Хотел в заглавие написать - "Двадцать восемь великолепных самураев в вакууме"…
Фильм «28 панфиловцев» давно прошёл, многие посмотрели. Хоть и с запозданием, но решил сделать запись в свой блог по этой теме. Это больше разбор современного кино про ту войну, и на примере фильма «28 панфиловцев». Желание появилось после недавнего просмотра очередного подобного фильма «Подольские курсанты», о котором выскажусь позже отдельно, кратенько и непосредственно. Тут же «много букв». Кто не справляется с читкой – не напрягайтесь. А так, я рекомендую набраться терпения и почитать, чтобы получить дополнительную информацию, поразмыслить и уже воспринимать окружающую реальность не в "розовых очках", а объективно, как и смотреть подобное кино не в розовых очках и хавать открытым ртом, а осмысленно мозгом.
И это…., записи в моём Блоге имеют монолог жизненно-философский характер и просто по интересам... Никого не заставляю читать, ваше мнение по подобному поводу пишите у себя в блоге и т.д..
Много разных отзывов, много противоречивого мнения.., обсуждения на форумах… Патриоты рвут «на груди тельники», историки в шоке, при этом десоветизаторы и либералы не шумят… Оно и понятно…, поэтому после просмотра кина и не удивился этому… Единственно остался доволен только в одном, что свои деньги как пожертвование на этот фильм не выкинул...
С фильмом "28 панфиловцев" произошло то же, что со "Сталинградом" - после десятилетия кормления людей говном про войну достаточно оказалось показать фильм с довольно глупой историей, максимально неправдоподобными боями и практически без художественных достоинств, но зато красивыми спецэффектами, декорациями, криво вставленным патриотическим посылом и без кровавой гэбни, чтобы огромное количество людей начало его за это хвалить.
Я посмотрел фильм, почитал различные мнения. Соответственно у меня тоже сложилось своё мнение. О нём и выскажусь:
Фильм не понравился. Объясню причину. Она вполне простая. Да, фильм получше чем тот кал, который снимают сейчас в стиле "модного веяния Михалковых\Бондарчуков младших". Лучше лишь тем, что пилоточку и звёздочку на советской форме ровнее, аккуратнее и правильнее надели, сисек\задниц и похабщины нет…, но фильм в остальном тот же самый кал в виде «испражнений» режиссёра, но на этот раз уже на собранные народные денежки.
Главная беда картины заключается в том, что авторам не удалось раскрыть образы героев. Персонажи получились какими-то картонными, без прошлого, без истории. Отсутствуют даже простые человеческие отношения. Мы видим просто группу людей в шинелях. Вот типичная сцена общения персонажей. Лейтенант, проводит занятие, объясняет бойцам устройство немецкого танка. В это время опытный красноармеец Иван Москаленко подбадривает сослуживцев незатейливыми солдатскими шутками. Остальные солдаты молча кивают головами. Всё обезличено, какая-то серая масса. Это так нам сейчас представляют советский народ…
Потом нам долго показывают подготовку к бою. Солдаты роют окопы, устанавливают пулемёт, пушки, тащат куда-то катушку с проводом, учатся бросать бутылки по самодельному макету танка. Всё это сопровождается незначительными, порой невразумительными репликами. Действие явно затягивается. Уже хочется развития сюжета, а его всё нет. Но это не просто так, в этом смысл представления рутины и той же серой массы советских людей в их повседневном труде.
В другой сцене солдаты куда-то идут колонной. Один из них сбивчиво рассказывает историю о том, как в Японии семь героев спасли деревню от бандитов. На самом деле, своими словами пересказывает сюжет фильма «Семь самураев». Другой солдат его поправляет: дескать, дело было в Америке, и пересказывает сюжет фильма «Великолепная семёрка». Третий боец замечает, что события происходили в Древней Греции, и пересказывает сюжет «Трёхсот спартанцев». Возможно, создатели картины «28 панфиловцев» хотели блеснуть своим знанием мирового кинематографа, однако при чём тут фильмы, снятые после окончания Второй мировой войны? Наша история имеет множество примеров героизма народа! Советские люди воспитывались на Суворове, Нахимове, Чапаеве... Какие нах самураи!? В этом сюжетике тоже непростой умысел. Серая масса советских людей помнит не своих народных героев, а ярких выдуманных и пропиаренных забугорных. "Семь самураев" (вышел в 1954 г.) и "Великолепная семерка" (1960).
Создатели картины не рассказывают нам ни о том, кем были герои до войны, ни о том, какие между ними отношения. Этакая однородная серая масса защитников Отечества рассказывающие друг другу про «самураев». Что это за бред!? Им кто тексты писал!? Примат!?
В фильме, якобы прославляющем подвиг советских солдат, ценой своей жизни защитивших Советскую Родину, ни разу не звучат слова «советский», «Советский Союз», «СССР», «коммунист», «Ленин», «Сталин». Даже в устах политрука нет этих слов! В фильме нет главного – за что же сражаются и погибают советские люди. Вся гибель представлена будто какой-то безвыходный суицид - умереть от пули оккупанта или кровавого нкведешника.
В съёмках штабов-изб Панфилова и подразделения Клочкова не было портретов Ленина-Сталина. Это было не только положено, но и это было везде, это был образ жизни и идеологии того времени, это является исторической достоверностью — жили со Сталиным и в СССР… В бой шли «За Сталина!», «За Родину!» и погибая просили считать их коммунистами. Вот пример на историческом фото внизу, видим — Новогоднее собрание бойцов и командиров 1073-го спл 8-ой гв.сд им. Панфилова в деревне Крюково под Москвой. Крайний слева, предположительно, командир 8-й гвардейской дивизии генерал-майор В.А. Ревякин. Это такая историческая эпоха была – когда на устах у всех «Сталин» и «партия».., «Сталин сказал», «Сталин доверил».., «коммунисты в первых рядах атакующих». А знаете, что в первые месяцы Великой Отечественной войны погибло практически ТРЕТЬ всех коммунистов!? Треть членов Всесоюзной Коммунистической Партии(большевиков) погибли за Родину! Треть! Коммунисты в плен не сдавались и стояли до последнего! Благодаря им и тормознули фашистов в первые месяцы войны. Им и никому другому. Об этом, естественно, в современном кино ни слова.
При этом в сюжет фильма ввернули религию. Это и иконостасы, и крестики, и молитва… Это художественно подчёркнуто и выделено на общем фоне. Этому в фильме выделен полный кадр и время. Для коммуниста с партбилетом – не кадра! Деды у меня воевали, я служил в СА. Политруки-замполиты, составляли личные карточки на бойцов указывали – «верующий» или «атеист». Солдаты не скрывали эту информацию, как и за веру никто не притеснял. Да и врать грех, если верил – человек открыто говорил это. Так в подразделениях были единицы верующих и в основном это были лишь некоторые призывники из деревни. Статистику в политотделы об этом отправляли. В стране с советской идеологией пионеры, комсомольцы, коммунисты и беспартийные – все атеисты. Раздувать или гиперболически с художественным образом выделять меньшинство, а унижать скрывая подавляющее большинство – просто нелепо, да и это является банальным враньём. Создатели фильма категорически выбросили подавляющее большинство - коммунистов, комсомольцев и о них ни слова, а вот верующему - полный кадр.
Кстати, я послушал интервью режиссёра, где он сам лично подтвердил свою «художественную выдумку» и фактически согласен с замечаниями, по которым мне этот фильм и не понравился. Особо примечателен его лепет-объяснение по поводу почему нет исторической объективности по поводу "советского-Сталина-СССР", как и про национальное выделение "русский" - это оказывается так он выразил "своё личное негативное отношение к советскому". Он ещё бы звёздочки на головных уборах бойцов убрал - вообще прекрасно было бы!
Далее… Политрук Василий Клочков произносит перед строем пафосную речь о том, что «русские бойцы заставили немцев усомниться в непобедимости великой германской армии». Внизу специально этот текст заскинил. Почитайте! Как видите, даже слова о Советском Союзе нет, про Сталина даже не упоминаю, но я уверен, это просто «случайность». Затем тот же Клочков излагает бойцам в окопе какую-то совсем уж мутную теорию: "Помимо Родины есть еще и Отечество. Родина, она и под игом жить будет, ее топтать будут, резать, жечь, она кровью умоется, а все равно жить будет. А Отечество не так. Отечество — это там, где живут, что называются, по праву, как испокон веков отцы завели, поэтому и называется Отечество. Родина - это земля, где живут. А Отечество - то, как живут". Вообще странно, что у него на тулупе не было значка «Единой России».
Идеология большевиков была совсем другая и Клочков уж явно от неё далёк.
"Отечество" изначально идёт от молитвы "Отче наш", когда до 1917 года военные в присяге это озвучивали… Есть и другие предположения, рассказывающие о "земле отцов". Хотя исторически - всё шло от матриархата "земли матерей", а не отцов… Родина-мать! Большевики и убрали "отченаш" и заменили на Родина-мать.
И если Родина - это территория, а Отечество - режим, то хотелось бы узнать, в курсе ли сценарист, что с основания нашей родины режим менялся очень часто, за один только ХХ век раза три? И какое это имеет отношение к делу? Это все прием "Бэтмана" Нолана: неважно, что фраза "герой, которого Готэм достоин, но не тот, который ему нужен" не имеет никакого смысла - главное, она звучит красиво, а значит, станет крылатой. "А народ, - продолжает мысль философ-политрук, - это люди, которые хотят говорить на одном языке и жить на одной земле". Впечатление убогости попыток Шальопой объяснить феномен нации усиливается комическим впечатлением, потому что эту чушь политрук говорит двум казахам. Угадайте, на каком языке?
А теперь просто сравните с книгой самого Александра Альфредовича Бека «Волоколамское шоссе», которую тут Шальопа "почему-то" цитировать не стал:
«Для чего я живу? Ради чего воюю? Ради чего готов умереть, на этой размытой дождями земле Подмосковья? Сын далеких-далеких степей, сын Казахстана, азиат - ради чего я дерусь здесь за Москву, защищаю эту землю, где никогда не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда? Дерусь со страстью, какой ранее не знавал, какую ни одна возлюбленная не могла бы во мне возбудить. Откуда она, эта страсть?»
Казахи говорят: «Человек счастлив там, где ему верят, где его любят».
Вспоминаю еще одну казахскую поговорку: "Лучше быть в своем роду подметкой, чем в чужом роду султаном". Советская страна для меня свой род, своя Родина. Я, казах, гордящийся своим степным народом, его преданиями, песнями, историей, теперь гордо ношу звание офицера Красной Армии, командую батальоном советских солдат - русских, украинцев, казахов.
Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, все же равные мне люди. Я для них не барин, не человек господствующего класса. Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок о бок, делят лишения и горе тяжелой годины.
Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда!»
У нас появилась традиция, что в кино среди советских людей обязательно должен быть верующий. Этому отдельный полный кадр. Что явно позаимствовано от Голливуда, где обязательно должен быть герой с нетрадиционной сексуальной ориентацией и национальное цветное меньшинство – причём все должны быть положительными. Обратили на это внимание? Это даже просто бросается в глаза, когда по сюжету просто включают таких героев второго плана. Причём не третьего или пятого планов, а второго, где они обязательно являются друзьями или напрямую общаются с главными героями фильма.
В многонациональной Красной Армии, политорганы не выделяли национальности, а вся пропаганда была основана на «советском красноармейце»\«советском человеке», а не на русском или узбекском красноармейце… В Красной Армии такое деление было недопустимо!
В фильме всё сведено к русскому, который хочет что-то доказать немцу. Что доказать!? Нет никакого посыла об оккупантах, их зверствах и жертвах.., о желании красноармейцев отомстить и уничтожить всех их до одного... Совершенно нет ничего о том, зачем к нам пришли немцы, тем более о том, что первыми они тут же расстреливают не верующих, а комсомольцев, коммунистов и политруков.
Вся работа политрука Клочкова представлена читкой старого обрывка газеты. Хммм. Вообще-то газет тогда выходило множество. Это не только центральные, но были газеты и боевые листки, которые печатали политические отделы фронтов\армий\дивизий в походных условиях. Более того, в каждое воинское подразделение доставка прессы была обязательна. Это обязанность политруков, агитаторов, секретарей организаций… Обязанность доставлять свежие газеты в окопы - приравнивалась к снабжению боеприпасами и горячей пищей. А в фильме мы видим даже не передовую…, и без свежих газет… Более того! Вы посмотрите, как в этой сценке изображён политрук. Все красноармейцы работают, а он сидит, будто присел облегчиться и читает в слух обрывок газетки, перед тем как её использовать.., разве что его зад не показали. А почему не показать как положено, как делалось и исторически достоверно – когда политруки собирали в избе\в окопе бойцов на политическую информацию. Ведь во время работ надо руководить работой подчинённых, следить за выполнением техники безопасности – это всё в Уставе РККА есть. Как и основной принцип -
"Делай как я!", то есть и бревно они как Ленин на субботнике таскать будут с солдатами, окопы копать и в атаку первыми встанут..., а тут сидит такой вот политрук и обрывок газетки читает... Думаете такой вот образ политрука просто так в фильме показан? Нет. Это такое вот задуманное унижение. Историческая правда просто искажена!
Чтобы проще понять, продолжим рассмотривать дальше одного из основных персонажей фильма. Это политрука Клочкова.
В школе на литературе героев художественных произведений изучали? Типа из "Войны и Мира" Пьера Безухова и т.п.? Я в советской школе изучал..., меня учили как это делать...
Основа художественного изображение персонажа – это не впихнуть в него кучу разных черт, характеров и «слабостей человека», а показать его чёткий образ, так сказать – «правда характеров». Любой герой в любом произведении – представляет из себя «собирательный образ». А фильме этот персонаж никакой! Вспомните фильм «Брестская крепость». Хоть фильм тоже такого же либерасного склада, но там политрук Ефим Фомин. Почему этот персонаж нам запомнился? Потому как только зритель его увидел – это политрук! Стопудовый политрук! Создатели «Крепости» просто раскрыли этого персонажа, раскрыли на все 100% вложенный ими же - весь художественный образ политрука. В форме, внешности, поведении, жестах, тексте, ударениях, интонациях, мимике, в характере…, в каждом слове – политрук! У него нет «равняйсь\смирно», так как это не командир, у него обращение к красноармейцам как у политрука… Он в крови политрук - даже когда принимает командование. Он идейный, как в уставе ВКПБ и Уставе РККА.., при этом без фанатизма.., настоящий партиец-политрук - преданный советскому народу, Советскому Союзу, партии, готовый отдать свою жизнь за Родину… Хотя об СССР, Родине и партии в фильме тоже ни слова. Политрук выделяется из всего состава красноармейцев и командиров. Более того – показать задумку режиссёра осуществил прекраснейших актёр! Павел Деревянко - просто мастер!
Возвращаемся к фильму о «Панфиловцах» к Клочкову… Зритель понял кто это, только когда по тексту назвали фамилию Клочков. За весь фильм этот персонаж не изобразил даже деятельности политрука, он не сказал ни слова как политрук. У него текст как у либерала из «Единой России»… Как и актёр игравший Клочкова просто бездарен…
Посмотрим на контрасте. Образы политрука у Михалкова… Знаете почему Михалков гений и мастер!? Даже его ненавистник это признает. Потому, что он гениально представляет политрука, как и любого своего героя, он раскрывает этот образ, он показывает всю правду характера этого человека. Зрителю на все 100% понятно – это политрук. Само собой, Михалков вкладывает в этот образ свою к ним ненависть и всё скотство, но зритель и без слов видит, что перед ними политрук. Но у Михалкова и у создателей «Панфиловцев», хоть у них на первый взгляд типа «противоположные образы» и сюжеты фильмов, у них - одно общее. Создатели «Панфиловцев» не сделали политрука-сволочь как у Михалкова - стреляющего в затылок красноармейцам, а сделали его «никаким», они сделали политрука-либерала. Если Михалков это делает осознано, то у режиссёра «Панфиловцев» это получилось просто из «рукожопства». И это их общее, что у них вышло – банальная десоветизация, антисоветизм, ненависть к СССР и вообще к советскому…
Кстати, в интервью, эти люди и не скрывают своё личное отношение к этому.
Возьмём образы в подобных американских патриотических фильмах. Режиссура Спилберг-Хэнкс. Это «Солдатское братство», «Спасение рядового Райана», «Тихий океан», «Ярость»… Там представлена не серая масса защитников и сражающихся с нацистами – там все образы и характеры героев разложены по полочкам. Режиссёр дозированно показывает человеческую слабость у героя, дозированно, потому как это Герои! Герои Америки - сражающиеся за Свободу! Представив дозированно «слабость» - тут же зрителю преподносится причина этой слабости и по сюжету Герой моментально осознаёт свою ошибку и исправляется! А вспомните как показан персонаж в «Спасении».., когда солдаты спорят кто был на гражданке их капитан.., оказалось – учителем. А как гениально всё! Вот как образ персонажа показан! А не серая масса! Простые человеческие отношения раскрыты доходчиво и понятно любому. Сюжетная линия – патриотизм.., несмотря на кучи трудностей жизни, наплевав на реализм – они всё равно ставят в фильме высокие идеи патриотизма во главу сюжетной линии. И даже если персонаж у них в фильме вор, гомик, педофил, убийца, предатель – он всё равно ПАТРИОТ своей страны!
А у нас сейчас НЕЛЬЗЯ показывать, что Советский народ сражался за свою Советскую Родину, за СССР! Советский народ они покажут, как серую массу суицидников, безвыходно выбирающих пойти умереть от пули немца или от пули НКВДэшника. Вот, по главной сути кино, это единственный "свободный выбор серой массы" советского народа. Смотрели фильм "Атака мертвецов: Осовец"? Так там по-другому. Там чёткая линия, что смерть за царя-батюшку дело богоугодное! При этом и Россиюшка упоминается патриотически и выставляется всё будто немцы агрессоры, хотя по исторической объективности война началась по прихоти и за интересы Николая-кровавого, который просто послал народ на убой. Напомнить начало 1 Мировой и действия русской императорской армии, которая бодренько начала агрессией и превратилась в жалкую массу, что и была на проигранной недавно русско-японской? Но тут, как этот мем в Интернете - "Это другое!"...
Так вот, стало быть, начался бой. Сначала немцы ведут артобстрел из тяжёлых орудий. Стреляют, стреляют, стреляют… Наши бойцы в это время прячутся в окопах, разных щелях. Покуривают. При этом ведут разговоры «типа за жизнь». «Сегодня, хлопцы, за Родину помирать нэ трэба. Сегодня за Родину трэба пожиты…» Затем немецкие танки идут в наступление. Красноармейцы встречают их огнём из лёгких пушек, противотанковых ружей, винтовок и автоматов. Подбивают танки гранатами, жгут бутылками с «коктейлем Молотова». Немцы отступают. Немцы... Они также показаны в фильме молчаливой серой массой, которая просто тупо идёт в атаку на русских. Что немцам надА!? Зачем они это делают!? Что ими движет!? Немцы тоже доказывают русским своё мужество и героизм!?
Собравшись с силами, фашисты проводят повторную атаку. Снова всё повторяется, однако накал становится сильнее. Всё вокруг грохочет, взрывается, горит, летят комья земли. Красноармейцы героически подбивают вражеские танки, однако сами погибают. Их становится всё меньше и меньше…
В какой-то момент бой заканчивается, а спустя некоторое время зритель видит знаменитый мемориальный комплекс, воздвигнутый у разъезда Дубосеково. Ещё через несколько секунд идут титры. Конец фильма.
Да, тему флага со свастикой фильм раскрыл полностью, то как его показывали и не раз, в том числе закреплённый на танках, а вот советский флаг так и не показали!!!
При просмотре, вспомнил фильм "Они сражались за Родину!". Напомнило чуть схожестью сюжета. Тоже простые солдаты, шли, ждут боя, бой... Так вспомнил как там всё гениально снято и показано зрителю!!! Раскрыто всё! Образы героев, смысл, понимание... Гениальный фильм!
ПС:
Вполне нормально, в духе времени с честной исторической достоверностью и человеческой правдой можно было вполне достойно снять фильм про панфиловцев. Ведь уже известно, что 28 панфиловцев, принявших бой и остановивших немецкие танки на подступах к Москве, не было. Это вымысел военного корреспондента, которого отправили на передовую и у которого оказался список потерь, состоявший из 28 военнослужащих из различных подразделений Панфиловской дивизии. Знаменитые слова про «велика Россия, а отступать некуда – позади Москва», политрук Клочков не говорил, это цитата из статьи этого военного корреспондента, написанная этим корреспондентом. Политрук Клочков погиб при других обстоятельствах, в разведке, с небольшой группой бойцов приняв бой с головным дозором немцев. Труп его обнаружили весной, когда растаял снег. Один из списка погибших Панфиловцев вообще оказался живым, воевал, оказался в тылу у немцев, послужил немцам и после войны был судим. Можно было, как к примеру, фильм «Брестская крепость». Вести повествование от лица этого корреспондента, который создал собирательный образ героев – советских солдат, действительно остановивших немецкие танки под Москвой. Вот и показать эту параллель, что и его художественный образ и реальность – правда! Всё вполне просто и без больного воображения воплощения своей ненависти к советскому, без этого модного и щедро проплачиваемого сейчас либерального обсерания нашего прошлого. Ведь на фильм деньги жертвовали простые люди, которые надеялись увидеть честность, но оказалось наоборот…
В общем, посмотрев фильм «28 панфиловцев», я понял, что пора с этим делом завязывать. Фильм снят не в историческом реализме и исторической достоверности, а в модном на сегодня стиле десоветизации и художественных либеральных высеров. Более того - не умеют современные российские режиссёры снимать хорошие фильмы о Великой Отечественной войне. А современные российские актёры – играть. Чтобы по-настоящему было, чтобы дух захватывало.
Все великие фильмы о войне давно сняли великие советские режиссёры, а роли сыграли великие советские актёры. Особенно те, кто сам воевал за Советскую Родину.
Странно, что есть люди, которые восхищаются подобным калом, изображая из себя патриотов. Патриотов чего? И как можно смотреть фильм выключив мозг?
В этом фильме «наконец-то показан героический подвиг нашего народа»!?
В этом фильме показана основная патриотическая идеология нынешнего времени, которая проскальзывает везде и всюду и о которой упоминалось еще в "Герое" с Биланом - "Умереть за родину без вопросов – вот смысл жизни для русского человека. Правда, родина немного идеологически подправлена. Так, сообщая о начале войны, русский офицер кричит: «Ура, теперь Россия помирит все народы Европы!»... Публика не поймет. То ли дело – Россия будет воевать за мир во всем мире. Дешево и сердито". И чем это отличается от "Весь мир смотрит на вас" или "Люди хотят жить на одной земле и говорить на одном языке"?
В тех же советских фильмах показывалось, что война - это ад, страшная трагедия, смертельный труд и жестокое испытание для долга перед Родиной. Вся повесть "Волоколамское шоссе" посвящена тому, как победить инстинкт самосохранения, трусость, воззвать к разуму, чувству долга и патриотизма солдата. Огромное количество советских фильмов показывает, какой страшной кровью оплатили ту войну люди и чего стоил даже самой небольшой военный успех. Та же панфиловская дивизия была почти разбита в тех боях и отошла на переформирование. А этот фильм? А этот фильм показывает яркий военный боевик, героическую, хотя и неправдоподобную гибель большей части солдат, которые не сомневаются в своей роли, не трусят, не говорят о родных и близких, неестественно естественно готовятся умереть, а после гибели почти всей роты даже лоб не морщат, а продолжают травить шуточки. Откройте себе глаза - вы повелись на патриотический боевик, а не драму о подвиге Советского народа. Вот так фильм и надо оценивать, без всяких оправданий. Как боевик он неплох - ни секунды не спорю.
Мое мнение неизменно - фильм неплохой боевик с хорошими (особенно учитывая бюджет) боями и спецэффектами. Но по художественной части - почти полный провал: ни сюжета, ни персонажей, ни актерской игры, ни нормальной звукорежиссуры. Просто полуторачасовая военная реконструкция с жалкими потугами исторической стилизации, патриотическо-русской идеологии и либерально-модной десоветизацией.
И да, в тексте использован копипаст формулировок, постов и комментов из Интернета, но мнение у меня тоже.
Вот тут тоже мнение о фильме по ссылке - http://movie-rippers.livejournal.com/331569.html
1.
2.
3.
4.