Интервью Сергея InterMedia, 09 октября 2007
Сергей Лазарев: «Работать в России – это катастрофа»
Сергей Лазарев сейчас находится в туре по России, но мечтает о признании на Западе и мировых гастролях. Кроме того, певец играет в театре, участвует в реалити-шоу, записывает англоязычные альбомы и даже выступает в гей-клубах… О том, как ему удается все успевать, Сергей Лазарев рассказал корреспонденту InterMedia Сергей, ты недавно заявил, что будешь стараться меньше петь на русском. Западный рынок является для тебя приоритетным?Сейчас да. Потому что надо ставить для себя новые высоты. Так или иначе, я много сделал в России, и сейчас, когда есть возможности продвигать свою музыку дальше, почему бы ими не воспользоваться? Нужно как минимум попробовать. Я не забываю и о русском рынке, изредка выпуская специальные песни для отечественной аудитории. Это не мешает моей работе по продвижению своей музыки куда-то за рубеж. Но акцент я делаю на английский язык.
Ты считаешь русскую попсу примитивной?Ну да, ну да. В рамках российского шоу-бизнеса есть очень немного интересного и модного. Русские очень боятся шагнуть куда-то дальше, им привычнее вариться в собственном соку, отсюда и примитивность.
У кого из наших артистов есть шансы проявить себя на Западе?Сложно сказать, потому что тяжело представить, как та или иная песня будет слушаться на английском. У большинства наших артистов русское сознание и восприятие того, как надо делать музыку. В таком виде, как они сейчас, я думаю, никого нельзя перенести на Запад. Надо что-то видоизменять во всех, и во мне тоже. В рамках России ты делаешь одно, стараясь приблизить это к местному менталитету. Здесь ты слушаешь одну музыку, там другую.
Культурный фон разный.
Да, все другое, картинка другая, и мыслить начинаешь по-другому. Из-за этого до российского слушателя сложно донести англоязычную музыку. Вот считается, что Мадонна очень популярна в России, а продается она хуже, чем какая-нибудь певица МакSим.
Ты согласен с тем, что видеоклипы сейчас выполняют функцию рекламных роликов перед релизом альбома и не более того? Да, они перестали быть самостоятельным произведением искусства. Никто не парится для истории, снимают скорее для галочки. Если посмотреть сейчас западные клипы – в них ничего не происходит: абсолютный минимализм и экономия. За 7 миллионов, как Майкл Джексон, снимать никто сейчас не будет. И даже за два миллиона. Фактически клипы снимаются только затем, чтобы было, что показать на музыкальных каналах. Сугубо прикладная вещь. И, кстати, радио для раскрутки гораздо важнее.
Кто занимается планированием твоей карьеры? Есть ли продюсер или ты сам справляешься?Продюсера нет, но есть, скажем так, совет директоров (смеется). Есть я, мой менеджер, рекорд-компания, мы вместе решаем, что и как, но главным мотором должен быть я. Я сам формирую свой график, сам выбираю песни, а остальные помогают, выполняя свои обязанности: менеджер ищет песни, музыкальных продюсеров, клипмейкеров, я смотрю, насколько меня устраивают эти предложения. Потом это приносится на лейбл… Слава Богу, работа уже налажена, и нет никаких проблем. Сольная работа в этом плане лучше, чем группа: гораздо меньше споров.
А кто занимается твоей западной карьерой?Я работаю через независимые компании. У меня был опыт работы с гигантской корпорацией Universal, теперь решил попробовать работать с небольшими лейблами. Если будет успех, крупные компании сами придут с предложениями.
[/color]Как ты думаешь, западный успех группы «Тату» был результатом продуманной стратегии или все же случайностью?
Думаю, у них все было продумано. Хотя результат был неожиданным для всех, и для них тоже. Восхищает наглость, с которой они все делали, – уверенно перли на тот рынок. У них тоже все произошло не сразу, но имидж все-таки сработал. Не мог не сработать – какая-то реакция должна была быть в любом случае, и спорить можно было только о масштабах этой реакции. Конечно, она превзошла ожидания. В принципе, и материал у них был неплохим, а перед выходом на Запад они его немного адаптировали для тамошнего рынка. А случай им помог только в том, что они оказались в нужный момент в нужном месте.
[color="#0000FF"]Можно ли записать альбом, который выстрелит за границей, не выезжая туда? Есть мнение, что студийные возможности у нас есть, а звукорежиссерских мозгов нет.Абсолютно! Я не могу писаться в России: я пробовал, и это была катастрофа. Песню «Даже если ты уйдешь» я записывал в Москве четыре раза и не мог понять, почему все это так жутко звучит. Причем на разных студиях. Может быть, я избалован тамошним звуком, но я привык, что, приходя на студию, достаточно надеть наушники и начать петь. Здесь я еще должен объяснять звукорежиссеру, как должен звучать мой голос, – чего подбавить, чего убрать. Но я же не должен сам ручки крутить – профессионал, если у него есть уши и мозги, сам поймет, как добиться правильного звучания. Но – не понимают! Может, для русского рынка это нормально, а я в какой-то момент плюнул, позвонил в «Аэрофлот» и заказал билеты в Лондон. На следующий день я улетел, через два часа зашел в студию и еще через два вышел оттуда с готовой мастер-копией. А меня ведь уже клинило: неужели я не могу петь на русском языке, может, со мной что-то не то? Оказалось, все в порядке, просто мало иметь хорошую аппаратуру, нужно уметь с ней обращаться.
Хотя ты и стремишься на Запад, русский зритель тебя любит, так что запасной аэродром в случае чего приготовлен…Нет, я очень серьезно отношусь к русскому зрителю и осознаю, что его легко потерять. Он не очень хорошо разбирается в музыке, поэтому нужно постоянно быть рядом с ним, ухаживать, холить и лелеять. На русского зрителя обрушивается очень большой поток разной музыки, а он, к сожалению, пока не умеет отличать хорошую от плохой, качественную от халтурной. Поэтому об отечественном рынке забывать нельзя, а нужно воспитывать публику и постоянно думать о ней.
Может создаться впечатление, что ты несколько разбрасываешься, берясь одновременно за наш и западный рынок, игру в театре, участие в реалити-шоу…Все это организовано не в ущерб одно другому. В голове у меня есть график на год вперед, и я прекрасно представляю, что и когда делать.
Резонанс вызвало твое выступление в гей-клубе…Это не концерт был, а ди-джейский сет, в рамках которого я вышел из-за пульта и спел две песни.
Учитывая, как в нашей стране относятся к секс-меньшинствам, не было опасений?У меня не было. Геи тоже люди, которые слушают и любят музыку. Среди моих фанатов есть геи, и неправильно было бы их игнорировать. На Западе к меньшинствам относятся гораздо спокойнее. У нас это до сих воспринимается как некая болезнь, а за рубежом считается, что у людей просто другой выбор в интимном плане. И люди не стесняются говорить об этом открыто, тогда как у нас меньшинства ассоциируются с какими-то женоподобными персонажами. Для меня не было проблемой выступить в этом клубе, вечеринка прошла отлично, публика была веселой и мой дебют в качестве ди-джея приняла хорошо.
Тебе что-нибудь известно про такого Интернет-персонажа, как Сергушок? Нет.
Он вел сетевой дневник от твоего имени, причем довольно острый.Ну, он не один такой. Фанатки не дремлют, развлекаются, как могут. Я слышал про несколько «моих» дневников и даже про блог, который ведется от имени моей собаки. Мой подлинный дневник можно читать на моем официальном сайте, но он редко обновляется, потому что я просто не успеваю туда что-то писать.
Алексей Мажаев, InterMedia