АЛЕКСАНДР ОЧЕРЕТЯНСКИЙ Доклад фрагментарный с обильным цитированием (text) (в сокращ |
* Визуальная поэзия, являющаяся, на мой взгляд одной из составных частей смешанной техники, находится во много лучшем положении, нежели смешанная техника, т.к. во всем мире с конца 50-х нашлось немало приверженцев, уделяющих ей пристальное внимание. Я имею в виду, что под «смешанной техникой» можно понимать «синтетическое искусство», то самое, которым в начале века занимались в числе прочего Кульбин, Скрябин, Лурье, и др.
***** О расцвете синтетических искусств в начале века говорил Артур Лурье: «...Начало синтеза, взаимоотношение и взаимодействие слова, звука и цвета, и наконец, органическое взаимодействие искусств (не механическое их соединение), естественный, непринужденный переход с чистого языка одного искусства на язык другого - все это задачи преимущественно нашего времени.» - из доклада «На распутье (Культура и музыка)», прочитанного в Петербурге, в ноябре 1921 г.: см. Сб. «Стрелец», сб.З и последи., Пг, 1919, с. 165.
*****«Принципы словотворчества Хлебникова... были использованы композитором Скрябиным в написанном им стихотворном тексте к «предварительному действию» (1914). Как известно, этот замысел Скрябина был его последней попыткой осуществить синтез трёх искусств - музыки, поэзии и танца. - Н.Харджиев. «Маяковский и Хлебников». - Н.Х. Статьи об авангарде в 2-х тт., М., 1997, т.2, стр. 73.
Здесь же: не следует путать иллюстрацию и визуальную поэзию. Иллюстрация поясняет, дополняет., оформляет. Иллюстрация может быть, может не быть. Налицо прямая зависимость от текста. В визуальной поэзии - визуальная часть такая же составная часть вещи, как и текстовая. В большинстве случаев - доминирующая. - (определение).
******«Особое внимание «Черновик» уделяет визуальной поэзии, различным пограничным жанрам. В последнее время он активно популялизирует «смешанную технику», то есть различные формы соединения словесного, музыкального и даже звукового письма. Особое внимание стало уделяться разработке теории «смешанной техники».
Здесь много спорного, еще недостаточно отрефлексированного, но именно этим интересно. Идет поиск, а на пути поиска есть неточности, сбои. Если этого нет, следовательно процесс завершен., и мы получили некую готовую вещь. В случае с «Черновиком», на мой взгляд, важна последовательность, с которой редактор выстраивает поисковый характер своего издания.» - Сергей Бирюков. Из статьи «Журналы и альманахи сегодня. Традиция и эксперимент» - Русская мысль, № 4395, от 07, 02, 2002. - Признаться, глядя со стороны, лучше не скажешь. С единственной, впрочем, существенной поправкой: имеется в виду - «различные формы соединения» плюс к сказанному :«словесного, музыкального, звукового письма» : ещё и многого другого.
- Под «многим другим» надо понимать следующий абзац:«..смешанная техника, вбирая в себя все сущее, включая живопись, музыку, прикладные и естественные науки, компьютерную технологию и пр. - все дальше отходит от собственно литературы, становясь независимым самостоятельным явлением; таким же, как любое другое, окружающее нас на каждом шагу...» - из предисловия ред. к 15-му вып.(2000) - в частности речь идет о «литературно-генетических исследованиях» Анны и Михаила Разуваевых. из г. Пенза, опубликованные в 16-м и «опытах соединения литературы и биологии» в 17-м выпусках.( Валентин Смирнов: «Единственность всего сущего – прим. Ред.)
-- В 17-м вып. присутствует также рубрика: Монтаж литературы и химии. Автор - покойный Иван Иов, проживавший в г. Хмельницкий (Украина).
-- Если говорить, к примеру, о стыковке литературы и математики, кроме Хлебникова можно назвать опыты Ивана Игнатьева (сб. «Эшафот», СПб, 1913; Ры Никоновой «па де катет, штука прозы в стилях системы» (литература и геометрия), опублик. В1 вып «Черновика» (1989); Михаила Еремина (Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны. США, 1980, т.1, стр. 220.). [Ред. Константин К. Кузьминский].
-- К вопросу о стыковке литературы и музыки.
****** Можно указать примеры того, как Пастернак учитывает опыт не самого Хлебникова, а футуризма вообще.... в год выхода «Руконога» в изд-ве «Петербургский Глашатай» вышла книга Ив. Игнатьева «Эшафот, Эгофутуры». В ней помещено произведение под заглавием «Третий вход», состоящее из четырех строфических конструкций. Каждая из них представляет собой стихотворный текст, в который вставлена нотная строка. Слева специальные знаки дают указания о движении голоса. Стихотворение сопровождается примечанием; «Читателю - странно звучит здесь термин Читателю - необходимо быть и Зрителем, и Слушателем, и, главное, Интуитом) даны:: Слово, Цвет, Мелодия и схема Ритма (Движения), записанная слева». В 1915-1916-х гг. Маяковский ввел нотные строки в текст поэмы «Война и мир, а значительно позже, в 1931 году, Пастернак написал стихотворение «Жизни ль мне хотелось слаще...» точно посредине его пересекает строка нот -начало интермеццо Брамса до диез минор (соч. 117, №3)". - В.С.Баевский. «Хлебников и Пастернак». - Мир Велемира Хлебникова. М., 2000, стр. 403.
*****«Процесс нанесения знаков на партитурный лист (!!!!! –ред.) уходит корнями в музыку, однако впоследствии партитура получила осмысление как способ трансляции немузыкальных художественных форм, как целая система их кодировки, записывания и передачи, игнорирующая границы между музыкой, театром, повседневной жизнью и визуальным искусством, порой эту систему приемов обобщают емким понятием «интермедиа». И дальше: «Художники различных типов мышления и взглядов -кто поэтических, кто социо-поэтических, кто с акцентом на процесс или перформанс, - адаптировали эту идею концептного искусствва к своим интересам. Среди них столь непохожие друг на друга и столь близкие между собой художники, как Дик Хиггинс, Йоко Оно, Роберт Филю, Алисой Ноулес, Нам Джун Пайк, Джордж Брехт, Бен Вотье, Эрик Андерсен, Бен Патерсон, Эммети Уильяме, Джордж Мачюнас практиковались в самых разных видах концептного искусства, хотя само понятие употребляли редко». - Кэн Фридман (Норвегия) «Партитура, как творческий метод» - Точка зрения. Антология визуальной поэзии. 90-е- годы. Кенигсберг, 1998,
Кен Фридман - художник, критик, теоретик искусства. Доктор филологии, профессор департамента стратегического дизайна Высшей школы менеджмента. (Осло, Норвегия). С 1996-го года активный участник флаксус движения. Опубликовал большое количество статей по искусству в США и в Европе. Автор и участник более 200-т выставок (более 50-ти персональных) в различных странах мира.
Еще не все.
Много наболевших моментов.
Обо всех не скажешь, но вот об одном из них, сказать необходимо.
*****«Семиотический стих - такой стих, в котором слова подкрепляются фигурами-символами, расположенными таким образом, что они способны создавать значение посредством толкового кода. Семиотический стих является фундаментальным развитием одного из направлений конкретной поэзии». - Клементе Падин (Уругвай).
Семиотическое стихосложение. Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. Кенигсберг, 96., с. 102. (ред. Д.Булатов).
------------------------------
Вот так, так и не иначе: во всех более менее цивилизованных странах люди пишут, думают, теоретизируют над текстами, подобными тем, о которых шла речь выше, при том, что встречаются среди них пишущие по-русски, как в России, так и за ее пределами.
И только в том, что касается отзывов ученых в России, казалось бы собаку съевших на литературе, ... не продолжаю, цитирую:
*****... «конкретной поэзией» стали называть свои стихи поэты разных стран (начиная с 50-х годов), писавших тексты, напоминающие то кроссворды, то упражнения на перестановки и замены букв, то наборы перекликающихся слов, продуманно разбросанных по странице. Название было выдумано, по-видимому, по аналогии с «абстрактной поэзией». До нашей страны такая «конкретная поэзия» не дошла. - М. Гаспаров. Русские стихи 1890-1925 ггМихаил Леонидович Гаспаров ошибается. Конкретной поэзии в 60-70-е в разной мере отдали дань Всеволод Некрасов, хотя и несколько иначе, Вилен Барский, Ры Никонова, Сергей Сигей, Микола Сорока, Ваш покорный слуга, наконец. Это только те, о ком у меня имеется информация. При этом я не сомневаюсь, что писавших в такой манере было значительно больше.
Резюмирую: одно дело искать позитивное начало, другое дело: отрицать явление как таковое, либо искать и, конечно, находить промахи, ошибки, недочеты, пр.
Смешанная техника на сегодняшний день представляется мне неисчерпаемым месторождением полезных ископаемых.
Те, кто знаком с изданием, знают, что от номера к номеру она утончается и расширяется. Можно сравнить стремительно разрастающуюся смешанную технику со снежным комом, летящим с горы, обрастающей все новыми и новыми материалами, и соответственно рубриками, если говорить об альманахе, все увеличивающимся и увеличивающимся в объеме.
Справедливости ради необходимо сказать и согласиться с тем, что:
*****«Неразбериха в искусстве постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи» - (Закон Эвверитта) - эпиграф к кн. Дм. Булатова «Экспериментальная поэзия. Избранные статьи». Калининград, 1996.
Цитата в заключение:
****«Глобальные информационные сети соединяют мир бактерий, растений, животных в единую систему. Каждая клетка стремится расширить диапазон и репертуар реализации биологической информации в единице объема в единицу времени. Эволюция жизни на Земле - дневник, протокол самораскрытия клеток как запрограммированных устройств на стыке (выделено мной - А.О.) с другими пластами природных событий. В эпоху экспоненциального накопления информация становится мерой эволюции. И до сих пор эволюция проходит стадию ползающей личинки - чтобы превратиться в летающую бабочку с другими степенями свободы». - Из интервью с Вадимом Репниным. -Новый мир, 2000,12.
На мой взгляд, в приведенном абзаце сказано все основное, включая «смешанную технику». Вот на этой ноте я и хочу закончить свое выступление. Чтение настоящего доклада состоялось в институте Русского Языка им. В.В.Виноградова (ИРЯЗ РАН) [ г. Москва]. 23 апреля 2002 года.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |