Цитата сообщения Парашутов
ЖЗЛ (ПАСКАЛЬ ДАНЬЯН-БУВЕ. ПРАВДИВО И РЕАЛИСТИЧНО О ЖИЗНИ ГОРОДОВ И ДЕРЕВЕНЬ).
Паскаль Адольф Жан Даньян-Буве
Pascal Adolphe Jean Dagnan-Bouveret
7 января 1852, Париж - 3 июля 1929, Кенсе
Pascal Dagnan-Bouveret Self-portrait.
Французский художник – реалист, один из ведущих французских художников академической школы.
Паскаль Адольф Жан родился в Париже в семье портного. Воспитывался дедом по материнской линии после того, как отец уехал на заработки в Бразилию, где и остался. Позже к своей фамилии Даньян художник добавил фамилию деда – Буве. С апреля 1869 года юноша учился живописи в студии художника Александра Кабанеля (Alexandre Cabanel, 28 сентября 1823 - 23 января 1889), а затем в парижской Школе изящных искусств, где его педагогами были тот же Кабанель и Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme, 11 мая 1824 - 10 января 1904). В Школе он познакомился и подружился с будущим представителем натурализма Жюлем Бастьен-Лепажем (Jules Bastien-Lepage, 1 ноября 1848 -10 декабря 1884) и художником Густавом Клодом-Этьенном Куртуа (Gustave Claude-Etienne Courtois, 1853-1923). Как и у всех молодых французов того времени, его карьера была временно прервана франко-прусской войной и Парижской Коммуной (1870-71), поэтому Паскаль Адольф Жан продолжил свое образование только в 1872 году, поселившись в студии Жана-Леона Жерома.
В 1873 году Даньян-Буве открыл свою собственную студию с однокурсником Густавом Куртуа.
Pascal Dagnan-Bouveret Portrait of Gustave Courtois.
В 1875 году художник дебютировал в Парижском Салоне с картиной «Торжествующая Аталанта» (Аталанта - греческая героиня, победившая всех мужчин - конкурентов в беге). В выставках Салона Даньян-Буве принимал участие в 1877-1880, 1882, 1884-1889 годах, несколько раз получая высокие награды (о чем ниже).
Pascal Dagnan-Bouveret The Lament Of Orpheus (Плач Орфея). 1876.jpg
В 1878 году художник переехал на восток Франции в городок Франш-Конте, где жили родственники его друга Куртуа. В этом же году иллюстрации Даньян-Буве к роману Антуана Франсуа Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» получили в парижском Салоне Бронзовую медаль.
В Франш-Конте художник создал большое количество пейзажей и натюрмортов, а в 1979 году женился на сестре Густава – Анне-Марии. Пара познакомилась во время многочисленных визитов художника в дом своего друга еще во времена их знакомства в Школе изящных искусств. Под влиянием жены художник стал обращаться к религиозным темам, которые стали появляться в середине 1880-х годов и в конечном итоге стали основной темой его творчества.
Пока же в работах художника ярко выражен классический академизм с темами, взятыми из повседневной жизни простых людей. Еще в Париже, во время учебы Паскаль Адольф Жан был вдохновлен творчеством французских художников-реалистов Гюстава Курбе и Франсуа Бонвена, а также голландскими мастерами-жанристами, писавшими бытовые сцены из сельской жизни. Историки считают, что Даньян-Буве, наряду с Жюлем Бретоном, стал одним из первых французских художников, изобразивших крестьянский быт в духе натурализма.
В 1880 году в Салоне художник выиграл Золотую медаль за картину «Несчастный случай» (An Accident).
На полотне изображен сельский интерьер, в котором на стуле сидит мальчик, а врач обрабатывает его раненую руку.
Pascal Dagnan-Bouveret An Accident. 1880 г.
Вся большая семья собралась посмотреть на эту медицинскую процедуру. Как пишут искусствоведы, «рваные одежды семьи резко контрастирует с модным костюмом врача». Не знаю, сознательно ли художник изобразил эти социально-классовые различия, или просто писал то, что видел. Причем, картина была выполнена в двух вариантах.
Pascal Dagnan-Bouveret An Accident. 1880 г.
Отмечу также, что на одном из аукционных сайтов нашел вот эту не атрибутированную картину, которая повторяет полотно Даньян-Буве.
Автор неизвестен Doctor's House Call (Вызов врача на дом). 19 век
Точно так же точно и скурпулезно художник изображал и городскую «современную жизнь».
В гравюре «Приручатель птиц в саду Тюильри» (A Bird Charmer in the Tuileries Gardens, 1879), например, он создал привлекательный образ современной парижской жизни на улице.
Pascal Dagnan-Bouveret A Bird Charmer in the Tuileries Gardens. 1881 г.
Год спустя в картине «Прачка» (La Blanchisseuse) Даньян-Буве изобразил на первом плане усталую молодую прачку, которая сидит на скамейке в парке и отдыхает от своих трудов. Вдали он написал себя со своим другом Густавом Куртуа, прогуливающимися по осенней набережной в парке и, казалось бы, не обращающих внимания на привлекательную молодую женщину. Художник отказался от моральных и социальных комментариев, он не навязывает своего мнения и не обличает, давая право зрителю иметь свое мнение.
Pascal Dagnan-Bouveret La Blanchisseuse (Прачка). 1879 г.
Pascal Dagnan-Bouveret Garçon avec un orgue de Barbarie (Мальчик с шарманкой).
Еще в студии Жерома Даньян-Буве узнал, как можно использовать фотографию инструментом для
организации композиции картины и создания картотеки интересных зрительных образов.
Хотя техника фотографии была еще молодой в 1870 году, в конце века она станет настоящей «палочкой-выручалочкой» для многих художников. Сам Паскаль Адольф Жан в ходе подготовки будущих работ наряду с традиционными композиционными эскизами чернилами или карандашом активно использовал и «постановочные» фотографии. Такой прием художник использовал, например, в работе над картиной «Лошади, пьющие из желоба для стока воды» (Horses at the Watering Trough, 1884). В 1885 году эта работа была награждена Почетной медалью.
Pascal Dagnan-Bouveret Horses at the Water Trough. 1884 г.
Фотография, сделанная для работы над картиной.
На протяжении 1880-х и 1890-х годов, художник активно работал в самых разных жанрах, изображая натуралистически городскую и сельскую жизнь, а также уделяя все больше внимания религиозной живописи.
Pascal Dagnan-Bouveret Gustave Courtois in his studio 1880 г.
У картины есть второе название "Bouderie" (Вспышка раздражения), это относится, видимо, к героине полотна, которая на что-то обиделась.
Pascal Dagnan-Bouveret In the Stable (В конюшне). 1883 г.
В начале 1880-х годов Даньян-Буве вместе с Густавом Куртуа снимали студию в Нейи-сюр-Сен - модном пригороде Парижа. К этому времени Даньян-Буве историками и критиками был уже признан ведущим современным художником Франции.
Photograph of Pascal Dagnan-Bouveret. 1897 г.
Pascal Dagnan-Bouveret The Nuptial Benediction (Благословление на брак).
Pascal Dagnan-Bouveret Une Noce chez le photographe (Свадебный фотограф). 1878-79 гг.
С 1885 года Паскаль часто посещает Британь, и этот французский регион вдохновил художника на создание многих картин.
Pascal Dagnan-Bouvere Woman in Breton Costume Seated in a Meadow (Женщина в бретонском костюме, сидящая на лугу). 1887 г.
Pascal Dagnan-Bouvere Jeune Homme Breton (Молодой бретонец). 1887 г.
В 1886 году Даньян-Буве начал серию картин на тему бретонского обычая «День прощения» (еще его называют «День помилования») – ежегодного паломничества, связанного с праздником святого покровителя местной церкви.
Pascal Dagnan-Bouvere Bretons Praying (Бретонская молитва). 1888 г.
Pascal Dagnan-Bouvere The Blessed Bread (Благословенный хлеб).
В канун праздника паломники, одетые в традиционные костюмы Бретани, собирались на исповедь, а в день праздника приходили на утреннюю мессу и дневную молитву. После богослужения совершался крестный ход вокруг церкви. Это уникальное сочетание театральности, соблюдения сельских обычаев и христианского благочестия нашло отражение в творчестве многих художников, которые часто совершали поездки в Бретань в последнее десятилетие девятнадцатого века.
Pascal Dagnan-Bouvere Les Bretonnes au Pardon. Museu Calouste Gulbenkian te Lissabon.
Фотография, сделанная для работы над картиной.
За картину «День прощения в Бретани» (Le Pardon en Breetagne, 1886) художник был награжден Почетной медалью на Всемирной выставке 1889 года.
Pascal Dagnan-Bouveret Le Pardon en Breetagne. 1886 г.
Художник во время работы над картиной.
Серия бретонских картин послужила обращением и к другим религиозным сюжетам. В конце 1880-х годов художник начал создавать образы Мадонн, вдохновляясь живописью Возрождения и конкретно творчеством Рафаэля. Но Баньян-Буве пытался преобразовать изображения в традициях современных символистов. Например, картина «The Consolatrix Afflictorium» (Утешающая Мадонна, 1899), на которой на фоне мистически освещенного леса Мадонна с младенцем, окруженная ангелами, утешает стоящего на коленях мужчину. Эту картину сразу же приобрел американский коллекционер Генри Клей Фрик, который в этом, 1899 году потерял своего маленького сына.
Pascal Dagnan-Bouveret Consolatrix Afflictorum. 1899 г.
Известна крупномасштабная картина художника – «Тайная вечеря» (The Last Supper), которая в 1896 году была выставлена в Салоне на Марсовом поле (de Champ-de-Mars).
Pascal Dagnan-Bouveret The Last Supper (Тайная вечеря). 1896 г.
Pascal Dagnan-Bouveret Christ and the Disciples at Emmaus (Христос и ученики в Эммаусе).
Кроме всего этого, Баньян-Буве писал портреты для состоятельных клиентов, включая британского коллекционера Джорджа МакКуллоша.
Pascal Dagnan-Bouveret Portrait of Jean Dagnan-Bouveret.
Pascal Dagnan-Bouveret La Princesa Olga Paley (Портрет княгини Ольги Палей). 1904 г.
Pascal Dagnan-Bouveret Dame avec un Éventail (Дама с веером).
С 1890 по 1914 год художник регулярно экспонировался на выставках Общества французских художников и Национального Общества изящных искусств.
В 1891 году Паскаль Даньян-Буве был удостоен ордена Кавалера Почётного легиона.
На Всемирной выставке 1900 года в Париже художник был удостоен чести показать свои картины, в том числе и «Тайную вечерю», в отдельном павильоне.
В ноябре 1900 года Даньян-Буве был избран в члены Академии изящных искусств Института Франции, и стал одним из самых молодых художников, которые когда-либо удостаивались этой чести (хотя художнику исполнилось уже 48 лет).
Pascal Dagnan-Bouveret Breton Women 1887 г.
Pascal Dagnan-Bouveret Portrait of a Brittany Girl.
Хотя в первые десятилетия ХХ века искусство перешло под знамена модернизма, художник продолжал писать реалистичные картины на любимые свои темы вплоть до самой смерти в 1929 году.
Photograph of Pascal Dagnan-Bouveret.
Pascal Dagnan-Bouveret Les Conscrits (Призывники). 1889 г.
Pascal Dagnan-Bouveret In The Forest (В лесу). 1892 г.
Произведения Даньян-Буве широко представлены в коллекциях многих музеев мира, в том числе – в Эрмитаже и ГМИИ им.Пушкина в России, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Художественном институте в Чикаго, музее Карнеги в Питтсбурге, музее Крейслера в Норфолке, штат Вирджиния, в музеях изобразительных искусств в Бостоне и Филадельфии в США, в Государственной галерее Мюнхена, галерее Пумса в Лондоне и музее искусств Уолтера в Балтиморе, музеях Монреаля, Лиона, Арраса, Мелуна и в Школе изящных искусств в Париже.
Pascal Dagnan-Bouveret La Lettre (Письмо). 1884 г.
Pascal Dagnan-Bouveret Ophelia. 1900 г.
Переоценка творчества художника произошла только в XXI веке, например, с 2002 года регулярно проводятся выставки Даньян-Буве в США - под эгидой музея Данеш в Нью-Йорке.
Источники – Википедия, энциклопедические словари и статья Джанет Уитмор на сайте
Rehs.com