-Рубрики


Фортепианный концерт в творчестве C. В. Рахманинова

Вторник, 04 Сентября 2012 г. 16:29 + в цитатник

Источник: http://www.muzlit.narod.ru/books/rahmaninov_concert.htm

Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова (к которым следует добавить и Рапсодию на тему Паганини) обозначает определенную веху на пути композитора.

Первый концерт, написанный им в семнадцати- восемнадцатилетнем возрасте (1890-1891), еще до окончания консерватории, - произведение неровное и недостаточно самостоятельное. В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов (Чайковского, Рубинштейна), так и западных романтиков - Шопена, Шумана, отчасти, может быть, Грига и Листа. Некоторые места (особенно во второй и третьей частях концерта) кажутся наивными, элементарными по изложению. Вместе с тем в ряде моментов чувствуются рахманиновская "львиная хватка", напор и энергия.
 
Таковы бурно низвергающиеся каскады октав во вступлении к первой части, напоминание о которых несколько раз встречается в дальнейшем. Выразительны взволнованно-лирическая тема главной и спокойная, легко парящая - побочной партии. В целом эта часть безусловно лучшая и по качеству материала, и по стройности, законченности композиции.
 
Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он предал гласности, обозначив его ор.1. О том, что оно оставалось ему дорого и позже, свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году, в которой при сохранении основного тематического материала был внесен ряд изменений в план его развития, значительно обогащена фактура фортепианной партии, подвергнута коренному пересмотру инструментовка. В этом обновленном виде композитор неоднократно включал Первый концерт в программы своих концертных выступлений.
 

 
Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения - Шести музыкальных моментов ор.16. После трудного пятилетия мучительных сомнений, разочарований и размышлений о своем пути композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер.
 
Концерт, принесший его автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром.
 

Черты поэмности проявляются в тяготении к единству цикла и непрерывности развития, достигаемых с помощью развернутой системы интонационно-тематических связей и модулирующих "скрепок" между отдельными частями, элемент соревнования солиста с оркестром, являющийся одним из основных определяющих признаков классического концерта, по существу, отсутствует и уступает место их тесному взаимодействию. Современников даже смущало почти полное отсутствие самостоятельных "концертирующих" эпизодов, в которых исполнителю сольной партии предоставляется возможность свободной демонстрации своих виртуозных возможностей. Монологичность концерта определяется по преимуществу лирическим строем его музыки, что не исключает ни сурового драматизма, ни строгой величавой эпичности. 
 
Рахманиновский лиризм проявляется здесь во всем своем богатстве и многогранности оттенков, от тихого созерцательного покоя или элегической грусти до мужественного протестующего пафоса и восторженного радостного самоутверждения. Изумительна мелодическая красота и выразительность основных тем концерта, широко разрабатываемых композитором и предстающих в различном освещении, в разных метроритмических вариантах и сменах темброво-регистровой окраски.
 
К числу замечательных образцов рахманиновского мелодического дара принадлежит тема главной партии первой части. Н. К. Метнер называет ее "одной из наиболее ярких тем России": "с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия". В этой теме, появляющейся в оркестре после нескольких "колокольных" аккордов фортепиано, Рахманинов создает на основе свободного претворения некоторых особенностей русской народно-песенной мелодики образ большой обобщающей силы.
 
Тему побочной партии излагает фортепиано при почти полном молчании оркестра. Эта светлая мечтательная тема принадлежит к характернейшим образцам рахманиновской лирической мелодики: за коротким воодушевленным взлетом мелодии на октаву по ступеням тонического секстаккорда следует длительное секвенционное нисхождение с преобладанием поступенных ходов, тема далее словно истаивает и растворяется в высоком регистре.. 
 
Медленную среднюю часть концерта В.А.Цуккерман справедливо назвал "жемчужиной русской лирики". Это пленяющее красотой и поэтичностью музыки Adagio при довольно большой своей протяженности целиком основано на одной теме. Излагаемая солирующим кларнетом, она производит впечатление почти незаметной легкой зыби на застывшей поверхности. Но за кажущейся внешней неподвижностью ощущается трепетная внутренняя жизнь..
 
В финале концерта контраст мужественно волевого, действенного начала и мягкого лиризма обостряется при явном преобладании первого. В заключительном построении коды тема звучит победоносно-ликующе в сочных унисонах струнных, сопровождаемых мощными полнозвучными аккордами фортепиано. Этот прием превращения лирического образа в героический, встречающийся у Танеева в до-минорной симфонии, а затем неоднократно у Скрябина, использован Рахманиновым для светлого утверждающего завершения своего удивительного по вдохновенному пафосу музыки и стройной законченности, соразмерности всех элементов произведения.
 
 
Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта, которому принадлежит такое же центральное место среди его сочинений конца 1900 - начала 1910-х годов, какое занимает Второй концерт в ряду произведений рубежа столетий. Не уступая этому своему предшественнику по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, Третий концерт носит на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Асафьев считал, что начиная именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование "титанического стиля рахманиновской фортепианности" и черты "наивно романтической фактуры", свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им. Более широкое дыхание приобретает симфоническое развитие, прочнее становятся связи между отдельными частями формы, огромной мощи звучания достигает монументальная фортепианная фактура наряду с почти моцартовской простотой, легкостью и прозрачностью некоторых эпизодов.
 

 
Работой, знаменовавшей начало выхода из затянувшегося на целое десятилетие творческого молчания, было завершение Четвертого концерта.
Четвертый концерт Рахманинова уступает двум предыдущим по свежести мелодического изобретения, широте и напряженности симфонического развития. Вместе с тем в нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения порой жесткость, графичность музыкального письма усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску ("разгул злых сил" в финале).

Серия сообщений "Скрябин, Рахманинов; ХХ век":
Часть 1 - Музыка Клода Дебюсси
Часть 2 - Фортепианный концерт в творчестве C. В. Рахманинова
Часть 3 - Музыка А. Н. Скрябина
Часть 4 - С. В. Рахманинов. Фортепианные прелюдии
...
Часть 15 - Кошка-пианистка
Часть 16 - Сила музыки. Микаэл Таривердиев
Часть 17 - Композитор Арво Пярт

Рубрики:  МУЗЫКА
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям

Taisia800   обратиться по имени Понедельник, 29 Июля 2013 г. 18:04 (ссылка)
:app
102816811_11 (500x480, 475Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 29 Июля 2013 г. 18:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Taisia800

И вам спасибо!..
Ответить С цитатой В цитатник
MsTataka   обратиться по имени Понедельник, 29 Июля 2013 г. 22:16 (ссылка)
Спасибо, Светлана!!!! Цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 29 Июля 2013 г. 23:21 (ссылка)

Ответ на комментарий MsTataka

Спасибо, Наташа! Хорошего вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Nika_Nikol   обратиться по имени Пятница, 13 Сентября 2013 г. 13:15 (ссылка)
2-й концерт...Божественно!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Пятница, 13 Сентября 2013 г. 13:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Nika_Nikol

Nika_Nikol, согласна.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку