Памятка паломникам ... |
Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси.
Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда — «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.
Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.
Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие:
совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва, причащение, исповедь, соборование),
вознесение молитв во святом месте;
поклонение святому месту, храму, мощам, чудотворным иконам;
паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;
паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);
паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;
паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;
паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.
При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты.
Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».
«Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди.
Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.
Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом.
Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве.
Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество.
Это аскетика — от греческого „аскео", то есть „упражняюсь".
Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело — это молиться».
Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы.
Человек оставлял свой надежный мир — дом, семью, деревню.
Он становился «в путь шествующим» — беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы.
Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, — опасно.
В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение.
В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.
По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству.
И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель.
Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери — такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах.
Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества.
Паломничество — это труд, это факт биографии человека.
Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод.
Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.
В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам.
Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно.
Хорошо бы почитать о монастыре,иконе, святом ,
к которым вы хотите совершить паломничество .
Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов.
Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.
Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди, в том числе члены православных молодежных объединений.
Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью.
Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания.
Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь.
Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.
Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.
Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма.
Порой встречаются люди совсем не церковные, движимые в большей степени любопытством.
Если человек совершает поездку только ради любопытства — это уже не паломничество.
Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание — они открывают для многих людей мир веры.
Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.
По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.
Паломничество играет важную общеобразовательную роль.
Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами.
Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.
Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.
Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.
Следует указать несколько важных моментов.
Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.
Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан.
Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества.
В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.
Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству.
Такая подготовка — дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров.
Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики.
В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями. Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.
Если ваша цель — получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой.
При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним.
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия.
Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ.
Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.
Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции.
Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.
из инета
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |