Решение человека прервать собственную жизнь не поощряется ни одной известной религией. Даже буддизм, формально ориентированный на духовное самоустранение, на развоплощение, видит в самоубийстве грубейшую ошибку. Эксперименты по досрочному переходу в мир иной практикуются лишь среди маргинальных сектантов. Но даже здесь массовые «исходы» в лучший мир осуществляются обычно не на основе специфической идеологии, а потому, что переживающий кризис глава секты не желает оставлять этот мир один.
Тем не менее отношение к самоубийству существенно варьирует в разных культурах. При этом наиболее категорическим неприятелем самоубийства, по всей видимости, следует признать христианство.
В отличие от убийства другого человека, которое при определенных условиях может быть дозволено (например, на войне), согласно учению церкви, не существует ситуации, в которой человек был бы вправе себя убить. Самоубийство - это всегда слабость, самым пагубным образом сказывающаяся на посмертном существовании.
Христианство не признает ситуации, в которой бы самоубийство находило себе оправдание. Возьмем классический случай, о котором речь шла в прошлый раз: опасаясь не выдержать пыток и предать своих близких, человек кончает с собой. Для христианина это не выход. Согласно представлениям церкви, поступивший так просто выбрал между двумя грехами, меру ответственности за которые не знает никто. Не говоря уже о том, что само самоубийство трактуется как предательство по отношению к Богу.
Близкого подхода придерживаются и многие независимые авторы. Так, Раймонд Моуди в своем исследовании посмертных переживаний опрашивал также и вернувшихся к жизни самоубийц. Все они признались, что первым их ощущением после того, как их душа покинула тело – было ощущение, что они совершили роковую ошибку, что вместо того, чтобы решить проблему, они увековечили ее. Никто из них больше не пытался решать свои жизненные проблемы путем наложения на себя рук.
Знаменитый философ и психолог Виктор Франкл пишет в этой связи: «Теоретически, конечно, можно допустить и оправдать самоубийство, если это сознательная жертва - и в этом случае его можно отнести к разряду истинно нравственных действий. Однако из опыта мы знаем, что побуждение к самоубийству даже такого типа в действительности нередко происходит от чувства обиды или возмущения, злобы или негодования – словом, там, где в конце концов можно найти выход из казалось бы безнадежной ситуации. Поэтому мы возьмем на себя смелость сделать обобщение: ни одно самоубийство не может быть нравственно оправдано. Не может оно представлять собой и искупление. Ибо самоубийство не только лишает человека возможности развиваться и приобретать опыт в результате собственных страданий, но и лишает возможности искупить страдания, которые он сам причинил другим. Таким образом, самоубийца никогда не расплатится за прошлое».
В целом можно сказать, что хотя в секулярной культуре сформировалось вдумчивое отношение к самоубийству, оно и здесь расценивается как грубая ошибка. Так, Достоевский писал: «Самоубийство есть самый великий грех человеческий…, но судья тут - един лишь Господь, ибо Ему лишь известно все, всякий предел и всякая мера».
Недавно в России было издано весьма обстоятельное и единственное в своем роде исследование на данную тему: «Писатель и самоубийство». Автор этой книги Григорий Чхартишвилли (пишущий великолепные детективы под псевдонимом Борис Акунин) вполне сочувственно изложил многие оправдывающие самоубийства подходы и верно подметил, что в наше время люди психологически очень близки к самоубийству. Тем не менее, он завершает свое сочинение следующими словами: «Общий вывод у меня получился такой: к самоубийству нет и не может быть единого отношения. Иногда оно - малодушие, истерия, осквернение великих таинств жизни и смерти. Иногда - единственно достойный выход. Подсказки нет и не может быть. Есть только примеры, только прецеденты, только мера мужества и терпения, отпускаемых каждому из нас сугубо индивидуально. И еще есть притчи, метафоры, которые тоже позволяют что-то нащупать».
Акт свободы
В целом можно сказать, что иудаизм весьма близок к тому жесткому подходу, которое распространилось в мире на основе христианства. Слова Торы: «Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я» (Берешит 9.5) трактуются как запрет на самоубийство, а в Талмуде сказано: «Пусть тебя не уговаривает твой искуситель, что могила станет твоим убежищем. Ибо не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, и не по своей воле предстоит тебе дать отчет перед Царем царей, Святым, да будет Он благословен» (Пиркей Авот 4.30).
И все же в одном пункте иудаизм проявляет явную снисходительность: когда человеку угрожает не просто мучительный конец, но когда источником такого конца является другой человек, то самоубийство признается не только допустимым, но по существу даже приветствуется.
Основывается этот подход на эпизоде, описанном в первой книге Шмуэль (31.3-5): «И война против Шауля стала жестокой; и разили его воины, стреляющие из лука, и он весьма устрашился стрельцов. И сказал Шауль оруженосцу своему: обнажи меч свой и заколи меня им, а то придут эти необрезанные заколоть меня и будут издеваться надо мной. Но не согласился оруженосец его, ибо очень боялся. И взял Шауль меч свой, и пал на него. И увидел оруженосец его, что умер Шауль, и пал и он на меч свой, и умер вместе с ним».
Иудейская традиция не квалифицирует этот поступок Шауля и его оруженосца как самоубийство. Так, комментатор писания р.Давид Кимхи (Радак), живший в Провансе в XIII веке, пишет в этой связи: «Не согрешил Шауль, убив себя самого. И не смотря на то, что сказано: «Особенно же кровь вашей жизни взыщу Я» (Берешит 9.5), что относится к убившему самого себя, не согрешил Шауль, так как ему было известно, что он умрет на войне, ибо так сказал ему Шмуэль, и еще потому что видел стрелков и не мог ускользнуть от них и ему стоило убить себя самому и избежать тем издевательств необрезанных. И так учили мудрецы: «кровь вашей жизни взыщу Я» не относится к случаю с Шаулем».
Этот заданный Шаулем прецедент воспроизводился на протяжении всей еврейской истории. Так поступали уже в древние времена, во время Иудейской войны, и так поступали в средние века во времена преследований со стороны христиан. Кончать с собой перед угрозой надругательств, смерти или насильственного крещения не только не считалось грехом, но даже признавалось безусловной доблестью.
Причем знаменательно, что так евреи повели себя уже при первом же погроме, учиненном христианами в Вормсе в мае 1096 года (до эпохи крестоносцев христиане не проливали еврейской крови). Вот как описывает произошедшее еврейский хронист: «Один убивал брата, другой – родителей, жену и детей; женихи убивали своих невест, матери – детей. Все принимали с открытым сердцем божественный вердикт: поручая свои души Вечному, они восклицали: «Слушай Израиль».
А вот что рассказывается в другой хронике того же 1096 года, написанной христианином после избиения евреев Майнца: «Евреи, видя как христиане пошли с оружием в руках на них и на их детей, не щадя ни старых, ни малых, сами взялись за оружие, которое они направили на своих единоверцев, на своих жен и детей, матерей и отцов, и сами истребили друг друга. Ужас охватывает при этих словах: матери хватали ножи и перерезали горло собственным детям, которых они вскормили своим молоком, предпочитая погибнуть от своих собственных рук, чем пасть от рук необрезанных».
На протяжении веков эти страшные картины повторялись. Вот что рассказывает один источник, описывающий преследования евреев во время чумы в 1348 году: «Они чувствовали, что скоро должны будут умереть; тогда они начинали договариваться между собой таким образом, чтобы один из них убил всех остальных, чтобы таким способом избежать смерти от руки необрезанных. И они приняли решение и все подтвердили его, что один из них, почтенного возраста и известный своей преданностью Закону, предаст их смерти…».
В книге Григория Чхартишвили среди прочего рассматривается также и отношение к самоубийству в еврейской традиции. Вот что он пишет: «Иудаизм чтит своих мучеников, совершивших самоубийство, не затушевывая обстоятельств их смерти, как это делало средневековое христианство.
Крепость Масада, где в 73 году тысяча зелотов совершили самоубийство, чтобы не попасть в плен к осаждавшим их римлянам, считается символом израильского патриотизма и национальной святыней. А почти две тысячи лет спустя главный раввин израильской армии Ш.Горен высказал суждение, что солдат, которому угрожает пленение, не только может, но даже обязан себя убить. Чтят иудаисты и память евреев, в знак протеста покончивших с собой в концлагере Треблинка (1943). Это было первым шагом к отчаянному по смелости восстанию, что симптоматично: самоубийство - это акт свободы».
Итак, иудаизм признает ситуацию, в которой самоубийство является не преступлением, а «актом свободы».
Как это следует понимать? Почему все же самоубийство запрещено в случае мучительной естественной смерти (автаназия), но разрешено в случае смерти насильственной?
По-видимому, потому, что в такой ситуации самоубийство – это своеобразная форма сопротивления, действие, в результате которого враг лишается своего права победителя, своей власти издеваться и казнить.
Как бы то ни было, самоубийство признается иудазмом вполне оправданным, когда оно предупреждает жестокую расправу над человеком со стороны его врага. В этом случае – но только в этом единственном случае – самоубийство это не бегство от проблемы, а одно из адекватных решений. Это продолжение борьбы, ибо это лишение врага вожделенной для него радости убийства.
Вопрос о легализации эвтаназии, то есть права человека, обреченного на смерть, требовать прервать свое существование, сейчас обсуждается весьма активно. Спорят о нравственной, религиозной стороне этого явления, приводят различные аргументы за и против, однако единого мнения достигли лишь в либеральной ко всем или почти всем человеческим слабостям Голландии.
И вот новый поворот этого спора: сегодня право человека самостоятельно решать, жить ему или умереть, стало в буквальном смысле козырной картой в шоу-бизнесе. На первый взгляд кажется, что эти два понятия абсолютно не связаны, однако это лишь видимость.
Весьма оригинальную акцию из разряда "не для слабонервных" решила провести в американском Санкт-Петербурге группа Hell on Earth. По словам музыкантов, на их концерте в субботу прямо на сцене состоится самоубийство. Счеты с жизнью сведет неизлечимо больной человек, утвердив таким образом право на эвтназию.
О таких планах лидер хард-рок команды, исповедующей, как явствует из названия, принципы сатанизма, заявляли и раньше. Однако сейчас устроить такой устрашающий перформанс, который, безусловно, шокирует всех жителей родины Тома Сойера, стало для любителей эпатажа делом принципа.
Все дело в том, что власти штата Флорида, где и должен состояться кровавый концерт, закономерно воспротивились этому и спешно издали постановление, согласно которому публичное самоубийство в коммерческих и развлекательных целях карается по закону. По словам одного из членов городского совета Билла Фостера, несмотря на то, что это явный публичный трюк, нельзя "праздно сидеть и позволить кому-либо потерять свою жизнь".
Однако музыканты придерживаются иного мнения. "Шоу должно продолжаться", - так ответил лидер Hell on Erath на попытку властей Флориды запретить концерт. Сегодня представители группы заявили, что задуманое ими самоубийство все-таки состоится для избранных зрителей и будет транслироваться в Интернете на сайте группы.
Выхода нет.
Самоубийство...
***
Я - самоубийца.
Правда, выживший, но суть от этого не меняется.
Когда моя любимая ушла к другому, мне показалось, что весь мир рухнул.
Всё сразу кончилось...
Жить дальше я не видел...
И не хотел.
Самоубийство - это свобода сделать свой выбор между жизнью и смертью.
И я этот выбор сделал.
Я не хотел жить!!!
Выхода нет!
Выхода нет!
Выхода нет!
Выхода нет!
Выхода нет!
Я сделал одномоментно около пяти попыток уйти из жизни.
Целеустремленности у меня тогда было хоть отбавляй...
Я выжил...
Провалялся в больнице около 60 дней, но...
Выжил.
Итак...
***
Краткое руководство для самоубийц.
Способы добровольного ухода из жизни.
Собственно говоря, я расскажу о всем, что знаю.
Плюсы и минусы.
Повешение.
Плюсы:
Простота и доступность.
Да, чуть не забыл - вешаться принято за шею.
Служа в армии, я встретил одного кадра, который повесился за руку.
Я его спросил:
- Ты почему за руку-то повесился, придурок?
Он мне ответил:
- Попробовать хотел...
Провисел он так сутки, пока его не нашли.
Рука опухла, посинела. Чувак был злой, как собака.
Руку вылечили. Потом его лечили в психушке 3 месяца. Комиссовали.
Больше он ничего с собой не делал.
Оборудование: веревка, ремень, шнур, крюк, дерево, сук.
Словом всё, что можно к чему-то привязать, сделать петлю, в которую сунуть дурную голову.
Сделать это просто и легко.
Правда, больно и есть
... минусы:
Веревка имеет свойство обрываться иногда в самый неподходящий момент, когда ты уже описался, обкакался, успела выброситься семенная жидкость, и ты уже (еще) без сознания.
Поверьте мне, я знаю довольно самоубийц, которые вешались и выжили...
Так вот все они после повешения более попыток что-то с собой сделать, более не совершали.
Причин тут несколько.
Во-первых, болевой шок всё же достаточно силен.
Во вторых, многие после попытки уйти из жизни понимают, что есть такая вещь как судьба.
Можно с ней играть в разные игры...
Но если умереть не судьба...
То...
Словом, веревка бывает, рвется.
Крюки, и прочие приспособления, к которым крепится веревка, тоже, сволочи не выдерживают в самый ответственный момент.
Карма.
Судьба, мать её!
Примерно 9 случаев из ста повешений заканчиваются смертью.
ВЫВОДЫ:
Ненадежно, словом, вешаться.
Хотя если веревку подобрать надежную, и привязаться к чему-то надежному, то может и получится.
Большинство женщин всё же избегают такой смерти по причине неэстетичного вида трупа.
Прости, читатель, но твое тело после смерти именно так называется, а твоя бессмертная страдающая душа на перчик никому не нужна в этом дурацком ебанутом мире.
Поэтому иначе как трупом то, что с тобой станет, никто тебя не назовет.
Но может быть лишь ебанутым обдолбанным трупом, если тебя это успокоит.
Так вот, действительно, труп после повешения выглядит не лучшим образом: язык большой и синий висит изо рта.
Причем величины он становится почему-то просто неимоверной.
Морда у трупа вся синяя такая, как у Шивы. Шея почему-то вытянутая и длинная.
Штаны обкаканные и описанные.
Труп воняет сильно.
Ну, патологоанатомы, к этому привычны, а дамочки нет, поэтому вешается в основном сильный пол.
Отравление.
Плюсы:
Простота.
Правда, нужно знать, чем травиться.
Потому как я встречал одну даму, которая пыталась отравиться витаминами.
Сами понимаете, ни хрена у неё не вышло, но она потом всем долго рассказывала про какой-то тоннель и свет в конце тоннеля.
Потом даже лекции по целительству читала несколько лет, пока окончательно не рехнулась.
Сейчас живет в Севастополе, временами лежит в психиатрической клинике.
Остальное время посвящает обучению целительству народ.
Говорит:
- Это моя миссия...
Так вот травиться чем-то нужно в уединенном месте, чтобы тебя никто дня три не нашел, и главное, травиться нужно ЯДАМИ.
Хотя, большинство, все же выживают.
Судьба...
Вероятность летального исхода - 3 случая из ста попыток.
Карма!
...и минусы:
Ну, нет доступных путевых ядов, хоть ты тресни.
Кроме того, вероятность отравления еще ниже, чем при вешании.
Всё из-за того, что:
-- Спасают суки-врачи. Их не просят, а они... честно делают свою работу.
-- Ну, просто нет доступных ядов со 100% эффектом.
-- Организм наш почему-то хочет жить просто со страшной силой. Всё ему, организму нипочем. Поэтому рвота неизбежный спутник отравления.
-- Совершенно не кайфовое ощущение. Всё болит, кружится, но уже после того, как остался все же жить.
-- Не судьба.
Выводы:
Может быть, и есть смысл травиться, когда есть путевый яд. И вдали от людей где-нибудь в Антарктиде.
Если нет яда, и ты делаешь дома - будь готов к тому, что тебя объявят придурком. Запрут в псишку. И будут лечить месяца два в том учреждении, куда ты совсем не стремишься.
Хотя если ты хочешь закосить и стремишься попасть в психиатрическую клинику дабы избегнуть службу в армии, или еще, для каких нужных тебе целей, то будь готов, что может сыграть закон подлости.
Ты представь себе - простой крысиный яд убьет тебя! Или, к примеру, белладонна, или аконит, или даже простой мышьяк возьмет, да и подействует на твой организм.
И ты по закону подлости превратишься в зловонный синий трупешник со всеми вытекающими...
Поэтому если ты хочешь косить, даже и не пробуй яд!
Для этого есть более доступные средства самоубийства или закоса.
Например: взрезание вен, как консервной банки.
Плюсы:
Если ты хочешь косить, то это именно то, что тебе нужно!
Потому как умереть так удается одному из сотни, и то если он долбоеб.
К плюсам также относится простота исполнения и доступность средств - ножи, бритвы и прочее.
К этому способу прибегал и я в ранней молодости.
И знаешь почему, читатель?
Да потому, что не было у меня тогда ни Интернета, ни такого продвинутого чувака, как я, который мог бы мне все рассказать про самоубийство, что нужно делать и чего делать не стоит.
Но минусы при вскрытии вен довольно существенны:
Кровь сворачивается.
Ты не умираешь почти никогда.
Следы на руках остаются на всю жизнь.
Неэстетично.
И ко всему прочему всякие безмозглые доёбываются:
- Что это у тебя такое на руках?
А то не видно!
Короче, - не судьба.
Попытаться можешь, читатель, но если ты просто безмозглый идиот.
Еще один распостраненный способ ухода -
Бросание под колеса (поезда, машины, трамвая, телеги и др. средств передвижения)
Плюсы:
Бросился и всё.
Просто и легко.
Больно.
Но не надолго.
Рекомендуется - поезд.
Не рекомендуется:
Катафалки (похороны будут в чужой могиле),
Телеги (останешься жив),
милиция (побьют, суки, своих не узнаешь, забудешь ради чего всё начал),
"скорая помощь" (спасут "ангелы"),
частный личный транспорт (водителя могут посадить за наезд. Он в чем виноват-то?).
...и минусы:
Вероятность летального исхода при этом способе самоубийстве 32%.
И то держится столь высокая цифра за счет рекомендованных поездов.
Но и тут есть проблемы.
В армии со мной служил один кадр. Он бросился под поезд вперед ногами. Ноги отрезало напрочь. Сам жив остался.
Когда мы его спросили:
- Ты почему прыгал ногами вперед?
Он ответил:
- Головой вперед страшно было.
Или еще один случай был.
Парень под Стамбулом прыгнул под электричку. Споткнулся обо что-то и упал раньше времени.
У него отрезало правую руку.
Повезло?
Или не повезло?
Смотря с какой точки зрения смотреть на это.
Одна моя знакомая певица бросилась от несчастной любви под машину.
Дело было зимой, тачка шла километров под 150.
Девка вся переломалась. Год в больнице. Выжила.
Потом за водилу вышла замуж.
Карма.
Любовь, мать её за ногу...
Но иногда всё заканчивается более плачевно - инвалидность на всю жизнь. И жизнь растения.
Оно вам надо?
Замечу от себя: пробовать - это не рекомендуется.
Это не фундук.
Или ты прыгаешь под поезд головой на рельсы, либо не балуйся понапрасну, сходи к психотерапевту, и расскажи ему про свои проблемы, и тебе помогут выбраться из ямы безумия, куда ты попал.
Поверь уж мне, психотерапевту со стажем, бывшему самоубийце.
Кроме того, к минусам бросания под поезд можно отнести и сильно расчлененное тело при удачной попытке.
Это даже не тело, а куски мяса, которые будут валяться на довольно значительном расстоянии от места происшествия.
Лично меня всегда это останавливало.
Мне рассказывали, как однажды одна молодая особа покончила с собой под Бруклином.
Дело было ночью. О чем там думал машинист неизвестно, а только собаки долго пировали.
Мясной пир закончился, когда обходчик нашел обглоданную голову несчастной.
Полиция три дня собирала останки.
Собрала лишь кости и голову.
Опознали труп по зубам.
Кое-кто считает, что главное - смерть. А там уже всё - фиолетово.
Каждый волен решать сам.
Всё дело в степени отчаяния и безрассудства.
Еще один способ самоубийства:
Полет в вечность.
Плюсы:
Ты берешь и прыгаешь в бездну небытия с какого-то высокого архитектурного сооружения:
Дома,
Моста,
Башни,
Памятника.
...и минусы:
Вся проблема в том, что делать это нужно:
С высокого сооружения.
Да и то, прыгнувший с высоты имеет шанс выжить и остаться инвалидом, прикованным к инвалидной коляске.
Увы, из прыгавших ушедших в небытиё лишь 10%.
Остальные в лучшем случае живы. В Худшем они - калеки.
Судьба, её не обманешь.
Вообще вот, что ребята потенциальные самоубийцы, я вам скажу:
Это мое мнение.
Но, тем не менее, судьба есть и от неё никуда не уйти.
Если тебе суждено умереть молодым, то ты умрешь.
Если нет, то извини-подвинься, ты будешь, жив, даже если будешь травиться цианидами.
Поверь мне, я раз двадцать что-то пытался с собой сделать.
Если судьбе будет угодно, то ты умрешь.
Но судьба не в твоих руках. Она дама капризная, и у неё свои взгляды на жизнь.
Если ты со мной не согласен, то в твоем случае тебе нужно выбрать самый проверенный и надежный способ самоубийства:
Самострел.
Плюсы:
Одни плюсы.
Берешь пистолет, и стреляешь в голову.
Не рекомендуются стрелять в иные места.
Ибо это не ведет к смерти.
Есть люди, у которых дрожат руки.
И есть такие, у которых просто нет сердца.
А это уменьшает шансы на успех задуманного.
...и минусы:
Нужен пистолет.
Нужен.
А где его взять?
Это уж думать вам.
Я таких советов не даю.
Среди минусов - дрожание предательское ручонок и...
...Чудо.
По-другому я это не назову.
Среди стрелявшихся, как ни странно, есть немало выживших.
Ибо - не судьба.
Также к минусам стоит отнести неказистый вид трупа, закрытый гроб, мозги по стенам и проклятие вас будущих жильцов помещения, где всё произошло.
А также к несомненным минусам самоубийства стоит отнести - отмирание души, невозможности дальнейшего перерождения и...
Небытиё