-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Thomas_Neo

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.01.2017
Записей: 31
Комментариев: 0
Написано: 31


Древнетюркские народы

Воскресенье, 12 Марта 2017 г. 17:45 + в цитатник

Древнетюркские народы

·      Булгары

·      Сувары

·      Тюрки при Тюркском каганате

·      Тюргеши

·      Карлуки

·      Древние уйгуры

·      Древние киргизы

·      Тюрки-огузы

·      Кимаки

·      Кангары

·      Печенеги

·      Кыпчаки (половцы)

·      Древние башкиры

 

Древнетюркские народы– средневековые тюркоязычные народы (эли), имевшие этнополитическое единство до монгольского нашествия. К ним относятся: булгары, сувары, тюрки при Тюркском каганате, тюргеши, карлуки, древние уйгуры (тогуз-огузы), древние киргизы, тюрки-огузы, кангары, печенеги, кимаки, кыпчаки (половцы), древние башкиры. В большинстве все они воинственные кочевники. С IX-X вв. активно начинают переходить в ислам.

Тюрки– в широком смысле – средневековые тюркоязычные племена; в узком смысле – тюркоязычный народ сформировавший Тюркский каганат во главе с Бумын-каганом из рода ашина (т.е. тюркюты). Тюркюты – термин, предложенный Гумилёвым во избежание путаницы. Сами тюркюты называли себя в эпитафиях «кёк-тюрк» (небесные тюрки; по китайским источникам интерпретируется в форме «сыновья неба»), китайцы называли их туцьюе/тугюе (латинская транск. tūjué).

В 552 году образовался Тюркский каганат. В VII каганат распадается на Тюргешское, Кангаро-печенежское, Кимакское, Хазарское и Булгарское государства. В середине VIII в. карлуки захватывают Тюргешский каганта и выселяют огузов. А те в свою очередь вытесняют кангаро-печенегов, и они, обогнув Хазарский каганат, поселяются в Украине. Там они в IX в. вытесняют венгров в Паннонию. Здесь мы видим «цепную реакцию» вытеснения, так как кочевники имеют много стада и им нужны обширные пастбища. Если их землю захватит другой кочевой народ, то им ничего не остается, кроме как уйти в другую землю. Но почти всегда малая часть (ок. 10-15%) остается на своих землях. В XI в. печенеги были разобщены: часть растворилась среди украинцев, часть ушла в Венгрию, остальная часть возможно ушла в Болгарию или Малую Азию. На их место пришли кыпчаки. Что касется ясов, то они после монгольского нашествия переселились в Венгрию вместе с некоторыми половцами. А до этого они жили в области между устьем Дона и Саратовым. Касоги (тюркские казаки) жили южнее ясов.

В этой главе я не выделял цитаты из книг кавычками. В остальных частях все цитаты выделены.

 

Булгары

В IV в. земли между р. Волга и Днепр занимали аланы. После гуннского нашествия многие из них расселились, а вместо них на политическую арену в V в. вышли булгары и авары. Под натиском других тюркоязычных племен булгары переселились из Великой Булгарии на Кавказ, районы нижнего Дуная (Фракия) и Среднего Поволжье, а также некоторая часть булгар переселилась во главе с Альцеком в Италию. Археологические сведения и находки в разных частях Италии, в том числе и в Беневенто, подтверждают сведения письменных источников о миграции тюркоязычных болгар в Италию.

Возвышение Хазарского каганата заставило в конце VII в. одну часть булгар во главе Аспаруха уйти на Дунай, а другую – в Волго-Камье. Третья часть (черные булгары) остались на Северном Кавказе и известна здесь до X в. В частности, некоторые из них вошли в состав балкарского народа. Мовсес Хренаци (V в.) сообщает, что часть булгар в результате междоусобных войн переселилась в Армению.

Название «балкар» по мнению В.Д. Дмитриева происходит от этнонима булгар. Кроме отождествления этнонима «балкар» с булгарами, есть и другие версии. По мнению Л.Ю. Клапрота этноним «балкар» происходит  от названия р. Малка. И.М. Мизиев выводит самоназвание балкарцев из названия ущелья Малкъар (Балкарское), находящееся в Черкесском районе.

Имеется упоминание о Болгарии и у Константина Багрянородного: «И Болгария, и самый Истр, и знаменитая гора, называемая Гемос, идущая до самого моря, суть части Фракии, теперь же чужие. Эта часть Фракии поставлена была во власть константинопольскою императора и в ней до сего времени не было правителя. А с тех пор как ненавистное богу болгарское племя перешло через реку Истр, сам император вторжением скифов и болгар вынужден был ввести порядок в эту часть Фракии и поставить в ней правителя. Произошел же переход варваров через Истр реку в конце царствования Константина Погоната (652—685 гг.). Тогда и это имя сделалось известным, прежде же их называли оногундурами».

В византийской истории Никифора Григора (1295—1360 гг.)  говорится о болгарах, как одном из скифских племен: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна, лежащая по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает Волга, от нее и сами туземные жители получили название болгар, а сначала были они скифы. Оттуда с детьми и женами переселились они сюда в то время, когда язва иконоборства нападала на благочестивых. Перешли они реку Истр в громадном числе и распространились по обеим Мизиям». Далее, говоря о скифах, Григора пишет: «Названия различные дают им древние мудрецы. Гомер называет их киммерийцами‚ Геродот разнородными скифами, Плутарх – кимварами и тевтонами… Так и скифы – те, которые поселились ближе всех к древней скифской земле, сохраняли неизменным свое название, ибо и сами называются скифами, и земля питающая их, зовется скифской землей».

Из перечисленных свидетельств древних авторов явствует, что болгары были автохтонами степей Приазовья и входили в число злато-сарматских племен, долгое «время по литературной традиции называвшихся скифами. Византийские историки разделяли котрагов и болгар точно так же, как не смешивали гуннов и болгар (свидетельство Феофана), считая их самостоятельными народами.

По словам средневековых арабских авторов волжские булгары в X-XII вв. подчинили себе все соседние народы. Волжская Булгария образовалась на рубеже IХ—Х вв. и по своему социально-экономическому и политическому развитию она становится в один ряд с крупными государственными образованиями Евразии.

Арабский энциклопедист Х в. ал–Масуди пишет: «Булгары составляют великий, могущественный и храбрый народ, который подчинил себе все соседние с ним народы». Арабский путешественник Абу Хамид ал–Гарнати, побывавший в ХII в. в Волжской Булгарии, сообщает: «И выше этой страны обитают народы, которым нет числа, они платят налог царю булгар».

 

Сувары

Сувары происходят из Поволжья. Слово «Сибирь» происходит от сувар, который изначально видимо относился к Волге. Упоминаются в разных вариантах: савар, сабир, сувар. Впервые о них упоминает Клавдий Птолемей (II в. н.э.): «…меланхлены, ниже их — агафирсы, затем аорсы и пагириты, ниже их — савары и боруски до Рипейских гор». В.В. Бартольд считает суваров частью булгаров. К. Кречмер писал, что этноним савромат образовался от этнонима савар.

Часть суваров проникла в Закавказье и в VI-VII вв. В 515 и 540 годах сувары массами вторгались в Албанию. М.М. Дьяконов отмечает, что в 515 г. когда в Закавказье проникают савиры. Ковад предпринимая оборонительные меры, стал укреплять города Байлакан и Партав. По его мнению, савары, утвердились в Албании севернее оборонительной линии иранцев. В 568 г. сувары на Северном Кавказе были разгромлены аварами. после чего часть их проникла в Азербайджан и осела здесь. Когда в 586 году византийская армия проникла в Албанию, здесь она встретилась с суварами, у которых взяла заложников. По мнению А.Е. Крымского, в V веке сувары обитали в районе Кабалы, в северо-западной Албании. Хосров Ануширван переселил в Азербайджан 10 тыс. сувар.

Результатом всех этих движений являются этнотопонимы с этнонимом сувар. Так на территории Пушкинского района есть топоним Билесувар, который в форме Пилесувар впервые упоминаются в источнике ХIII века. В северо-восточном Азербайджане (в бывшем Кубинском уезде) в ХIХ веке были остатки крепости Галейсувар – «крепость суваров». В архивном документе зарегистрирован на территории Кубинского ханства кишлак (зимовка) Галей Суар, «крепость суваров» и селение Суварли. Руины крепости в селе Рустов Кубинского района ираноязычные таты до настоящего времени называют Галейе-Суарун – «крепость суваров».

 

Тюрки при Тюркском каганате

Новые завоеватели, тюрки, вышедшие из Алтая, в короткое время подчинили себе все народы от Великого океана до Черного моря. Основатель империи‚ Или-Хан Тумынь, умер в 553 г. После смерти хана Тобо (581 г.) империя распалась на два государства, восточное и западное. Центром  последнего, как и большинства последующих кочевых государств в западной части Средней Азии, была прежняя земля усуней, т. е. Семиречье.

Муган-каган (правил в 553-572 гг.), наследник Бумына и Кара-кагана, окончательно утвердил господство Тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей в Юго-Западной Маньчжурии и кыргызов на Енисее.

Так выглядит официальная теория. История Тюркского каганта сложный вопрос. Я разбирал факты по этому вопросу в главе «Скифы и тюрки».

 

Тюргеши

Тюргеш – türk keči, букв. тюркские кочевники. Междоусобные распри в Западнотюркском каганате, военно-политические акции китайского императорского двора, стремившегося к установлению гегемонии в Семиречье, во многом способствовали тому, что власть кагана слабела и постепенно оказалась номинальной. Племена, входившие в состав «десяти стрел», все чаще выступали уже не от имени каганата, а под своим собственным флагом.

Этой силой были тюргеши под предводительством Учлика (Учжилэ)‚ носившего титул Бага-таркан (мохэ-дагань). Возвышение тюргешей в условиях раздробленности и бегства кагана Хусэло не было неожиданностью. Будучи многочисленным племенем, входившим в состав левого крыла каганата еще с VI в., тюргеши занимали большую территорию в Чу-Илийском междуречье и контролировали большую часть караванных путей в Семиречье. Тюргешское влияние постепенно увеличивалось, росло число подвластных им племен. Еще до поражения Хусэло Учлик учредил на своих землях 20 тутукств по 7 тыс. человек в каждом. Собственную ставку, прежде находившуюся на северо-западе от Чу, он перенес в Суяб, назвав ее Большой ставкой; в городе Кунгут находилась его Малая ставка. Кунгут и племя с тем же названием размещались в долине р. Или (они жили здесь и в XI столетии, о чем свидетельствует Махмуд Кашгари).

Обе группировки находились в крайне натянутых отношениях между собой. В ходе борьбы за гегемонию илийские тюргеши пошли на военный союз с восточными тюрками‚ возглавляемыми Капаган-каганом. Одним из эпизодов борьбы между ними является сражение при р. Болучу на расстоянии ночного перехода от Иртыша. Чуйским тюргешам (иначе сары-тюргешам) было нанесено жестокое поражение, в результате которого гегемония перешла к их соперникам (кара-тюргешам, перенесшим свою ставку в Талас). На каганский престол ими был посажен Сулук (Сулу), представитель кара-тюргешского племени чапыш (чэбшли).

Конфликт перерос в борьбу между правящими группировками кара-тюргешей и сары-тюргешей. Со смертью Сулук-кагана в 738 г. эта борьба приняла крайне острые формы. Как отмечается в летописи, в Тюргешском каганате «тех, кто являлся потомками Согэ (Сакала), называли желтыми родами (сары-тюргеш) а улус Сулу (Сулука) называли черными родами (кара-тюргеш). (Они) взаимно враждовали и не доверяли друг другу». О том же говорится в письме тюргешского сановника. чумукуньского Бекан-Кюлюг-чора (Фу-янь-Цюэлю-чо): «Мы родились в степях, в стране волнения, нападают друг на друга и режутся...».

Складывалась система деления каганата на кара-тюргешей и сары-тюргешей со ставками на Таласе и в Суябе. Однако с 40-х гг. VIII в. этот принцип фактически уже не соблюдался. Разобщенные племена лишь при помощи внешних сил смогли в 751 г. дать отпор китайскому нашествию. В 756 г. каганат пал под натиском тюркоязычного племени карлуков.

 

Карлуки

В VI-VII вв. карлуки были включены в орбиту влияния Тюркского, Западнотюркского и Восточнотюркского каганатов. В ходе политических перипетий, имевших место в Центральной Азии, конфедерация карлукских племен была территориально и политически разобщена. Письменные источники сообщают о ряде локальных группировок карлуков. Так, на востоке зафиксировано их размещение в горной местности Отюкен (Монголия), в Восточном Туркестане они отмечены в области Бешбалыка, а на крайнем юге обосновались в Тохаристане‚ что на севере Афганистана. Однако основная их масса была известна по данным древнетюркских рунических памятников как объединение «уч карлук» (три племени карлуков), занимавшее территорию между Монгольским Алтаем и оз. Балхаш, к югу и северу от Тарбагатая. Предводитель союза карлукских племен носил титул «эльтебер», этот же титул носил глава уйгуров и азов.

Главенство в Семиречье во второй половине VIII в. перешло к народу карлуков, главная масса которых теперь выселилась из Алтая (передовая ветвь карлуков  еще в начале столетия достигла берегов Аму-Дарьи). В 766 г. карлуки заняли Суяб и перенесли сюда свою столицу.

Карлукские племена в VIII-X вв. расселялись от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Одна из групп карлуков в начале IX в. обосновалась в пределах Отрара (Фараба). Ибн Хордадбех отмечает, что в городе Фарабе находятся отряды тюрок-карлуков. Другие авторы отмечают карлуков в городе Сюткенд, относящемся к области Фараб. На пастбищах между Фарабом, Кенджидой и Шашем (Ташкент) также кочевали карлуки. «Они все мусульмане, но никому не подчиняются» – отмечает аль-Истахри (X в.).

 

Древние уйгуры (тогуз-огузы)

Падение Второго Тюркского каганата создало B степи политический вакуум. В борьбу за господство над тюркскими племенами, за титул кагана, вступили племена-победители, довершившие разгром империи Ашина, – басмылы, уйгуры и карлуки. Сильнейшими оказались уйгуры, отнявшие власть у басмылов.

Уйгуры, так же как и тюрки, кыргызы и кипчаки, принадлежали к числу древнейших племенных союзов Центральной Азии. В III-IV BB. уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв.: высокие телеги). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза – теле (тележники).

В 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами». В орхонских надписях племена этой группы названы токуз-огузами, т. е. «девятью огузскими (племенами)». С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар.

Вождь токуз-огузов, эльтебер Тумиду, создал свое государство B 647 г. в бассейне рек Тола и Орхон. Китайские хроники сообщают: «Тумиду все же самовольно именовал себя каганом, учредил должности чиновников, одинаковые с тюркскими должностями». Танское правительство не признавало вновь созданное государство. Более того, с 630-663 гг. между токуз-огузами и Танской империей шла война, B которой китайские войска не смогли одержать победы. Однако B начале 80-х годов токуз-огузы потерпели поражение в боях с тюрками Эльтериш-кагана и утратили свою государственность.

 

Древние киргизы

Орхонские надписи только в кратких словах говорят о первых тюркских каганах, носивших имена Бумын и Истеми. Среди подчинившихся им народов упоминаются и киргизы.

Надпись Тоньюкука говорит о составившейся против восточных тюрков коалиции трех «каганов»: китайского, западно-тюркского (во главе западных тюрок стоял в то время род тюргеш) и киргизского. Таким образом, на этот раз в коалиции, кроме китайцев, принимали участие только народы запада. Тоньюкук решил произвести нападение на киргизов. По-видимому, эта война произошла зимой (710/11 г.). Надпись только в кратких словах говорит о битве и победе над киргизами.

Вместе с киргизами несколько раз упоминается народ аз. B одном месте азы называются вместе с тюргешами, следовательно, жили, вероятно, от киргизов к юго-западу, между Саянским хребтом и Алтаем. В рассказе о киргизах в Таншу сказано, что они были покорены уйгурами в 758 г. Если китайцы считали покорение киргизов уйгурами в 758 г. окончательным, то это, вероятно, объясняется тем, что после 758 г. в Китай больше не приходили киргизские посольства. Что киргизы продолжали оказывать уйгурам сопротивление, видно из надписи на китайском языке, относящейся к царствованию другого уйгурского кагана, правившего от 808 до 821 г.

Война с уйгурами кончилась торжеством киргизов в 840 г., когда киргизами была взята столица уйгуров на Орконе (ныне развалины Харыбамыза); от местопребывания киргизского кагана на Енисее до этого города считали 40 дней верблюжьего хода; при этом был убит уйгурский каган, правивший с 832 г. Киргизам не удалось окончательно покорить уйгуров; несмотря на потерю столицы, в 841 г. был провозглашен новый уйгурский каган Уге, боровшийся со своими врагами еще до 847 г., когда он погиб в борьбе со своими мятежными подданными. После этого уйгуры частью подчинились завоевателям Монголии киргизам, частью ушли на юг, где основали два княжества, одно в области Турфана‚ другое в области Ганьчжоу. Господство над Монголией перешло к киргизам, государство которых благодаря этому сделалось первенствующей кочевой державой в восточной части Средней Азии.

 

Тюрки-огузы

Столица огузов находилась в Янгикенте. Высший титул – ябгу. Известно, что титул ябгу носила правящая верхушка различных тюркоязычных народов – карлуков, огузов, уйгуров и др.

При изучении истории огузов часто обращают внимание к Огуз-Наме. Но к каким огузам относятся сказания в Огуз-Наме – к семиреченским или уйгурским – вопрос спорный. Самой старой рукописной версией этой легенды является уйгурская рукопись XIII-XIV вв. После распада Тюркского каганата уйгуров называли «тогуз-огуз» (девять племен огузов), к ним возможно и относится легенда об Огуз-хане. Эта легенда едва ли может рассматриваться как подлинная хроника завоеваний семиреченских и сельджукских огузов. Как считает Р.М. Шокурова, в нем нашли отражение разновременные события, начиная с VII-VIII вв. н.э.

Первоначальное ядро огузской группировки формировалось в Семиречье, однако в процессе своего движения на запад оно значительно пополнилось за счет кочевого и полуоседлого населения территории Южного и Запаного Казахстана.

В XI в. огузы состояли из 22 племен. В «Диван лугат ат-турк» приведен следующий перечень огузских племен: qınıq, qayığ, bayundur, yivä, salğur, afšar, bektili, bükdüz, bayat, yazğur, aymur, qara bulaq, alqa bulaq, ikdir, yüräker, tutırqa, ula yundulığ, tüker, bečenek, čuvaldar, čabnı, čaruqluğ. Поскольку огузы называли себя турками (не туркменами),  туркмены должны рассматриваются как отдельный народ, который входил в состав Огузского государства, а затем и Сельджукского. Семиреченские огузы с самого образования Тюркского каганата называли себя türk. Этноним «туркмен» появился в результате образования Огузского государства, где главенствующее положение занимали семиреченские тюрки. «Туркмен» означает «тюркоподобные», т.е. «смешанные тюрки», тогда как сами огузы не были смашенным народом до переселения в Малую Азию. Крупный учёный С. Агаджанов отмечает: Название «туркман» прилагалось также к отдельным, вероятно, метисированным этническим группам халаджей и карлуков. Многие туркмены переселились в Иран, Ирак и Сирию во время сельджукских миграции. Огузы, ушедшие в XI-XIII в. в Закавказье и Малую Азию, приняли участие в формировании азербайджанского и турецкого народов.

В состав Огузской конфедерации также входила часть кангаро-печенежских и других степных племен долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Исторко-географические материалы дают возможность локализовать кочевья огузов приблизительно от южных предгорий Каратау, Богена, Чаяна и Арыси до пределов Испиджаба, а в южном направлении от Шаульдера до восточной оконечности песков Алкаколь-Кум. Огузские племена обитали также в присырдарьинских районах Голодной степи на северо-западных границах Усрушаны.

В конце IX в. огузы нанесли печенегам при содействии хазар сокрушительное поражение и овладели их землями. Огузские племена оказали большое влияние на ход исторических событий в Средней Азии и Восточной Европе в IХ-Х вв. Благодаря образованию в середине XI в. обширной Державы сельджукидов огузы и туркмены стали играть важную роль почти на всем мусульманском Востоке.  Практически, одновременно с началом огузского натиска на восточные владения Византии и Закавказье в русских летописях появляются свидетельства об огузах-торках y границ Киевской Руси. Правда, если в персидских, армянских и византийских хрониках огузо-туркмены Малой Азии предстают грозной всесокрушающей силой, то торки Восточной Европы, с точки зрения русских летописцев, были еще одним, не очень существенным эпизодом в многотрудной истории взаимоотношений Руси с кочевой степью. Последнее же сообщение о торках на страницах русских летописей датируется 1080 г.

 

 

Кимаки

Имеющееся мнение исследователей о полном тождестве кимеков и кыпчаков ошибочно, ибо сведения письменных средневековых источников позволяют однозначно рассматривать их как два отдельных, но родственных тюркоязычных этноса.

В источниках нет никаких прямых указаний, ставящих под сомнение тюркскую этническую и языковую принадлежность кимеков. Напротив, все писавшие о них единодушно относили кимеков к числу основных тюркских племен. Первое по времени упоминание этнонима кимек в письменных источниках относится к событиям VIII в. и связано со списком политически и социально значимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IX в.), в сочинении которого перечисляются кимеки наряду с токуз-гузами‚ огузами, печенегами, карлуками, кыпчаками, азкишами, тюргешами. Первоначальный состав кимекской федерации приведен в произведении Гардизи. В этот союз входили семь племен: эймюр, имек, татар, кыпчак, баяндур, ланизак, аджлар.

На руинах Западнотюркского каганата кочевые и полукочевые тюркоязычные племена на территории современного Казахстана образовали три могущественных государства: в Семиречье – Карлукское этносоциальное объединение, на среднем и нижнем течении Сырдарьи и в Приаральских степях – Огузскую державу, а в Северном, Восточном и Центральном Казахстане – Кимексий каганат.

В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснив кангаро-печенежские племена из Сырдарьи и Приаралья.

Образование кимекского каганата. Бурные события второй половины VIII-IX вв., в ходе которых кимекские племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских ворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи дали толчок развитию государственных организации кимеков. Первое упоминание о государственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца Х – нач. Х вв. Так, историк и географ IX в. ал-Якуби, отличающийся широкой осведомленностью и сравнительно высокой точностью своих сообщений, упоминает о гocyдарственности у кимеков и других тюркоязычных народов: «Туркестан и тюрки делятся на несколько народностей и государств (мамалик), в том числе: карлуки, токузгузы, кимеки и огузы. У каждого племени тюрок отдельное государство, и одни из них воюют с другими»…

Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX – нач. Х вв. их царь стал носить высший тюркский титул – каган (хакан). «Хакан – главный царь тюрков. Хакан – это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому как персы говорят шаханшах» констатирует среднеазиатский ученый Х в. ал-Хорезми. Титул каган стоял на две ступени выше, чем титул ябгу.

С середины X века имя кимаков окончательно исчезает. Махмуд Кашгарский, писавший в 1073 году, не знает кимаков: вместо них он говорит о кыпчаках и йемеках, причем йемеки к этому времени оказываются уже в подчинении у первых.

 

Кангары

Река Сырдарья в арабских и китайских источниках носит название Кангар. Печенего-кангарские племена занимались полуоседлым хозяйством, сочетавшим скотоводство, земледелие и рыболовство. Кангары изначально занимали территории Таласа и Сырдарьи.

В начале VIII в. низовья Сырдарьи входили в единую политическую конфедерацию, объединенную общим сюзеренитетом полукочевых печенего-кангарских племен. Политический центр конфедерации находился в Отраре (или иначе «Кангу Тарбан» по древнетюркским текстам). В политических и этнокультурных взаимоотношениях с согдийцами‚ западно-тюркскими племенами печенежские племена выступали как этническое целое и значительная боевая сила. В период арабского завоевания печенежский союз племен вместе с оседлым населением оазисов Сырдарьи составили военно-политический блок, который вел успешную борьбу с арабами. Часть кангаро-печенегов была вытеснена огузами, часть осталась на своих территориях и вошла в состав Огузского государства. В частности, Махмуд Кашгари упоминает в числе огузских племен и печенегов.

Исследование С.Г. Кляшторного выявляет древнейшую зтнонимическую традицию, корнями уходящую во времена «Авесты» – цикла различных по происхожденню и содержанию мифов, сказаний и религиозных предписаний ираноязычных племен Средней Азии и Восточного Ирана I-тыс. до н.э. Дело в том, что именно в «Авесте» впервые упоминается Канга (Кангха) – столица легендарного Турана. Упоминание Кангхи встречается и у Фирдоуси, который использовал архаическую топонимическую и этнонимическую номенклатуру «Авесты» и располагал Канг – столицу Турана – за Сырдарьей, на северо-восток от нее. Сравнив название гидронима «река Кангар» у Ибн Хордадбеха, данные древнетюркских рунических надписей о столице кангарасов Кангу Тарбане, сведения китайских летописей о государстве Кангюй, упоминания в «Авесте» и «Шахнаме» Фирдоуси. С.Г. Кляшторный прихолит к выводу о существовании на Средней Сырдарье древней этнонимической традиции. Тем самым прослеживается определенная трансформация названий топонимов/этнонимов/оронимов с единой основой: Кангх – Канг – Кангюй – Кангу Tapбан – Кангар – Кангарас.

Кенгересы орхонских древнетюркских надписей, кангары византийского автора Константина Багрянороцного (Х в.) и хангакиши арабского географа ал-Идриси (XII в.) – разные варианты одного племенного названия кангар, сохраняющего кангюйскую этнонимическую традицию.

По всей вероятности, на рубеже VII-VIII вв. старое имя кангар уступает место новому этнониму – печенег. Однако в состав печенегов вошли лишь некоторые кангарские племена. Об этом сообщает Константин Богрянородный (Х в.): «Печенеги именуются кангар, но не все, а только народ трех округов – Явдиирти, Кварцицура и Хавуксингила – как храбрейшие и благороднейшие из других, ибо это обозначает прозвание кангар».

Рубрук (XIII в.) тоже сообщает о кангарах: «И по всей той земле, и еще дальше жили канглы, какие-то родственники команов. К северу от нас была Великая Булгария, а к югу вышеупомянутое Каспийское море». Кыпчаки называли кангаров «канглы» (от др.-тюрк. «qanğalı» – имеющие повозки). Ныне род канглы известна среди башкир, казахов, киргизов и узбеков. Также к кангарам относятся некоторые племена Старшего жуза исконно кангарской земли (т.е. Кангюя). В состав каких народов вошли ушедшие на запад кангары неизвестно.

Печенеги

6144623__1_ (700x314, 224Kb)

Если исходить из известных ныне письменных источников и общепринятой среди исследователей идентификации этнонима «кангap» - «кенгерес» - «печенег, то самые ранние сведения о локализации, и отчасти образе жизни древних печенегов (или протопеченегов), принадлежат перу китайских хронистов и датируются рубежом l-ll вв. до н.э. Здесь имеются в виду написанные до 99 г до н.э «Исторические записки» Ши-Цзи, Сыма Цяня, в которых идет речь о кочевом владении Кангюй, расположенном к северо-западу от Давани (Фергана) и к юго-востоку от кочевого же владения Яньцай или Аланья (Аланьляо), лежащем «при большем озере, которое не имеет высоких берегов» (т.е. Каспийское море).

Константин Багрянородный (Х в.) точно знал откуда происходили печенеги: «Должно знать, что печенеги первоначально имели жительство на Ателе (Волге), а также на реке Геих (Урал), имея соседями маджар (венгров) и так называемых узов (огузов). Пятьдесят лет тому назад узы, согласившись с хазарами, пошли войной, одолели печенегов и изгнали их из собственной страны, и до сего дня ею владеют так называемые узы».

6144623_Evropeiskie_pechenegi (465x264, 44Kb)

В конце IX столетия печенеги, как известно, господствовали на всем пространстве причерноморских степей от Дона до области Этелькёзу, то есть приблизительно до Днестра. Восточнее, на низовьях Дона, был Хазарский каганат, а севернее и восточнее него кочевали узы — торки русских летописей; на западе же печенеги в это время соприкасались с мадьярами, расположившимися в Этелькёзу. Втянутые Византией и Болгарией в их войны при Дунае, печенеги стали проникать еще дальше на запад, и в самом начале X века они уже совершенно вытеснили мадьяр из Этелькёзу и заняли места их кочевий, продолжая в то же время неуклонно продвигаться через Карпаты, и по дунайским степям на запад, к Паннонии. Там (в Венгрии) они вместе с берендеями и мадьярами осели и были известны под названием «яс» (ныне  есть город Ясберень).

В течение первой трети XI столетия печенеги все еще были самой грозной опасностью для Киевской Руси, пока в 1036 году их наголову не разбил под Киевом Ярослав, после чего они навсегда отхлынули от русских границ. В это же время печенеги нападают и на Византию, переходят Дунай, глубоко вторгаясь в пределы империи (в 1026, 1032, 1035 годах). Через восемнадцать лет (1054 г.) после того, как летопись в последний раз сообщила о нападении печенегов на Киев и о поражении их от Ярослава, встречаем первое известие о торках в Приднепровье; но это уже была не та сильная орда, которая сокрушала печенегов, а сама уже, в свою очередь, сломленная — половцами, шедшими из Заволжья на смену торкам.

По словам ибн-Фадлана«печенеги — темные брюнеты с бритыми бородами, в противоположность гуззам, очень бедны». Гарустович Г.Н. отмечает, что его сообщения о печенегах противоречит другим свидетельствам арабских авторов (аль-Гардизи, аль-Марвази, Абу Дулаф): «Эти печенеги богаты, владеют стадами, у них много лошадей и баранов, также много золотых и серебряных сосудов, много оружия. Они носят серебряные поясы… Этот народ (беджнак) имеет длинные бороды, а также бородки над губами (т.е. усы)»

Печенеги граничили на юге и юго-востоке с Хорезмом и Мавераннахром. По словам аль-Марвази (XII в.), принявшие ислам печенеги стали называться туркменами. Насчет столкновении печенегов с русскими княжествами аль-Марвази пишет «эти народы нападают на печенегов, а печенеги нападают на них».

 

Кыпчаки

Мусульманские историографии знают кипчаков как племя многочисленное и сильное, именем которого стала называться вся Великая степь. Нет, однако, ни одного повествования того времени, где рассказывалось бы о прошлом кипчаков (ранее VIII в.).

В начале активной экспансии кипчаков (1030-е годы) в арабо-персидских историко-географических сочинениях, наряду с этногеографическим названием «Туркестан», т.е. «страна тюрков», утверждается и просуществует до ХV в. название «Дешт-и-Кипчак», на персидском обозначающее «Кипчакская степь». Тем самым, мусульманские средневековые авторы констатировали смену этнополитической гегемонии огузов – носителей в среднеазиатских и казахстанских степях и пустынях этнонима «тюрк», на доминирование их собратьев и конкурентов – кипчаков. Закат эпохи кипчаков связан с монгольским вторжением, приведшим к подчинению или истреблению большинства кипчакских племен, а также откочевке части восточноевропейских кипчаков на территорию Венгрии, где они сейчас проживают под названием куны.

После монгольского нашествия Католическая церковь с целью обращения кочевых народов в католичество дважды отправила к ним миссонеров. Тогда они затруднялись при общении с ними и нанимали толмачей, которые знали италянский, но не могли перевести латинские слова из Библии. С целью найти общий язык с тюркскими народами был написан Кодекс Куманикос (Словарь кыпчако-тюркского языка), подобно египетскому Тюрко-арабскому словарю, который был написан в то время (не поздее 1245 г.), когда в Египет начали поступать множество тюркских детей в качестве рабов после монголького нашествия; он был написан с целью подготовки мамлюкских воинов. Кодекс куманикос был создан в XIII веке в Крыму, в городе Солхате. Рукопись впервые была переведена на русский язык в 1972 году.

Первая часть «Кодекса Куманикуса» – словари: латино-персидско-кыпчакский и кыпчакско-немецкий. Их необходимость была отчасти вызвана экономическими причинами. В рукописи содержится 1300 слов и дается грамматика кыпчакского языка.

Вторая часть — это сборник различных религиозных текстов (фрагменты Библии, проповеди, афоризмы, религиозные наставления, молитвы и пр.) и загадок. В «Кодексе Куманикусе» содержится 47 кыпчакских загадок. Махмуд Кашгари тоже приводил множество пословиц и стихов в своем словаре.

 

Древние башкиры

 

Первые достоверные упоминания о башкирах в письменных источниках относятся к IX в. н. э. (Джейхани, 900 г.). Первым автором, посетившим в 922-923 гг. страну башкир и описавшим их по своим личным впечатлениям, был Ахмед ибн Фадлан – секретарь посольства багдадского халифа ал–Муктадира к правителю Волжской Булгарии Алмушу. В то время Алмуш хотел присоединится к исламскому обществу и просил у халифа отправить богословов.

В своей «Истории монголов» Плано Карпини сообщает о покорении монголами страны Баскарт (Бас – голова, курт – волк), отождествляемой им с Великой Венгрией. «Великий» в данном случае подразумевает «северный». Баскарт – понятие этническое, а Великая Венгрия – географическое. Таким образом, башкиры живут в стране, имеющей название Великая Венгрия. Там же рядом с башкирами, но отдельно от них, жили и те венгры, которых Юлиан принял за оставшихся на востоке соплеменников. Страну Паскатир, также отождествляемую им с Великой Венгрией, Рубрук помещает к северу от маршрута своего путешествия. Двигаясь на восток, Рубрук пересек «большую реку, именуемую Ягак» – Яик, о которой известно, что «она течет с севера из земли Паскатир» и впадает в Каспийское море. В русских летописях Башкирская земля впервые упоминается только под 1469 годом.  Древняя Русь находилась в тесных торгово–экономических и военно–политических контактах с Волжской Булгарией, но Башкирия, располагавшаяся к востоку от Булгарии, оказалась в стороне от этих контактов.

Из данных Ибн Фадлана следует, что ислам начал распространяться среди башкир уже в Х в. После монгольского нашествия мусульман в Башкирии, как пишет Рубрук, стало много, а на рубеже XIII–XIV вв., как можно понять из письма Иоганки, ислам был принят в Башкирии в качестве официальной религии.

Ал–Идриси отмечает: «Обычаи башкир такие же, как тюркских булгар, и подобно им они носят длинные кафтаны». Аль–Бируни отмечает, что в восточной части седьмого климата «находятся только лесные чащи и горы башкир, (северная) область печенегов».

Наиболее показательна в этом отношении цитата из ал–Балхи (первая половина Х в.). Он сообщает, что «башджарды разделяются на два племени; одно племя живет на самой границе Гуззия, другие башджарды соседят с (европейскими) печенегами. Они и печенеги близкие соседи румийцев». Это сообщение верно отражает историческую действительность: одна часть башкир, оторвавшись от печенегов, осталась в Заволжье, а другая вместе с печенегами двинулась на запад и через степи Северного Причерноморья дошла до границ Рума, т. е. Византии. Эту же информацию повторяет современник ал–Балхи, ал–Истахри, называя башкир буртасами, и помещая первую группу около волжских булгар.

Метки: