенкет. Всі танцюють, лише дружина Воєводи Гільда є засмученою, бо не може примиритися із тим, як мучиться простий народу Києві. Воєвода злиться на неї і вирішує посадити її на рік до кляштора. Після цього він просить Козеліуса написати листа до князя щодо цехівників «з приводу отих безглуздих домагань та привілеїв». Козеліус залишається на ніч у залі, випиває, і засинає над столом і над листом. В цей час Гільда допомагає Свічці вкрасти грамоти князя, які дозволять людям світити свічки.

Дія третя
Весілля Івана Свічки і Меланки, на якому проводять обряд «женити свічку». Меланка відчуває загрозу, яка над ними нависла. В зал вривається озброєний загін драбів. Свічка каже, що у них є дозвіл на запалення світла, показує грамоти — і його схоплюють як татя (державного злочинця).

Дія четверта
До замку воєводи приходить купець, який пропонує трьох дівчат, щоб йому віддали його крам. Воєвода погоджується. Далі приводять Свічку, який ще раз відмовляється віддати грамоти. Приходить Козеліус і пропонує сам охороняти Свічку та перевезти його у в'язницю, що в Порубі. У цей час приходять обіцяні три дівчини, але через кілька хвилин їх стає чотири. Ця четверта — Меланка, яка просить Воєводу запалити її свічку, яку загасили на весіллі. Воєвода пропонує їй умову: якщо вона донесе запаленою свою свічку до Івана Свічки (а надворі страшенна буря), то він його не вб'є, а одразу відпустить. Він дає дівчині пустий ліхтар і наказ. Меланка йде.

Дія п'ята
Дія відбувається на Подолі. Міщани й ремісники збираються, щоб врятувати Свічку і Меланку. В цей час бачимо Меланку, яка майже доходить до в'язниці, побита, але свічка горить. Її зустрічає Ольшанський і пропонує «піти з ним», щоб Іван Свічка залишився живий. Меланка, не маючи виходу, йде. Раптом — шум тривоги. Цехівники з криками «За Свіччине весілля» вибігають з усіх боків. Палає замок Ольшанського. Вибігає Свічка, питає Ольшанського, де Меланка. Той відповідає, що зачинив її в своєму замку. Цехівники виносять дівчину, вона помирає. Свічка бере з її рук свічку, запалює її від смолоскипа і йде підіймати повстання.

Образ Івана Свічки
Іван Свічка — центральний образ п'єси. Він є ватажком ремісників, який найважливішою цінністю в житті вважає справедливість. Проте він не є прихильником кровопролиття, тому під час свого весілля, коли вороги вриваються на святкування, намагається залагодити все за допомогою розмови, а не бійки. Але він є єдиним, хто прагне мирного розв'язання конфлікту. Після провалу мирних акцій, він все-таки закликає цехівників до збройної боротьби, адже можливість вирішення проблеми за допомогою конструктивної розмови було відкинуто.

В образі Івана Свічки викликає симпатію не лише його сміливість, бажання досягти справедливості, а й те, що він є благородною людиною, яка ставиться до інших з пошаною. Він завжди турбується про Меланку, намагається її захистити, а після смерті дівчини готовий запалити вогонь її свічки по всьому Подолу, щоб її смерть не була марною. В цьому також проявляється і те, що Іван Свічка ставить громадські інтереси вище власних, ігноруючи навіть смерть. Він вірить у те, що народ зможе подолати «руку» гнобителя і стане вільним.

Образ Меланки
Меланка постає перед читачем ніжною, щирою і водночас сміливою дівчиною. Ще на початку п'єси вона заступається за дівчат перед Козеліусом, який вимагає відкупитися поцілунком від запису щодо їхньої гри у першій дії. Таким же проявом сміливості є її відмова князю Ольшанському: «Пусти!

Яка ганьба! Хіба князівський звичай

Хапать дівчат опівночі? Пусти, Мені за тебе соромно».

Кохання Меланки до Івана Свічки є світлим і неосяжним. Хоча вона не поділяє бунтарських думок коханого, але заради його спасення вона готова на все: без роздумів виконує жорстокий присуд воєводи, щоб лише врятувати Івана.

Образ Меланки у передмові до твору автор пояснював так: «Цей образ є поетичним символом України», яка «з тьми віків та через стільки бур» пронесла незгаслим живий вогник своєї волі й культури, вогник, що розгорівся потім таким чудесним полум'ям від огнів Жовтневої революції"[7]

Джерела та література
Андріанова, Н. М. Іван Кочерга: літературний портрет / Н. М. Андріанова. — К. : Держлітвидав України, 1963. — 100 с.
Брюховецький В. Іван Кочерга // Історія української літератури XX століття: У 2 кн. Кн. 1: Перша половина XX ст. Підручник. — К. : Либідь, 1998. — С. 394—398
Голубєва, З. С. Іван Кочерга: нарис життя і творчості / З. С. Голубєва. — К. : Дніпро, 1981. — 189 с.
Голубєва З. С. Кочерга Іван Антонович Українська літературна енциклопедія: [в 5 т.] / Головна редакція УРЕ ; Відповідальний редактор: І. О. Дзеверін. — Київ, 1988—1995.
Дробот, П. М. Вивчення творчості Івана Кочерги: посібник для вчителів / П. М. Дробот. — К. : Радянська школа, 1981. — 116 с.
Старинкевич, Є. Драматургія Івана Кочерги / Є. Старинкевич. — [Харків]: Мистецтво, 1947. — 112 с.
Примітки
Андріанова, Н. М. Іван Кочерга: літературний портрет / Н. М. Андріанова. — К. : Держлітвидав України, 1963. — с. 48
Кочерга Іван. Твори. — К., Молодь, 1976. — с. 138
Кочерга І. Про яку «свічку» розповідає моя пісня. — «Літературна газета», 1935. — № 49, 29.Х.
Кочерга Іван. Твори. — К., Молодь, 1976. — с. 137
Сумцов Н. Ф. Женитьба свечки. Народный обряд. — К. : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1890. — с.6
Андріанова, Н. М. Іван Кочерга: літературний портрет / Н. М. Андріанова. — К. : Держлітвидав України, 1963. — 100 с.
Кочерга Іван. Твори. — К., Молодь, 1976. — с. 140

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 14:25 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ будучи рук. тур. групп, мы посетили ригу. встретили. паулса - тогдашн. министра культуры.
я родился в риге. про атмоду я наслышан, про саюдис - слабо. интернет пишет, что это проект кгб. были на экскурсии в рокишкисе, проезжали через вильнюс, клайпеду - в лиепаю. я под впечатлением от фильмов и сценариев э. севелы. написал статью по балтистике. там больше латвии. когда выйдет, перешлю вам. не теряйтесь.

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 14:14 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ В 1795 г. после окончательного раздела Речи Посполитой Литву было присоединено к России. Занеманья (территория по левому берегу Немана) отошел к Пруссии; в 1807 г. оно вошло в состав Варшавского герцогства, а в 1815 г. по решению Венского конгресса перешло к России как часть Королевства Польского. Литовская территория, присоединенная к России, была разделена на губернии: Ровенскую, Виленскую и Сувалкську; Вильнюс, который был столицей Великого княжества Литовского, стал резиденцию генерал-губернатора. Западнолитовский земли с Клайпедским краем оставшиеся прежнему во владении Пруссии.
Польское восстание 1830 - 1831 гг нашло широкий отклик в Литве, где, особенно в Жемайтии, кроме шляхты, в восстании участвовали и крестьяне. Крепостное право было отменено 1861 г. на основании особого «Местного положения» для губерний Северо-Западного края. Крестьянское движение слился с вооруженным восстанием 1863 - 1864 гг, жестоко подавленным войсками. Крестьяне Заниманського края в 1864 г. получили землю без выкупа и сразу стали ее обладателями.

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 14:11 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ спасибо. ЛИТОВЦЫ
Литовцы (самоназвание - летувяй).

Народ, основное население Литвы (2 924,3 тыс. человек). Относятся к Беломорско-Балтийский расе большой европеоидной расе. Язык - литовский, балтийской группы индоевропейской семьи. Письменность - на основе латинской графики. Подавляющее большинство верующих - католики.

По данным переписи 2001 г., в Украине проживает 7 207 литовцев (1989 г. - 11 278). После Второй мировой войны численность литовцев в стране медленно росла: в 1959 г. - 8 906 человек, 1970 г. - 10 715, 1979 г. - 9 658, 1989 г.-11 278 человек, а последние 10 лет - уменьшается. В Украине литовцы проживают преимущественно в ЮгоВосточной областях.

В 1990 г. в Киеве было создано Общество литовской культуры им. Майрониса. В конце следующего года в Киевском костеле св. Александра впервые было отправлено службу литовском языке, которая впоследствии стала еженедельной. Дети литовцев в Киеве имеют свою воскресную школу.

Новый год 2020 в Путилково.

Четверг, 02 Января 2020 г. 11:44 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...464837609/ Путята — тысяцкий киевского великого князя Владимира Святославича. Его имя со ссылкой на Иоакимовскую летопись упоминает В. Н. Татищев[1]. Согласно Иоакимовской летописи, достоверность которой ставится большинством историков под сомнение, Путята участвовал в крещении новгородцев епископом Иоакимом, новгородским посадником Воробьём Стояновичем и воеводой Добрыней, дядей князя Владимира, откуда, как полагают, происходит поговорка: «Путята крестил новгородцев огнём, а Добрыня мечом»[2], — хотя чаще она звучит по другому: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём», поскольку сказание приписывает именно Добрыне поджог новгородских домов с тем, чтобы отвлечь новгородцев от битвы с Путятой, который временно сражался в меньшинстве[3][4]. Археологические раскопки в Новгороде академика Янина В. Л. свидетельствуют в пользу версии Татищева[5][6][7].

Примечания
Татищев В. Н. История Российская. — Т. 1. — С. 113.. Дата обращения 10 февраля 2014.
Русский биографический словарь. СПб, 1905, Т. 6, стр. 484.
Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896. Дата обращения 12 июня 2014.
Путята // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
Янин В. Л. День десятого века // Знание — сила. 1983. № 3
Рапов О. М. О времени крещения населения Новгорода Великого: Вестник МГУ. История. 1988 № 3. Дата обращения 10 февраля 2014.
Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. Издательство: М.: Алгоритм. 2007
Литература
Путята, тысяцкий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская. Часть 1: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994. — С. 500.
Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896
Янин В. Л. День десятого века // Знание — сила. 1983. № 3
Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М. Русская панорама 1998
Рапов О. М. О времени крещения населения Новгорода Великого: Вестник МГУ. История. 1988. № 3
Фроянов И. Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII века. Издательство: С.-Петербургского университета, 1992
Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. Издательство: М.: Алгоритм. 2007.
Категории: Киевские тысяцкиеВоеначальники Древней Руси

Новый год 2020 в Путилково.

Четверг, 02 Января 2020 г. 11:42 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...464837609/ а ещё был такой дядя путилин.
Иван Дмитриевич Путилин (8 (20) мая 1830, Новый Оскол, Курская губерния — 18 ноября 1893, Новоладожский уезд, Санкт-Петербургская губерния) — первый начальник сыскной полиции Санкт-Петербурга[1].

Первый фильм о Путилине вышел еще до революции и назывался «Сонька Золотая ручка»[2].

Провёл тысячи расследований. 6 декабря 1874 года был произведён в действительные статские советники. Был в отставке с 1 февраля 1875 года по 1 июня 1878 года[3]. 4 мая 1889 года был произведён в тайные советники и уволен в отставку[4].

Незадолго до смерти закончил биографическую книгу «Сорок лет среди грабителей и убийц»[4]


Содержание
1 Биография
2 Семья
3 Награды
4 Современники о Путилине
5 Иван Путилин в литературе и кино
6 Литература
7 Примечания
8 Ссылки
Биография
Родился 8 мая 1830 года в Новом Осколе в Курской губернии в семье бедного коллежского регистратора.[4][5][1] Жил бедно, нуждался.[5] Ловил по ночам раков на реке.[4] Окончил Новоосколское уездное училище проучившись 4 года,[4] а после перебрался в Санкт-Петербург.[1] Его старший брат Василий помог ему устроиться на работу в Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел 31 октября 1850 года.[1] 31 декабря 1853 года стал обладателем аттестата,[5] сдав экстерном экзамены в Петербургском университете.[4]

28 июля 1854 года получил первый чин коллежского регистратора.[1] 13 декабря 1854 года он перевёлся, став младшим помощником квартального надзирателя Толкучего рынка.[2][1] Путилин стал знаменитым после громкого дела «Братьев фальшивомонетчиков Пуговкиных», сбывавших за год около полумиллиона фальшивок.[1] Для того, чтобы выйти на след преступников, Путилину пришлось 5 раз менять образ и переодеваться.[1] После поимки обвиняемые наняли лучших адвокатов, но все же проиграли дело и были отправлены на каторгу.[1] Путилин участвовал и в политических делах, таких как дело Чернышевского, но известность ему принесла борьба с уголовным миром.[2]

В августе 1858 года 27-летнего Путилина, возвращавшегося ночью от семьи, остановили четыре человека в масках, отобрав все что у него было и едва не убив.[6] Путилин был разгневан и в то время даже не думал благодарить судьбу и Бога за спасение.[6] Он скрыл это происшествие от коллег по работе и расследовал самостоятельно, взяв с собой кастет и револьвер[6].

В 1862 году Иван Дмитриевич вошел в состав всероссийской следственной комиссии[4]. 31 декабря 1866 года приказом Санкт-Петербургского обер-полицмейстера временно назначен начальником только что созданной[4] Сыскной полиции[2]. 1 августа 1867 года назначен начальником Сыскной полиции.[1]

Любимым образом Ивана Дмитриевича был чернорабочий, именно им он пользовался для того, чтобы изучать нравы уголовного мира[1]. Но в его арсенале были и такие образы как бродяга, священник и купец[1]. На его счету были сотни раскрытых дел[1]. Никогда не применял рукоприкладство по отношению к подозреваемым[1].

В 1889 году поселился в усадьбе в Новоладожском уезде.[6] Незадолго до смерти написал воспоминания «Сорок лет среди грабителей и убийц».[1] Умер 18 ноября 1893 года от «инфлюэнца» с острым отёком лёгких.[5] Похоронен на кладбище при Пчевской церкви в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии 22 ноября,[5] расположенном на берегу реки Волхов, ныне — посёлок Пчева Киришского района Ленинградской области, кладбище не сохранилось.[1] Его имущество было продано с молотка, детям остались только отцовские записи.[6]

По воспоминаниям местных жителей, церковь была разрушена в 1930-х годах, от неё остался только фундамент, вровень с землёй, рядом выстроено здание местного дома культуры по типовому советскому проекту. На кладбище была часовня, у которой предположительно находилась могила Путилина, До Великой Отечественной войны в часовне располагалась колхозная конюшня. Во время оккупации германскими войсками в часовне предположительно располагался штаб батальона вермахта. При прорыве блокады Ленинграда, в результате артподготовки, произведенной РККА, часовня и кладбище были полностью разрушены, в настоящее время на этой территории находятся садово-огородные участки местных жителей.

Семья
Дочь — Евгения Ивановна Путилина (1860 — 12.09.1883), в 1882 г. вышла замуж за поручика Уланского полка Анатолия Игнатьевича Кельчевского[7] (с 1913 г. генерал-лейтенант в отставке). И. Д. Путилин был поручителем на венчании со стороны невесты. Умерла 12 сентября 1883 г.[8], вероятно родами.
Внук — Кельчевский Евгений Анатольевич (1883, Санкт-Петербург — 26.08.1935, Париж) — полковник Генерального штаба. В эмиграции работал таксистом, занимался литературной деятельностью. Автор романов «После урагана» (1927), «Дмитрий Оршин» (1929), «В лесу» (1930). Умер на стоянке такси. Похоронен на кладбище Пантен 30 августа 1935 г.[9]

Награды
Всего за годы службы был награжден 11 орденами[4].

26 августа 1856 года — бронзовую медаль на Андреевской ленте,
31 декабря 1857 года — орден Св. Станислава 3-й степени,[4]
27 сентября 1858 года — орден Св. Анны 3-й степени,[4]
16 декабря 1859 года — орден Св. Станислава 2-й степени,[4]
31 октября 1861 года — орден Св. Владимира 4-й степени,
17 февраля 1867 — орден Св. Анны 2-й степени (вне правил о награждении этим орденом),
19 января 1868 года — орден Св. Анны 2-й степени с императорскою короною,
30 августа 1870 года — орден Св. Владимира 3-й степени,
12 сентября 1870 года пожалован Императором Австрийским орденом Франца Иосифа 3-й степени, Государь Император Всемилостивейше соизволил разрешить принять и носить этот знак отличия.[4]
26 февраля 1874 года Государь Император Всемилостивейше соизволил разрешить принять и носить пожалованный Императором Австрийским командорский крест ордена Франца Иосифа 3-й степени.[4]
8 апреля 1884 года — орден Св. Станислава 1 -й степени.
1 января 1889 года — орден Св. Анны 1-й степени.
Современники о Путилине
Из воспоминаний А. Ф. Кони[10] о начальнике петербургской сыскной полиции И. Д. Путилине:
Начальник петербургской сыскной полиции Иван Дмитриевич Путилин был одной из тех даровитых личностей, которых умел искусно выбирать и, тем не менее, искусно держать в руках старый петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов. Прошлая деятельность Путилина до поступления его в состав сыскной полиции была, чего он сам не скрывал, зачастую весьма рискованной в смысле законности и строгой морали. Путилин не распускал ни себя, ни своих сотрудников и работал над своим любимым делом с несомненным желанием оказывать действительную помощь трудным задачам следственной части… По природе своей Путилин был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенно тонкое внимание и чрезвычайная наблюдательность, в которой было какое-то особое чутьё, заставлявшее его вглядываться в то, мимо чего все проходят безучастно, соединялись в нём со спокойной сдержанностью, большим юмором и своеобразным лукавым добродушием. В Петербурге в первой половине 70-х годов не было ни одного большого и сложного уголовного дела, в розыск по которому Путилин не вложил бы своего труда. Мне наглядно пришлось ознакомиться с его удивительными способностями для исследования преступлений в январе 1873 года, когда в Александро-Невской лавре было обнаружено убийство иеромонаха Иллариона… Поздно вечером, в тот же день, мне дали знать, что убийца арестован.

Иван Путилин в литературе и кино
Первый сборник рассказов о Путилине был выпущен в 1898 году писателем Михаилом Шевляковым, знавшим главу петербургской сыскной полиции лично[11].


Гений русского сыска И. Д. Путилин
В 1904 году И. А. Сафонов выпустил сборник «Преступления, раскрытые начальником сыскной полиции И. Д. Путилиным»[12]. Каждый рассказ этого сборника — конкретное следственное дело, что наводит на мысль об авторстве человека, имеющего опыт расследования преступлений. Возможно, что И. А. Сафонов издал рассказы, написанные самим И. Д. Путилиным[13].

В 1908 году рассказы о Путилине были изданы П. А. Фёдоровым в сборнике под названием «Путилин И. Д. Знаменитый русский сыщик». Это издание не было повторением сборника И. А. Сафонова, более половины рассказов ранее не издавались[14].

В том же году Р. Л. Антропов под псевдонимом Роман Добрый начинает публиковать целую серию рассказов, объединенных общим названием «Гений русского сыска И. Д. Путилин. Рассказы о его похождениях».

В 1915 году Путилин стал персонажем авантюрного фильма «Сонька Золотая ручка».

В 1916 году выходит в свет двухтомник «40 лет среди убийц и грабителей. Записки первого начальника Петроградской сыскной полиции». В него были включены рассказы, изданные ранее И. Сафоновым и П. Фёдоровым, причем некоторые даны под другими названиями.

Леонид Юзефович сделал Путилина главным героем своей детективной трилогии, включающей романы «Костюм Арлекина» (первое название — «Ситуация на Балканах», второе — «Триумф Венеры»), «Дом свиданий» (первый вариант — «Знак семи звёзд») и «Князь ветра». По его романам были сняты фильм «Сыщик Петербургской полиции» (1991), где Путилина сыграл Пётр Щербаков, и сериал «Сыщик Путилин» (2009) с Владимиром Ильиным в главной роли.

Иван Дмитриевич Путилин стал главным героем серии романов, повестей и рассказов Игоря Москвина, написанных о расследовании реальных преступлений, упоминаемых во Всеподданнейших Отчётах Санкт-Петербургского градоначальника.

В 2016 году была учреждена медаль имени И.Д.Путилина для сотрудников МВД Российской Федерации.[15]

Литература
Путилин И. Д. Повесть о службе // Шеф сыскной полиции Санкт-Петербурга Иван Дмитриевич Путилин: Сочинения / Авторы-сост.: Д. К. Hечевин, Л. И. Беляева. — В 2 т. — М.: Олма-пресс, 2003. — Т. 1. — 479 с. — ISBN 5-224-03867-7, 5-224-03869-3.
Путилин И. Д. Преступник всегда оставляет следы // Шеф сыскной полиции Санкт-Петербурга Иван Дмитриевич Путилин: Сочинения / Авторы-сост.: Д. К. Hечевин, Л. И. Беляева. — В 2 т. — М.: Олма-пресс, 2003. — Т. 2. — 607 с. — ISBN 5-224-03868-5, 5-224-03869-3.
Путилин И. Д. Сорок лет среди грабителей и убийц. — Киев: Свенас, 1992. — 352 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85722-023-8. Архивировано 24 декабря 2007 года.
Иван Путилин. Сорок лет среди грабителей и убийц. — М., 1889.)
Робер Очкур. «На секретной службе Его Величества: История Сыскной полиции». Москва/Санкт-Петербург, 2019 г. - 351 с.: ил.
Примечания
Русские «Шерлоки Холмсы», про которых «забыли»
Сыщик Путилин против новгородских преступников
Путилин Иван Дмитриевич // Список гражданским чинам четвертого класса. Исправлен по 15-е июня 1881 года. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1881. — С. 562.
Курский Шерлок Холмс
Курский гений сыска Иван Путилин
Иван Путилин: Жизнь как детектив
Запись в разделе «О бракосочетании» Метрической книги церкви Екатерины Великомученицы при Академии художеств от 31 октября 1882 г. (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 125. Дело 394. Листы 1127 об. — 1128)
В. И. Саитов (составитель), по поруч. Вел. Кн. Николая Михайловича. Петербургский некрополь, том II (Д-Л). — СПб., типогр. М. М. Стасюлевича, 5 лин. В. О., д.28, 1912—1913.
Чуваков В. Н. — Незабытые могилы — том 3, И-К — 2001. — 671 с.
Кони А. Ф. Иван Дмитриевич Путилин. Из записок и воспоминаний судебного деятеля. // Избранное / Ред. Т. М. Мугуев. — М.: Советская Россия, 1989. — 495 с. — 750 000 экз. — ISBN 5-268-00133-7.
Шевляков М. В. Из области приключений: по рассказам бывшего начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции И. Д. Путилина. — СПб.: Тип. Демакова, 1898. — 182 с.
Сафонов И. А. Преступления, раскрытые начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции И. Д. Путилиным. — СПб., 1904. — 449 с.
Шеф сыскной полиции Санкт-Петербурга Иван Дмитриевич Путилин. Т. 1. Повесть о службе / Сост. Hечевин Д. К. и Беляева Л. И.. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 479 с.
Сафонов И. А. И. Д. Путилин, знаменитый русский сыщик. Сборник рассказов о его похождениях. — СПб.: Тип. Корпуснова, 1908. — 291 с.
У полиции появится новая ведомственная награда для сыщиков
Ссылки
Путилин Иван Дмитриевич на сайте «Хронос»

Новый год 2020 в Путилково.

Четверг, 02 Января 2020 г. 11:26 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...464837609/ аппетитно и талантливо. молодцы.
меня давно волнует поэтическое название "Пыталово". очень благозвучно и красиво.Пыта́лово (в 1925—1937 годах — Яунлатгале (латыш. Jaunlatgale); в 1938—1945 годах — Абрене, латыш. Abrene) — город (с 1933[3]) в России, административный центр Пыталовского района Псковской области. Составляет муниципальное образование Пыталово в статусе городского поселения (в границах города)[4].

Город расположен на реке Утроя (приток Великой), в 102 км к югу от Пскова и в 48 км к юго-западу от О́строва. Железнодорожный узел[5][неавторитетный источник?].


Содержание
1 История
1.1 Этимология
1.2 XVIII—XIX века
1.3 XX век
1.3.1 В составе Латвии
1.3.2 В годы Великой Отечественной войны
1.3.3 В составе РСФСР
1.3.4 1990-е годы
1.4 XXI век
2 Население
3 Культура
4 Транспорт
5 Примечания
6 Архивные источники
7 Литература
8 Ссылки
История
Этимология
В специальной литературе топоним «Пыталово» производится от антропонима «Пыталов»[6][7][8][9]. У псковских краеведов есть также версия, основывающаяся на народных преданиях: в 1766 году землями здесь владел гвардейский поручик Пыталов[9][10].

Существует латвийская версия[11], что название «Пыталово» произошло от названия средневекового латгальского раннефеодального государственного образования Талава (латг. Talova, латыш. Tālava) и означает «земля у Талавы» (Pietalava)[12], однако сама территория современного Пыталово находилась рядом с другим государственным образованием — «у Атзеле», территорию которого иногда включают в крайне восточный ареал Талавы[9] (также вероятно название Талавской башни в Изборской крепости произошло от Талавы[13][14]). Несмотря на наличие такой версии в самой Латвии, в 1925 году, исходя из неё исконно латгальский топоним «Пыталово», однако, был переименован в Яунлатгале («Новая Латгалия»), а в 1938 году — в Абрене[9]. В специальной литературе топоним «Абрене» ассоциируется с латышским abra (букв. — «квашня»), что широко употребляется в микротопонимии в названиях лугов, полей, пастбищ, лесов и т. п., обозначая, видимо, увлажненные понижения[6]. Обоснованием для переименования приводят некую версию о нахождении в XIII—XV веках якобы у современного Пыталово или на Вышгородецкой горе Абренского замка[15][16], однако сами эти земли были порубежными, и в окружающей местности под 1341 годом впервые упоминается русская Кокшинская волость, на которую часто нападали ливонцы[17], а под 1427 годом письменно впервые упоминается о русском православном храме в соседнем же Вышгородке[18][19], а под 1476 годом говорится об основании там же русской крепости, которую в 1480 году разрушили ливонцы[9][20][21][22].

XVIII—XIX века
В материалах крестьянской ревизии за 1782 год впервые упоминается населённый пункт Вышгородецкой волости Островского уезда Псковской губернии под названием Пыталово, представлявший собой тогда небольшое сельцо, в котором проживало 13 крестьян. В списке населённых пунктов последней четверти XIX века упоминается второе название сельца Пыталово — Ново-Дмитриевское[8]. В 1863 году, вскоре после завершения строительства Петербурго-Варшавской железной дороги (1852—1862 гг.), на её 345-й версте — между станциями Жогово (совр. Ритупе) и Пондеры (совр. Пундури) — был построен полустанок Пыталово. Он располагался неподалеку от сельца и получил по нему своё название, а в 1881 году стал полноценной станцией[23][24]. В 1883 году Островским уездным земским собранием было принято решение о строительстве моста через реку Утроя в Пыталово.

XX век

Вокзал станции Пыталово
С нескольких жилых домов, построенных рядом с полустанком (позже — станцией) Пыталово, и начал свою историю пристанционный посёлок с тем же именем[24].

В 1904 году вместо дощатого здания для пассажиров, находившегося рядом с центральной платформой станции Пыталово, был построен новый железнодорожный вокзал[25][26].

В январе 1918 года на территории Островского уезда была установлена Советская власть[27]. Однако в годы Гражданской войны Пыталово не раз переходило из рук в руки: 23 февраля 1918 года в посёлок вступили войска германских интервентов, в ноябре 1918 года Советская власть в Пыталово была восстановлена, но в январе 1920 года посёлок и его окрестности заняли войска Латвийской республики[25][28].

В составе Латвии

Яунлатгале (Пыталово) на карте Яунлатгальского уезда Латвии (сер. 1920 — сер. 1930-х гг.).
Жёлтым показана часть уезда, возвращённая в состав РСФСР к 1945 году
Согласно условиям подписанного 11 августа 1920 года Рижского мирного договора, часть территории Островского уезда — бо́льшая часть Вышгородецкой (в том числе Пыталово), бо́льшая часть Толковской, почти вся Качановская и незначительная часть Грибулевской волостей — была передана Латвии и включена в состав Лудзенского уезда[25][29].

К 1925 году Пыталово было переименовано в Яунлатгале (латыш. Jaunlatgale — дословно «Новая Латгалия») и 1 апреля 1925 года стало центром вновь образованного Яунлатгальского уезда, к которому отошла северная часть Лудзенского уезда. В Яунлатгале были зарегистрированы евангелическо-лютеранская, римско-католическая и православная общины. В 1929—1931 годах в центре Яунлатгале был построен деревянный православный храм Николая Чудотворца (архитектор В. М. Шервинский), напоминающий своим обликом шатровые храмы Русского Севера. Ещё в 1924 году было заложено здание Яунлатгальской евангелическо-лютеранской церкви (архитектор П. Кундзиньш[lv]), освящённое только в 1936 году (ныне — здание городского музея)[30].

В 1933 году посёлок Яунлатгале получил статус города[3]. Его население было многонациональным и многоконфессиональным. По состоянию на 1935 год, в Яунлатгале проживали русские (626 чел., или 50,4 % из 1242 жителей), латыши (479 чел., или 38,6 %), евреи (61 чел., или 4,9 %), белорусы (25 чел., или 2,0 %), поляки (24 чел., или 1,9 %), эстонцы (10 чел., или 0,8 %), литовцы и др.[31]. На конец 1935 года в городе насчитывалось 114 домов — 105 одноэтажных и 9 двухэтажных (среди них было 6 кирпичных домов, 103 деревянных и 5 смешанных). Действовали гимназия, двухгодичная сельскохозяйственная школа, латышская и русская основные школы. 1 апреля 1938 года город обрёл новое имя — Абрене[30][32].

После создания Латвийской ССР летом 1940 года, в составе делегации Народного Сейма Латвийской ССР, присутствовавшей на проходившей со 2 по 6 августа 1940 сессии Верховного Совета СССР, Абренский уезд представлял второй секретарь уездного комитета партии, бывший подпольщик П. О. Дергач[33].

В годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Уже на пятый день войны самолёты люфтваффе обрушили бомбовые удары на вышедший из Абрене в сторону Пскова поезд, повредив железнодорожное полотно, которое быстро восстановили абренские железнодорожники. В деревнях Абренского уезда появились гитлеровские диверсанты, переодетые в форму советских солдат и офицеров; для борьбы с ними по инициативе уездного комитета партии в Абрене был создан истребительный батальон, в который вступило 300 человек[34].

Уже 30 июня на подступах к Абрене завязались кровопролитные бои. Город обороняла 181-я дивизия, входившая в состав 27-й армии генерал-майора Н. Э. Берзарина[35]. Но отстоять Абрене не удалось, и 5 июля 1941 года в город вошли немецкие танки[36][37].

Настали дни оккупации. У Баластницкой горы неподалеку от Абрене солдаты специальных подразделений оккупационных войск и карательные отряды из их местных пособников без суда и следствия расстреливали советских активистов и захваченных в плен красноармейцев (всего в течение первого месяца оккупации на территории Абренского уезда было расстреляно около 3 тыс. советских граждан. Переполненными оказались тюрьмы; территорию бывшей гимназии и часть домов напротив железнодорожной станции оккупанты обнесли забором из колючей проволоки и превратили в концентрационный лагерь. Молодёжь угоняли на каторжные работы в Германию[34][35].

На зверства оккупантов в Абрене и Абренском уезде народ ответил массовым сопротивлением. Здесь возникла широко разветвлённая сеть подполья, возглавлявшаяся антифашистским комитетом (создан Домиником Каупужем, Павлом Дергачом, Фёдором Ларионовым и Владимиром Константиновым). Группа подпольщиков действовала, в частности, на железнодорожной станции Абрене; железнодорожники по заданию комитета выводили из строя паровозы, взрывали цистерны с горючим, похищали из вагонов оружие и доставляли его боевым группам. В сентябре — октябре 1943 года вблизи Абрене партизаны провели ряд диверсий на железной дороге: началась «рельсовая война»[38].

22 июля 1944 года в ходе Псковско-Островской наступательной операции город Абрене был освобождён воинами 56-й и 364-й стрелковых дивизий 123-го стрелкового корпуса генерал-майора В. А. Вержбицкого (действовал в составе 54-й армии генерал-лейтенанта С. В. Рогинского 3-й Прибалтийского фронта)[36][37].

В составе РСФСР
23 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в составе РСФСР была образована Псковская область[39]. В её состав со ссылкой на просьбы населения (среди которого преобладали русские) и представления Президиума Верховного Совета Латвийской ССР и Президиума Верховного Совета РСФСР передавалась восточная часть Абренского уезда, включавшая город Абрене и шесть волостей: Каценскую (латыш. Kacēnu pagasts), Упмальскую (латыш. Upmales pagasts), Линовскую, Пурвмальскую (латыш. Purvmalas pagasts), Аугшпилсскую (латыш. Augšpils pagasts) и Гавровскую; при этом в тексте Указа упоминались Толковская, Качановская и Вышгородская (Вышгородецкая) волости (в соответствии с административным делением на 1920 год)[40][41][42].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1945 года на переданной территории были образованы Качановский и Пыталовский районы. Город Абрене, переименованный в Пыталово, стал районным центром одноимённого района (с перерывом с 3 октября 1959 по 12 января 1965 года, когда Пыталовский район был сначала упразднён, а затем восстановлен)[43].

С освобождением города начинается восстановление хозяйства. В 1945 году в Пыталово были созданы райпромкомбинат (действовали кирпичное и известковое производства, изготавливались телеги, сани, мебель) и пищекомбинат (выпускавший варенье, повидло, хлебный квас)[44].

Город рос и благоустраивался. В 1962 году в нём был построен крупный льнозавод, позднее — швейно-галантерейная фабрика. В 1970-е гг. построено около 70 многоэтажных жилых домов и производственных зданий[44].

1990-е годы
В 1990-х гг. население Пыталово столкнулось с серьёзными экономическими трудностями. Город захлестнула волна безработицы. Из промышленных предприятий города продолжали работу только швейная фабрика и типография; льнозавод, молокозавод и другие предприятия прекратили существование[45].

XXI век
После восстановления государственной независимости Латвии она длительное время предъявляла к России территориальные претензии по поводу Пыталово и прилегающих территорий. Претензии основывались на том, что Латвия, рассматривая себя как продолжателя Латвийской Республики 1918—1940 годов, отрицала законность передачи восточной части Абренского уезда в состав РСФСР и ссылалась при этом на мирный договор 1920 года[42]. 27 мая 2005 года на встрече с коллективом газеты «Комсомольская правда» президент Российской Федерации В. В. Путин, комментируя эти территориальные претензии, произнёс свою известную крылатую фразу: «Не Пыталовский район они получат, а от мёртвого осла уши»[46].

В 2007 году был положен конец многолетнему спору. 27 марта премьер-министры России и Латвии М. Е. Фрадков и А. Калвитис подписали в Москве договор о государственной границе, в котором Латвия официально отказалась от претензий на Пыталовский район[47]. 17 мая парламент Латвии принял закон о ратификации договора, а 29 мая закон был утверждён президентом Латвии. 18 декабря договор был ратифицирован Россией; в тот же министры иностранных дел обеих стран М. Риекстиньш и С. В. Лавров обменялись в Риге ратификационными грамотами, что означало вступление договора в силу[42][48].

Двадцать-двадцать

Четверг, 02 Января 2020 г. 11:19 + в цитатник
antipatriot.ru/post464852757/ мои предки по папе из села литвяки.Литвяки (укр. Литвяки) — село, Литвяковский сельский совет, Лубенский район, Полтавская область, Украина.

Код КОАТУУ — 5322883901. Население по переписи 2001 года составляло 822 человека[1].

Является административным центром Литвяковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Покровское и Червоные Пологи.


Содержание
1 Географическое положение
2 Экономика
3 Объекты социальной сферы
4 Примечания
Географическое положение
Село Литвяки находится на левом берегу реки Сула, выше по течению на расстоянии в 3 км расположено село Снитин, ниже по течению примыкает село Вовчик.

Экономика
Молочно-товарная ферма.
«Литвяковский», сельскохозяйственный ПК.
Объекты социальной сферы
Детский сад.
Школа.
Дом культуры.
посмотрите моего папу - мудрак иван иванович в фильме "возвращение мухтара-8"(2012) 3 серия. он, как ветеран оценивает пса. потом эти литвяковские крестьяне двинули в столыпинских вагонах на восток необъятной родины. а литовский полуостров в крыму назван так в честь литовских татар (которые здесь жили в османскую империю). а потом уже польша прихватила наши с вами районы - от балтики до крыма) (до сер.17 в.). у нас дома - пианино "украина". играет дочь Диана - 18 лет и жена.напишите мне об украинцах в литве. в латвии 30% украинцев из 50 000 - негрждане. а как с этим в литве.

Как "ментовский" дед Мороз лампочки гасил у пленных...

Понедельник, 30 Декабря 2019 г. 11:35 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...464743370/ с праздником, товарищи! 97-ой годовщиной СССР и 113-ой со дня рождения С.П.Королёва. нехорошо такие даты забывать. в Киеве, в зачаточные времена телевидения, 31.12. по программе УТ-1 сообщили утку: кто придёт первым в телестудию. на ул. Крещатик, 26, к 24.00 с глобусом и в форме деда мороза, получит телик. результатов не знаю.

Как "ментовский" дед Мороз лампочки гасил у пленных...

Понедельник, 30 Декабря 2019 г. 11:31 + в цитатник
https://www.liveinternet.ru...464743370/ всех товарищи, с новым годом и 97-ой годовщиной образования СССР. а еще сегодня день рождения С.П.Королёва. чтобы мы делали в космосе без него? а дедом морозом я был в ночь на 01.1985 г. в в.ч. №15122 - Евпаториийская ПВО-учебка. в снегурочки определили узбека, который не понимал, что происходит - на востоке ведь Новруз. когда мы с ним обходили посты, от пули из СКС нас спасло его землячество. чудеса. однако...


Поиск сообщений в vadim251161v
Страницы: 9 ..
.. 4 3 [2] 1 Календарь