Столь знакомое и неизведанное…
Написал заглавие и задумался. Представил себе 12-летнего мальчика, который с малых лет знает, что такое глина. Для которого глина в его родной деревне, окрестностях его края - это, прежде всего, воспоминания, может, не очень приятные…
В глине вязнут ноги, она (глина) с чавканьем стремится отнять ботинок, а на худой конец так испачкаешься с ног до головы - за это дома мать обязательно накричит, отругает…
Глина на склонах гор, глина в оврагах, глина на проселочной дороге…- одним словом, этот материал встречался ему везде. Еще мальчик знает, что можно смешать в яме жидкую глину с соломой, а потом черпать вязкую массу и набивать ее в деревянные формы. Так готовят сырцовые кирпичи. Из таких сырцовых (необожженных) кирпичей построены многие дома, сараи для скота, заборы. Знает он и слабость этих сырцовых кирпичей: в дождливый сезон они впитывают влагу, набухают, а если будут продолжительные дожди, могут осесть постройки; вплоть до полного разрушения из-за чрезмерного пропитывания водой…
Глина везде…Разной жирности, плотности. Глина красная, похожая цветом на шкурку граната. Глина зеленая, как листья инжира, глина серая, как пепел потухшего костра, глина желтая, как топленое масло, глина белая, как седые волосы его бабушки…
Глиной обмазывают плетеные изгороди, чтобы цыплята не убегали со двора, чтоб жучки, паучки и змеи не вползали во двор…Глиной обмазывают тендиры - печи для выпечки плоского хлеба и лаваша.
Из глины в соседнем дворе Мамед-ами делает игрушки, куклы, дудочки для детей. А для взрослых крутит, поднимает на деревянном, тяжелом круге, который вертит ногами, разную посуду для всего села: кувшины для воды, масла, вина; миски большие и маленькие, блюдца разные, сковороды, газаны для приготовления пищи на огне - всего не перечислишь. Весь двор у Мамед-ами заставлен глиняной посудой, которая до поры до времени сохнет на солнце, а потом Мамед- ами с сыновьями аккуратно ее уложит в нутро большой печи и затем, заставив вход заранее обожженными кирпичами, замажет его жидкой глиной…
Ну, а потом, наступает самое волшебное: под печью Мамед- ами собирает сухие дрова и зажигает поленья. Огонь вначале робко, как бы принюхиваясь к "пище", лижет осторожно тоненькие ветки, затем перебирается на более толстые сучья, и наконец, войдя во вкус, перекидывается на стволы и поленья…
Гудит, урчит огонь. Потрескивают дрова, иногда взрываясь каскадом искр… Весело! В эти часы вокруг двора собираются все мальчишки с окрестных домов, виснут на заборе, как виноградная лоза, лишь бы не упустить ничего из таинства ремесла - такого древнего и такого знакомого. Свершается у них на глазах такое чудо: комок глины превращается в звонкий камень!
Все это совершалось у них на глазах много раз, но интерес к этому действию, к этому празднику огня и глины у них, мальчишек, не пропадает…
…Я тоже среди них, двенадцатилетних… Зацепился руками за край забора и, не отрываясь от сказочного действа, пляски танцующих языков огня в чреве гончарной печи, причащаюсь к таинству обжига…
…Я на берегу реки, вместе с моим уже знакомым мальчиком, наблюдаю, как женщины моют белье в реке, отмывают белую глину с тканей, которая предварительно была замочена в жидкой "сметане" из белой глины "гилаби". Вот некоторые моют лицо этой глиной, чтобы кожа лица была белее, а другие моют голову, чтобы волосы стали мягкими, пушистыми и блестели на солнце, как шелковые нити…
…А мальчик мне рассказывает, что у них в селе есть древняя старушка, которая лечит язвы, незаживающие порезы, раны, гноящиеся у людей и у животных, какой-то особенной глиной. Эту глину привозит в хурджунах на осле с дальних гор ее внук. Уходит из села, когда еще солнце не встало из-за гор, а возвращается через неделю с ценным грузом: глиной - лекарством…
А что еще я могу узнать от моего юного друга? И как ему передать то, что я знаю из книг, журналов, из моего опыта общения с этим древним, таинственным, и в то же время знакомым и щедрым материалом - глиной?
Сколько времени на это необходимо мне, и сколько терпения есть у моего юного друга, чтобы выслушать, узнать то немногое, что знаю о Глине?
Мир-Теймур.
2.03.2000.
Столь знакомое и неизведанное…
(часть II)
Мир-Али (так звали моего знакомого), с которым я расстался на берегу реки, обещал мне, что будет ждать меня через неделю там же, на берегу полузасохшей реки, ручейки которой журчали между голышами - галькой. Но, глядя на середину реки, я представлял себе, какой она может быть сердитой, своенравной и могучей - если валуны по тонне и выше легко ворочала в своем стремительном движении с гор. Немыми свидетелями ее разрушительной силы были размытые высокие берега, разрушенные бетонные опоры моста, которые от пережитого страха будто бы вросли в дно реки, стараясь не вспоминать горечь позора перед натиском буйной воды…
До встречи оставалось еще полчаса. Я не спешил, зная, что молодые редко бывают пунктуальны. В машине лежали папки с рисунками, копиями с иллюстраций по истории керамики, по истории цивилизаций. По радио передавали "Сары гялин" в новой аранжировке. Я заслушался и и чуть не проскочил поворот. Пришлось тормозить и задним ходом вернуться к развилке…
Когда я подъехал к берегу, то заметил, что меня уже ожидает группа - сверстников Мир-Али. Пока я глушил мотор, открывал дверь, Мир-Али был рядом, и придерживая дверь, спросил:
- Как доехали? Ничего, что я пригласил ребят из класса послушать Ваши рассказы? Им это очень интересно, а многие не верят мне - думают, что я неправильно Вас понял. Не может быть, чтобы глину кушали, делали из нее бумагу, краску - как будто я Вас плохо слушал…
Выговорил все это Мир-Али залпом и замолчал, глядя мне в глаза, не моргая. Ребята стали подниматься с большого валуна и, не спеша, приближались к нам. Хотя и старались выглядеть по-взрослому, но походка выдавала застенчивость юности. А мне самому было приятно, что аудитория с одного собеседника так неожиданно разрослась. Значит, им интересно узнать что-то новое, неизвестное про такой им знакомый с детства материал. Наконец, все подошли и встали полукругом вокруг меня и Мир-Али. Надо было знакомиться и запомнить все их имена, не перепутать позже в беседе. Этого не любят взрослые, а дети в их возрасте - тем более, когда их путают с кем-то. А в сельской среде помнят имена всех. Дальних и близких родственников, соседей с улицы и дальней околицы. Это было естественно и привычно.
Я протянул руку и назвал свое имя. Парень с кучерявой головой, рослый среди других, сделал шаг вперед и, протянув также мне руку, серьезно произнес: - Али-Акбар. Второй сделал шаг и, протянув руку, назвал имя: - Муса. Он чему-то улыбался. "Неунывающий"- так про себя я "окрестил" моего нового знакомца. А третий паренек был ниже всех и почему-то с рыжей, огненной головой. Его волосы "горели" на солнце, переливались медно-красным блеском, а отдельные волоски вспыхивали в лучах дневного светила желто-оранжевым пламенем. "Гызылбаш"- про себя отметил я это необычное явление. "Керим"- я, Султан оглы - назвал себя и сделал шаг назад, а затем молча подтолкнул стоявшего рядом паренька вперед. У этого подростка выделялись огромные черные глаза на все лицо. Они привлекали своей взрослостью и были контрастны к мягкому овалу лица, к худым плечам. Юноша молча пожал мою руку и тихо, но внятно, сказал: - Ага-Керим. "Печальный" - это как нельзя кстати подходило Ага-Кериму, его взгляду.
Ну, все, кажется, формальности соблюдены. Я сел на темный валун и посоветовал всем рассаживаться, как им удобно. Пока все садились, а кое-кто приволок еще крупные голыши - благо этого добра кругом хватало - я стал доставать из папки рисунки, таблицы, иллюстрации. Сразу прозвучал вопрос:
- Учитель! Мир-Али говорит, что есть съедобная глина. Это правда?
Я повернулся к Ага-Кериму. Это он задал вопрос "с места в карьер". Я решил рассказ о глине начать с этого необычного для них применения глин: - Да. Это правда. С незапамятных времен, когда люди стали селиться по берегам рек, так как там, где есть питьевая вода - есть жизнь, они заметили, что некоторые глины на вкус чуть сладковатые. Наверное, нашелся в то время один отчаянный (от своего неведения) смельчак, который, попробовав эту мягкую глину на вкус, потом стал есть ее. Соплеменники, увидев его довольную физиономию, последовали его примеру. Так глина (особые, редкие сорта) вошла в меню древних жителей планеты. Такая глина есть на всей планете, правда, в очень мизерных количествах и очень редкая. Ее в древности подмешивали в холодную и горячую пищу народы, некогда жившие на территории нынешней Латинской Америки. Об этом ученые - археологи узнали из раскопок. Были найдены керамические "газаны" с остатками пищи. Несмотря на то, что все это давным-давно окаменело, превратилось в единый, монолитный кусок чего-то твердого и неопределенного цвета, ученые подвергли все находки тщательному анализу. У них на "вооружении" есть такие приборы, которые с большой точностью (± 15-20 лет) могут определить возраст находки, ее состав, а также метод изготовления изделия или его содержимого.
-Учитель! А почему Вы говорите один раз глина, а в другой раз керамика? Что такое керамика? - это подал голос Али-Акбар. Пока я говорил, он внимательно слушал, не изменяя своей позы. Вопрос был по существу темы.
-Али-Акбар! Ты задал очень важный вопрос. Прежде, чем говорить о глине, мы должны знать основные термины, которые применяются в этой древнейшей технологии, одной из первых в длинном ряду профессий, освоенных человечеством на всем пути его развития. Слово "керамика" пришло из греческого языка (керамос) и означает "глина". Это было сначала. Сейчас словом "керамика" обозначают глину обожженную, то есть, то, что после обжига приобретает ряд новых свойств, которых нет у сырой глины, необожженной. Из этих свойств это:
1. Хрупкость
2. Способность удерживать внутри сосуда жидкость (воду, вино, уксус, мед, и т.д.)
3. Изменение цвета в зависимости от сорта глины и способа ее обжига, а также от температуры во время обжига и во время остывания печи.
4. Ее способность принимать любые формы при обработке сырой глины, ее пластичность
5. Керамика - хороший электроизолятор. Она может выдержать напряжение в
1 000 000 вольт. Редко какой материал может соперничать с керамикой.
В наше время керамические емкости выдерживают длительную работу в агрессивных средах. А это очень сильные кислоты, щелочи. Керамика применяется в технологиях с очень высокими температурами до 25000С, а сталь, железо, чугун не выдерживают и половины этой температуры. Когда космический корабль входит в плотные слои атмосферы, то наружная обшивка нагревается от трения об воздух до такой степени, что расплавилась бы, не будь специального керамического покрытия обшивки. Это специальная керамика, полученная при помощи сжигания водорода.
Без глины нельзя представить и лакокрасочную промышленность. Предварительно очищенную, просеянную, измельченную глину белого цвета добавляют в краски. А красок такое множество: масляные, полиэфирные, нитролаки, и т.д. Белую глину добавляют в различные виды шпатлевок и грунтовок. Некоторые сорта глины используются как тонкие абразивные массы для полировки, шлифовки…
Керим - "Гызылбаш" быстро задал вопрос, как бы боясь, что забудет, о чем хотел спросить, или его опередят:
- А еще где-нибудь применяют глину или керамику?
- Молодец, Керим. Значит, ты понял, что исходный материал один - глина, но путать ее с керамикой нельзя. Это два разных материала со своими особыми свойствами. Как я говорил раньше, сырую (т.е. необожженную) глину добавляют в виде порошка, как наполнитель в специальные виды пластмасс для увеличения ее плотности, сопротивления высоким температурам. Сметанообразную глину, смесь глины с водой и другими веществами, применяют при изготовлении керамических изделий для сантехники. Это самые различные ручки для кранов, смесителей, унитазы, раковины, ванны. А метлах и кафель штампуют под прессом из чуть влажного порошка глины. Сейчас есть прессы, которые сразу штампуют сухой порошок под огромным давлением. Там такое высокое давление, что плитка получается очень жесткой и прочной. Если надо, то потом ее покрывают глазурью, чтобы блестела. При необходимости на обожженную глазурь наносят самые различные рисунки, штампы и т.д. Пока глина не обожжена, ей можно придавать самые разные формы, рельефы, узоры, и т.д.
…Без глины нельзя представить металлургию. Надо было лить расплавленный металл в какую-то форму. Форма должна была отвечать двум основным требованиям: выдерживать температуру расплавленного металла (а это 1000-15000С, и легко отлипать от остывшего металла. Этим требованиям отвечала смесь из песка и глины для отливания первичных, грубых заготовок из металла. Металл также отливали в тигли. Они изготавливались из керамики и выдерживали многократное использование.
…Без глины не было бы стекла. Оно варится, расплавляется при 700-9000С. Нужны были особые ванны, которые, будучи установлены в печах, где температура доходит до 10000С, не развалятся. Такие специальные ванны в стекловаренных печах изготовлены из керамики.
…Между прочим, в твоем транзисторе, Муса, есть очень много керамических изделий. Это миниатюрные микросхемы, резисторы, конденсаторы, и многое другое…
…Глину добавляют как присадки для улучшения смазочных свойств масел.
…Для передачи информации используются стекло - керамические волокна в специальных кабелях связи.
…А в бумажной промышленности белую глину добавляют в бумажную массу, ею полируют специальные сорта бумаги; а также наносят на поверхность бумаги, чтобы получить лощеную, блестящую бумагу.
…В глине запаривают ткани; они от этого становятся мягче и лучше принимают краску. Глиной пропитывают специальные ткани, она входит в состав огнезащитных покрытий, что очень важно для специальных огнеупорных костюмов, занавесей и портьер. Глиной отбеливают и красят шерсть для прядения ковров и килимов.
…С древности известны моющие свойства глины. Ее стали добавлять в различные моющие средства бытовой химии. Глиной очищают вино и замазывают места прививок фруктовых деревьев, чтобы уберечь их от гниения и вредителей.
…Многие отбеливающие кремы имеют в своем составе белые глины.
…Керамика была применена и в военных целях. Так, в XVI веке на Востоке и, в частности, в Азии во время боевых действий в сражениях применялись керамические бомбы и гранаты. Это были своего рода горшочки с наполненной горючей смесью, которая поджигалась фитилем, и при взрыве наносила ощутимый урон врагу.
… Различные декоративные элементы мебели изготавливались из керамики - так называемая фурнитура.
…А японцы умудрились создать керамический двигатель - из фарфора. Правда, дальнейшего развития этот опыт пока не получил, так как был очень дорогостоящим проектом, но главное было доказано: возможности керамики и сегодня до конца не изведаны.
И кто знает, что еще придумает человек из такого древнего и знакомого материала? За разговором о керамике я и забыл о времени. Пора было прощаться со столь внимательной аудиторией. Я был бы рад, если сумел проявить у них интерес к керамике, к ее возможностям. Ребята тепло попрощались со мной и просили еще о встрече. Но я не мог обещать этого им. Мои личные дела, нехватка времени не давали мне права обещать и не выполнить.
Кто знает, может, еще встретимся?
Мир-Теймур.
15.03.2000.