Психологам известен феномен синестезии, заключающийся во взаимоналожении разных сенсорных систем, когда при
раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, например: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов… ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ НЕКИЙ СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
ПРИМЕЧАНИЕ Техника мгновенного рисунка, когда изображение запечатлевается на листе молниеносными росчерками, имеет косвенное отношение к синестезии, если допустить, что конечный зрительный образ интегрирует определённые психомоторные пульсации.
Вот и прочитан текст. Можно вздохнуть с облегчением. Ощущение, наверняка, такое, будто речь шла о сплошных несопоставимостях. И речь какая–то скомканная. И заголовок престранный – «ЗВУК И ЦВЕТ: ОБРАТНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ В БОГОСЛОВСКИХ КОНТЕКСТАХ ВКУПЕ С ОБРЫВКАМИ РАССУЖДЕНИЙ О СИНЕСТЕЗИИ»… И почему, в конце концов, этот нелепый текст проходит как эссе-реферат?!
А дело-то всё в том, что собственных идей у меня не так уж много, да и те, в основном, редакционно-оформительского плана: эпиграф… картинка… заумническая придирка к звучанию цитаты… Когда же хочется что-то сказать по существу темы, сразу же возникает страх, как бы не соскользнуть в невольное шарлатанство, в чревовещательство, не обзавестись бы ложной личиной эдакого маскарадного гуру с колючей рериховской бородой… Тема синестезий проистекает из темы голоморфизма (когда «всё отображается во всём», как в «Энеадах о красоте» Плотина), из представления о гармонии всего сущего, и решение этой темы будет заведомо неполным, если ограничиться рамками какой-то одной дисциплины, будь то философия, или психология, или искусствоведение со смешанной техникой во главе угла… Идея синтеза, заключённая уже в самом понятии синестезии, словно бы притягивает к себе богословскую проблематику, но в то же самое время и отталкивается от неё, будучи фактом мирского порядка, не целым, но частностью, не самой сущностью, а только её иллюстрацией… В синестезии, по аналогии с поэтическим мышлением, происходит переформулирование неформулируемого, при этом сама формулировка никогда не остаётся в контексте своих исходных данных, она перескакивает в другой мир, в другой язык, меняет свою психофизическую и эвристическую (от др.-греч. – «отыскиваю», «открываю») модальность! Синестезия – это звучание живой субъективности в океанах научного и знания, заполнивших те пустоты, которые образовались в результате раздельного складирования эмпирических данных.