-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stat_masterom

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.05.2010
Записей: 196
Комментариев: 33
Написано: 238





АНДРЕЙ РУБЛЁВ

Понедельник, 21 Февраля 2011 г. 01:21 + в цитатник
Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

АНДРЕЙ РУБЛЁВ

 (567x699, 73Kb)

"Троица"
Читать далее...

Вербное воскресенье

Вторник, 15 Февраля 2011 г. 11:47 + в цитатник
Это цитата сообщения novaya_skazka [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Цветоносное (вербное) воскресение

 

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
 

 

Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий

 


Информация о пеленах

Среда, 26 Января 2011 г. 18:40 + в цитатник
Это цитата сообщения тримонциум [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Феодоровский собор (Пушкин)

Феодоровский Государев собор (Собор Феодоровской иконы Божией Матери)
 

Фео́доровский Госуда́рев собо́р
— православный храм в пригороде Санкт-Петербурга городе Пушкине
на Академическом проспекте у Фермского парка.


 (435x599, 69Kb)

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа.

 

 (699x449, 118Kb)
Фото 1912 года



Строился в 1909—1912 годы по поручению императора Николая II как церковь для Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, освящён 20 августа (2 сентября) 1912 года.
 

С 1933 по 1991 год храм был закрыт.



Читать далее
Фасады украшены мозаичными панно, изготовленными в мастерской В. А. Фролова.

 

Входы в храм и мозаика

 (699x466, 102Kb)
Мозаика парадного входа. Фото 2009 года

 (699x455, 64Kb)
Мозаика над входом для офицеров. Фото 2009 года

На восточной стороне, над алтарной стороной, в абсиде,
мозаика Господь Вседержитель.

 (699x466, 74Kb)
Мозаика в абсиде. Фото 2009 года


Читать далее...

Фрески Мирожского

Вторник, 25 Января 2011 г. 10:24 + в цитатник
Это цитата сообщения NADYNROM [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мирожский монастырь и собор Спаса Преображения в Пскове

Оказавшись в Пскове, ни в коем случае не стоит упускать возможность посетить Спасо-Мирожский Завеличьский монастырь.
 (700x525, 139Kb)
Монастырь расположен в живописном месте при впадении реки Мирожа (по ней-то он и получил свою название) в реку Великая. Время его основания относят к середине XII века и связывают с именем новгородского епископа Нифонта.
На протяжении нескольких веков Мирожский монастырь был известен как один из основных культурных центров Пскова. В монастыре велась псковская летопись, имелись обширная библиотека, мастерская переписчиков и мастерская иконописцев. Стоит отметить, что здесь же обучался знаменитый игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий, казненный в 1570 году по приказу Иоанна Васильевича IV (также существует легенда, что он был убит царем собственноручно).
Монастырю, находившемуся вне пределов мощных городских укреплений Пскова, тяжело приходилось во время военных действий. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский монастырь и убили его игумена Василия, а в 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки и открыл из них огонь по городу.
Читать далее



Русский стиль и искусство

изыскано вкусно

Вторник, 25 Января 2011 г. 10:20 + в цитатник
Это цитата сообщения Dama_Madama [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Грушево-миндальный пирог ( TARTE AUX POIRES A LA BOURDALOUE

На 6 человек     

Читать далее...

Старинные вещи 1950-х годов XX века, ч. 6/2.

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:17 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старинные вещи 1950-х годов XX века, ч. 6/2.

Женское платье из шёлка и сетчатой ткани, расшитое золотыми и серебряными бусинками, бисером, искусственными бриллиантами, жемчужинами, 1957 год.
Это - концертное платье, созданное для гастролей звезды Метрополитен-опера, Jean Fenn.

Фотография Jean Fenn в этом платье, сделанная во время концертных туров по Европе и США, в конце 1950-х годов.

Читать далее...

Старинные вещи 20-х годов XX века, ч. 3/3.

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:16 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старинные вещи 20-х годов XX века, ч. 3/3.

Женская вечерняя накидка из шёлкового атласа, украшенная шёлковыми шнурами с кистями, выполненными в технике "макраме" и кружевом, расшитым бисером и стеклярусом, около 1920-го года.
Подобные женские накидки для вечера впервые появились в 1910-х годах и были особенно популярны в период 1917-1922-х годов.

Читать далее...

Старинные вещи 50-х годов XX века. ч. 6/3.

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:14 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старинные вещи 50-х годов XX века. ч. 6/3.

Платье из кружева, расшитое шёлковой лентой, 1950-е года. NORMAN HARTNELL.
Сшито сэром NORMAN HARTNELL - портным английской королевы Елизаветы. Сэр NORMAN HARTNELL стал портным британской королевской семьи в 1938 году. Платье для коронации Елизаветы в 1953 году также сшито сэром NORMAN HARTNELL.

Читать далее...

Старинные вещи 1960-х годов XX века. ч. 7/1.

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:13 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старинные вещи 1960-х годов XX века. ч. 7/1.

Накидка и бальное платье из шёлка, украшенное вышивкой из серебряных бусинок и искусственных бриллиантов. Юбка платья выполнена из семи слоёв кринолина, 1961 год. JACQUES HEIM.
Этот комплект был надет на одной из фрацузских дам, приглашённых на бал, устроенный Шарлем де Голлем по случаю приезда Джона и Жаклин Кеннеди в Париж летом 1961 года (спустя несколько месяцев после инаугурации Кеннеди). Комплект сшит JACQUES HEIM - парижским модельером, одним из тех, кому приписывают появление и распостранение моды на бикини.

Одна из парижских газет 1961 года с фотоочерком о приёме.

Оригинальная программа бала, устроенного Шарлем де Голлем в честь четы Кеннеди.

Читать далее...

Старинные вечерние наряды разных десятилетий XX века

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:11 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Старинные вечерние наряды разных десятилетий XX века.

Платье из атласа, украшенное драгоценными камнями, вышивкой из серебряных и золотых нитей, искусственными бриллиантами. 1912 год.
Платье принадлежало madame De Bittencourt, супруге богатого и влиятельного аргентинского политика. Madame De Bittencourt в этом платье была на маскараде 1912 года, устроенном в Монте-Карло.

Читать далее...

Свадебные платья XX века

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Свадебные платья первой половины XX века.

Свадебное платье из кружева, 1908 год.


Свадебное платье из струящегося атласа и головной убор невесты, 1930-х годов.

Читать далее...

Свадебные платья XIX века. ч.2.

Вторник, 11 Января 2011 г. 19:05 + в цитатник
Это цитата сообщения Karol-Li [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Свадебные платья XIX века. ч.2.

Свадебное платье из тяжёлого шёлкового фая, отделанное по краю синелью. 1868 год.
С этим платьем связана реальная романтическая история, сохранившаяся в одной американской семье. Американский фицер Alonzo H. Wood, уходя на гражданскую войну, сделал предложение своей будущей жене и они оба не знали - вернётся ли он. Девушка согласилась ждать. Ожидание длилось долгих 7 лет. Alonzo H. Wood выжил и в 1868 году заказал это свадебное платье для своей невесты в ателье города Бостона.

Читать далее...

Не белыми нитками шито

Вторник, 11 Января 2011 г. 18:39 + в цитатник
Это цитата сообщения DONNA_FLORA [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Не белыми нитками шито

 (400x600, 112Kb)ЗЛАТОЗАРИТЬ, озарять золотистым светом или блеском.
Златозарный, блестящий, озаряющий золотистым блеском.

Златопрядный (золотопрядный), из золотых прядей состоящий, к золотопряденью, выделке швейного золота, бити относящийся, золотоволочильный.


Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.

Принято считать, что искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Разнообразие материалов и всевозможных сортов золотных нитей (прядёные, сканые, волоченные, канитель, трунцал, бить)
Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.
 (686x699, 173Kb) (699x493, 147Kb)
Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях(9 -13 век) найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотной нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.

Древнерусское золотое шитье 10-13 веков почти не отличалось по технике, и использованию элементов на территории например Киева и Новгорода, , Смоленска и Старой Рязани. Тамбурный шов известен еще с античности и он находил применение и в славянской вышивки. Даю точную ссылку по использовании тамбурного шва в 11 веке. Фехнер М.В. Древнерусское золотое шитье 10-13 века. Труды ГИМ. выпуск 82. М. 1993.


Платок- "ширинка". 17 в. Ткань - шелк, шелковые, пряденые золото-серебряные нити. Шитье швом "на проем" и "в прикреп"
// Костюм в России 15-начало 20 века из собрания ГИМа. - М., 2000.
 (644x640, 112Kb)

Золотная вышивка на головных уборах:
 (492x699, 138Kb)
 (699x473, 76Kb)
 (619x699, 210Kb)

Женские головные уборы - "каблучки"

Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Левый и правый - бархат, ситец, золотный галун, золотные пряденые нити, канитель, трунцал, пайетки, шитье " прикреп". В центре - холст, шелк (штоф), хлопчатобумажный галун, золотные пряденые нити, пайетки, цветные стекла в кастах; низание, шитье "в прикреп"
 (699x352, 96Kb)

Женский головной убор

Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв.
 (505x698, 125Kb)

Женский головной убор – шамшура.

Парча, позумент, бисер, холст, золотое шитье, клеевая твердая основа. Русские. Царицынская губерния (Волгоградская область), г. Камыши, середина XIX в.
 (582x600, 86Kb)

Кокошник-сборник XVIII век — конец XIX века
Архангельская губерния Головной убор молодой женщины.
 (578x699, 221Kb)


Кички. Кокошники. Сороки
«Кички. Кокошники. Сороки» на Яндекс.Фотках


Очелье, Русь, шелк, жемчуг, металлизированные нити, вышивка в прикреп, 12 - начало 13 вв.(реставрация)
 (603x198, 29Kb)

Чепрак (часть). Россия, вторая половина XVIII в. Бархат, золотные пряденые и сканые нити, бить, бахрома. Вышивка «по карте». 52 X 116 см. Фрагмент.
 (200x166, 26Kb)

Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район

 (560x266, 36Kb)
 (560x197, 28Kb)
 (560x212, 29Kb)

Женские праздничные головные уборы

Русский Север. Начало XIX в. Шелк, парча, жемчуг.
 (700x594, 252Kb)


ПАРЧА
золотая или серебряная ткань: шелковая ткань, протканная золотом, серебром;
| парчица и полупарча, мишурная парча, бумажная. Парчевый покров, на покойника. Парчевый кокошник. Парчевая фабрика. Парчевник, парчевый ткач или торговец;
| старинная парчевая одежда.



"...золототканные материи в Византии не вырабатывались.... Серебряные позолоченные ленты, спряденные на шелк, использовались в империи для вышивок и для производства декоративной ленты — тесьмы.

Золототканные ленты были в обиходе у населения древней Руси в течение XI—XIII вв.
Ими обшивали ворот платья и обшлага рукавов. Многие фрагменты найдены в погребениях на шейных позвонках скелетов, под нижней челюстью, на запястье рук и на лучевой кости.

Среди узорчатых восточных тканей этого времени, как и среди византийских, парча неизвестна. Производство парчевых иранских тканей — объярей, золотных бархатов и камки, байбереков (диба золотная), обращавшихся на русском рынке в конце XV и XVI в., началось, очевидно, не ранее XIV в. "
АН СССР. Советская археология, 1982, № 2.
ФЕХНЕР М. В.ШЕЛКОВЫЕ ТКАНИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ



РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ

К.А. Михайлов


Одной из новых и статусных категорий находок на Рюриковом городище под Великим Новгородом стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» 1 вышивали воротники и иногда нарукавники - «поручьи» древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати. После масштабных археологических исследований XX столетия находки золотного шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Особенно часто воротники, вышитые золотной нитью находят во время работ на древнерусских могильниках ХП-ХШ вв. Может показаться, что в этом ряду находка 2001 г. стала лишь одной из многих (Приложение II № 24). Уникальность городищенской находки связана с контекстом ее местонахождения. Два скопления фрагментов бити были открыты в 2001 г. во время раскопок верхних слоев древнего рва на южном краю Городищёнского холма, первое - в заполнении срубной постройки. Бить представляла собою клубок не затронутых коррозией металлических нитей желтого цвета. Ее нити изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк, который не сохранился до наших дней (рис. 1). Толщина нити около 0,3 мм. Сопутствующие находки позволяют сузить дату попадания находки в слой до второй половины XII в.2 До сих пор золотное шитье редко находили в городском слое и тем более в датируемом комплексе. Как мне кажется, эти обстоятельства находки на Городище дают повод в очередной раз подробно рассмотреть всю категорию подобных украшений костюма на территории всей Древней Руси.

В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (рис. 2-3). Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнез-дова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Аналогичные по технике изготовления нитей ткани, по мнению М.В. Фехнер, происходят из кургана близ с. Россавы и из гробницы кн. Андрея Боголюбского во Владимире3. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако точно в такой же технике изготавливали золотные нити в Китае и, по-видимому, в Византии. Например, нити, выполненные из кишок животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна, датируемой началом XIII вв.4 Германский исследователь средневекового текстиля Отто фон Фальк предположил, что изготовление золотых нитей из кишок животных начинает распространяться в Византии только с XI в. Находка из го-родищенского слоя, напротив, принадлежит к самой массовой технологической группе с навитой на шелковую основу фольгой. Судя по числу нитей, находка может оказаться остатками вышитого воротника.

Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно стала одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов древнерусской золотной вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев. Многочисленные работы исследователей вводят в научный оборот ее новые образцы5. Главным образом этот фонд находок пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно археологические находки древнерусского времени рассматривались в работах М.В. Фехнер, М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХИ-ХШ вв.7


золотная нить
 (218x79, 2Kb) (217x72, 2Kb)
Рис. 2 Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу
Рис. 3. Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу


По моим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах отражено не менее 70 географических пунктов, из которых происходит более 155 образцов древнерусского золотного шитья Х-ХШ вв. (Приложение I—II) 8. Помимо опубликованных находок известного происхождения, в музейных фондах хранятся вещи из де-паспартизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОАВЕС) находится не менее 7 образцов золотного шитья; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского -не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории Украины -около 18 образцов домонгольского золотного шитья из археологических раскопок9. Значительная их часть осталась без документации. Новые находки также происходят из современных раскопок Белгорода, Переяславля-Хмельницкого, Чернигова, Дмитрова, Великого Новгорода. Точное число фрагментов трудно определимо, так как один и тот же предмет в музейном хранении может быть разделен на несколько фрагментов и далеко не все из них могли быть опубликованы10.

Несмотря на многочисленность находок золотного шитья, наиболее редкими остаются самые ранние его образцы. Долгое время таким ранним примером древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского «княжеского» кургана Черная могила, который датируется второй половиной X столетия и. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотным шитьем, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной могилы отстает от большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золотного шитья она выглядит редким примером, не связанным с последующей, древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли это утверждение?

Помимо 64 мест находок древнерусского шитья конца XI-XHI вв. (Приложение II), мне стало известно о 15 находках золотного шитья X столетия, выполненных из фольги и дротовой, круглой в сечении проволоки - бити, из не подвергшегося коррозии металла желтого цвета (Приложение I). Бить из белого металла (серебра) мною пока не учитывалась. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников: Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Эти находки немногочисленны и связаны с кругом ранних, «дружинных» древнерусских погребений.

Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу обряда трупоположений - погребальным камерам. Например, в захоронении под курганом Ц-301 археологи из МГУ обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу «саммит» или самитум/ samitum n. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды в отдельно стоящем берестяном туесе13. Из комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера СИ. Сергеева из нескольких погребальных комплексов, происходят три фрагмента золотной нити14. Нить сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины1S. По мнению исследователей, в кургане Дн-1 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами грибовидной формы16. Существуют упоминания о том, что фрагменты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 17. Вторая находка золотной нити из трупосожжения связана с большим «княжеским» курганом из раскопок В.И. Сизова. В предшествующих публикациях упомянуты следы золотой насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на погребальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от верхней, «парадной» одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре часть одежды из инвентаря оказалась прижатой к шлему. В результате, фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент18. Аналогичная находка была сделана в Чернигове. Там шитье с золотной нитью украшало одежду мужчины, захороненного в большом «княжеском» кургане Черная могила. Судя по прекрасной сохранности черниговской ткани, она была положена в могилу уже на потухший погребальный костер19.

После Гнездова самая представительная коллекция золотного шитья представлена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерёво. Фрагменты нитей из желтого металла найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297,348,38220. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов от воротника верхней одежды, изготовленных из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3-0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недо-шивинаи М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-П, 422, 424 21. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.

Вероятно, к той же группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бити из Пскова. Они происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное труло-положение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X - началом XI столетия. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды22. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания), с погребением в кургане Черная могила, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна23.

К числу ранних образцов золотного шитья можно отнести и остатки «парчи» - вышивка от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со сканным орнаментом, арабский дирхем, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной - концом X в.и

За время, прошедшее с момента публикаций М.В. Фехнер, несколько расширился круг находок ранних образцов золотного шитья и аналогий этих находок. Мы знаем, что множество женских и мужских древнерусских костюмов в X в. украшались шелковой тесьмой с металлическими нитями. Большинство из них оказались серебряными. Однако, небольшая часть этих вышивок была украшена нитями из золота. Большинство таких нитей оказались сделаны из шелка, обмотанного тонкой золотой фольгой. Эти ранние находки связаны с могильниками Чернигова, Гнёздова, Тимерёва, Пскова и Рюрикова городища. Всего 15 находок, которые относятся к X в.

Аналогии и происхождение: В эпоху раннего средневековья одними из первых в Европе золотную нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении позументы с вышивкой украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором — налобную часть головного платка или покрывала безымянной деiy шки погребенной в королевской усыпальнице25. Вслед за Меровин-i ';i ми, одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы 111 шзнаются англо-саксонские тесьмы с золотными нитями из погребе-11 ий VI—VII вв. Примером может стать тесьма шириной в 9 мм из кур-пшаТэгагов Барроу в Бэкингемсшире. Как считает М. Мюллер-Вилле 11 ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собой и копируют общие для всех образцы. Это касается как 1 ia6opa вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бытовую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие образцы тканей, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. Во-первых, в Хедебю — крупнейшем торговом центре Ютландии — тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960, 2/ 1963, 5/ 1964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см., при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2—0,5-0,8 мм26. В других частях Дании золотные нити, украшавшие одежду, найдены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (вторая половина X в.), в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.), в погребении первой половины X в., в кургане из Ладбю и в погребальной камере из-под церкви в Еллинге (вторая половина X в.)27. В последнем захоронении золотная нить украшала всю верхнюю одежду погребенного в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей, которые располагались по всей площади камеры28. Так же золотные нити украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений два - Еллинге и Ладбю - считаются местами захоронения представителей высшей знати - членов королевского дома.

В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка, где в 16 камерах золотная нить использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542,551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736,750, 791,824, 832, 844)29. Украшение из золотной нити найдено в составе погребального комплекса кургана Скопинтул из Адельсё. Тесьма из золотых и, по-видимому, шелковых нитей найдена среди инвентаря королевского кургана Гокстад, Норвегия30.

Анна Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X столетия. При короле Харальде Синезубом и его преемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Империи. Через двор Оттонов в скандинавскую среду распространяется византийское культурное влияние. Парадная придворная одежда с вышивкой или тесьмой из золотной нити появляется, по мнению А. Крог, вместе с распространением христианства31. Следует отметить, что в ряде женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная верхняя скандинавская одежда с металлическими фибулами. Ее заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен. Интересно отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые находки древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы и высоким социальным статусом погребенных, а также в восьми погребальных камерах, т.е. памятниках аналогичных камерным захоронениям Дании и Бирки.

По мнению М.В. Фехнер, большинство шелковых тканей привозились на территорию Руси из Византии или из Испании. Вероятно, действительно большая часть древнерусских очелий, поручей, накидок и воротников, вышитых битью, могла быть импортирована. В то же время, многие исследователи считают, что значительное число золотных вышивок являлось произведениями местных, древнерусских мастериц. Основой для таких представлений стали, например, сообщения летописи об открытии в Киеве в 1086 г. школы для обучения золотной вышивке; вклады с русским шитьем XII в. на Афоне и некоторые технологические особенности древнерусской вышивки.

В конце Х-начале XI вв. золотную нить с примесью серебра, крученую с шелком, активно, в качестве товара, вывозили из Багдада в Египет. Стоимость подобной нити в 20 раз превышала стоимость золота Л2. На основании этих сведений можно предполагать, что не ранее конца XI в. вместе с готовыми тканями и вышивками, на территорию Древней Руси могли попадать и сами золотные нити, которые, в свою очередь, использовались местными мастерами. В предшествующий период виды орнаментов, технология изготовления древнерусского .юлотного шитья ничем не отличаются от скандинавских образцов эпохи викингов. По-видимому, скандинавская и древнерусская золотная вышивка поступали из одного и того же зарубежного источника.

http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/163.htm



Не белыми нитками шито
http://www.rosculture.ru/mosaic/item6904/
http://pokrov.tversu.ru/goldentree/page_01.htm

Адыгское (черкесское) золотое шитье, орнамент, одежда
http://www.worldofnature.ru/index.php?name=adyg_Art

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ(ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА I ТЫС. Н.Э.) http://www.omsu.omskreg.ru/histbook/articles/y1996/a123/article.shtml

Исследование золотных нитей первых веков нашей эры.
http://www.formuseum.info/2007/03/24/krupa_tn_kryshtal_ap.html

http://narjad.narod.ru/izgoto/kokoskargopol2.htm
http://eng.ethnomuseum.ru/section341/1237.htm
http://masteriua.ru/CROSS/main.html
http://www.slavlibrary.ru/forum/4-537-7






Изображение Рождества

Понедельник, 10 Января 2011 г. 20:34 + в цитатник
Это цитата сообщения Королевна_Несмеяна [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Иконы Рождества Христового

 

Икона Рождества Христова в Вифлеемском храме

 

 

Евангелие от Луки 2, 1-3 - 19.

 В те дни вышло от кесаря Августина повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые держали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем.

Евангелие от Матфея 2,1 - 2,9 - 11, 13 - 15.

 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришил поклониться Ему. И, се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Когда же они отошли - вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода.

 

 К IX веку на Востоке и Западе пользуются огромной популярностью следующие изображения Рождества Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему.

 

 

В центре иконы – Богородица. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир.

А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам. На первый взгляд странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Но ведь перед нами икона, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей ходатаицей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами.

Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала.

Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели!

Вверху, – слева и справа изображены Ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает ему чудесную новость. Еще один пастух, немолодой, одетый в шкуру, изображен около Иосифа Обручника.

А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи – иудейский. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам.

И, наконец, в нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Русские иконописцы следовали византийской традиции, но дополняли её различными подробностями: славословящие Христа ангелы, омовение Младенца, бегство Святого семейства в Египет. Преподобный Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий – знаменитые иконописцы не только Русской Церкви, но и всего Православия, оставили замечательные примеры иконографии Рождества Христова, которые ныне мы можем увидеть в Третьяковской галерее, Ферапонтовом монастыре, Троице-Сергиевой лавре.

Рождество Христово Мастер Марк. Итало-греческая школа. ХVII в.

Рождество Христово Итало-греческая школа. Середина ХVI в.(?)

Рождество Христово XIII в., фреска, Эфиопия

Рождество Христово. Критская фреска, XVII в. Феофан Критский. XVII в.

Поклонение волхвов (Рождество Христово) Дионисий и сыновья. 1500 - 1501 гг.

Поклонение волхвов V в., Базилика Санта-Марии Моджоре в Риме

Рождество Христово (Поклонение пастухов) Мастер иерей Романос Стилианос. Первая половина XVII в. (1650?)

Рождество Христово Андрей Рублев. 1405 г.

Рождество Христово Византийская икона, XII в.

Рождество Христово XV в. Двусторонняя таблетка из серии: Двунадесятые, Господние и Богородичные праздники; Святые. На оборотной стороне – Благовещение.  Тверь (?). Вложены в Троице-Сергиев монастырь Вельямином Плещеевым, бывшим в 1483-1487 гг. монастырским келарем и погребенным в монастыре в конце XV в.

Рождество Христово Вторая четверть XV в. из Спасо-Преображенского собора в Твери

Рождество Христово. Сретение. Вознесение. Сошествие Святого Духа IX- X в. Синай. Монастырь Святой Екатерины

Рождество Христово Середина XVII в. Происходит из праздничного ряда иконостаса церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом

Рождество Христово

Икона Рождества Христова

 

 

Рождество Христово.
Фрески пещерного храма Каранлик в Кападокии (Гёреме, Турция), XI - XIII в.в.

Кликните для просмотра следующей

Кликните для просмотра следующей

Кликните для просмотра следующей

Кликните для просмотра следующей

Кликните для просмотра следующей

Рождество Христово. Московская школа XVI в.
 

Кликните для просмотра следующей

Кликните для просмотра следующей

Кликните для просмотра следующей

 


Шитье

Четверг, 06 Января 2011 г. 14:15 + в цитатник
Это цитата сообщения -KRASOTA- [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Одежды сицилийских королей XII века

 

 (359x44, 23Kb)
800 лет тому назад портные и вышивальщики из Палермо создали парадные одежды для своих королей (Рожера II и, позднее, для его преемника Федериго I).
 (692x699, 166Kb)
Отдельные предметы из этих роскошных коронационных облачений сохранились до наших дней. Вышитые золотом, жемчугом и каменьями алые, белые и пурпурные шелка.
>>>>>>>


Понравилось: 1 пользователю

Вышито

Четверг, 30 Декабря 2010 г. 11:56 + в цитатник
Это цитата сообщения PKFNF [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Храни Вас Бог...

далее...

Кажется Муха

Суббота, 25 Декабря 2010 г. 00:28 + в цитатник
Это цитата сообщения Dancing_Witch [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Винтажные украшения XIX-начала XX вв






остальные тут

юв

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 09:03 + в цитатник
Это цитата сообщения Stephanya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сокровища Дороманской эпохи (2-10 вв)


Сокровища Дороманской эпохи (2-10 вв)
Ювелирное искусство. Дороманская эпоха. Византия.


Реликварий Святого Иоанна Крестителя
9 век
Золото, драгоценные камни, жемчуг; филигрань, чеканка, гравировка, резьба
Музей собора и Капитулярная библиотека собора
Монц
На задней стороне вычеканено распятие, восходящее к каролингским образцам. На двух из драгоценных камней вырезана надпись куфическими буквами, восхваляющая Аллаха.
Читать далее >>>

хорошо

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 09:01 + в цитатник
Это цитата сообщения beauty_Nikole [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Anja Rubik. Mango A/W 2010 Advertising Campaign

Mango A/W 2010 Advertising Campaign
Model: Anja Rubik
Photographer: Terry Richardson
Visit Mango

Also

ф к

Понедельник, 13 Декабря 2010 г. 08:38 + в цитатник
Это цитата сообщения PKFNF [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Коллекция императорского русского искусства Фаберже

все изображения кликабельны*

Далее...


Поиск сообщений в stat_masterom
Страницы: 4 [3] 2 1 Календарь