-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stive_yanberg

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) niks68pm

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2009
Записей: 1410
Комментариев: 4428
Написано: 6894


Адописные иконы.

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 17:05 + в цитатник
Цитата сообщения Космическийстранник2012

  

Адописная икона — название легендарных икон, под красочным слоем, левкасом или окладом которых были помещены изображения дьявола (чёрта). Также к образу святого могли быть пририсованы рога, скрытые красочным слоем.

Написание адописных икон на Руси было разновидностью чёрной магии. Этнографические описания сообщают: «некоторые богомазы на загрунтованной доске пишут сперва изображение дьявола, и когда это изображение высохнет, снова загрунтовывают и уже на этом втором грунте изображают угодника». В результате этого, молящийся перед такой иконой обращается не к Богу, а к сатане, и молитва приобретает обратный эффект. Сообщения об адописных иконах появляются в газетных публикациях и литературе второй половины XIX века. В них сообщается только о поздних иконах «дешёвого и неискусного письма».Увлекшийся иконописью писатель Н. С. Лесков включает упоминание об адописной иконе в свою повесть «Запечатленный ангел» (1872 год), а в 1873 году публикует небольшую статью «Об адописных иконах». Несмотря на эти исследования XIX века, в XX веке Н. И. Толстым были высказаны сомнения в реальном существовании адописных икон, которое разделяют современные искусствоведы, по причине отсутствия материальных свидетельств.

По поверьям, чёрные иконы являются неотъемлемым фетишем «православных» колдунов и ведьм. В отдалённых районах и по сей день можно встретить ведьму, дома у которой на иконном месте красуются чёрные иконы. И перед любым действием, не обязательно колдовским, ведьма обращается к этим иконам и молится по-чёрному. По сути, этот обряд ни чем не отличается от православной молитвы, разве что используются другие слова и немного другие пасы.

 Некоторые современники утверждают, что на самом деле чёрных икон не существует, и все, что можно сейчас найти в таком плане – это не более чем подделка. На самом же деле чёрные иконы так же реальны и стары, как и православные иконы. Дело в том, что изначально, иконы не носили столь значимого характера, как сейчас. На иконах изображались великие люди, как символика того или иного свершения в истории. Такой же способ выражения почестей и уважения своим героям был практически у всех народов, да и остаётся. На иконах изображались народные герои, правители, цари и тираны. Позже, большинство таких икон было уничтожено, а оставшиеся были провозглашены святыми образами. Так как изображённые на них личности были возведены в ранг святых.Но логично, что не все неугодные церкви иконы были уничтожены. Те, которые остались, в последствии получили ранг чёрных икон.

 На чёрных иконах были изображены все те, кто не попадал под ранг святых, а со временем и вообще стал отрицательным героем в христианском мире. Например, аналогом иконы, на которой Божья матерь на руках держит младенца Христа, есть икона Матери с младенцем Иродом. У некоторых, данная икона является наиважнейшей, так как по определённым понятиям она является полным противоречием. Если на христианской иконе изображён младенец Христос (сын Божий), то на иконе иродиан изображён младенец Ирод (антихрист). Хотя не понятен один момент, почему именно Ирод был возведён в ранг антихриста. Конечно, данный библейский персонаж много чего натворил, но если посмотреть на царя Ирода, как на историческую фигуру, не более, чем в наши дни творят многие политики.Ирод прославился тем, что беспощадно преследовал евреев – патриотов, и водил дружбу с римлянами. Но до антихриста, которым многие источники нарекли императора Нейрона, Ироду очень далеко.

Кроме данной иконы есть так же икона уже взрослого Ирода, который стоит над людьми и правит народом повелительным жестом.

Так же ещё сохранились иконы, на которых изображены нечистые. Такие иконы носят название – адописные иконы или иконы дьявольской руки. На этих иконах могут быть изображены представители христианской нечисти в одеждах и позах угодников, но при этом гримасничая. Или же на такой иконе может быть изображён сам угодник, за спиной которого, нечисть издевается над ним и всячески принижает. Но наиболее распространённые адописные иконы – это иконы, на которых изображался нечистый, а потом по верх первого лика изображался святой. Такие иконы могли запросто оказаться в церкви, и прихожанин даже не подозревал, что молится на нечисть, а не на святого. Такие молитвы должны были иметь обратный эффект.

 Если в те далёкие времена все иконы выходили из-под кисти иконописца, который по своей сути отличался от людей тем, что умел передавать образ человека в рисунке. То сейчас работы далеко не каждого художника могут иметь право называться иконами, пусть даже внешне они будут соответствовать всем параметрам. Чёрные же иконы могут создавать только чёрные иконописцы, рисуясь с нуля, или по верх существующей христианской иконы, изменяя образ. Есть так же мнение, что если рука иконописца дрогнет и образ на иконе в конечном счёте выйдет исковерканный, икона автоматически становится чёрной и её необходимо сжечь.

Такие противоборства религии и «анти» религии были всегда. Правда, не у всех народов они выражались так ярко. Например, в Египте, Риме, Греции, Африке и т.д. в религиозных линиях чётко просматривается двусторонность. Если есть добрый Бог, значит обязательно должен быть и злой демон. В противном случае, в сравнении с чем можно будет познать всю доброту. Эта двоякость уравновешивала и не давала выходить за определённые рамки. Заставляла людей бояться и держать себя в руках. Ведь если не будет злых сил, не нужны будут и добрые, а если не познать греха, как понять, что согрешил.

Серия сообщений "Иконы.":
Часть 1 - Ваш Ангел хранитель и икона заступница
Часть 2 - Ваш Ангел хранитель и икона заступница - 2.
Часть 3 - Идеологическая война и её жертвы.
Часть 4 - Адописные иконы.
Часть 5 - Икона - заступница по дате рождения
Рубрики:  Магия иконы

stive_yanberg   обратиться по имени Иконография Тескатлипоки. Воскресенье, 10 Января 2021 г. 23:08 (ссылка)

  Имя Тескатлипока переводится, как дымящееся зеркало. Данный персонаж занимает в пантеоне народов науа особое место. Обычно, кода мы говорим о том или ином божестве, мы можем чётко обозначить его наиболее важную функцию: "Это - бог дождя, это - богиня воды, это - бог солнца ..." А Тескатлипока - настолько разноплановое божество, что просто невозможно соотнести его с каким-либо определённым видом деятельности или природным явлением. Он покровительствовал правителям и колдунам, ученикам и опытным воинам [1, 2, 3]. Тескатлипока являлся как творцом, так и разрушителем мира [1, 3]. Он был связан с обсидианом, жертвоприношениями, мужским началом, ягуарами, рабами, правосудием, ночью, звёздным небом, Большой медведицей, севером и многими другими аспектами [1, 2, 3, 4, 11, 12, 13]. Многоплановость божества подчёркивалась его различными воплощениями: Тепейоллотли (сердце гор) - бог пещер и ягуаров, Тельпочтли - бог школ, Ишкимилли - бог греха и наказания [1, 11, 12, 13]. Чрезвычайное почтение к Тескатлипоке проявляется в том, что другие важные боги считались его воплощениями и носили то же имя. Красный Тескатлипока - Шипе Тотек, Белый Тескатлипока - Кецалькоатль, Синий Тескатипока - Уицилопочтли [3]. Сам Тескатлипока имел чёрный цвет. Согласно "Истории Мексиканцев по их рисункам", Тескатлипока был главным и наиболее могущественным богом [3]. Есть мнение, что он мог считаться ночным ликом верховного божества Ипальнемоуани, особенно потому, что ему приписывали эпитет Ночь и Ветер, говорящий о вездесущности и неосязаемости бога [3]. Даже сама суть Тескатлипоки была изменчива: он представлялся то существом материальным, то созданием бестелесным, и, как сам обсидиан, он был тёмным, и в то же время испускал свет [3].


   Тескатлипока вовсе не считался добрым человеколюбивым божеством. Наоборот, его, скорее боялись, чем любили. Он был властен и своенравен. Характер данного персонажа отразился в его эпитетах - тот, чьими рабами мы являемся, враг, сеятель разногласий, капризный владыка [3, 11, 12]. Саагун прямо указывает, что он был злым, так как богатство, которое Тескатлипока давал своим избранникам оборачивалось страшными бедами, если он уличал их в малейшей непочтительности или высокомерии. Бог насылал на людей разные болезни и бедствия, по его вине свободные люди попадали в рабство, иные теряли свои дома или могли умереть.


   Большинство людей поклонялись Тескатлипоке, скорее из страха его прогневать. Ему молились, соблюдали в честь бога посты или устраивали пиры, а также проводили множество разных ритуалов. Тескатлипока являлся покровителем знака дня тростник (в ипостаси Ишкимилли), числа 10, дня 1-смерть [11, 12, 13].


   Для того, чтобы показать основные атрибуты Тескатлипоки я выбрал изображения из кодекса Борджиа по нескольким причинам. Рисунки данной рукописи полностью лишены испанского влияния, есть мнение, что книга была изготовлена незадолго до конкисты [3, 12, 13]. Исключительное качество прорисовки, продуманность композиции, богатство цветовой палитры делает кодекс Борджиа одним из самых красивых, если не прекраснейшим образцом искусства художников народов науа. И конечно же, изображения богов в кодексе являются одними из наиболее подробных и богатых атрибутами [12, 13].


   Самое известное изображение Тескатлипоки находится на странице 21 (см. рис. 1). Здесь бог показан во время игры в мяч. Всё его тело покрыто чёрной краской. На уровне глаз и рта поперёк лица бога проходят две жёлтые полосы. Такая раскраска называется иштлан тлатлаан. Подобную окраску лица имеет и бог Уицилопочтли, однако у него жёлтые полосы проходят на синем фоне. Она характеризует обоих персонажей, как молодых богов. Причёска Тескатлипоки называется цоцоколли - волосы состригались с одной стороны, остальные зачёсывались на другую. Такую стрижку делали молодые воины, которым удавлюсь вместе с товарищами захватить пленника в бою. Возможно, это было связано с тем, что Тескатлипока покровительствовал мальчикам, занимающимся в школе тельпочкалли. Волосы бога украшены шариками птичьего пуха йуитетейо. Головной убор Тескатлипоки называется асташелли. Он представляет собой два белых пера цапли, выходящих из комочка орлиного пуха и расположенных в виде двузубой вилки. Часто он комбинируется с плюмажем из перьев кецаля кецальмиауайо, но не на данном рисунке. Считается, что асташелли был головным убором воинов. Также даннок украшение носил и имперсонатор Тескатлипоки. Исследователь Гийом Оливье насчитал в кодексах группы Борджиа 26 изображений Тескатлипоки с асташелли и 22 - с причёской цоцоколли [12].


  


0x01 graphic





Рис. 1. Иконографические признаки Тескатлипоки. Кодекс Борджиа, стр 21.





  


  


   У бога нет одной стопы. Во время сотворения мира Тескатлипока и Кецалькоатль решили поймать мировое чудовище Сипактли - гигантского крокодила. Для этого им требовалось подманить её. Тескатлипока пожертвовал своей стопой. Они приманили Сипактли, поймали её и сделали из неё землю [9, 12]. На обрубке ноги у Тескатлипоки изображается само дымящееся зеркало. Другое укреплено на затылке бога. Однако не везде даже в этом кодексе Тескатлипока изображается без одной стопы. К наколенникам бога приделаны золотые колокольчики, атрибут знатных воинов и правителей народов науа [6].


   На груди бога висит белое кольцо анауатль. В верхней части его обвивает красная кожа. Подвешено оно на красных ленточках. Данное кольцо походит на стилизованное изображение полуприкрытого глаза. В других кодексах, например, в кодексе Фейервари-Майер вместо кольца ауауатль прямо изображается такое око [12, 14]. Ушная вставка бога белого цвета. На спине Тескатлипоки закреплено роскошное украшение из перьев кецаля Кецалькомитль - горшок перьев кецаля. На сандалиях бога участок кожи в области пятки украшен чередующимися треугольниками чёрного и белого цветов. Такой рисунок является символом змея, покрытого обсидиановыми лезвиями, называемого ицкоатль. Сами сандалии в таком случае называются тлаицкоаикуилолли - раскрашенные, как обсидиановый змей или ицкактли - обсидиановые сандалии [12].


   Как бог-воин Тескатлипока несёт щит, связку дротиков и ручное бумажное знамя макпамитль с чёрными и белыми полосками и изображением обсидианового зеркала. Такое знамя характерно именно для Тескатлипоки [12].


   На странице 21 чёрный Тескатлипока изображён вместе с красным (см. рис. 2). Они - олломани, игроки в мяч. Между богами находится тлачтли - стадион.


  


  


0x01 graphic





Рис. 2. Нижняя часть страницы 21 кодекса Борджиа.





  


  


   Красный Тескатлипка имеет те же атрибуты, что и чёрный: две жёлтые полосы на уровне глаз и рта, головной убор асташелли, причёску цоцоколли, шарики птичьего пуха в волосах, одну стопу, два дымящихся зеркала на обрубке ноги и на затылке, украшение кецалькомитль на спине, кольцо анауатль на шее, золотые колокольчики на ногах, только цвет его кожи и волос красный. Он держит в руке каучуковый мяч олли.


   У обоих игроков имеется кеcеуатль - кожаный защитный набедренник. Здесь он изображён как полоска шкуры ягуара с завязками.


   Сама площадка для игры в мяч имеет обычную I-образную форму. В углах стадиона находятся череп, кость и два человеческих сердца. На стенах площадки тлачматль находятся кольца тлачтемалакатль. Здесь они цвета бирюзы или цвета оперения контиги (шиутототль). Вокруг кольца обвивается кровавая змея, символ жертвенной крови. Посреди площадки стоит персонаж с атрибутами Мишкоатля. Это связанный пленник. Его грудная клетка вскрыта обсидиановым ножом. Перед ним находится мяч с глазами, который, скорее всего, кинул чёрный Тескатлипока. С него стекает кровь и сползает кровяная змея.


   Сцена, определённо, символизирует борьбу противоположностей, извечная дуальность природы в философии науа. Чёрный Тескатлипока является богом севера. Здесь он изображён большего размера. Это указывает на то, что действие происходит в северной области неба. Кроме того, известно, что индейцы науа выделяли в северной части звёздного неба созвездие, которое называли ситлальтлачтли - звёздная площадка для игры мяч. Возможно, именно она и изображена на этой сцене [12].


  


0x01 graphic





Рис. 3. Нижняя часть страницы 21 кодекса Борджиа.





  

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку