-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Traveler_in_Time

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Чёрный_кузнец

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3839



Новоторжская линия – продолжение истории

Четверг, 07 Мая 2015 г. 23:29 + в цитатник
Новоторжская линия построена в 70-е годы XIX века и относительно мало изучена, большая часть известных фото сделана из окна электрички, с соответствующим качеством и без претензии на более-менее полный охват всего, что есть интересного в этих местах. Есть мнение, что ничего исторического там нет, но небольшая январская поездка по этим местам подтвердила, что эта линия нуждается в более масштабном исследовании – практически всюду нашлись исторические постройки и просто интересные вещи.

Электропоезд ЭТ2М-098 сообщением Тверь - Торжок, станция Терешкино
IMG_4288 (700x466, 269Kb)

На этот раз нашей целью стал начальный участок Новоторжской линии – от станции Лихославль Октябрьской железной дороги до города Торжка. Этот участок дороги электрифицирован, по нему ходит целых три пары пригородных электричек, хотя когда-то их было гораздо больше, а в ходе зимних отмен собирались оставить всего одну. Всё для людей – как всегда.
До Лихославля доехали быстро, попутно отметив внушительную церковь в селе Дмитровском. Церковь заброшена, хотя видны следы начала реставрации – основной объём храма заколочен, а у одной из стен стоят строительные леса – впрочем, не первой свежести.

Заброшенная церковь в селе Дмитровское
IMG_4071 (700x466, 253Kb)

Итак, Лихославль, бывшая станция III носившая некогда имя Осташково (по близлежащему посёлку), но переименованная (по ещё одному расположенному недалеко посёлку, состоявшему в то время всего из дух дворов) после строительства железной дороги до города Осташкова, чтобы не вносить излишней путаницы. Лихославль всегда смотришь из окна электрички, количество однотипных фото в сети показывает, что основная масса людей делает точно так же. В итоге в кадр попадает только то, что видно из вагона, или то, до чего можно добежать, пока электричка стоит под обгоном, пропуская нечто более скоростное. Мы же не были привязаны к поезду, поэтому смогли обойти почти всю станцию.

Вокзал в Лихославле
IMG_4146 (700x466, 257Kb)

Сталинский вокзал, линейно-путевое здание николаевских времён – это видно из поезда и известно. Второй ряд домов по Советской улице изучен гораздо меньше. Несколько жилых домов для станционных служащих, казарма для рабочих, и самое главное – здание медпункта, где проходят (проходили?) предрейсовый осмотр поездные бригады. Это здание – точная копия сгоревшего в войну вокзала станции Колпино – сравните сами. К сожалению, сейчас оно не выглядит обитаемым, а вокруг него развернулась стройка.

Медпункт на станции Лихославль
IMG_4125 (700x466, 212Kb)

Сравните - вокзал на станции Колпино, архивное фото
Вокзал станции Колпино (700x543, 294Kb)

Ещё один вопрос – с другой стороны станции.
Небольшое прямоугольное здание под двускатной крышей вполне может оказаться остатком станционного здания III класса, которых в Лихославле (и на других подобных станциях) было два. Место расположения и форма здания похожи на то, что должно быть. Основной объём здания могли снести при прокладке дополнительных путей – это мы видели, например, в Вышнем Волочке. Сейчас здание занимает магазин, зайдя в который мы, кажется, нашли ответы на все вопросы. Три арочных окна с каждой из сторон, толстые стены – сомнений не осталось, это часть станционного здания III класса. При более детальном рассмотрении обнаружился ещё и белокаменный цоколь.

Эта постройка с магазином - всё, что осталось от станционного здания III класса
IMG_4148 (700x466, 225Kb)

А вот так эти здания выглядели изначально, их было два
Эскизный проект станции III класса (700x490, 169Kb)

Чуть дальше стоят ещё несколько путейских казарм 1870-х годов, на одной табличка: Лихославльская, МПС, дом 40 – такие адреса часто встречались в посёлках железнодорожников – МПС, дом номер такой-то. Отдельный снимок – водонапорная башня «клинского» проекта, без бетонного забора на первом плане, который отгораживает пути от города и есть абсолютно на всех снимках, сделанных из поезда. Башня построена по типовому проекту, такие же есть в Твери и Вышнем Волочке (там башня стоит на естественном возвышении, поэтому отсутствует первый этаж), а самая первая из этих башен стояла когда-то на станции Клин и погибла в годы войны.

Водонапорная башня, фото "без забора"
IMG_4151 (466x700, 233Kb)

Жилой дом у водонапорной башни
IMG_4152 (700x466, 196Kb)

Ещё одна путейская казарма
IMG_4169 (700x466, 189Kb)

"Железнодорожный" адрес, сейчас их всё меньше и меньше
IMG_4171 (700x466, 226Kb)

Детали декора. А ведь всего лишь жильё для железнодорожных рабочих...
IMG_4172 (700x466, 243Kb)

Ещё одна казарма для железнодорожников, на этот раз двухэтажная
IMG_4175 (700x466, 246Kb)

И совсем в глубине посёлка, во второй линии домов по Советской улице, ещё один жилой дом:
IMG_4184 (700x466, 322Kb)


Погода совсем испортилась, едем дальше. Платформа Виноколы – по спутнику есть какое-то здание. Едем от города через полосу каких-то свалок, дорога превращается в колею и скоро закачивается, дальше идём пешком. Здание оказалось сложенным из силикатного кирпича, хотя и имеет отношение к железной дороге. Три пути – два приходят из Лихославля, один – от платформы Шлюз главного хода. Платформа на один вагон с полустёртой табличкой. Больше ничего нет.

Виноколы. Платформа
IMG_4185 (700x466, 250Kb)

Виноколы. Служебное здание и сарай, относительно современные

IMG_4193 (700x466, 279Kb)

Следующим пунктом стал остановочный пункт 7-го километра. Судя по названию, ничего ценного на нём не должно быть. Но спутниковый снимок показал здесь несколько построек, одна из которых по своей форме и расположению вполне могла бы оказаться линейно-путевым зданием – проще говоря, домиком обходчика. В меру разбитая грунтовка, несколько деревень, в одной из которых вдруг неожиданно нашёлся узкоколейный пассажирский вагон ПВ-40 с сохранившимися надписями, но без указания места приписки. Вероятно, раньше он принадлежал какому-то из торфопредприятий, которые были когда-то вокруг Лихославля.

Узкоколейный вагон ПВ-40, деревня Ильинское
IMG_4195 (700x466, 224Kb)

Подъезжаем к железной дороге, попутно отметив какой-то невероятный полусамодельный трактор в деревне, и – вот оно! Николаевское линейно-путевое здание, напротив него – руины то ли ледника, то ли погреба для керосина (первое вероятнее, учитывая размеры), а рядом – ещё один дом времён постройки дороги. Вот вам и безвестный «7-й километр»!

7-й километр. Линейно-путевое здание, построенное по проекту Петербурго-Московской железной дороги. Проект разрабатывался в 1840-е годы, а это здание построено в 1870-х
IMG_4214 (700x466, 330Kb)

Николаевское линейно-путевое здание когда-то горело, но с тех пор восстановлено. Получается, что география распространения таких зданий насчитывает уже целых четыре линии: собственно главный ход от Питера до Москвы, где они впервые и появились в конце 1840-х годов, Новоторжская линия (1870-е), Бологое-Полоцкая железная дорога (1900-е годы), линия Клин – Высоковск (1910-е годы). Выходит, эти здания строились по одному проекту без каких-либо изменений на протяжении пятидесяти пяти – шестидесяти лет. Своего рода рекорд!
Деревянный жилой дом наполовину выселен, но в целом производит впечатление вполне ещё крепкого здания. Сохранился весь деревянный декор – резные стропильные балки под крышей, характерный карниз с «зубчатым» рисунком под свесом крыши – словом, всё то, что мы видели на станциях Высокое и Старица в январе.

Полувыселенный жилой дом постройки 1870-х годов, 7-й километр
IMG_4213 (700x466, 303Kb)

Ледник стоит без крыши, кирпичная кладка стен потихоньку начинает осыпаться. Но даже в таком виде он производит впечатление чего-то весьма солидного и даже монументального.

Ледник или просто погреб времён постройки дороги, 7-й километр
IMG_4204 (700x466, 332Kb)

7-й километр, историческая застройка. Кто бы мог подумать?
IMG_4215 (700x466, 278Kb)

Находки на 7-м километре с лихвой перекрыли неудачу в Виноколах. На очереди – бывший разъезд, а ныне остановочный пункт Лазари, где когда-то был вокзал и до сих пор просматривается некая постройка. Дорога становится всё хуже и хуже, в конце концов она сворачивает в поля и превращается в малопроходимую колею. Дальше идём пешком. Решение было правильным, так как дорога, или то, что от неё осталось, заканчивается разворотом на поляне, почти полностью залитой водой. До вокзала от неё не более ста метров через лес.

Лазари. Вокзал, вид с дальней от путей стороны
IMG_4233 (700x466, 300Kb)

Лазари встречают нас вокзальным зданием непонятного времени – то ли довоенное, то ли послевоенное. Бревенчатый сруб Т-образной формы, кое-где обшитый вагонкой, стоящий довольно далеко от путей, заметно ниже уровня насыпи. По единственному фото, найденному в сети, казалось, что эта вагонка – нечто позднее, чем забивали окна при закрытии вокзала. Оказалось – нет, она имеет профильную форму, характерную для старых построек. Небольшое её количество – это та часть, которую не смогли ободрать местные жители на свои нужды. Под крышей опять обнаружились резные стропильные балки, похожие на виденные раньше – и это здание явно историческое, хотя и новее, чем линия.

Металлические буквы названия станции
IMG_4236 (700x466, 238Kb)

Деревянная лестница на платформу
IMG_4237 (700x466, 364Kb)

Вокзал закрыт, окна забиты даже не досками, а брусьями вбитыми прямо в оконные проёмы – видимо, из-за этого здание до сих пор относительно целое – нет доступа внутрь со всеми последствиями – помойкой, кострами и прочими неприятностями. Одна из входных дверей уже в позднее время стала дверцей релейного шкафа – за ней просматриваются остатки аппаратуры. К путям ведёт деревянная лестница, сделанная частично из шпал, частично из досок. Напротив стоит путейский сарай. Хорошо видно место, где проходил второй путь. Вокзал полностью заброшен, однако, без внешнего вмешательства простоит ещё довольно долго.

Лазари. Вокзал с платформы
IMG_4245 (700x466, 363Kb)

Резные балки под свесом крыши

IMG_4253 (700x466, 287Kb)

Выбравшись обратно на дорогу, едем на станцию Терешкино. Она действующая, есть несколько путей и как минимум одно историческое здание. На месте оказалось, что таких зданий там три, но все так или иначе проблемные. Жилой дом у путей внешне выглядит весьма прилично, но в данный момент выселяется под снос, так как признан "аварийным". Жители недовольны – вместо крепкого деревянного здания, которое «140 лет простояло и ещё столько же простоит», им предложили нечто двухэтажное, блочное, ненадёжное, неудобное, зато обшитое сайдингом. Прямо так и сказали – такое впечатление, что новый дом вот-вот развалится.

Терешкино. Жилой дом у путей
IMG_4281 (700x466, 283Kb)

Он же с другой стороны
IMG_4302 (700x473, 209Kb)

И ещё раз он же
IMG_4305 (700x466, 217Kb)

Путейский сарай - не старый, но колоритный
IMG_4282 (700x466, 269Kb)

Невдалеке – ещё одна казарма, мощное впечатляющее здание с уцелевшим декором, даже покрашенное в разные цвета, как и должно было быть (впрочем, за верность цветовой гаммы не ручаюсь) – и тоже выселенное. Два подобных здания стоят ныне в разгромленном виде у станции Решетниково на главном ходу Октябрьской железной дороги. К сожалению, перспективы здесь вполне понятны.

Старинная казарма на станции Терешкино. Увы, выселенная
IMG_4316 (700x466, 321Kb)

IMG_4319 (700x466, 290Kb)

IMG_4325 (466x700, 184Kb)

Третий дом, построенный когда-то для начальника станции, собственно он и занимает – с той только разницей, что теперь это не жилой дом, а рабочее помещение. Этот дом переживёт своих собратьев, выселять его (пока) никто не собирается. Кстати, этот дом – единственный, который видно из окна поезда.

Дом начальника станции Терешкино
IMG_4330 (700x466, 260Kb)

Он же с другой стороны

IMG_4326 (700x466, 245Kb)


Приходит электричка на Торжок, снимаем её на станции. Тут же подходит некий деятель в штатском и интересуется, что снимаем. На вопрос, а в чём собственно дело, сказал нечто «ну мало, террористы там всякие...». Впрочем, получив заверения, что ничего кроме старых домов нам не нужно, удалился. Да, официальная пропаганда делает своё дело, скоро будем под каждым кустом террористов выискивать.

Электричка Тверь - Торжок, станция Терешкино
IMG_4274 (700x466, 279Kb)

Тем временем начинает темнеть (спасибо правительству, сократившему световой день на целый час), и у нас остаётся последний на сегодня объект – металлический железнодорожный мост через реку Логовежь – довольно быструю и полноводную. Мост клёпаный, контактный провод проложен таким образом, что несущий трос оказался над фермой моста, а сам контактный провод – под ней. Электрификация сюда пришла не раньше середины 1960-х годов, когда появление клёпаных мостов было уже маловероятно, поэтому скорее всего мост – более или менее исторический.

Клёпаный металлический мост через реку Логовежь
IMG_4361 (700x466, 247Kb)

Остановочный пункт Колодези – последний перед Торжком – остаётся на следующий раз.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку