Сам художник, но и критик, Эмиль Бернар (1868-1941) очень рано начал заниматься теорией живописи. Он сумел подружиться с Сезанном и часто доставал его различными вопросами, например:
«Что привлекает ваш глаз? Что вы понимаете под словом природа? Достаточно ли совершенны наши чувства, чтобы позволить нам войти в подлинный контакт с тем, что вы называете природой?»
Сезанна подобные размышления только раздражали, и он отвечал:
«Поверьте, всё это ерунда, заумь! Досужие измышления преподавателей. Будьте художником, а не писателем или философом».
Но Бернар не унимался и продолжал задавать Сезанну подобные вопросы. Однажды на прогулке он так достал коллегу, что Сезанн взорвался:
«Да будет вам известно, что я считаю всякие теории бесплодными, и никто меня не закрючит!»
Оставив Бернара одного на дороге, Сезанн, уходя, добавил:
«Истина в природе, я это докажу».
***
Как бы продолжая дискуссию с Эмилем Бернаром, Сезанн писал ему:
«Художник должен всецело посвятить себя изучению природы так, чтобы картины, им сделанные, были как бы наставлением».
В другой раз Сезанн писал об этом более подробно:
«Я всегда возвращаюсь к одному и тому же: художник должен полностью посвятить себя изучению природы и стараться создавать картины, которые были бы своего рода наставлением. Беседы об искусстве почти бесполезны».
***
С другой стороны, своим посетителям Сезанн часто говорил:
«Надо мыслить, одного только глаза недостаточно, нужны и размышления».
Писатель и критик Франсис Журден (1876-1958) в молодости увлекался живописью, и однажды он спросил Сезанна, какой род этюдов тот посоветовал бы начинающему художнику.
Сезанн ответил:
«Пусть пишет трубу своей печки».
Затем художник пояснил, что с его точки зрения самое главное — игра света на предмете и способ передать эту игру на полотне.
***
Кроме того, Сезанн часто говорил:
«Искусство, в котором нет эмоций — в основе своей не искусство».
***
Писатель и критик Эмиль Дюранти (1833-1880) презрительно-иронично говорил о полотнах Сезанна:
«Видимо, Сезанн потому кладет столько зелёного на своё полотно, что воображает, будто килограмм зелёного зеленее, чем один грамм».
Как бы полемизируя с Дюранти, Поль Гоген (1848-1903) позднее написал:
«Килограмм зелёного зеленее, чем полкило. Тебе, молодой художник, следует поразмыслить над этой прописной истиной».
***
Взгляните, как свет нежно любит абрикосы, он охватывает их целиком, проникает в мякоть, освещает со всех сторон, но этот же свет скуп, когда дело касается персиков, их он освещает лишь частично, только одну половину.
***
Всё в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете всё, что захотите.
КРАСОЧНЫХ ДНЕЙ