Рецензия на «Классный мюзикл»
Два студента средней школы — звезда, капитан команды по баскетболу, красавец Трой и тихая отличница, президент клуба науки Габриэлла — решают тайно прослушаться для музыкального мюзикла. Вскоре это решение переворачивает вверх дном и их мир, и их школу.
Ожидалось, что повторный пресс-показ безумно популярного во всем мире телефильма «Классный мюзикл» пройдет тихо и спокойно: ничего не предвещало приятных сюрпризов, ибо шумная презентация с фуршетом и звездными гостями была неделей раньше. Впрочем, дискомфортных неожиданностей также не намечалось. В итоге, заполненный на три четверти премьерный зал пафосного Дома Музыки откровенно скучал, однако немногочисленное число пишущей братии было подсознательно готово на любые мытарства. Публика требовала хлеба и зрелищ, которые нежданно и негаданно дали о себе знать уже на первых минутах просмотра.
Вокальные партии американских актеров, старательно продублированные на русский язык Сергеем Лазаревым, Евгенией Отрадной и компанией поющих «фабрикантов» прервались на полуслове: красивая картинка рассыпалась на сотни пикселов, сладкие голоса преобразовались в механический скрежет. Так называемый эффект Youtube’а периодически радовал зрителя в течение часа, вскоре став почти родным. Зал встретил данные подергивания картинки и заикание актеров, как и положено: кто-то вышел, произнеся сакраментальное «Какой позор!», кто-то с завидным упрямством верил и надеялся, что это часть концепции как в каком-нибудь «Монстро», кто-то просто улюлюкал и встречал каждый дефект записи со смехом, комментариями и овацией.
Напоминать о том, что стоит быть тем, кем ты на самом деле являешься, полезно. Однако не всегда уместно проводить это вот таким, неопрятным, бессовестно прямолинейным образом.
Собственно, ведь никто не говорил, что будет легко. Сама же картина, премьера которой будет 24-го мая по Первому каналу, оказалась не менее проблемной, чем ее пресс-показ. Грандиозный успех ленты в США, в первую очередь, служит подтверждением огромных различий в менталитетах. «Классный мюзикл» поведает историю о парне-спортсмене-комсомольце-гордости школы, который вдруг вместо того, чтобы тупо забивать мячики в привычную баскетбольную корзину, решает участвовать в музыкальной школьной постановке. На героя выливается уйма вопросов: что подумают преподаватели, семья, команда? Стоит ли овчинка выделки? Как оказалось, стоит.
Нашей же молодой зрительской аудитории вникнуть во внутренние перипетии в мыслях неполовозрелого юнца будет нелегко. Классовость в тинейджерских тусовках хорошо была обыграна в «Дрянных девчонках» Уоттерса или в «Выскочке» Пэйна. У режиссера же «Классного мюзикла» Кенни Ортега ввиду ограничений телевизионного формата смелости и задора, вытягивающих проект, откровенно не хватило.
В американских общеобразовательных школах есть такой совершенно гадкий для восприятия русской молодежи термин, именуемый командным духом, из которого понятным образом вытекают ответственность и обязательства перед коллективом. Американское кино любит беспричинно заниматься морализаторством, и телефильм Ортега в этом отчаянно преуспевает. Впрочем, конфликт «Классного мюзикла» перестает быть таковым, когда разыгрываемая драма оказывается в руках смазливых, но неубедительных актеров. Несомненно, напоминать о том, что стоит быть тем, кем ты на самом деле являешься, полезно. Однако не всегда уместно проводить это вот таким, неопрятным, бессовестно прямолинейным образом.
По форме, фильм как клипы из раннего творчества Бритни Спирз. Когда эта девушка была молода, красива, девственна и психически уравновешена, ее клипы были аналогичной приторно-сахарной ватой, от дегустации которой сводит зубы и непроизвольно кривится снисходительная улыбка. Смотреть на весь этот ужас, разбавленный смертельно тоскливыми музыкальными номерами, действительно страшно. Оттого приходится абстрагироваться от картины и оценивать лишь педантичную локализацию.
Стоит отметить, что «Классный мюзикл» вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как первый телевизионный фильм, девять песен из которого одновременно появились в списке 100 наиболее популярных песен на сайте Billboard Hot 100. В оригинальном варианте, проект как сборник грамотно сведенной и, в общем-то, небездарной попсы — стопроцентно продюсерский, просчитанный до мелочей. Русская версия по большому счету не подкачала: как и в недавнем диснеевском хите «Зачарованная», «Классный мюзикл» дублируют наши звезды. Поют терпимо, даже с претензией на дальнейшую ротацию по радио и музыкальным каналам.
Добьются ли наши артисты аналогичного успеха — вопрос спорный. Картина с сомнительной культовостью вряд ли вызовет ажиотаж в России, и выпуск этой полуторачасовой видеоинсталляции для «Русского радио» в эфир 24-го мая на центральном телевидении — ничего иное, как разминка и репетиция перед прямым включением с Сербией, где ночью пройдет конкурс Евровидения-2008. Наверняка, зрители, которым удастся осилить «Классный мюзикл» смогут и собраться с силами, для того чтобы дождаться, вероятней всего, плачевных для страны, результатов финального голосования. Что ж, пожелаем всем участникам конкурса удачи — она им понадобится.
