Луноликая невеста в белом кружевном платье с искрой и совершенно безумным взглядом вошла в наполненную гостями комнату, тяжело опираясь на локоть супруга. Это был уже второй день ее свадьбы.
Невысокий коренастый супруг в светло сером костюме аккуратно нес ее под локоток, улыбался и заведенно кивал направо-налево, как китайский болванчик.
Зал взорвался овацией. На плохо что понимающих молодоженов полетели конфеты "Мишка" и деньги. Они очень обрадовались и стойко приняли телами летящие в них предметы.
Это была моя первая казахская свадьба.
В общем-то, меня на эту свадьбу сначала никто не приглашал, а приглашали мою подругу. Подруга не могла отказать, и около месяца терпеливо умоляла своего мужа составить ей компанию. Муж долго держал ее в состоянии напряжения - то нехотя соглашался, то опять находил причины, по которым у него никак не получается на эту свадьбу пойти, при всей любви и уважении. Подруга не отчаивалась и принималась за свои уговоры заново. В ход пошли уже все методы, от обид до мелкого шантажа. Муж поддавался, но потом оказывалось, что именно в этот день у него ответственная встреча. Встречу со слезами переносили. Возникала угроза командировки. Командировка откладывалась. Вспомнили про День Рождения любимой маминой собачки. Решение далось трудно, но собачке устроили утренник. Муж уже начал готовиться к внезапной тяжелой болезни, но тут подруге позвонила я.
Я, пламенный этнолог, выразила своей подруге охватившую меня зависть, ведь настоящая казахская свадьба - это же ужасно интересно, везет же некоторым, что им жизнь открывает такие возможности!
Дело было решено мгновенно. Меня ангажировали вместо мужа, муж возликовал и отправился спокойно дежурить за онлайновыми гонками, а мы с подругой засобирались.
Невесту я до этого видела несколько раз, поэтому она была рада замене, хотя и огорчилась немного, что семейство моей подруги будет не в полном составе. Но невесты - они всегда так, то плачут, то смеются.
Этновечер прошел на казахском языке с редкими вкраплениями русского. Сначала невесту водили по залу с места на место - всем демонстрировали ее неземную красоту и природную грацию. Периодически молодожены останавливались, и тамада запевал речитативом разные песни. Мы не очень понимали о чем речь, но переводили друг другу, как могли.
Сначала была песня желательная: и пусть будут ваши сыновья - богатыри-великаны, и пусть почитают они отца и защищают мать, и пусть будут ваши дочери подобны ликом заре и нравом - лебедице, и пусть колосятся ваши пастбища сочной травой, и пусть дом ваш будет полная чаша, и открыт всегда для нас, ваших друзей и родственников.
Потом была песня благодарственная: благодарим нашу тетушку Гюльдым за ее доброту и щедрость, если бы не тетушка Гюльдым, наши сердца не соединились бы под этим небом.
После песнопений молодожены уселись с явным облегчением, но не тут то было. Тамада произнес пламенную речь, закончив свой тост уже совсем громоподобными интонациями - и под аплодисменты на сцену вышла первая партия гостей - близкие родственники. Каждый из них говорил Слова (молодожены слушали стоя), затем вручал Подарки, а затем Брат жениха исполнил песню собственного сочинения. Под песню приличествовало танцевать. Пока гости танцуют - молодожены сидят. К прослушиванию следующей партии гостей опять встают - и так до последнего гостя. Слова перемежаются танцами.
На самом деле, эта традиция показалась мне очень разумной. Так многочисленные родственники и друзья получают возможность познакомиться друг с другом. Эх, если б не казахский язык...
Еще одна отличная традиция: каждый гость не только дарит подарок, но и получает ответный подарок от молодоженов. Таким образом, у всех остается об этом светлом событии добрая память. Некоторые гости обменивались подарками между собой. Большой популярностью пользовались национальные халаты с богатым шитьем и затейливо украшенные головные уборы. Вручение сопровождалось словами: "Айхе шалбурдым кындар Камзол айшан чендым Калпак ча". За правильность орфографии не ручаюсь.
Гастрономическая кульминация застолья - это Бешбармак. Официанты сновали по залу, сгибаясь под тяжестью огромных блюд с горой жирного вареного мяса. При малейшем наклоне из блюда выливался жир и тек по локтям официантов на стол или на Камзол айшан Калпак. Когда это кулинарное чудо водрузили нам на стол, я спросила у сына подруги, что это такое. Он моментально и очень серьезно мне ответил: "Это - мозг собаки с макаронами". И действительно, под мясом виднелись слои вареного теста, как из лозаньи. Наш сосед по столу деловито засучил белые рукава рубашки, взял руками с тарелки большой кусок мяса на кости и ловко стал крошить его ножем в тарелку. Жир, традиционно, тек и капал. Потом он большими пригоршнями раскидал нарезанное мясо нам по тарелкам, сверху раскидал макароны, смачно вытер руки по локоть о салфетку - и мы приступили к трапезе. Бешбармак оказался очень вкусным, но легкой пищей это назвать нельзя было, поэтому мы быстро утомились. А по традиции надо показать уважение хозяевам и съесть все до конца (чтобы дом - полная чаша). Поэтому скоро все заискали пакетики (догги бэг). Эта традиция меня тоже вдохновила. Что там ни говори, но вид мускулистых мужских рук, разрезающих большим острым ножом грубые куски жирного мяса - это очень красиво. Есть в этом что-то первобытное.