-Метки

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stetoskop3

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 84


АЛЕКСАНДР ОЧЕРЕТЯНСКИЙ Доклад фрагментарный с обильным цитированием (text) (в сокращ

Среда, 27 Июня 2007 г. 09:55 + в цитатник
*****«Для литературы Х1Х-ХХ вв. характерна тенденция к смешению жанров, особенно в лирике и к развитию промежуточных жанров» - А.Квятковский. Поэтический словарь. М., 1966, стр 109.

*****«Деление на жанры вообще изживает себя, если принять во внимание интермедиальные текстовые феномены, со временем играющие все более важную роль, например, тексты, соотносящиеся с областью музыки (сонорная и фонетическая поэзия, звуковые стихи и т.д.), или с областью изобразительного искусства (объектная, конкретная и визуальная поэзия), которые могут быть описаны понятиями этих дисциплин, так же как и понятиями поэтики». - Франц Мои. «Думая о пиле». - Точка зрения. Антология визуальной поэзии. 90-е гг.
Кенигсберг, 1998, с.40. [Ред. Д.Булатов].
                                      Смешанность подразумевает коллаж.
          Коллаж может быть визуальным стихотворением, если наряду с изображением присутствует текст, либо слово, буква, надпись, подпись, (определение).
          Есть, впрочем, мнение, что и одно изображение только может быть визуальным стихотворением (Ры Никонова). Я думаю, что одно только изображение может быть визуальным стихотворением в составе достаточно большого количества виз. стихотворений (в книге, например), но не одно, т.е. не само по себе, в ед. числе.
          Коллаж - не сам по себе, а как одна из составных частей визуального стихотворения. В зависимости от заданности автора; иными словами речь о том, что в случае, если коллаж решен автором как визуальное стихотворение - тогда это визуальное стихотворение.
 *****«...идея визуальной поэзии как самобытного жанра, имеющего веками сложившуюся традицию (хотя зачастую она не воспринимается серьезно), существует практически только в сознании поэтов-визуалистов... Впрочем, на это есть веские причины и одна из них заключается в невозможности дать законченное определение, что же такое, на самом деле, есть визуальная поэзия. Ситуация ухудшается тем, что большинство теоретиков выдвигают ту или иную парадигму, подкрепленную несметным количеством перцептуальных наблюдений, частных признаков, недифференцированных критериев, которые в конце-концов противоречат друг другу и собственно не имеют ничего общего с визуальной поэзией...
             Сложность подобной дефиниции прежде всего заключается в том, что симбиоз визуальных и семантических, логических и эстетических критериев трудно анализируется, как целостность. Да, и правомерно ли говорить о феномене визуальной поэзии как некоей целостности, в то время как литературоведы и искусствоведы до сих не могут выдвинуть единого теоретического обоснования, которое было бы в силах охватить все многообразие жанровых проявлений визуальной поэзии..» -Клаус Петер Денкер - Экспериментальная поэзия. Кенигсберг, 1996, с. 117. [Ред. В.Булатов.].
            В порядке комментария:
            * К слову о визуальной поэзии, имеющей веками сложившуюся традицию. Если не к истокам, то к дошедшим до нас текстам Симеона Полоцкого, Иоанна Величковского, Митрофана Довгалевского (
XYII век) вполне применим термин: «графическая поэтика», отсюда рукой подать до «конкретного стиха» в его визуальной оранжировке.    * He говоря уже о «графемах» В.Каменского, Ив. Игнатьева, Ильи Зданевича, В.Гнедова (См. В.Марков. Русский футуризм. Berkeley, Calif, press, 1968).

   * Визуальная поэзия, являющаяся, на мой взгляд одной из составных частей смешанной техники, находится во много лучшем положении, нежели смешанная техника, т.к. во всем мире с конца 50-х нашлось немало приверженцев, уделяющих ей пристальное внимание. Я имею в виду, что под «смешанной техникой» можно понимать «синтетическое искусство», то самое, которым в начале века занимались в числе прочего Кульбин, Скрябин, Лурье, и др.
***** О расцвете синтетических искусств в начале века говорил Артур Лурье: «...Начало синтеза, взаимоотношение и взаимодействие слова, звука и цвета, и наконец, органическое взаимодействие искусств (не механическое их соединение), естественный, непринужденный переход с чистого языка одного искусства на язык другого - все это задачи преимущественно нашего времени.» - из доклада «На распутье (Культура и музыка)», прочитанного в Петербурге, в ноябре 1921 г.: см. Сб. «Стрелец», сб.З и последи., Пг, 1919, с. 165.
*****«Принципы словотворчества Хлебникова... были использованы композитором Скрябиным в написанном им стихотворном тексте к «предварительному действию» (1914). Как известно, этот замысел Скрябина был его последней попыткой осуществить синтез трёх искусств - музыки, поэзии и танца. - Н.Харджиев. «Маяковский и Хлебников». - Н.Х. Статьи об авангарде в 2-х тт., М., 1997, т.2, стр. 73.

 Здесь же: не следует путать иллюстрацию и визуальную поэзию. Иллюстрация поясняет, дополняет., оформляет. Иллюстрация может быть, может не быть. Налицо прямая зависимость от текста. В визуальной поэзии - визуальная часть такая же составная часть вещи, как и текстовая. В большинстве случаев - доминирующая. - (определение).
******«Особое внимание
«Черновик»
уделяет визуальной поэзии, различным пограничным жанрам. В последнее время он активно популялизирует «смешанную технику», то есть различные формы соединения словесного, музыкального и даже звукового письма. Особое внимание стало уделяться разработке теории «смешанной техники».
Здесь много спорного, еще недостаточно отрефлексированного, но именно этим интересно. Идет поиск, а на пути поиска есть неточности, сбои. Если этого нет, следовательно процесс завершен., и мы получили некую готовую вещь. В случае с «Черновиком», на мой взгляд, важна последовательность, с которой редактор выстраивает поисковый характер своего издания.» - Сергей Бирюков. Из статьи «Журналы и альманахи сегодня. Традиция и эксперимент» - Русская мысль, № 4395, от 07, 02, 2002. -  Признаться, глядя со стороны, лучше не скажешь. С единственной, впрочем, существенной поправкой: имеется в виду - «различные формы соединения» плюс к сказанному :«словесного, музыкального, звукового письма» : ещё и многого другого.
                - Под «многим другим» надо понимать следующий абзац:«..смешанная техника, вбирая в себя все сущее, включая живопись, музыку, прикладные и естественные науки, компьютерную технологию и пр. - все дальше отходит от собственно литературы, становясь независимым самостоятельным явлением; таким же, как любое другое, окружающее нас на каждом шагу...» - из предисловия ред. к 15-му вып.(2000) - в частности речь идет о «литературно-генетических исследованиях» Анны и Михаила Разуваевых. из г. Пенза, опубликованные в 16-м и «опытах соединения литературы и биологии» в 17-м выпусках.( Валентин Смирнов: «Единственность всего сущего – прим. Ред.)
                -- В 17-м вып. присутствует также рубрика: Монтаж литературы и химии. Автор - покойный Иван Иов, проживавший в г. Хмельницкий (Украина).
-- Если говорить, к примеру, о стыковке литературы и математики, кроме Хлебникова можно назвать опыты Ивана Игнатьева (сб. «Эшафот», СПб, 1913; Ры Никоновой «па де катет, штука прозы в стилях системы» (литература и геометрия), опублик. В1 вып «Черновика» (1989); Михаила Еремина (Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны. США, 1980, т.1, стр. 220.). [Ред. Константин К. Кузьминский].
                                              -- К вопросу о стыковке литературы и музыки.
****** Можно указать примеры того, как Пастернак учитывает опыт не самого Хлебникова, а футуризма вообще.... в год выхода «Руконога» в изд-ве «Петербургский Глашатай» вышла книга Ив. Игнатьева «Эшафот, Эгофутуры». В ней помещено произведение под заглавием «Третий вход», состоящее из четырех строфических конструкций. Каждая из них представляет собой стихотворный текст, в который вставлена нотная строка. Слева специальные знаки дают указания о движении голоса. Стихотворение сопровождается примечанием; «Читателю - странно звучит здесь термин Читателю - необходимо быть и Зрителем, и Слушателем, и, главное, Интуитом) даны:: Слово, Цвет, Мелодия и схема Ритма (Движения), записанная слева». В 1915-1916-х гг. Маяковский ввел нотные строки в текст поэмы «Война и мир, а значительно позже, в 1931 году, Пастернак написал стихотворение «Жизни ль мне хотелось слаще...» точно посредине его пересекает строка нот -начало интермеццо Брамса до диез минор (соч. 117, №3)". - В.С.Баевский. «Хлебников и Пастернак». - Мир Велемира Хлебникова. М., 2000, стр. 403.
*****«Процесс нанесения знаков на партитурный лист (!!!!! –ред.) уходит корнями в музыку, однако впоследствии партитура получила осмысление как способ трансляции немузыкальных художественных форм, как целая система их кодировки, записывания и передачи, игнорирующая границы между музыкой, театром, повседневной жизнью и визуальным искусством, порой эту систему приемов обобщают емким понятием «интермедиа». И дальше: «Художники различных типов мышления и взглядов -кто поэтических, кто социо-поэтических, кто с акцентом на процесс или перформанс, - адаптировали эту идею концептного искусствва к своим интересам. Среди них столь непохожие друг на друга и столь близкие между собой художники, как Дик Хиггинс, Йоко Оно, Роберт Филю, Алисой Ноулес, Нам Джун Пайк, Джордж Брехт, Бен Вотье, Эрик Андерсен, Бен Патерсон, Эммети Уильяме, Джордж Мачюнас практиковались в самых разных видах концептного искусства, хотя само понятие употребляли редко». - Кэн Фридман (Норвегия) «Партитура, как творческий метод» - Точка зрения. Антология визуальной поэзии. 90-е- годы. Кенигсберг, 1998,
            Кен Фридман - художник, критик, теоретик искусства. Доктор филологии, профессор департамента стратегического дизайна Высшей школы менеджмента. (Осло, Норвегия). С 1996-го года активный участник флаксус движения. Опубликовал большое количество статей по искусству в США и в Европе. Автор и участник более 200-т выставок (более 50-ти персональных) в различных странах мира.

Еще не все.
Много наболевших моментов.
Обо всех не скажешь, но вот об одном из них, сказать необходимо.
*****«Семиотический стих -
такой стих, в котором слова подкрепляются фигурами-символами, расположенными таким образом, что они способны создавать значение посредством толкового кода. Семиотический стих является фундаментальным развитием одного из направлений конкретной поэзии». - Клементе Падин (Уругвай).
Семиотическое стихосложение. Экспериментальная поэзия. Избранные статьи. Кенигсберг, 96., с. 102. (ред. Д.Булатов).
------------------------------
Вот так, так и не иначе: во всех более менее цивилизованных странах люди пишут, думают, теоретизируют над текстами, подобными тем, о которых шла речь выше, при том, что встречаются среди них пишущие по-русски, как в России, так и за ее пределами.
И только в том, что касается отзывов ученых в России, казалось бы собаку съевших на литературе, ... не продолжаю, цитирую:
*****... «конкретной поэзией» стали называть свои стихи поэты разных стран (начиная с 50-х годов), писавших тексты, напоминающие то кроссворды, то упражнения на перестановки и замены букв, то наборы перекликающихся слов, продуманно разбросанных по странице. Название было выдумано, по-видимому, по аналогии с «абстрактной поэзией». До нашей страны такая «конкретная поэзия» не дошла. - М. Гаспаров. Русские стихи 1890-1925 ггМихаил Леонидович Гаспаров ошибается. Конкретной поэзии в 60-70-е в разной мере отдали дань Всеволод Некрасов, хотя и несколько иначе, Вилен Барский, Ры Никонова, Сергей Сигей, Микола Сорока, Ваш покорный слуга, наконец. Это только те, о ком у меня имеется информация. При этом я не сомневаюсь, что писавших в такой манере было значительно больше.
              Резюмирую: одно дело искать позитивное начало, другое дело: отрицать явление как таковое, либо искать и, конечно, находить промахи, ошибки, недочеты, пр.
Смешанная техника на сегодняшний день представляется мне неисчерпаемым месторождением полезных ископаемых.
Те, кто знаком с изданием, знают, что от номера к номеру она утончается и расширяется. Можно сравнить стремительно разрастающуюся смешанную технику со снежным комом, летящим с горы, обрастающей все новыми и новыми материалами, и соответственно рубриками, если говорить об альманахе, все увеличивающимся и увеличивающимся в объеме.
Справедливости ради необходимо сказать и согласиться с тем, что:
*****«Неразбериха в искусстве постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи» - (Закон Эвверитта) - эпиграф к кн. Дм. Булатова «Экспериментальная поэзия. Избранные статьи». Калининград, 1996.
Цитата в заключение:
****«Глобальные информационные сети соединяют мир бактерий, растений, животных в единую систему. Каждая клетка стремится расширить диапазон и репертуар реализации биологической информации в единице объема в единицу времени. Эволюция жизни на Земле - дневник, протокол самораскрытия клеток как запрограммированных устройств на стыке (выделено мной - А.О.) с другими пластами природных событий. В эпоху экспоненциального накопления информация становится мерой эволюции. И до сих пор эволюция проходит стадию ползающей личинки - чтобы превратиться в летающую бабочку с другими степенями свободы». - Из интервью с Вадимом Репниным. -Новый мир, 2000,12.
На мой взгляд, в приведенном абзаце сказано все основное, включая «смешанную технику». Вот на этой ноте я и хочу закончить свое выступление. Чтение настоящего доклада состоялось в институте Русского Языка им. В.В.Виноградова (ИРЯЗ РАН) [ г. Москва].
23 апреля 2002 года.


 


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку