Хвала Тебе, Господь мой, от нашей матери-земли,
Она питает нас и нами руководит,
И порождает нам плодов такое множество,
Цветы дает нам красные и травы.
Франциск Ассизский
Многие цветы, известные по сочинениям античных авторов (прежде всего ботаника Диоскорида) под латинскими именами, получили в христианские времена религиозные названия. Так, примулу называли ключами святого Петра или Девы Марии (соцветие напоминает связку ключей), пасхальной свечой (часто время ее цветения совпадает с Пасхой). Разные колокольчики именовали лилией святого Иосифа, Вифлеемской звездой, короной Марии, перчаткой Марии, мак называли пуговицами Марии, бегонию — сердцем Иисуса и Божественным оком, вьющийся клематис — волосами Христа или бородой Бога, календулу (ноготки) — пальчиками Марии и салатом всех святых. Сочинения мистиков множили эти уподобления до бесконечности.
Символическое значение приписывалось цветам по ассоциации с разными признаками — с формой, цветом, по созвучию с названием цветка, по месту произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками.
Pseudo Pier Francesco Fiorentino, Italian (active Florence), active c. 1445-1475 -- Virgin and Child before a Rose Hedge
РОЗАРИЙ (лат. Rasarium ) — обобщенное название нескольких типов композиций, в которых изображают Мадонну на фоне цветущего сада, на фоне садовой беседки, решетки с вьющейся зеленью (итал. Madonna del Roseto) или сидящей на земле в "розовом саду" (лат. Hortus Conclusus — "Запертый сад", образ Рая, Царства Небесного; Богоматерь Вертоград; "Сад любви").
Композиция Розария проникнута радостным, праздничным чувством . Метафора "Запретного сада" (в русской традиции — Вертоград заключенный) также восходит к радостным стихам ветхозаветной книги Песнь песней Соломона: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15)
Выдающейся картиной, относящейся к иконографии Розария, является "Мадонна в саду роз" немецкого живописца кёльнской школы Стефана Лохнера .
Lochner Stefan (ок. 1400-1451)__Мадонна в беседке из роз_1440 г_Кельн, музей Вальраф-Рихарц
По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии. В католических литаниях (молениях) Деву Марию именуют "Волшебной", или "Мистической розой" (итал. Rosa Mistica). Цветок розы символизирует радость (белая роза), страдания (красная роза) и славу (желтая роза). Деву Марию изображают на фоне Райского сада в окружении Ангелов, которые славят Ее музыкой и пением.
В Средние века теологи полагали, что земной рай не был смыт потопом, но уцелел и где-то продолжает существовать.Поэтому реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников.
Master of the St. Lucy Legend. 1475/1480__Virgin among Virgins in the Rose Garden_Institute of Arts, Detroit.
Domenico Veneziano (c. 1410–1461) __ Madonna del Roseto_1410
Martin Schongauer (1430-1491, German)__Madonna of the Rose Bush _1473
Обращение к природе и окружающему миру является непременной чертой практически всех художников Возрождения.Мадонна помещена в некий дикий сказочный сад с цветущими розовыми кустарниками и поющими птицами . В связи с этим выявляется и некая символическая составляющая картины. Розы обычно связывают с образом Мадонны, но в конкретном случае этот знак скорее относится к Христу в качестве символа мученичества. В конце средневековья и в эпоху раннего Возрождения были распространены подобные композиции: Мадонна с Христом сидят в окружении розовых кустов, которые ограничивают их пространство. Сказочные птицы представляют собой вполне определенных щеглов. Это атрибут Христа. В католической традиции даже существовала легенда, связывающая эти образы . Говорили, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда сел на голову Христу, когда его вели на Голгофу. Тогда птица извлекла терновую колючку из его брови, а капля крови случайно попала на оперение щегла. Получается, что символы розы и щегла намекают в картине на будущие страдания Христа ради искупления грехов человечества.
Stefano Da Verona (Dit Zevio) (1375-1451) __ Madonna in the Rosary _circa 1435
.
Unknown Master, German (active around 1420 in the Upper Rhineland)__Madonna of the Strawberries _circa 1420
Pisanello (1395 - 1455)_-_Madonna della quaglia (Мадонна с куропатками)_1420
"Мадонна делла Куалья" работы Пизанелло, композиция которой близка Розарию .
Virgin and Child in a Rose-Garden with Two Angels__Hans Memling (1440-1494)__museo_del_prado
Мария с младенцем на руках сидит в цветущем саду, а два ангела поддерживают над ней корону. Картина, в которой еще сохраняется позднеготическая хрупкость, оставляет ощущение умиротворенности и одновременно беспокойства. Угловатые ломкие складки красной одежды Марии, заполняющие всю нижнюю часть композиции, словно движутся, вибрируют. Бледное одухотворенное лицо Мадонны спокойно, но в ее тонких чутких пальцах таится напряжение. А вокруг – Божья благодать. Среди роз снуют птицы, земля покрыта весенним ковром цветов. Художник с реалистической достоверностью и трогательной любовью запечатлел природу Эльзаса. Именно эти растения (розы, ирисы, клубнику, пионы, желтофиоль) и именно этих птиц (малиновок, синиц, воробьев, щеглов) можно увидеть в здешних садах в конце весны.
И в то же время все изображенные растения и птицы символичны: шипы на розовых кустах напоминают о терновом венце Иисуса, скромный воробышек обозначает добродетель, белые цветы клубники символизируют девственную чистоту Марии, а трилистник – триединство Божества
Sandro Botticelli (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi) (1445 – 1510)__Madonna of the Rosegarden (Madonna del Roseto)_ 1469-1470_ Galleria degli Uffizi, Florence, Italy
"Запертый сад" трактуют в качестве символа девственной чистоты, непорочности, целомудрия , но также: "вообще плодородие, в духовном смысле — обилие добродетелей невесты". Слово "сад" в вульгате (латинском тексте Библии) обозначено как "pardes" (от персидск. pairidaeza, греч. paradeisos — Парадиз).
Sandro Botticelli (1445 – 1510)__ Madonna of the Rose Garden_1468_ Musee du Louvre, Paris
Madonna-in-the-rose-garden__ Luini Bernardino (1482—1532)
Madonna of the Rose _circa 1520__Raphael (1483–1520)
Madonna in a Rose-Garden (Madonna del Roseto) 1450-55 by LUCA DELLA ROBBIA_Glazed terracotta, 83 x 63 cm Museo Nazionale del Bargello, Florence
Parmigianino - Die Madonna mit der Rose (1529/1530), Dresden, Gemаldegalerie
Albert Edelfelt [Finnish Academic Painter, 1854-1905] __ The Virgin Mary in the Rose Garden(1898)_Painting - watercolor
С символикой "Сада роз" связано происхождение чёток, изобретенных Св. Домиником . Чётки называют "венком из роз" (лат. Rosarium) и почитают в качестве символа девственности Марии . По преданию, Св. Доминик сделал свои чётки из лепестков роз, перетертых с гуммиарабиком ..Как гласит легенда, Доминику было видение: Мадонна (в иной версии — Младенец Христос) подарила ему бусы. Монах назвал их "розовой короной Мадонны" Предположительно, название связано со средневековой церемонией: вассал подносил своему сюзерену венок из роз в знак почтения и подчинения (отсюда, в частности, происходит обычай изображения ктиторов и донаторов в образе рыцарей в латах рядом с Мадонной). В конце XV — начале XVI в. в католическом обряде складывается культ чёток, им приписывали волшебную силу, побеждающую ересь
Чётки Св. Доминика изображали на алтарных картинах в виде венка из роз (исп. Rosario; нем. Rozenkranz). Под эгидой доминиканцев в Западной Европе возникали монашеские "Братства розариев" (нем. «Rosenkranzbrderschaften").
Альбрехт Дюрер__«Праздник венков из роз» или «Праздник чёток» / фрагмент / (нем. Rosenkranzfest)_ 1506
фрагмент / Rosary Madonna, scene: Mary and St Dominic, two angels and medallions depicting scenes from the life of Jesus and the Passion c. 1596-1598 __Guido Reni (1575-1642)
В конце XV в. в католическом искусстве складывается композиция "Дева Мария чёток" (нем. Rosenkranzmadonna) — Мадонну изображают в мандорле, образованной венком роз, в котором каждый одиннадцатый цветок крупнее предыдущих, как в чётках Св. Доминика, насчитывающих 15 десятков бусин..
8 декабря 1476 г. Папа Римский подтвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (официально догмат утвердили только в 1854 г.; см. Мадонна Иммакулата). Это способствовало развитию мистического культа Девы Марии как "Мадонны роз", или "Мадонны чёток".
Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682) Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг./ Музей Прадо, Мадрид, Испания
Догмат о непорочном зачатии Девы Марии провозгласил Папа Римский Сикст IV 8 декабря 1476 г. Однако официально догмат утвержден Папой Пием IX только в 1854 г. Праздник Непорочного зачатия установил Папа Александр VII в 1661 г.
Благовещение Марии_ 1517—1518 __ Ф. Штосс для церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге
Одним из примеров иконографии Розария является композиция Благовещения Марии из раскрашенного дерева, созданная Ф. Штоссом для церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (1517—1518) . Огромные фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила заключены в овальную раму из роз и подвешены высоко в хоре церкви, пронизанные лучами света (размер обрамления 3,73х2 м). По краям розария спускаются концы чёток из увеличенных бусин. Композицию венчает изображение Бога Отца ( Саваоф) в короне. Змей, символ греховных сил, помещен внизу. В медальоны вокруг главных фигур включены эпизоды "Семи радостей Девы Марии"
.
Rosenkranzmadonna,__ Tilman Riemenschneider (1460 - 1531).
На юге Германии, в 1 км к северо-западу от Вюрцбурга, среди старинных виноградников находится церковь "Марии в винограднике" (Maria im Weingarten), построенная в XV в. для пилигримов. Внутри церкви сохранилась деревянная статуя "Мадонны Розария" (Rozenkranzmadonna) работы франконского скульптора Т. Рименшнайдера (1512—1524)
Название иконы основано на стихах книги «Песнь песней Соломона», в которых приводится описание рая: Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами, нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми миррами, источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана .
(Песн.4:12-15)
В буквальном прочтении в тексте Песни Песней «изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песни песней Суламитой». В святоотеческих толкованиях «Песни песней» образы невесты и сада связываются с Богородицей. В этом толковании на её приснодевство указывают слова «вертоград заключен, источник запечатлен», а садовый источник живых вод — это Иисус Христос, который входит в сад, не нарушая девства Богородицы.
В православных песнопениях образ вертограда также связывается с Богородицей: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос». Кроме того, в гимнографических образах рая часто приводится образ ограждённого сада, так как ограда связывается со спасением и изоляцией от греха.
Икона Божией Матери "Вертоград заключенный"._ Ок. 1670 г. __Мастер Никита Павловец (ГТГ)
Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю).По всей видимости, икона Никиты Павловца опирается на западноевропейские образцы (хотя и не копирует ни один из них), и не имеет своим источником композицию из Страшного суда, также называемую «Вертоград заключенный», где Богоматерь представлена на фоне райского сада, сидящей на троне между двумя ангелами. (подробнее )
Вторая половина 17 века отмечена появлением на Руси целого ряда новых богородичных икон под воздействием поствизантийского,несущего в себе черты католического влияния , и собственно западного искусства. Иногда художники создавали образы совершенно не характерные для Православной культуры. Чаще, как в случае с "Богоматерь Неувядаемый Цвет",западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создаётся новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма,схоластики,свойственный западному искусству,в ней сохраняется. ( подробнее )
Богоматерь Неувядаемый Цвет__Тихон Филатьев_1691_ Москва. Оружейная палата.
Богоматерь Неувядаемый Цвет __ Греческая икона.
Богоматерь Неувядаемый Цвет __ Вторая половина 18 века
http://blog.i.ua/user/2585461/
Источники :: текст
http://art.1september.ru/2006/02/no02_15.htm
Живопись собрана в сети