-Метки

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stetoskop3

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 84


СТРАНИЧКА ПОЭТИЧЕСКОГО ЛИКБЕЗА (скачано из сети)

Воскресенье, 14 Декабря 2008 г. 02:04 + в цитатник

 

СТЫКзвуковой повтор, расположенный в конце одной речевой единицы (стиха, строфы) и в начале следующей и связующий их так. обр. по схеме: а + в||в + с. С. может быть чисто звуковым ("я знаю, нежного Парни || Перо не в моде в наши дни", Пушкин), словесным (Вокзал сказал ему: "Хорошо" || "Хорошо", прошумел ему паровоз, Тихонов), состоящим из группы слов:

О, весна без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта
...             Блок

В сущности С. представляет собой соединение эпифоры с  анафорой,

«Повтор звуковой»), аллитерации (фигур («Фоника». АЛЛИТЕРАЦИЯрифмы (ассонанса (Калевала (древнегерманский аллитерационный стих (Бальмонт (Маяковский (см.)], и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет». АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХдревнегерманский стих, употреблявшийся в англо-саксонской, древне-верхненемецкой и староисландской поэзии в период с VIII до средины XIII в. Каждая его строка (Langzeile) имела четыре ударения и разделялась при помощи цезуры на два полустишия (Kurzzeile), в к-рых было по два главных ритмических ударения, причем число безударных слогов в полустишиях могло не совпадать. Согласные звуки, стоявшие перед первым (а иногда также и перед вторым) главным ударением первого полустишия, обязательно должны были повторяться (аллитерировать) во втором полустишии перед его первым главным ударением (напр. «Ferahes frôtóro her fragen gistuont»). Благодаря такому постоянному повторению, аллитерация в древнегерманском стихе играла организующую ритмическую роль, представляя по существу один из видов начальной рифмы («Stabreim») и являясь одним из существенных факторов его ритмической конструкции. А. С. вытесняется стихом с конечной рифмой (впервые у Отфрида Вейсенбургского, IX в.). : Жирмунский В., Рифма, ее история и теория, 1923; чуждый чарам черный челн, см.)], обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты [см.), эстонский в эпосе Калевипоэт] и германские [ср. см.) — повтора или созвучия гласных]. Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приеманаподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские [напр. суомив эпосе см.), 1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов); 2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных [в отличие от в узком (лингвистическом) смыслеособый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») лит-рах, прием поэтической техники (илифонетической организации стиха); иначе говоряодин из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от см.), выделявшихся античной стилистикой под особыми названиями. См. см.), так и многочисленные виды звуковых располагающийся в начале и в конце данной словесной единицыстроки, строфы и т. д., — или связующий две такие единицы по формуле: «аа» или «а — 1 — а». Повтор может быть чисто звуковымЛасково закрыла мгла»), словеснымГром небес и пушек гром»), строчным: Свеж и душист твой роскошный венок,
Ясного взора губительна сила, —
Нет, я не верю, чтоб ты не любила:
Свеж и душист твой роскошный венок» (Фет)

В a

Ср

Библиография

ПОВТОР

нтичной стилистике отдельные формы К. выделяются под особыми названиями (симплокаК. слов, эпаналепсисК. фраз). В широком смысле К. можно считать вообще всякое композиционное повторение начальных моментов художественного произведения или части его в концецеликом или с теми или иными видоизменениями. При этом К. может быть и звуковым, и лексическим, и синтаксическим, и чисто смысловым (прямым или контрастным) и т. д. . стихотворение Пушкина «Не пой, красавица», «Слыхали ль вы», Фета — «Мы одни», Блока — «О доблестях, о подвигах, о славе», Казина — «Бреду я домой на Пресню», «Рубанок» и т. д. На К. как определенном композиционном стержне построены такие строфические формы, как рондо (см.), триолет (см.). Пример К. в драме дает «КомандармСельвинского, где начальная сцена повторяется с изменениями как конечная, и т. д. Пример К. в прозе дает композиционная форма «обрамления». : Брик О., Звуковые повторы, в издании «Сборники по теории поэтического языка», вып. II, П., 1917; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Брюсов В., Звукопись Пушкина, «Печать и революция», 1923, № 2, в в отдельном сб. «Мой Пушкин», Гиз, М., 1929. ЗВУКОВОЙтермин, введенный формалистами для обозначения повторяющихся в звуковой структуре поэтической речи групп согласных, притом повторяющихся «один или несколько раз, в той же или измененной последовательности, с различным составом сопутствующих гласных» (Брик О., Звуковые повторы, сб. «Поэтика», П., 1919).

 

 

 

 

 

Библиография

Sievers Ed., Altgermanische Verslehre, 1893; Heusler A., Ueber germanischen Versbau, 1894.

 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку