Так много это или мало? Д.Д. Сэлинджер |
Держу в руках достаточно толстенькую книжку, весомую такую, основательную, сейчас посмотрю... 859 страниц вместе со вступительно статьёй, примечаниями и оглавлением. Серия "Золотой фонд мировой литературы". Одна книжка вместила практически всё написанное этим автором. Я вот думаю: такой итог существования на земле - это мало, много? Вданном случае - достаточно. Некоторые несознательные граждане могут наивно полагать, что полное собрание сочинений в 145 томах - вот это достаточно, вот это итог, но мы к ним, к счастью, не относимся. Даже если бы этот литератор проявился только одной, самой нашумевшей своей вещью, этого бы уже с лихвой было бы достаточно.
Джером Дэвид Сэлинджер. А повесть (которую принято называть романом) - это "Над пропастью во ржи". И пока ещё я не встречал ни одного человека, которомы бы это произведение не понравилось. Вот так, тупо и без излишних мотиваций - "понравилось" и всё. Наверняка есть такие, кто не в восторге от прозы этого автора, но на моей дороге они пока не встречались. Ещё в обойме есть цикл "Девять рассказов", пять повестей, одна из которых считается незаконченой "16 хенворта 1924" (она же последнее из изданых произведений), около 20 рассказов и несколько фрагментов и набросков. Всё.
Последняя публикация в 1965 году. Последнее интервью в 1974. Больше ничего: ни контактов с прессой, ни появлений в обществе, ни бесед с коллегами по цеху или переписки с читателями. Он ушёл из литературы тихо, спокойно, без хлопанья дверью - буднично и просто. Загадочность и мотивации этого поступка, сделанного именитым, модным, актуальным и востребованным автором, не перестаёт изумлять и сейчас. Решил, что исписался или посчитал, что стал тиражировать сам себя, а может ушёл на покой для работы над очередным шедевром, большим романом? Как бы там не было он вновь всех удивил.
Он стал отшельником. Со временем слухи и ажиотаж вокруг его личности сошли на нет, затем прекратились вовсе, не получая подпитки ни из какого источника. И пожалуй, судя по поведению, сам Сэлинджер этим был вполне доволен. В городке Корниш, на берегу реки Коннектикут, стоит дом с садом, в котором и спрятался писатель. Дом, по чести сказать, стоит даже не в городе, а на отшибе - у дороги, то ли из города на дальние фермы, то ли наоборот. Покой владельца охраняют высокий забор и отстутстви соседей. Впрочем, даже это подвергается сомнению. Одно время вспыхивали слухи о психической болезни писателя, а потому, дескать, дом - для отвода глаз фанатеющей и прочей читательско-журналистской братии. Впрочем с тем же успехом обсуждалось мнение, что Сэлинджер увлёкся буддизмом. что собственно и спровоцировало такое "неадекватное" поведение.
Как бы там не было, писатель достиг своего: о нём перестали шуметь и пресса и читательское сообщество и весь серпентарий или вивариум коллег; остались только его произведения, переиздаваемые раз за разом, пользующиеся неизменным спросом и всё также удивляюшие впервые отрывающего их "тоской неподдельности", отсутствием пошлости в любом её проявлении, откровенностью и прямотой текста. Постоянство истинных ценностей: я единым махом прочёл "Над пропастью..." лет в 16, потом с какой-то болезненной горячностью перечитывал, потом что-то себе думал, пытался записывать. Как сейчас говорят - она для меня сразу стала "культовой" вещью. Сыну 16. Он таскает книгу в школьной сумке, читая в автобусе, ещё, полагаю, на уроках, дома до ночи, расставшись сегодня с ней, например, после непродолжителных боёв и обыска во избежания чтения с фонариком и порчи глаз.
Кто-нибудь дотошный может спросить: для чего писаны все эти буквы в стройный ряд? Идея где, выводы всякие, мораль и прочая атрибутивная ахинея организованного литературного процесса. Так нет этого. Просто очень хотелось, чтобы имя Сэлинджера присутствовало здесь: явно и недвусмысленно. Да: я не знал подробности отграничения от мира этого писателя, как-то не сложилось. Кому надо - считайте это предпосылкой.
Использовано: статья А.М. Зверева "Сэлинджер: тоска по неподдельности" за что ему - огромное спасибо.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |